Альтов Г., «И тут появился изобретатель»
СИТУАЦИЯ:
«…В химической лаборатории собрали установку для получения нового минерального удобрения. Две жидкости, назовем их А и Б, распылялись, превращаясь в потоки мелких капелек, причем капельки А двигались навстречу капелькам Б, соединялись, и получалось удобрение АБ.
Так, во всяком случае, предлагали химики. Но когда установку запустили, оказалось, что кроме капелек АБ получаются еще и совершенно ненужные капельки АА и ББ.
- А и Б сидели на трубе, - огорченно сказал химик. – Может быть, смешать жидкости заранее?
- Нет, смешивать до распыления нельзя, - ответил другой химик. – Просто не знаю, как быть…
- Возьмите учебник физики, - сказал он. – Там вы найдете правило, которое поможет решить задачу.
Как вы считаете: о каком правиле шла речь?..»
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Капельки должны быть и капелек быть не должно.
РЕШЕНИЕ:
«…Если полистать школьный учебник физики, нетрудно найти простое правило: одноименные заряды взаимно отталкиваются, разноименные – взаимно притягиваются. Зарядим капельки А положительно, капельки Б – отрицательно. Тогда при встречах двух потоков возникнут только капельки АБ…»
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Физический эффект (особенности взаимодействия одноименных и разноименных зарядов)
КОММЕНТАРИЙ:
«…Итак, сообразительность плюс немного школьной физики – и примерно 5% современных изобретательских задач будут вам под силу…»
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям
Комментариев нет:
Отправить комментарий