воскресенье, 4 октября 2015 г.

Карточка №542 «Портрет полководца»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю.С. Биография искусств. Ч. 2. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С. 23.

СИТУАЦИЯ:
В русском изобразительном искусстве XVIII и начала XIX века существовали строгие каноны на изображение политических и государственных деятелей. Чтобы подчеркнуть положение человека в обществе, требовалось показать его в определенной позе, с определенным выражением лица. Необходимо было также отобразить род деятельности человека. Политика вполне можно было изобразить в работе над государственными бумагами. Трудности возникали, если требовалось создать образ полководца. Если показать, как он командует войсками, отдает приказы или мчится верхом навстречу противнику, это нарушит каноны портретного жанра. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Деятельность полководца должна быть показана, чтобы соблюсти один из канонов портретного жанра, и деятельность его не должна быть показана, чтобы не нарушить другой канон.

РЕШЕНИЕ:
Полководцев изображали так, как требовали общие каноны жанра, а военные действия делали отдаленным фоном портрета.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе

КОММЕНАТРИЙ:
В качестве примера ниже помещен портрет выдающегося русского полководца Михаила Богдановича Барклая-де-Толли, героя Отечественной войны 1812 года.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах


Комментариев нет:

Отправить комментарий