воскресенье, 15 июля 2012 г.

Карточка №374 «Хижина Джека Лондона»

ИСТОЧНИК:
Виль Быков, «На родине Джека Лондона», статья

СИТУАЦИЯ:
В штате Аляска (США), возле ручья Гендерсон в свое время исследователи творчества Джека Лондона обнаружили старую хижину, где в конце XIX века жил американский писатель, будучи золотоискателем. После того как эксперты подтвердили, что знаменитый автор когда-то обитал в этом жилище, на хижину стали претендовать две страны: США и Канада, на территории которой когда-то располагалась постройка. Каждая из сторон намеревалась разобрать и переместить хижину, чтобы сделать ее мемориалом, доступным для посещения всеми желающими. Как удовлетворить справедливые притязания обеих стран?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Хижина должна быть одна, чтобы сохранить ее первозданный вид, и хижин должно быть две, чтобы экспонат могла получить каждая из спорящих сторон.

РЕШЕНИЕ:
Стороны культурно-исторического конфликта нашли компромиссное решение: соорудить две копии постройки, использовав в каждой из них половину оригинального материала.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип дробления
Принцип вынесения
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
Теперь в Окленде (штат Калифорния, США), на родине Джека Лондона стоит хижина, в которой когда-то жил писатель. Судя по ветхим бревнам, ей несколько десятков лет. Но на самом деле, как мы только что выяснили, эта постройка в целом довольно молодая. Вторая хижина была поставлена в Доусоне (Канада). 

Из источника не совсем ясно, насколько точно новые хижины копируют первоначальное строение. Очевидно, чтобы отразить все детали памятного домика, потребовалось использовать в копиях, кроме оригинального, еще и свежий материал. А это, наверное, снижает ценность каждого из двух получившихся мемориалов. Одним словом, получился настоящий компромисс, когда подлинный выигрыш не был получен ни одной из спорящих сторон.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в музейном деле


Джек Лондон


воскресенье, 8 июля 2012 г.

Карточка №373 «Палки для инкассатора»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. – Воронеж, 1964. – с.126-127.

СИТУАЦИЯ:
Работа инкассатора всегда сопряжена с опасностью. Время от времени перевозчики денежных средств подвергаются нападениям со стороны грабителей, которым иногда удается осуществить свой дерзкий замысел и бежать, завладев инкассаторской сумкой. Как помешать преступнику свободно скрыться с добычей?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сумка инкассатора должна быть маленькой (компактной), чтобы ее было удобно транспортировать, и сумка должна быть большой, чтобы злоумышленник не смог ее свободно умыкнуть от полиции.

РЕШЕНИЕ:
«В Англии, например, создан чемодан для инкассаторов. В случае нападения грабителей инкассатор с помощью несложного устройства выдвигает из чемодана металлические палки. Габариты резко увеличиваются – в таком виде чемодан нельзя внести в автомобиль и, следовательно, быстро скрыться от полиции…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени
Принцип динамичности
а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы

КОММЕНТАРИЙ:
В книге Г. Альтшуллера «Основы изобретательства» использованный прием называется так: 

28. Изменять объем при переводе объекта в рабочее положение

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности
ТРИЗ в системах безопасности


воскресенье, 1 июля 2012 г.

Карточка №372 «Лук Зоркого Сокола»

ИСТОЧНИК:
Сат-Ок (Стани́слав Суплато́вич), «Таинственные следы», повесть

СИТУАЦИЯ:
Какой мальчишка не мечтал в детстве, играя в индейцев, о собственном настоящем боевом луке со стрелами? Но изготовление боевого или охотничьего лука требует высокого мастерства и навыков. Традиционный европейский лук делался из цельного куска древесины, что предъявляло высокие требования к качеству и прочности исходной заготовки; в противном случае лук мог сломаться в местах изъянов. Можно ли усовершенствовать это оружие, применив законы развития технических систем и приемы разрешения технических противоречий?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изъяны на луке должны быть, потому что трудно найти идеальный кусок древесины, и изъянов на луке быть не должно, чтобы сохранить образцовые рабочие качества оружия.

РЕШЕНИЕ:
Индейцы канадского племени шеванезов мастерили составные луки из прутьев от разных пород деревьев. Прутья собирались в пучок или переплетались между собой, чтобы сформировать тело лука. Затем вся конструкция туго обшивалась мокрой волчьей кожей. Высохнув, кожа сжимала прутья, как в железных тисках, делая оружие практически монолитным.

Заметьте, что, подбирая прутья с определенными параметрами, можно заранее задать рабочие качества оружия, управляя его жесткостью или гибкостью. Изъяны древесины на отдельных частях конструкции в этом случае особенной роли не играют. Собственно говоря, лук целиком состоит из одних сплошных изъянов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Переход к полисистеме со сдвинутыми характеристиками (лук составной)
Принцип дробления
Принцип объединения
Принцип предварительного напряжения
Принцип «использование гибких оболочек и тонких пленок»

КОММЕНТАРИЙ:
Обратите внимание, что при изготовлении такого, казалось бы, незамысловатого предмета, как охотничий лук, хитроумные индейцы, сами того не ведая, использовали целый букет приемов разрешения технических противоречий.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


пятница, 22 июня 2012 г.

Карточка №371 «Гвозди для диверсанта»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Брестская крепость» (Россия, Белоруссия, 2010)

СИТУАЦИЯ:
В одном из эпизодов фильма «Брестская крепость» диверсант, переодетый в форму командира Красной Армии, проникает в осажденную крепость и приказывает командиру сражающегося с немцами батальона НКВД прорваться из крепости в сторону укрепрайона. Озадаченный таким напором лейтенант просит предъявить документы. Документы оказались в порядке, да только бдительный командир все равно до конца не верит подозрительному незнакомцу. Как наверняка убедиться в том, что перед ним настоящий командир Красной Армии, а не диверсант?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Отличительный признак у диверсанта должен быть, чтобы выявить врага, и отличительного признака быть не должно, поскольку диверсант подготовлен фашистами к внедрению на высоком уровне и во всех отношениях.

РЕШЕНИЕ:
Командир батальона потребовал от неизвестного показать подошву сапога. Дело в том, что советский сапог подбивался гвоздями с круглыми шляпками, а гвозди на немецкой обуви имели шляпки квадратные. Подоспевший на помощь старший сержант, не дожидаясь реакции незнакомца, поднял его сапог и выдохнул своему батальонному начальнику: «Квадратные!». Разоблаченный диверсант оттолкнул сержанта и бросился бежать, но был остановлен выстрелом в спину.

«А гвозди-то были круглые…» - усмехнулся сержант НКВД, переглянувшись с лейтенантом. Иными словами, обратившись в бегство, диверсант сам себя выдал. Так интуиция сержанта помогла обнаружить тщательно замаскированного врага.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, имел ли место такой случай на самом деле, или же это плод режиссерской фантазии. Но то, что интуиция, помноженная на смекалку, нередко выручала русского солдата – это факт.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле
ТРИЗ в контрразведке
Задача на обнаружение


Мемориальный комплекс 
«Брестская крепость–герой»

воскресенье, 17 июня 2012 г.

Карточка №370 «Как снять кольцо»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Как снять туго сидящее на пальце кольцо? Иногда такая проблема возникает у людей с нарушением кровообращения. Существует простой способ – намылить палец под холодной водой, но он не всегда помогает. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Палец должен быть тонким, чтобы кольцо легко с него снялось, и палец должен быть толстым (по условию задачи).

РЕШЕНИЕ:
Со стороны кончика пальца подсуньте под кольцо иголку с суровой ниткой ушком вперед; длина нити должна быть около метра. Продерните короткий конец нитки вслед за иглой, чтобы она располагалась с другой стороны кольца. Игла больше не нужна. Короткий кончик нити оставьте у основания пальца, а длинный конец плотно, виток к витку, намотайте на палец прямо за кольцом со стороны кончика пальца. Когда палец будет обмотан нитью, возьмите за короткий конец и начните разматывать нить винтообразными движениями. Кольцо, следуя за ниткой, сойдет с пальца.



ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Из анекдота:
- Ну как, твоим подругам понравилось кольцо, которое я тебе подарил?
- Более чем! Две из них его даже узнали…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 10 июня 2012 г.

Карточка №369 «Дайте занавес!»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. Ч.1. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С. 223-229.
Чернов Е. Дайте занавес! // Советская эстрада и цирк, 1989, №1.

СИТУАЦИЯ:
«Эстрадные клоуны З. Малков и А. Тряпицын задумали новую сценку. Нужно было сатирически показать события, происходящие за кулисами перед выходом актеров на сцену. Волнение артистов, недоделки в декорациях и реквизите, конфликты между актерами, рабочими сцены, режиссером.

Чтобы было предельно ясно, что действие происходит ДО начала представления, занавес должен быть закрыт. Но тогда зрители не увидят сценку. Полуоткрытый занавес тоже не дает нужного эффекта. Клоуны попробовали прозрачный занавес, но он искажает «изображение». Как же показать закрытый занавес?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Занавес должен быть, чтобы показать, что действие происходит за кулисами, и занавеса быть не должно, чтобы зрители могли видеть происходящее.

РЕШЕНИЕ:
В процессе работы над клоунадой актеры лишь обозначили края занавеса двумя свисающими с потолка веревками, что позволило не только максимально приблизить действие к специфике манежа, но и предельно обнажить закулисную жизнь.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Две свисающие веревки – это решение, близкое к идеальному. Но сможет ли оно передать в полной мере наличие занавеса? Почему-то вспоминается занавес из бамбуковых палок. Помните, нечто подобное украшало вход в «Кабачок 13 стульев» из давних советских времен? Занавес для клоунады также можно было бы выполнить в виде нескольких свисающих сверху элементов, расположенных на значительном удалении друг от друга. Такая конструкция позволит разделить пространство, наметив контуры закулисья, но не будет мешать просмотру. Впрочем, артистам виднее.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах


воскресенье, 3 июня 2012 г.

Карточка №368 «Мятежная шлюпка»


ИСТОЧНИК:
Роберт Шекли, «Мятеж шлюпки», рассказ
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990. – С.108.

СИТУАЦИЯ:
Герои фантастического рассказа Роберта Шекли отправляются исследовать незнакомую, изобилующую водой планету, взяв с собой купленную по случаю универсальную спасательную шлюпку. Лодка оснащена системой безопасности, позволяющей сохранить жизнь экипажа при любых неблагоприятных условиях.

Проблема в том, что нормальные (с точки зрения прежних владельцев судна) условия оказались губительными для землян. Разговорчивая шлюпка поддерживает внутри себя постоянную температуру 20 градусов ниже нуля, кормит экипаж глиной, приправленной машинным маслом, а обычную воду считает смертельным ядом. Высадиться на берег нет никакой возможности, поскольку лодка предполагает, что суша кишит врагами. Как быть экипажу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Умная машина должна позволить землянам покинуть судно, чтобы они могли спастись от ее опеки, и не должна позволить им покинуть судно, поскольку не запрограммирована на это.

РЕШЕНИЕ:
Отчаявшись справиться со взбунтовавшейся шлюпкой, герои решили имитировать самоубийство. Чтобы убедить в этом машину, достаточно было демонстративно выпить воды из имевшейся на борту канистры и замереть без движения. Шлюпка, считавшая эту жидкость смертельным ядом, смирилась с потерей и со всеми воинскими почестями предала тела членов экипажа морским волнам, после чего отправилась на поиски своего флота.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Фантастический рассказ Р. Шекли написан в юмористической манере, но, тем не менее, он заставляет задуматься о возможных будущих затруднениях при общении человека с искусственными разумными системами.

Нужно ли предусматривать в автоматизированных системах, обеспечивающих безопасность, возможность «ручного» отключения отдельных функций? И кто будет определять, что отключение необходимо? Где гарантия, что отключение автоматики не причинит вред человеку? Может ли даже чрезвычайно умная машина предусмотреть все нештатные ситуации, включая такие, которые требуют совершения действий, не укладывающихся в рамки привычной логики и здравого смысла?..

КАТЕГОРИЯ:
Развитие творческого воображения (РТВ)
ТРИЗ - детям


воскресенье, 27 мая 2012 г.

Карточка №367 «Шерлок Холмс и скандальная фотография»

ИСТОЧНИК:
А. Конан Дойл, «Скандал в Богемии», рассказ

СИТУАЦИЯ:
К знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу обращается за помощью наследный король Богемии. Выяснилось, что Вильгельма фон Ормштейна шантажирует его прежняя возлюбленная, некая Ирэн Адлер, угрожающая передать семье будущей невесты короля фотографию, на которой он и Ирэн изображены вместе. Взломщики, ранее нанятые Ормштейном, перерыли дом шантажистки, но найти фотографию не смогли. Король хочет, чтобы Холмс любым способом добыл этот снимок. Как быть знаменитому сыщику? С позиции ТРИЗ идеально было бы, если бы Ирэн Адлер сама отдала снимок или, по крайней мере, сама показала бы, где спрятана фотография…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Ирэн Адлер должна показать сыщику, где спрятана фотография, чтобы он мог ее изъять, и она не должна показать, где спрятана фотография, поскольку делать этого по своей воле категорически не желает.

РЕШЕНИЕ:
Шерлок Холмс придумал и организовал масштабную акцию, в результате чего проник в дом Ирэн Адлер под видом раненого священника, вступившегося за нее в уличной драке. Тем временен верный помощник сыщика доктор Ватсон через открытое окно бросил в дом дымовую шашку, имитируя пожар. Шерлоку Холмсу оставалось лишь внимательно проследить, к какому месту бросится женщина, намеренная спасти от пожара то, что ей наиболее дорого. Так Ирэн сама показала сыщику, где находится тайник с фотографией.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Пример задачи на обнаружение (по терминологии, принятой в ТРИЗ). Впрочем, изобретательность Холмса натолкнулась на проницательность хозяйки дома, которая разгадала замысел великого сыщика. Но это уже другая история.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям
Задача на обнаружение


воскресенье, 20 мая 2012 г.

Карточка №366 «Спасительное стекло»

ИСТОЧНИК:
Жюль Верн, «Таинственный остров», роман
Х/ф «Таинственный остров капитана Немо» (Испания, Франция, Италия, Камерун, 1973)

СИТУАЦИЯ:
В Карточке №355 «Укрощение огня» описан способ добывания огня, которым пользовались первобытные люди. Но вот героям романа Жюля Верна «Таинственный остров» добыть огонь трением друг о друга кусков дерева не удалось, несмотря на все старания. Выйти из затруднительного положения помогли знания и находчивость инженера Сайреса Смита. Вот как описывает это Ж. Верн:

«…Сайрес Смит показал прибор, сыгравший роль увеличительного стекла. Он просто-напросто воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов - своих собственных и Гедеона Спилета. Налив в стекла воды, он сложил их и слепил края глиной. У него получилось двояковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох воспламенился…»

Казалось бы, все предельно просто. Но возникают сомнения в практической осуществимости идеи инженера Смита: вы попробуйте налить в стекла воду и сложить их, чтобы вода при этом не вылилась. Скорее всего, ничего не выйдет. Таким способом можно заполнить внутреннее пространство между стеклами лишь наполовину, что вряд ли сделает составное стекло увеличительным. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Стекла от часов должны быть заполнены водой полностью, чтобы получить увеличительное стекло, и они не должны быть заполнены водой полностью, поскольку соединить заполненные стекла, не пролив воду, невозможно.

РЕШЕНИЕ:
Один из вариантов решения подробно продемонстрирован в фильме «Таинственный остров капитана Немо». Инженер Смит сложил два пустых стекла, предварительно вставив внутрь две полых соломинки, чтобы их концы торчали наружу. Затем он аккуратно обмазал совмещенные края стекол древесной смолой и поместил конструкцию в воду, чтобы короткая соломинка оставалась под водой, а длинная – над ее поверхностью. Через несколько минут вода целиком заполнила пространство между двумя стеклами. Оставалось вынуть соломинки и замазать смолой крошечные отверстия.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Стандарт 3.1.1 (переход к бисистеме)
Принцип «посредника»
Принцип предварительного исполнения
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «применение композиционных материалов»

КОММЕНТАРИЙ:
В принципе, теоретически возможен и другой способ: соединить два стекла под водой и там же, в жидкой внешней среде, склеить их между собой. Неясно, впрочем, как будет вести себя в воде глина или древесная смола, а вот залепить края стекол обычным пластилином, видимо, получилось бы.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям 


воскресенье, 13 мая 2012 г.

Карточка №365 «Овцы и волки»

ИСТОЧНИК:
Развлекательная программа «Прожекторперисхилтон», выпуск №19.

СИТУАЦИЯ:
С древних времен домашний скот обеспечивал людей мясом, кожей, шерстью, служил для перевозки грузов. Для охраны стад и поныне широко используются пастушьи собаки. Они не только предотвращают нападение на скот диких животных, но и способны эффективно управлять стадами, направляя их в нужную сторону. Но воспитание и дрессировка даже одной служебной собаки обходится достаточно дорого. Можно ли использовать для управления стадом более дешевый способ?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Служебное животное должно быть, чтобы управлять перемещением стада, и его не должно быть, чтобы соблюсти закон повышения идеальности систем.

РЕШЕНИЕ:
Изобретательный китайский пастух управляет стадом овец, используя большую фотографию волка. Чтобы направить стадо в нужную сторону, пастух заходит с противоположной стороны, держа в руках фотографию, на которой изображен свирепый хищник. Бедные животные принимают фотографию за настоящего волка и стремительно бегут от него прочь. Нехитрое изобретение позволяет предприимчивому китайцу экономить на пастушьих собаках.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип копирования:
а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные или дешевые копии
б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями)

КОММЕНТАРИЙ:
Из анекдота:
« - Подари мне свою фотографию.
- А зачем тебе? Будешь любоваться?
- Нет, поставлю возле сахарницы, чтобы дети сахар не таскали…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в животноводстве


воскресенье, 6 мая 2012 г.

Карточка №364 «Вспомнить всё»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
В современном мире, обрушивающем на нас волны самой разнообразной информации, особое значение приобретает качество и прочность запоминания материала, с которым приходится иметь дело. Известны разнообразные способы и приемы запоминания, так называемые мнемотехнические правила. Главное в их освоении – не забыть, как ими пользоваться… Существуют ли более простые способы повысить эффективность памяти, в основе которых лежат врожденные психологические особенности человека?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальный прием должен быть, чтобы повысить эффективность запоминания, и такого приема быть не должно, чтобы сохранить идеальность способа запоминания.

РЕШЕНИЕ:
Существует закономерность, выявленная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, согласно которой эффективность запоминания материала зависит от степени завершенности действия. Иными словами, мы лучше всего запоминаем ту информацию, которая связана с действием, оставшимся незаконченным.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Психологический эффект
Принцип предварительного напряжения
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
Эффект Зейгарник можно использовать в практике обучения, особенно в условиях низкой мотивации обучающихся к выполнению определенных заданий. Предлагая ученикам домашнее задание, рассмотрите первые шаги его решения и остановитесь на этом. Незавершенное действие создаст своеобразное внутреннее напряжение, заставляющее человека самостоятельно вернуться к выполнению задания.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ в педагогике


воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Карточка №363 «Старики-разбойники»


ИСТОЧНИК:
Кинокомедия «Старики-разбойники», (СССР, 1971 г.)
Журнал «Квант», 1990, №7

СИТУАЦИЯ:
Как обеспечить сохранность миниатюрных скульптур, выставляемых на всеобщее обозрение в музее? Герои старой советской комедии «Старики-разбойники» задались прямо противоположным вопросом: «Можно ли безнаказанно украсть скульптуры?» В разговоре со смотрительницей музея выяснилось, что ранее злоумышленникам повезло умыкнуть одну из скульптур, но сейчас с этим покончено навсегда. Каким образом удалось полностью исключить возможность хищения экспонатов?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Скульптура должна быть намертво соединена с массивным постаментом, чтобы злоумышленники ее не унесли, и не должна быть намертво соединена с постаментом, чтобы ее можно было переместить при необходимости.

РЕШЕНИЕ:
По словам сотрудницы музея, статуэтки приморожены к постаменту… сжатым воздухом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
- Разделение противоречивых свойств во времени
- Фазовый переход 1: замена фазового состояния части системы или внешней среды
- Принцип «изменение физико-химических параметров объекта»:
а) изменить агрегатное состояние объекта
г) изменить температуру

КОММЕНТАРИЙ:
По всей видимости, сотрудница музея не вполне понимала, о чем говорила. Приморозить скульптуру к постаменту – это одно, а обеспечить ее соединение с постаментом при помощи сжатого воздуха (или вакуума?) – нечто совсем другое. Как бы то ни было, оба варианта довольно нестандартны и оригинальны. Вот только практическое использование этих методов представляется не слишком удобным в условиях музея.

К слову сказать, примораживание мелких деталей к рабочей поверхности стола для их точной обработки (например, шлифовки) широко применяется на практике. Есть также работоспособные идеи об извлечении с морских глубин затонувших предметов путем примораживания к ним троса сухим льдом или жидким азотом. Для подъема предметов с затонувших кораблей предлагалось использовать также принцип действия присоски. Правда, речь здесь идет не о сжатом воздухе, а, напротив, о создании вакуума.

А вот найти достоверные сведения об использовании «присосок» или примораживания скульптур в музеях автору блога пока не удалось.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в музейном деле


воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Карточка №362 «Конспиративная диета Ильича»


ИСТОЧНИК:
Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: В 10 т., Т.2, Н.К. Крупская. – М.: Политиздат, 1989. – С. 19.

СИТУАЦИЯ:
Сегодня всё прогрессивное человечество, как принято было говорить в советские времена, отмечает очередную годовщину со дня рождения вождя мирового пролетариата В.И. Ульянова (Ленина). Отношение к личности Ильича и к результатам его деятельности по-прежнему остается противоречивым. Впрочем, несмотря на неоднозначные оценки, нельзя не отдать должное высочайшей работоспособности вождя угнетенных масс и его творческому потенциалу.

Даже во время тюремного заключения из-под пера Ленин продолжали выходить фундаментальные работы, ставшие основой для будущего социального переворота. Творить в царских застенках приходилось в условиях строжайшей конспирации, хотя по неосмотрительности жандармы не запрещали заключенным обмениваться с оставшимися на свободе друзьями самой разнообразной литературой. Революционеры использовали разные способы тайнописи, в том числе писали и молоком между строк обычных книг. Затем написанное можно было прочесть, нагрев бумагу над пламенем свечи или опустив ее в горячую воду.

Чтобы писать много и эффективно, нужно всегда иметь под рукой молоко, выполняющее функцию чернил. Но от взора надзирателя может не ускользнуть подозрительное пристрастие подопечного к этому напитку, и тогда неминуемы штрафные санкции, вплоть до карцера. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Чернильница должна быть, чтобы писать молоком революционные работы, и ее быть не должно, чтобы сохранить писательскую деятельность в тайне от надзирателей.

РЕШЕНИЕ:
Изобретательный Ильич ухитрился мастерить чернильницы для молока из хлебного мякиша. Как только подозрительно щелкала форточка на двери в камеру, Ленин немедленно отправлял импровизированную чернильницу в рот. «Сегодня съел шесть чернильниц», - шутливо признавался он в одном из писем к Н.К. Крупской.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип универсальности
Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Складывается впечатление, что царский режим довольно снисходительно относился к тем, кто поставил своей целью свержение царизма. Уйма свободного времени, хлеб, молоко, возможность читать и даже писать – ну чем не идеальные условия для вызревания революционных идей и оттачивания стратегии политической борьбы?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в революционной деятельности
Жизненная стратегия творческой личности


воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Карточка №361 «Ход конем»


ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Иоганн Цукерторт, один из известнейших шахматистов второй половины XIX века, как-то заключил пари с двумя другими гроссмейстерами - Стейницем и Блэкберном, которые были явно сильнее его. Суть пари состояла в том, что Цукерторт проведет с мастерами сеанс одновременной игры вслепую, набрав при этом не менее одного очка. Чтобы выиграть спор, необходимо иметь либо один выигрыш, либо две партии сыграть вничью. Цукерторт пари выиграл, но благодаря не шахматному искусству, а собственной сообразительности. Как ему это удалось?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Цукерторт должен гарантированно победить одного из шахматистов или свести обе партии к ничьей, чтобы выиграть пари, и не должен гарантированно победить или свести обе партии к ничьей, поскольку он слабее каждого из игроков.

РЕШЕНИЕ:
В качестве гарантии выигрыша Цукерторт использовал… своих противников. Он не играл с каждым из мастеров, а просто передавал своим противникам ходы друг друга. Фактически Блэкберн и Стейниц играли между собой, а Цукерторт был всего лишь посредником. Исход поединка был предрешен заранее: ничья или победа одного из гроссмейстеров была обеспечена, даже если бы Цукерторт вообще не умел играть в шахматы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип «обратить вред в пользу»:
б) устранить вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором

КОММЕНТАРИЙ:
Весьма оригинальный прием, которой может быть взят за основу и при решении других подобных задач. Имелось два вредных фактора, работающих против Цукерторта: это два противника, каждый из которых превосходил его по мастерству. Вместо того чтобы бороться с каждым фактором по отдельности, хитроумный шахматист сложил их, направив друг против друга. Итог – два источника вреда взаимно погасили друг друга.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в играх


воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Карточка №360 «Резиновое время»


ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Вопросы управления личным временем сегодня - не просто модное увлечение, почтительно именуемое тайм-менеджментом. Для большинства деловых людей рациональное распределение временных ресурсов стало насущной необходимостью, во многом определяющей жизненный успех. Иногда очень нужно в течение дня выкроить дополнительное время для каких-то неотложных мероприятий, но как это сделать, если в сутках, как ни крути, всего 24 часа? Вот если бы сутки сделать резиновыми…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
В сутках должно быть 24 часа, чтобы соблюсти общепринятый порядок вещей, и в сутках должно быть 25 часов, чтобы появилось дополнительное время.

РЕШЕНИЕ:
Нестандартное решение этой задачи предложили германские изобретатели. Для вечно спешащих деловых людей поступили в продажу необычные часы, на циферблате которых 25 часов. Как вы понимаете, изготовителям не удалось реально удлинить сутки, а дополнительный час выкроен из имеющегося суточного «запаса». Каждый час на таких часах содержит, как и полагается, 60 минут, однако минута состоит всего из 57,6 секунды.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Явное неудобство новинки в том, что обладателю таких усовершенствованных часов каким-то образом необходимо дополнительно согласовывать свои действия с другими людьми – членами команды, деловыми партнерами и так далее (они ведь могут пользоваться самыми обычными часами). В противном случае можно запросто выбиться из общего графика мероприятий. А вот для тех, кто работает исключительно в автономном режиме и мало зависит от других людей, 25-ый час, возможно, пойдет на пользу.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Карточка №359 «Война и мир по-индейски»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Каждый, кто хоть раз видел фильм о приключениях индейского вождя Чингачгука в исполнении Гойко Митича, наверняка запомнил, как выглядит традиционное метательное оружие индейцев – томагавк.  Небольшая боевая часть топорика насажена на прямую рукоять; обух часто имел ударный выступ. Таким орудием тренированный воин мог поразить противника с расстояния до 20 метров.

Но томагавк имел не только чисто боевое, но и ритуальное значение. Неспроста во многих языках появилось устойчивое выражение «откопать топор войны». Племенные танцы с боевым топором вокруг тотемного столба символизировали прекращение мира и свидетельствовали о начале военных действий.

А вот по завершении боевых действий вступал в игру другой ритуальный предмет – «трубка мира». Вожди индейских племен, заключая перемирие, усаживались вокруг костра и пускали по кругу священную трубку, что само по себе было дипломатической процедурой.

Если войны ведутся достаточно регулярно, бедным индейцам приходится постоянно менять топор войны на трубку мира. Не мудрено и запутаться: что сегодня вынимать из вигвама – томагавк или трубку?.. А если серьезно, вопрос стоит так: можно ли усовершенствовать эти ритуальные предметы, руководствуясь законами развития технических систем?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Томагавк и трубка мира должны быть, чтобы выполнять свои ритуальные функции, и их быть не должно, чтобы соблюсти закон повышения идеальности.

РЕШЕНИЕ:
В конечном итоге индейцы объединили ритуальный боевой топорик со священной трубкой мира в единое целое. Для этого по всей длине рукояти томагавка высверливалось сквозное отверстие, а на обухе делалась металлическая чашечка для набивания табака.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон повышения идеальности
Системный переход 1-а (переход к бисистеме)
Стандарт 3.1.1

КОММЕНТАРИЙ:
Есть мнение, что подобное объединение этих двух самостоятельных систем в единую бисистему ввели в XVIII веке хитроумные англичане. Усовершенствованные ритуальные предметы преподносились вождям индейских племен в знак мирных намерений и дружбы.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 25 марта 2012 г.

Карточка №358 «Время – деньги»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Время» (”In Time”, США, 2011)

СИТУАЦИЯ:
Как гласит один из основных законов развития технических систем, объект идеален, когда его нет, а функция его выполняется. В полной мере это относится и к деньгам, специфическому товару, являющемуся универсальным эквивалентом стоимости любого другого товара или услуги.

В современном мире традиционные деньги, следуя законам развития, постепенно «исчезают» из виду, становясь невидимыми. Сегодня громадные денежные суммы можно перевести с одного конца планеты в другой одним нажатием кнопки компьютера, без физического перемещения денежной массы. Интересно, во что превратятся привычные для нас единицы измерения стоимости в отдаленном будущем? Что может стать универсальным эквивалентом стоимости?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Деньги должны быть, чтобы выражать относительную стоимость вещей, и денег быть не должно, чтобы соблюсти закон повышения степени идеальности.

РЕШЕНИЕ:
По одной из фантастических идей функцию денег выполняет… время. К середине XXII века человечество справилось с проблемой старения. Достигнув возраста 25-ти лет, люди перестают стареть, теоретически имея возможность жить вечно. Но существует искусственное ограничение: на последующую жизнь необходимо заработать своим или чужим трудом. Время стало универсальной и единственной валютой. Представители элиты могут жить сколько угодно, а неимущие слои общества вынуждены считаться с каждой минутой.

Каждый человек имеет на руке нечто вроде подкожных светящихся часов, отмеряющих время, имеющееся в распоряжении человека. Расплачиваться можно, проведя специальным сканером по руке, а соприкасаясь запястьями, люди могут отдавать свое или брать чужое время.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип универсальности

КОММЕНТАРИЙ:
Идея достаточно спорная и уж слишком фантастическая. Уж очень искусственным и экзотическим является придуманный авторами денежный эквивалент. К тому же, фильм совершенно не учитывает тех непременных изменений в социальной и производственной сферах жизни, которые обязательно наступят с развитием технологий.

А что, по вашему мнению, может стать деньгами в обществе будущего? Или деньги исчезнут из обращения вовсе, когда человечеством будет достигнут уровень развития, предполагающий неограниченный и свободный доступ для каждого к любым видам ресурсов?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах
ТРИЗ в экономике


воскресенье, 18 марта 2012 г.

Карточка №357 «Пишите письма»


ИСТОЧНИК:
Пикуль В., «Честь имею», роман

СИТУАЦИЯ:
Дореволюционная Россия. Сотрудниками русской контрразведки перехвачено письмо, предназначенное агенту немецкой спецслужбы. Обычный конверт, аккуратно заклеенный и снабженный адресом получателя. Для ведения разведывательной игры крайне желательно ознакомиться с содержанием послания, не повреждая конверт. Вот если бы заглянуть в письмо через узенькую щелочку в углу конверта… Как быть?

Искушенный читатель может задаться вопросом: а разве нельзя просто подержать конверт над паром, чтобы расклеить его, а потом запечатать, как это делают в приключенческих фильмах? Не вполне ясно, почему контрразведчики не использовали этот киношный метод, но предположим, что по условию задачи сделать это нельзя. Можно ли вынуть послание иным способом, сохранив при этом целостность конверта?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Письмо должно быть большим, соответствующим размеру конверта, поскольку таким оно было запечатано, и письмо должно быть маленьким, чтобы его можно было извлечь через щелочку, не вскрывая конверт.

РЕШЕНИЕ:
Вот как справился с поставленной задачей опытный контрразведчик: «…В его руках оказалась вязальная спица, расплющенная на конце. Ротмистр просунул ее в угол конверта, намотал письмо на спицу, аккуратной трубочкой извлекая его наружу…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени и пространстве
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
А вот какой рецепт предлагается в одном из документов времен Первой мировой войны, недавно опубликованном ЦРУ США:

«Хотите незаметно вскрыть запечатанный конверт? Как это сделать, рассказывается в одном из шести старейших засекреченных документов, находящихся в архивах Центрального разведывательного управления: «Смешайте 5 драхм арсената оксиацетона меди и 3 унции ацетона. Добавьте 1 пинту амилового спирта (сивушного масла). Нагрейте на водяной бане. Поднимающийся пар растворит материал, заклеивающий конверт». Рецепт сопровождается предупреждением для отважного шпиона: «Не вдыхайте пары».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в контрразведке


воскресенье, 11 марта 2012 г.

Карточка №356 «Спи, моя радость, усни»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск
«Наука и жизнь», 1982, №5.

СИТУАЦИЯ:
Младенец в первые месяцы жизни доставляет родителям особенно много хлопот. Нередко малыш начинает плакать, казалось бы, без всякой видимой причины. Укачивание или убаюкивание не всегда приводят к желаемому результату. Можно ли заставить младенца прекратить плакать другими способами?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Плач должен быть… и плача быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
Группа американских психологов утверждает, что лучшее средство успокоить плачущего грудного младенца – это дать ему прослушать магнитофонную запись его собственного крика. Запись голоса другого ребенка не помогает. Этот эффект держится лишь до шестимесячного возраста.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип обратной связи
Принцип копирования

КОММЕНТАРИЙ:
Противоречие разрешено копированием: плач есть, но он не настоящий, а записанный на пленку. Не вполне ясно, сколько времени понадобится ребенку, чтобы успокоиться; не вечно же родителям слушать «искусственный» плач…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии