среда, 3 ноября 2010 г.

Карточка №138 «Школа для рыб»

ИСТОЧНИК:
Судаков К.В., Рылов А.Л. Тайны мышления: генетические корни поведения. – М.: Педагогика, 1990. – С.116-117

СИТУАЦИЯ:
«Есть на Кольском полуострове речушка Лувеньга. Каждый год примерно 2000 диких мальков лосося выходят из нее в море и около 60 взрослых рыб (т.е. 3%), выросших из них молоди, вернутся через три года к родным берегам. В Лувеньгу же Кандалакшский лососевый завод выпускает ежегодно 20 тыс. почти готовых к стоку мальков, каждый из которых, между прочим, стоил заводу 1 руб.32 коп.

Сколько же из них вернется? Не более 10 рыб, или 0,00005%... А остальные? Истребляются хищником, поскольку не знают, как от него убегать. Погибают от голода, привыкнув наедаться искусственным кормом и не замечая речных насекомых, рачков и личинок; от морской воды, не подготовившись как следует к скату в море, не пройдя до конца процесс перестройки всего организма при переходе от пресноводного образа жизни к морскому.

А не успели они подготовиться потому, что стремительно снесены в море течением. Ведь мальки не умеют плавать, сопротивляться течению, а устав – использовать укрытия… И не только спасаться, - кормиться не умею заводские мальки. Они не умеют главное для всех молодых организмов – учиться. Медленно, с трудом приобретают они индивидуальные навыки поведения, иными словами, обладают очень низкими адаптивными возможностями нервной системы…»

Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Обучение адаптивному поведению должно быть… и его не должно быть.

РЕШЕНИЕ:
На Кандалакшском рыбоводном заводе в качестве учителя для пестряток (молодь лососей) пригласили рыбу-хищника – форель. Несколько форелей помещают в клетку, которую устанавливают под водой в центре круглого бассейна. Именно здесь, где слабее всего течение, скапливаются ленивые заводские пестрятки.

Мальки легко проходят через ячейки клетки с форелями и могут выбирать: держаться ли у края бассейна, на сильном течении, или скатываться в застойную центральную зону, где движутся огромные по сравнению с ними тела хищников. Большинству мальков все же хватает ума, чтобы оставаться у стенок бассейна. Правда, форель – хищник умеренной агрессивности, не то что щука. Форель больше пугает, чем поедает. Но совсем ослабевшая, больная рыбка несомненно станет ее добычей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
«На то и щука, чтобы карась не дремал» 

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)


Комментариев нет:

Отправить комментарий