ИСТОЧНИК:
*Личная
картотека автора блога
СИТУАЦИЯ:
– Ого, дядя Сережа, ваш Кузя, похоже, потолстел. Тяжелый стал, а был как пушинка…
Кот
Кузя, попавший в руки шестикласснику Тёме, терпеливо ждал, когда его выпустят
на ковер.
– А давайте Кузю взвесим! – предложил другой шестиклассник, Дима.
– А потом?
– Суп с котом!...
Стали
решать, как взвесить кота на обычных напольных электронных весах. Проблема в
том, что спокойно стоять на них кот никак не желает. Сразу срывается с места и
спешит под диван. Придержать кота рукой – значит, внести дополнительную погрешность в
измерение.
Поступили
такие предложения:
1.
Связать Кузе лапы и положить на весы. Нет, это жесткое обращение с животными. К
тому же кот непременно будет свешиваться с площадки весов и касаться пола. А
это исказит результат измерения.
2.
Посадить Кузю в закрытую коробку или переноску, взвесить, а потом вычесть вес тары.
Увы, даже если удастся затолкать Кузю в коробку или переноску, вес этой тары на напольных бытовых весах потом точно не определить. Да и нет у нас под рукой ни коробки, ни переноски.
Как
быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Переноска
должна быть, чтобы взвесить в ней кота, и переноски быть не должно, потому что
ее нет по условию задачи.
РЕШЕНИЕ:
Дядя Серёжа терпеливо ждал, когда на ребят накатит озарение. Действительно, в какой-то момент Тёму осенило. Он взял кота на руки и встал с ним на весы. Весы
показали 56.6 кг. После этого Тёма передал Кузю Диме, а сам остался на весах.
На этот раз весы показали 52.9 кг. Путем несложных вычислений ребята определили
вес Кузи: разница между двумя результатами взвешивания составила 3.7 кг. Погрешность измерения весов составляет 0.1 кг.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а)
использовать промежуточный объект – переносящий или передающий действие
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудалимый) объект
КОММЕНТАРИЙ:
После
успешного завершения процедуры Кузя, открыто проявлявший признаки недоумения и
беспокойства, был отпущен под диван. Где и успокоился, осознав, что взвешивали его не для «супа с котом».
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
– детям