воскресенье, 4 сентября 2011 г.

Карточка №328 «Все свое несу с собой»

ИСТОЧНИК:
Иванов Г. …И начинайте изобретать! – Иркутск, 1987.

СИТУАЦИЯ:
«Любопытная история с паровыми котлами произошла в конце прошлого [XIX – С.М.] века. Один российский предприниматель закупил в Англии станки и паровую машину с котлами. Оборудование довезли до реки, на противоположной стороне которой была фабрика владельца. И тут спохватились: как переправить через реку тяжелое оборудование, которое не выдержит паром? Заморский инженер, сопровождавший груз, предложил построить мост. Прикинули – оказалось, что мост будет намного дороже нового большого парома, но удобнее. Фабриканту предстояли расходы, он крепко задумался…» Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Паром должен быть, чтобы переправить оборудование через реку, и парома быть не должно, потому что существующий паром не выдержит нагрузки.

РЕШЕНИЕ:
«…Перед растерявшимся фабрикантом появился простой мужичонка в замасленной куртке и предложил простейший выход.

- Я переправлю вашу машинерию на тот берег и недорого возьму.

Переглянулись инженер с хозяином, усмехнулись недоверчиво, но все же согласились. Взял мужик топор, срубил молодую березку и давай тесать пробки. Этими пробками он забил все дырки в котлах, затем скатил их в реку. Там он прочно связал все котлы и велел поставить на этот «плот» машину. Затем прицепил свое изобретение к парому и благополучно доставил до противоположного берега…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип антивеса:
а) компенсировать вес объекта соединением с другими объектами, обладающими подъемной силой;
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов (ВПР)

КОММЕНТАРИЙ:
С точки зрения Теории решения изобретательских задач, были задействованы вещественно-полевые ресурсы, а именно способность котла удерживаться на плаву. Свойство это было известно заранее, вот только его необходимо было увидеть и использовать в нужный момент.

КАТЕГОРИЯ:
Вещественно-полевые ресурсы (ВПР)


воскресенье, 28 августа 2011 г.

Карточка №327 «Удачной охоты!»

ИСТОЧНИК:
Линевский А., «Листы каменной книги», историческая повесть

СИТУАЦИЯ:
Льок, молодой и неопытный колдун далекого северного племени, оказался в затруднительной ситуации. Прежний колдун, внезапно ушедший к предкам, не успел передать преемнику никаких премудростей колдовского дела. Приближался сезон большой охоты на гусей, а в обязанности чародея входило обеспечить удачный промысел. Вот только как это сделать?

В землянке старого колдуна Льок обнаружил шкуры животных с их изображениями и камни с выбитыми на них изображениями промысловых рыб. Очевидно, старик каким-то образом приманивал добычу. Но Льок понятия не имел о том, как это делается. Если заклинания колдуна не помогут охотникам добыть много зверя, гнев сородичей падет именно на него, а Главный охотник племени, Кремень, и так относится к Льоку с крайней неприязнью. Вот если бы охотники сами могли колдовать на удачную охоту… Да только заходить им в жилище колдуна нельзя, как нельзя и выносить магические предметы из землянки колдуна. Как же Льоку обеспечить магическую помощь охотникам, не рискуя при этом своей репутацией?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Льок должен провести колдовской обряд, чтобы обеспечить удачную охоту, и не должен провести обряд, чтобы в случае неудачного промысла на него не пал гнев соплеменников.

РЕШЕНИЕ:
Молодой колдун выбил на Священной скале племени изображение большого гуся и предложил каждому охотнику попасть в птицу метательной дубинкой. Если охотник попадал в цель, духи гарантировали ему удачу и на настоящей охоте. При таком раскладе вся ответственность за результат переносилась с колдуна на плечи охотников.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип «вынесения»
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Кроме изображения гуся Льок выбил на скале также изображение Роко, Друга охотников, и предложил Главному охотнику самому просить покровителя об удачной охоте. Такое решение увеличивало авторитет Главного, но в то же время накладывало на него ответственность за результат охоты. В любом случае, решение близко к идеальному результату: охотники сами совершают магические обряды.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении
ТРИЗ в социальных системах


воскресенье, 21 августа 2011 г.

Карточка №326 «Красная капелла: в гавань заходили корабли»

ИСТОЧНИК:
Телесериал «Красная капелла», (Россия, 2004 г.)

СИТУАЦИЯ:
Руководитель группы немецких контрразведчиков Карл Гиринг озабочен деятельностью неизвестной разведгруппы противника во Франции. Активность в радиоэфире позволяет предположить, что в Европе существует глубоко законспирированная разведывательная организация, действующая предположительно под контролем советской разведки – «Красная капелла». Первоочередная задача немцев – расшифровка радиосообщений. Но никаких зацепок для дешифровки у немецких контрразведчиков нет, код не поддается.

Идеальные условия для дешифровки предполагают знание дословного содержания исходного текста сообщения. В этом случае можно легко сопоставить текст и зашифрованную цифровым кодом радиограмму. Но, ясное дело, такая «шоколадная» ситуация практически не достижима. Как быть руководителю зондер-команды Гирингу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Содержание исходного сообщения должно быть известно контрразведчикам, чтобы узнать код, и не должно быть известно, поскольку шифровку составляют советские разведчики, а не немецкая контрразведка.

РЕШЕНИЕ: 
Карл Гиринг провел масштабную операцию по дезинформации советской разведки. Подставные лица зафрахтовали на французском побережье Ла-Манша все грузовые суда якобы для переброски немецкого десанта в Великобританию. Были выбраны три порта, в которых дислоцировались зафрахтованные немецкой разведкой суда: Гавр, Кале и Шербур. Параллельно по разным каналам была запущена информация о масштабной переброске в эти пункты дивизий вермахта.

Гиринг рассуждал так: получив информацию о готовящемся десанте, советская разведка немедленно передаст по радиосвязи соответствующее сообщение в Центр. И в этом сообщении непременно будут присутствовать ключевые слова – названия трех французских портов. Зная ключевые слова, можно с высокой долей вероятности подобрать ключ к шифру советской разведки.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Расчет Гиринга оказался точен: только благодаря дьявольской проницательности советского резидента Жана Жильбера в последний момент удалось разгадать коварный замысел немцев и сохранить код.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке
ТРИЗ в контрразведке


воскресенье, 14 августа 2011 г.

Карточка №325 «Измеряем диаметр провода»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
При проведении работ с электричеством нередко требуется измерить диаметр электрического провода. Обычно измерение проводят при помощи штангенциркуля или микрометра. Эти инструменты дают вполне приемлемую погрешность измерения – около 0,01 мм. А как быть, если такого специального инструмента под рукой нет? Профессиональным электромонтажникам известен простой и остроумный способ, позволяющий измерить сечение провода при помощи подручных инструментов вроде линейки. А что предложите вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Провод должен быть очень толстым, чтобы измерить его толщину линейкой, и провод должен быть тонким, потому что таков он по своей природе.

РЕШЕНИЕ:
Возьмите круглый стержень, гвоздь или обычный карандаш. Намотайте на стержень несколько десятков витков провода (виток к витку) и плотно прижмите их друг к другу. Теперь измерьте линейкой длину намотки в миллиметрах и разделите полученное значение на число витков в намотке. В результате вы получите довольно точное сечение провода.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип объединения

КОММЕНТАРИЙ:
Прием этот нехитрый и азбучный для любого специалиста, но не всегда очевидный для непосвященного человека, далекого от электротехники. А вот можно ли сделать такую систему измерения провода идеальнее? Видимо, да. Идеальный стержень для намотки провода – тот, которого нет, а функция его выполняется. Уберем стержень (карандаш) и осуществим намотку провода прямо на линейку с делениями. Так мы сможем быстро определить толщину намотки – линейка выполняет сразу две функции.

КАТЕГОРИЯ:
Задача на измерение


воскресенье, 7 августа 2011 г.

Карточка №324 «Кошки-мышки по-американски»

ИСТОЧНИК:
Лимаренко А.В. Мы – мирозданяне. – Владивосток, 2000.

СИТУАЦИЯ:
Ученые подсчитали, что на каждого москвича приходится семнадцать крыс, и эти вредные грызуны со страшной силой продолжают размножаться в подвалах домов, на свалках, где для них практически не существует серьезной опасности. Как заставить крыс убраться из дома? В Германии, например, пытаются использовать ультразвуковые установки, которые отпугивают животных, да вот где взять столько дорогих устройств? Вот бы раздобыть хорошего бойцового кота, который одним своим присутствием заставил бы крыс навсегда убраться от человеческого жилья…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кот должен быть, чтобы заставить крыс убраться из дома, и кота быть не должно, потому что обленившихся домашних животных грызуны не очень-то и боятся.

РЕШЕНИЕ:
В США придумали и с успехом внедряют «музыкальный» способ борьбы с крысами. Требуемый эффект дает привязывание маленького колокольчика на шею взрослой крысы. Колокольчик не дает покоя крысе, она мечется, вызывает панику у всех остальных крыс, и они всем семейством покидают помещение.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип однородности: объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствами).

КОММЕНТАРИЙ:
Идеальный кот – когда его нет, а функция его выполняется. Функция кота – поймать или спугнуть грызунов, заставив их уйти с насиженного места. Идеальнее всего использовать в качестве отпугивающего фактора часть от крысиного семейства, наделив эту часть нужным свойством, вызывающим панику у сородичей.

Не вполне ясно, впрочем, кто должен заниматься отловом «подсадной» крысы и навешиванием на нее колокольчика. Я бы от такой работы вежливо отказался…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)

воскресенье, 31 июля 2011 г.

Карточка №323 «В отставке, крайне опасен (R.E.D)»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Рэд», 2010 г.

СИТУАЦИЯ:
Фрэнк Мозес, в прошлом — оперативник ЦРУ, решивший после отставки спокойно пожить в своем доме в Кливленде, неожиданно подвергся пристальному вниманию со стороны бывших коллег, начавших охоту за отставными спецагентами.

В ходе противостояния с аппаратом ЦРУ Мозес проворачивает головокружительную операцию по проникновению в святая святых секретного учреждения – специальный архив. Проникнуть в здание помогла взятая напрокат генеральская форма и контактная линза, обманувшая систему безопасности.

Но вот перед героем последний рубеж – дверь в архив защищена кодовым замком, комбинация в котором меняется каждые шесть часов. Подобрать код практически невозможно, а проникнуть в хранилище необходимо. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Замок должен быть открыт, чтобы проникнуть в помещение, и не должен быть открыт, поскольку защищен сверхсекретным кодом.

РЕШЕНИЕ:
Исполнитель роли Мозеса, великолепный Брюс Уиллис, недолго думая, пробивает ногой дыру в стене на уровне кодового замка и спокойно отпирает бронированную дверь с внутренней стороны. Устроители сверхсекретного объекта, оказывается, не учли при проектировке системы безопасности, что части системы должны быть согласованы по параметрам, включая материалы, из которых изготовлен охраняемый периметр…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения (отделить от объекта мешающую часть или свойство или, наоборот, выделить единственно нужную часть или свойство).

КОММЕНТАРИЙ:
Фильм «Рэд» - комедийный боевик, поэтому к приведенной сцене не стоит относиться всерьез – в реальной жизни стены, защищающие спецхранилище ЦРУ, никто не будет делать из гипсокартона (впрочем, кто знает?..). Но этот эпизод наводит на мысль: вместо того чтобы решать сложную задачу «в лоб», ищите обходные пути. Используйте уязвимости в системах, смежных с рассматриваемой.

В одной из своих книг автор ТРИЗ Генрих Альтшуллер приводит пример с курицей, помещенной в обтянутый сеткой вольер, у которого отсутствовала задняя стенка. За сеткой курица видела желанный корм и всячески пыталась пробиться через ограждение. Ей и в голову не пришло развернуться, сделать несколько шагов назад, обогнуть стенку и получить лакомство. Не бывает ли в нашей жизни так, что мы ведем себя при решении житейских ситуаций подобным образом?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в контрразведке



воскресенье, 24 июля 2011 г.

Карточка №322 «Сын лейтенанта Шмидта»

ИСТОЧНИК:
И. Ильф, Е. Петров, «Золотой теленок»

СИТУАЦИЯ:
Великий комбинатор Остап Бендер, волею судьбы занесенный в провинциальный город Арбатов, да еще и без денег, решил поправить свое финансовое положение, попробовав свои силы в качестве сына героического лейтенанта Шмидта. Растроганный внезапным посещением сына знаменитого героя председатель местного исполкома, прежде чем расстаться с казенными деньгами, из вежливости осведомился об имени-отчестве посетителя.

«… - Простите, а как ваше имя?
- Николай... Николай Шмидт.
- А по батюшке?
«…- Ах, как нехорошо! - подумал посетитель, который и сам не знал имени своего отца…»

Если брякнуть первое пришедшее в голову имя, можно оказаться на грани провала – а вдруг это проверка со стороны хитроумного председателя? Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Остап Бендер должен сказать правду, чтобы не оказаться в глупом положении, и не должен сказать правду, поскольку имени лейтенанта Шмидта он не знает.

РЕШЕНИЕ:
«…- Да-а, - протянул он [Бендер], уклоняясь от прямого ответа, - теперь многие не знают имен героев. Угар нэпа. Нет того энтузиазма. Я собственно попал к вам в город совершенно случайно. Дорожная неприятность. Остался без копейки…»

«…Председатель очень обрадовался перемене разговора. Ему показалось позорным, что он забыл имя очаковского героя…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
Принцип перехода в другое измерение
Психологический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Великий комбинатор воспользовался психологическим приемом: вместо того чтобы лихорадочно искать ответ, он уверенно, с позиции лидера совершил своеобразный «переход в другое измерение», навесив на председателя чувство вины. Классический пример манипулятивного поведения, который не приветствуется при корректном равноправном общении.

Для справки:
Петр Петрович Шмидт (1867-1906) — революционный деятель, один из руководителей Севастопольского восстания 1905 года, известен также как лейтенант Шмидт.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии


воскресенье, 17 июля 2011 г.

Карточка №321 «Совмещая приятное с полезным»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Петр Первый предвидел, что первую петербургскую газету «Ведомости» никто читать не будет – не привыкли. Обязать силой? Как донести до народа полезное новшество?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Должна быть причина для чтения газеты, чтобы популяризировать новшество, и такой причины быть не должно, поскольку читать газеты народ не привык.

РЕШЕНИЕ:
Петр I распорядился подавать в трактирах бесплатный чай тем, кто читает газету.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»

КОММЕНТАРИЙ:
«Первый сохранившийся до наших дней экземпляр печатной газеты датирован 2 января 1703 г. Однако косвенные данные свидетельствуют о том, что еще в декабре было выпущено два номера "Ведомостей", во всяком случае, в архивах найдены рукописные оригиналы и копии. Однако, как отмечают историки, у петровских "Ведомостей" были предшественники - рукописные "Вести-куранты", которые выходили регулярно с 1621 г., отдельные же номера появились раньше - в 1600 г.»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении



воскресенье, 10 июля 2011 г.

Карточка №320 «Придет серенький волчок»

ИСТОЧНИК:
Лимаренко А.В. Мы – мирозданяне. – Владивосток, 2000.

СИТУАЦИЯ:
Экологи ведут строгий учет редких животных, которых в Европе почти не осталось. В Германии, к примеру, поставлен памятник последнему волку. Но в Альпах они еще сохранились. Только вот следы волков на камнях плохо видны. Итальянские ученые тщетно пытались посчитать размер стаи по свежему снегу, но он быстро растаял. Да волки и не любят гулять в снегопад. Как же посчитать неуловимых животных?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Волки должны оставлять уникальные следы, чтобы их можно было учесть и посчитать, и не должны оставлять такие следы, поскольку след не виден на камнях и быстро исчезает на снегу.

РЕШЕНИЕ:
Голоса волков неповторимы. При помощи чувствительной аппаратуры ученые записали их вой, что позволило с высокой точностью определить численность стаи.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип копирования

КОММЕНТАРИЙ:
Использован полевой ресурс – уникальное акустическое поле, издаваемое животным. Чем не «след»?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)


воскресенье, 3 июля 2011 г.

Карточка №319 «Светлый образ»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. – Ч.1.- Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С.182-183.

СИТУАЦИЯ:
«Какая она была чудесная девушка! Она вокруг себя излучала свет!» - писал Ренуар об актрисе Жанне Самари, портрет которой художник собирался написать. На как показать, что лицо изображенной на полотне девушки излучает свет? Если сделать его светлым – будет просто светлое лицо. Сделать еще светлее – будет неестественно. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изображение лица должно быть сверхсветлым, чтобы «светиться», и должно быть нормальным, чтобы оставаться естественным.

РЕШЕНИЕ:
«Эффект «излучения света» Ренуар создает тем, что голова и шея написаны ярко, а оголенные руки и платье – того же цвета, но тусклые, почти синие».
(Dolgopolovs I. Stasti par maksliniekiem. – Riga: Zinatne, 1984. – Lpp.93)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения

КОММЕНТАРИЙ:
Красивый пример использования в изобразительном искусстве принципа вынесения, который предлагает отделить от объекта «мешающую часть» (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах



Ренуар. 
Портрет актрисы Жанны Самари



пятница, 1 июля 2011 г.

Карточка №318 «Виновна или невиновна?»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Известный российский адвокат Плевако простых людей в обиду не давал. «…От защиты дел, пахнущих миллионами, при шумном стечении публики и репортеров, он вдруг по зову сердца бескорыстно срывался с места, уезжая в Сызрань, где судили одинокую старуху, стащившую у соседки пятикопеечный чайник. …Ну как найти слова для оправдания?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Преступление должно быть, поскольку кража совершена, и его быть не должно, чтобы оправдать подсудимую.

РЕШЕНИЕ:
«…- Что я скажу в защиту этой несчастной женщины? - начал Плевако. - Россия за тысячу лет своего существования перенесла немало бед и трагедий. Шел на нее Мамай, терзали ее печенеги, татары и половцы - устояла! Шел Наполеон с двунадесятью языками - выстояла! Но теперь, господа присяжные заседатели, после того как моя подзащитная своровала этот жалкий чайник, мне поневоле делается жутко... Такого испытания не выдержит святая Русь - обязательно погибнет!»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип "обратить вред с пользу"
В) Усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
В риторике прием, примененный адвокатом Плевако, носит название «доведение до абсурда». Плевако доказал несостоятельность мнения обвинения, намеренно усилив (до искажения) последствия совершенного подсудимой деяния. В таких условиях старушку оставалось лишь оправдать ввиду очевидной малозначительности преступления.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в юриспруденции

воскресенье, 12 июня 2011 г.

Карточка №317 «Свистать всех наверх!»

ИСТОЧНИК:
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»

СИТУАЦИЯ:
«…Около одиннадцати часов ураган как будто начал стихать. Влажный туман рассеялся, и Джон смог разглядеть милях в шести под ветром какой-то плоский берег. «Дункан» несся прямо к нему полным ходом. Чудовищные валы взлетали на высоту более пятидесяти футов…

…«Дункан» находился всего в нескольких кабельтовых от края мели. Прилив, конечно, помог бы яхте пройти через эти опасные мели. Но громадные валы, то поднимавшие, то опускавшие судно, должны были неминуемо ударить его килем о дно. Возможно ли успокоить бушующий океан?»

Как быть капитану перед лицом опасности? Как успокоить океан?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Волны вокруг корабля должны быть, поскольку бушует страшный шторм, и волн вокруг корабля быть не должно, чтобы сохранить корабль.

РЕШЕНИЕ:
«…Вдруг Джона Манглса осенила блестящая мысль.

– Жир! – крикнул он. – Жир тащите, ребята, жир!

Вся команда сразу поняла смысл этих слов. Капитан решил пустить в ход одно средство, которое иногда бывает спасительным.

Можно умерить ярость волн, покрыв их слоем жидкого жира. Этот слой разливается на поверхности воды, и волны стихают. Такое средство оказывает свое действие немедленно, но на очень короткое время. Едва успеет судно пройти по такому искусственно успокоенному морю, как волны уже начинают бушевать с еще большей силой, и горе тому, кто отважился бы плыть вслед за проскользнувшим таким образом судном [Поэтому морской устав запрещает капитанам пускать в ход это средство, если за ним следуют другие суда. (Примеч. автора.)]…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип местного качества
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Автору блога пришлось однажды в детстве наткнуться на критику в адрес Ж. Верна: оказывается, описанный им способ усмирения волн якобы целиком повторяет нечем не подтвержденные морские байки…

Как бы то ни было, но прием этот хорошо вписывается в обойму инструментов решения сложных задач, применяемых в ТРИЗ. А истинность эпизода оставим на совести автора.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле
ТРИЗ - детям



воскресенье, 5 июня 2011 г.

Карточка №316 «Горох и семечки»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Мужик вез на продажу в одном мешке семечки и горох. При этом товар не был перемешан: внизу мешка (на треть) мужик поместил семечки, потом мешок перевязал веревкой, затем засыпал горох - еще треть мешка, а горловину перевязал. Не успел мужик доехать до базара, а навстречу ему другой мужик. «Продай, - говорит, - мне свои семечки. Но только семечки и только в мой мешок». Почесал наш мужик затылок, лоб наморщил. Как быть?

Итак, нижняя треть первого мешка занята семечками, потом мешок на треть заполнен горохом. Есть еще один пустой мешок, в который надо высыпать семечки, оставив горох в первом мешке. Высыпать содержимое мешка на землю нельзя.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Третий мешок должен быть, чтобы высыпать в него горох, и третьего мешка быть не должно, поскольку его просто нет.

РЕШЕНИЕ:
Предоставляю Читателю возможность самому подумать над решением этой забавной задачи-головоломки.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Приемы устранения технических противоречий

КОММЕНТАРИЙ:
Кроме перечисленных атрибутов, возможно, мужики смогут отыскать еще кусок веревки. Поможет ли он? Решите сами.

КАТЕГОРИЯ:
Головоломка

воскресенье, 29 мая 2011 г.

Карточка №315 «Стрелы Робин Гуда»

ИСТОЧНИК:
Рассылка Института Юрия Мороза (Выпуск N3035 от 2011-05-04)

СИТУАЦИЯ:
Руководитель одной фирмы ежедневно сталкивался с неприятным фактом: подавляющее большинство подчиненных ему сотрудников заходили в его кабинет для решения каких-либо служебных вопросов, не стучась при этом в дверь.

Казалось бы, мелочь. Однако такое «панибратство» косвенно свидетельствует о недостаточном уважении и отрицательно сказывается на статусе руководителя. Принудительно ввести в регламент отношений обязательный стук в дверь шефа? Решения явно слабое, неуклюжее. Как заставить подчиненных соблюсти служебный этикет?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Должен быть приказ стучаться в дверь, перед тем как войти, и такого приказа быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
На дверь кабинета с внутренней стороны руководитель повесил круглую мишень для дартса – игры, в которой увесистые дротики с металлическими иглами на конце метают в цель. Теперь каждый посетитель кабинета при выходе мог своими глазами увидеть, какая перспектива ожидает того, кто осмелится войти в кабинет без стука.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Кроме того, что такое решение объективно дисциплинирует сотрудников, оно помогает выявить уровень социального интеллекта. В самом деле, если человек, увидевший на уровне своей головы дартс, с первого раза не проникнется священным трепетом, перед тем как в следующий раз нарушить уединение руководителя, то либо он не в состоянии устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, либо начисто лишен чувства опасности. И то, и другое – аргумент в пользу признания сотрудника профнепригодным.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении

пятница, 20 мая 2011 г.

Карточка №314 «Счета и налоги»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
В одной из стран Латинской Америки власти заметили, что торговцы скрывают свои налоги. Ужесточать налоги, усиливать наказание -  неэффективно. Всем торговцам выданы единые бланки счетов, выписываемых за покупку, но они стали продавать товары, не выписывая покупателю счета (а покупателям копия счета не нужна – они ее и не просят). Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Покупатель должен иметь выгоду от получения копии счета, чтобы потребовать эту копию, и не должен иметь выгоду, потому что копия счета покупателю прямой выгоды принести не может.

РЕШЕНИЕ:
Власти объявили лотерею по номерам дубликатов счета. Теперь все покупатели стали требовать копию счета. Поступления в казну значительно превысили расходы на лотерею.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Действительно, если заинтересованный покупатель настоятельно требует выдать ему копию счета, то торговцу волей-неволей придется этот счет выписать.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении


пятница, 13 мая 2011 г.

Карточка №313 «Луна наводит мосты»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора

СИТУАЦИЯ:
Роберт Стефенсон, сын изобретателя паровоза, тоже был талантливым инженером. Железнодорожные мосты его конструкции и сегодня можно увидеть на магистралях Великобритании. Один из таких мостов представляет гигантскую трубу, перекинутую через полукилометровый пролив. В этот надводный тоннель и ныряет поезд. Как же удалось положить на опоры тысячетонный груз? Ведь в прошлом веке не было подъемных кранов нужной мощности.
                                                                                            
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Подъемный кран должен быть, чтобы уложить мост, и его быть не должно, поскольку кранов такой грузоподъемности не существует.

РЕШЕНИЕ:
Оказывается, трубу уложила на место… Луна. Точнее, создаваемый ею прилив. К собранным вместе секциям трубы-моста прикрепили понтоны. Поднявшийся во время прилива уровень воды превратил трубу в своеобразный плот, которую помощники Стефенсона направили к выбранному месту. Когда уровень воды понизился, труба аккуратно опустилась на опоры. Оставалось лишь освободить ее от понтонов и понадежнее укрепить, чтобы будущие приливы не смогли сдвинуть с места.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
а) использовать вредные факторы (в частности, вредные воздействия среды) для получения положительного эффекта.

КОММЕНТАРИЙ:
Есть вредное явление – сила прилива, причиной которому притяжение Луны. Такое, в принципе, вредное воздействие в данном случае обращено в пользу для дела.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в строительстве


вторник, 10 мая 2011 г.

Карточка №312 «Меч-кладенец»

ИСТОЧНИК:
Орешкин Б., «Меч-кладенец», историческая повесть

СИТУАЦИЯ:
Вел, молодой охотник из далекого северного племени, вернулся из странствий с редкой добычей – невиданным ранее железным мечом. Хороший меч. Такое оружие в умелых руках поможет защитить свой народ от любого вторжения. Да только нет на сердце у Вела радости, видит он, с какой завистью смотрят на Сверкающий меч другие охотники. Если так и дальше пойдет, неминуемы стычки и раздоры: каждый хочет владеть грозным оружием, дающим власть над соплеменниками. Прямо беда, хоть в озеро меч бросай. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Меч должен быть у самого достойного воина, чтобы можно было при необходимости отразить нападение неприятеля, и не должен быть у него, чтобы не было соблазна подчинить себе соплеменников.

РЕШЕНИЕ:
Собрал Вел весь род у огромного валуна и предложил самым сильным охотникам отвалить камень. Ни в одиночку, ни втроем, ни впятером никто этого сделать не смог. И только навалившись на камень все вместе, воины опрокинули валун в сторону. Под ним и нашел свое место Сверкающий меч. Никто из сородичей в одиночку завладеть им не в силах, а придет беда – всей миром отвалят камень, достанут меч-кладенец и вручат его самому достойному воину, способному защитить род от неприятеля.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип вынесения

КОММЕНТАРИЙ:
«Соломоново решение» Вела вернуло мир и покой в его родное стойбище.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям