воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Карточка №354 «Грани твоей реальности»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Тринадцатый этаж» (“The Thirteenth Floor”; Германия, США, 1999)

СИТУАЦИЯ:
Фильм «Тринадцатый этаж» вводит зрителя в вымышленный мир компьютерных имитаций реальности. В ходе головокружительных виртуальных приключений герои фильма поочередно погружаются в три, с позволения сказать, реальности. Две из них на поверку оказываются искусственными, вложенными одна в другую, а самый «верхний» мир выполняет функцию настоящей, базовой реальности. Как, используя средства, доступные восприятию зрителя, показать, что миры отличаются один от другого, оставаясь в то же время предельно реалистичными?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изображение миров должно быть одинаково реалистичным, чтобы создать у пользователя ощущение истинности происходящего, и оно должно быть разным, чтобы показать зрителю, в какой именно реальности происходят события.

РЕШЕНИЕ:
В «нижней» компьютерной имитации цвета слегка блеклые, лишенные яркости, с преобладанием коричневатых оттенков.

Родная для героев реальность, которую они до поры ошибочно считают настоящей, имеет более яркие краски с голубовато-синеватым оттенком.

В «высшей» реальности сразу бросаются в глаза предельно яркие, сочные и насыщенные тона с кремовым или, скорее, золотистым отливом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип изменения окраски

КОММЕНТАРИЙ:
В основу фильма положен роман талантливого американского фантаста Дэниела Галуи «Симулакрон-3» (1968). Любителям интеллектуальной фантастики можно порекомендовать также такие произведения Галуи как «Слепой мир», «Пришельцы – среди нас», «Боги психонов».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в кинематографии


четверг, 23 февраля 2012 г.

Карточка №353 «Взять ее на мушку!»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Как наставлял меня в свое время суровый армейский старшина, вверенное солдату боевое оружие должно блестеть, как у кота… Одним словом, как у кота. Вот только при стрельбах в солнечную погоду начищенный до блеска и надежный автомат Калашникова может приносить определенные неудобства. Яркие лучи солнца создают отблеск на отполированной мушке, мешающий правильному прицеливанию. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мушка должна блестеть, поскольку таково свойство отполированного металла, и не должна блестеть, чтобы обеспечить эффективное прицеливание.

РЕШЕНИЕ:
Непосредственно перед стрельбой достаточно провести по мушке пламенем от спички. Мушка при этом слегка закоптится и станет матовой. Отблеск солнечных лучей больше не будет помехой при наведении оружия на цель. Остальные слагаемые успешной стрельбы - в ваших уверенных и мужественных руках.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени
Принцип изменения окраски
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
С праздником, дорогие защитники Отечества! И, главное, как когда-то давно на выпускном вечере сказал мой школьный учитель: «Желаю, чтобы вам никогда не пришлось защищать свою Родину». Согласитесь, в этом есть глубокий смысл, не правда ли?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Карточка №352 «Горячий финский парень»


ИСТОЧНИК:
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990. – С.28.

СИТУАЦИЯ:
«Проектируя здание правительства в Кувейте, финский архитектор Р. Пиэтиле захотел «выразить финскую душу в этой земле». Но финская архитектура – прямые линии, резкие углы – никак не сочеталась с типичным арабским стилем – плавным, закругленным, извилистым… Как быть?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Линии архитектурного сооружения должны быть прямыми, чтобы соответствовать «финскому» стилю, и линии должны быть плавными, чтобы подчеркнуть принадлежность здания к арабской культуре.

РЕШЕНИЕ:
«…Архитектор не пошел на компромисс (сделать здание не очень прямым и не очень круглым) – это был бы проигрыш. Изобретение состоит в том, что здание построено из прямолинейных («финских») элементов, расположенных зигзагообразно, - общий контур извилистый, «арабский».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Системный переход 1-в: вся система наделяется свойством С, а ее части  - свойством анти-С.

КОММЕНТАРИЙ:
Описанный системный переход широко и успешно применяется в технике. Так, велосипедная цепь обладает определенной гибкостью, хотя каждое отдельное звено ее твердое и жесткое. Еще один пример: рабочие части тисков для зажимов деталей, где каждая отдельная часть (стальная втулка) твердая, а в целом весь зажим податлив и способен менять свою форму.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в архитектуре


воскресенье, 12 февраля 2012 г.

Карточка №351 «А я еду за туманом»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Викинги» (США, 1958).
Х/ф «Тринадцатый воин» (США, 1999).

СИТУАЦИЯ:
В VIII-IX веках в Европе викинги поклонялись свирепому языческому богу Одину. В своих покрытых льдом северных землях они строили корабли и сеяли по окрестным странам террор, равного которому еще не было в истории. Каждый викинг мечтал умереть с мечом в руках и попасть в Валгаллу – небесный чертог для павших воинов, где их ждал бог Один.

Викинги не знали компаса, они ориентировались в морских походах по солнцу и звездам. Попав в туман, викинги оказывались беспомощными. Если отклониться от курса, считали они, то черный ветер отнесет их в Ядовитое море на западе, на край земли, в забвение.

И все же даже при маневрировании в плотном тумане викинги наловчились обнаруживать приближающийся берег и спокойно приставать к нему с минимальным риском сесть на мель или наткнуться на прибрежные скалы. Как же им это удавалось?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Берег должен быть виден, чтобы совершить безопасный маневр, и не должен быть виден, поскольку он скрыт за плотным туманом.

РЕШЕНИЕ:
Осторожно двигаясь в густом тумане, викинги посылали зажженные стрелы по ходу движения корабля. Восседающий на мачте викинг, выполнявший функцию «смотрящего», замечал, когда очередная пущенная стрела не затухала в водах, а втыкалась в берег, продолжая гореть. Это и было тем знаком, который свидетельствовал о приближении суши.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип изменения окраски:
в) для наблюдений за плохо видимыми объектами или процессами использовать красящие добавки

КОММЕНТАРИЙ:
Применявшийся викингами способ, конечно, не лишен недостатков, но они с лихвой возмещались удалью и бесстрашием северного народа. «Северный ветер сделал викингов», как гласит пословица.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 5 февраля 2012 г.

Карточка №350 «Космические ложки»

ИСТОЧНИК:
Кинокомедия «Джентльмены удачи» (СССР, 1971)

СИТУАЦИЯ:
Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов), заведующий детским садом, придя утром на работу, интересуется у воспитателя Елены Николаевны, как дела в саду.

- Плохо едят… - отвечает расстроенная воспитательница.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Принудительные меры должны быть, чтобы заставить детей плотно позавтракать, и таких мер быть не должно, поскольку они неэффективны.

РЕШЕНИЕ:
Евгений Иванович обращается к детям:

- Товарищи, минутку внимания. Сегодня завтрак в детском саду у нас отменяется! Мы совершим полет на космической ракете на Марс. Командором назначается Игорек. Прошу вас, возьмите в руки космические ложки, подкрепитесь основательно - ракета до обеда на Землю не вернется.

Обрадованные малыши усиленно заработали ложками, освобождая тарелки.

- Гениально!.. – прошептала Елена Николаевна.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «сделать наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Как всегда, административные меры при разрешении противоречия, связанного с поведением, не сработали. Потребовалось произвести сдвиг в мотивации, чтобы детишки сами захотели поскорее покончить с завтраком.

Интересный факт: ходят упорные слухи, что в роли Игорька, читавшего в комедии стихотворение про злого и страшного серого волка, снялся известный впоследствии актер, режиссер, сценарист и продюсер Игорь Угольников. Впрочем, достоверна эта информация или нет, не вполне ясно.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в педагогике


пятница, 27 января 2012 г.

Карточка №349 «Дорога жизни»


ИСТОЧНИК:
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990. - с. 130.

СИТУАЦИЯ:
27 января Россия отмечает День снятия блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны путь через Ладожское озеро в осажденный город находился под постоянным прицелом фашистов. Но неожиданно возникла другая тревожная ситуация: довольно толстый лед начал сам собой трескаться и разрушаться под колонной грузовиков, без фашистских бомб. Как объяснить это явление и предотвратить его?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Разрушающее воздействие на лед должно быть, потому что он трескается, и такого воздействия быть не должно, поскольку бомбежек нет.

РЕШЕНИЕ:
Физики быстро разобрались, что во всем виновато явление резонанса. Было предложено изменить интервалы движения машин по льду так, чтобы образующиеся волны гасили друг друга.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон согласования ритмики частей системы

КОММЕНТАРИЙ:
Резонанс может быть полезным и вредным. В некоторых случаях для устранения вредного явления требуется сознательно рассогласовать параметры частей системы. Эта мера позволяет решить задачу практически бесплатно, без привлечения дополнительных ресурсов.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 22 января 2012 г.

Карточка №348 «Заколдованная банка»


ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, чтобы две трети банки свисало со стола, а одна треть располагалась на столе. Некоторое время банка спокойно стояла в таком положении, а потом упала. Что было в банке и как такое стало возможным?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Вещество должно располагаться в определенном месте банки, чтобы обеспечить ее устойчивое положение на столе, и не должно располагаться в определенном месте, чтобы банка упала на пол.

РЕШЕНИЕ:
Решение достаточно простое, поэтому постарайтесь отыскать его самостоятельно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени и пространстве

КОММЕНТАРИЙ:
Для решения задачи достаточно знаний по физике из курса средней школы. Но если хорошенько подумать и включить воображение, можно отыскать более одного «контрольного» ответа. Возможно, вам даже удастся придумать, как и для каких практических целей можно использовать такой эффект.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям


воскресенье, 15 января 2012 г.

Карточка №347 «Головоломка для внучки»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Пожилой учитель усердно готовился к завтрашнему занятию с учениками, когда к нему подошла пятилетняя внучка и стала уговаривать его почитать с ней книжку. Погруженный в глобальные раздумья о воспитании подрастающего поколения, дедушка попросил девочку не приставать к нему с подобными мелкими вопросами. Но внучка не унималась. Тогда учитель предложил ей выполнить «небольшое» задание.

Он вырвал из оказавшегося под рукой журнала карту мира, разорвал лист на несколько частей и пообещал внучке непременно почитать с ней книжку, но только после того как девочка сложит карту. Обрадованная девочка ушла в свою комнату складывать мозаику, а дед справедливо решил, что получил возможность еще несколько часов без помех заниматься своими делами.

Однако не прошло и десяти минут, как внучка прибежала к нему, с гордостью неся перед собой полностью сложенную карту мира, обрывки которой были скреплены скотчем. Изумленный педагог не мог и представить себе, что такая трудновыполнимая даже для взрослого человека задача оказалась под силу ребенку, не умеющему толком читать. Как же девочке удалось справиться с головоломкой?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Девочка должна сложить карту из обрывков, поскольку уже продемонстрировала дедушке свое умение, и не должна сложить карту, потому что для нее эта задача пока невыполнима.

РЕШЕНИЕ:
На вопрос, как ей это удалось, девочка бесхитростно ответила, что увидела на обороте разорванной на части страницы лицо человека. Восстановить картинку с таким изображением для ребенка не составило большого труда. После того как девочка сложила фрагменты человеческого лица, карта мира на обороте листа восстановилась сама собой. Труднее всего было справиться со скотчем, который никак не хотел слушаться…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
Принцип «наоборот»
Принцип перехода в другое измерение (использовать обратную сторону данной площади)

КОММЕНТАРИЙ:
В итоге все остались довольны. Девочка – тем, что наконец-то прослушала обещанную книжку, прочитанную дедушкой. Дедушка – тем, что получил пищу для размышления и наглядный урок, который был ему преподан внучкой.

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение


воскресенье, 8 января 2012 г.

Карточка №346 «Нелегко быть заложником»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Скорость» (США, 1994).

СИТУАЦИЯ:
Два полицейских методично обследуют шахту лифта на предмет обнаружения следов готовящегося теракта. Между делом один загадывает другому профессиональную загадку: «А ну-ка, вопрос на засыпку. Аэропорт. Вооруженный террорист захватил заложницу, он почти сел в самолет. Ты в тридцати метрах от него. Что будешь делать?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Террорист должен удерживать заложницу, поскольку она служит для него защитой, и не должен ее удерживать, чтобы можно было обезвредить преступника, сохранив жизнь женщине.

РЕШЕНИЕ:
Спецназовец Джек Тревен (Киану Ривз) без колебаний предложил… стрелять в заложницу. «Как в математике – вывести ее за рамки уравнения. Если аккуратно ранить заложницу, то преступник уже не потащит ее за собой…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения (отделить от объекта «мешающую» часть)
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Кто бы мог подумать, что через несколько минут Джеку придется на практике использовать предложенный им прием, к тому же довольно успешно…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности

воскресенье, 1 января 2012 г.

Карточка №345 «Дозор воеводы Морозко»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Морозко» (СССР, 1964)


СИТУАЦИЯ:
«Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои…» В фильме «Морозко» присутствует множество настоящих чудес, сделанных со сказочным мастерством и изобретательством.

В ходе съемок Александр Роу столкнулся с ситуацией, когда требовалось наглядно изобразить работу морозильного посоха, при помощи которого Морозко укутывал снежком деревья. Вот перед вами совершенно голый куст, в сторону которого надо всего лишь слегка взмахнуть волшебным посохом, чтобы он мгновенно покрылся инеем. Как быть? Использовать мультипликацию не годится, волшебство должно выглядеть по-настоящему.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Дерево моментально должно само покрыться инеем, чтобы продемонстрировать чудодейственную силу посоха, и не должно покрыться инеем, поскольку таких чудес в реальной жизни не бывает.

РЕШЕНИЕ:
Режиссер использовал для сцены метод обратной съемки. Для этого достаточно было слегка стукнуть чем-нибудь по запорошенному снежком деревцу, чтобы покров осыпался, а затем вставить этот эпизод в сцену «задом наперед». Когда вы будете пересматривать эту сказку, обратите внимание, что замороженные посохом деревья чуть-чуть раскачиваются, прежде чем нарядиться; будучи же одетыми в иней, застывают как вкопанные.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Говорят, знаменитый Стивен Спилберг уверяет, что фильм-сказка «Морозко» стал предтечей многих голливудских шедевров.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в кинематографии

С Новым Годом!


воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Карточка №344 «Коварный сейф»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Как-то раз, еще в прошлом веке, прихожу в понедельник с утра на государственную службу и застаю своего непосредственного шефа стоящим в обнимку с сейфом.

«- Что, товарищ майор, соскучился за выходные по металлическому другу?»

«- Нет, - сокрушенно качает головой товарищ майор,  - тут другая беда. Сегодня срок исполнения материала, надо срочно сдавать документы руководству, а сейф, как назло, сломался. Кручусь вот уже второй час, не могу открыть».

Выяснилось, что шеф открыл сейф ключом, но попасть внутрь так и не смог. Кроме обычного замка сейф был оборудован рукояткой, при повороте которой сверху и снизу двери вылезают металлические ригели и дополнительно запирают дверцу. Мы пришли к выводу, что нижний ригель отломился от прикрепленной к нему тяги, остался в своем гнезде и не мог при повороте рукоятки возвратиться в соответствующее верхнее положение, тем самым освободив дверь.

«- О! Магнит! – осенило меня. – Приставить магнит к ригелю снаружи сейфа и протянуть его вверх. Обломанный ригель потянется за магнитом и освободится».

С трудом раздобыли у соседей-технарей небольшой магнитик. Но все попытки заставить ригель слушаться магнита к успеху не привели. То ли магнит слабоват, то ли процессу намагничивания ригеля мешал металлический сейф… С физикой у нас обоих было худо.

«- Эх, нам бы магнит посильнее… Да где ж его взять… - обреченно вздохнул товарищ майор, уже поеживаясь при мысли о неминуемой взбучке со стороны сурового полковника.

Как тут быть? Так и хочется повторить волшебные слова Генриха Альтшуллера: «И тут появился изобретатель…»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сильный магнит должен быть, чтобы посредством его сдвинуть язычок запирающего устройства, и сильного магнита быть не должно, поскольку его просто нет в наличии (да и не подействует магнит на ригель через металлическую дверь).

РЕШЕНИЕ:
Вместо долгожданного изобретателя на пороге кабинета появился молодой, но очень «дикорастущий» капитан Иванов. Вникнув в проблему и выяснив, что в сейфе нет хрупких и легкодеформируемых предметов, он авторитетно посоветовал:

«- Переверните сейф вверх ногами. Ригель под собственной тяжестью выпадет из гнезда, дверь освободится…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
в) перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть его

КОММЕНТАРИЙ:
Осторожно втроем мы перевернули могучий сейф «с ног на голову», внутри что-то звякнуло, и дверь со скрипом отворилась…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту

воскресенье, 18 декабря 2011 г.

Карточка №343 «Сиреневый туман»

ИСТОЧНИК:
Анекдот

СИТУАЦИЯ:
Покупатель обращается к продавцу магазина одежды:
- Покажите мне, пожалуйста, сиреневую мужскую рубашку.
- Сожалею, но у нас сейчас нет в наличии рубашек такого цвета, - отвечает тот.
- Как же нет? – настаивает покупатель. - Я только что видел ее на витрине магазина!
Продавец подходит и рассматривает витрину:
- Должно быть, вы ошиблись. Я не вижу на витрине сиреневой рубашки…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сиреневая рубашка должна быть на витрине, потому что ее видел покупатель, и ее не должно быть на витрине, поскольку ее не видит продавец.

РЕШЕНИЕ:
- Да вот же она, - покупатель указывает на рубашку, выставленную на витрине.
- Позвольте, но ведь эта рубашка не сиреневая, а белая! – возмущается продавец.
- А что, разве сирень белой не бывает?..

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип универсальности

КОММЕНТАРИЙ:
Наглядный пример того, как инерция мышления определяет наше восприятие окружающей действительности. Слова и термины, призванные помочь нам отделить одни свойства предметов от других свойств, нередко затуманивают эти самые свойства. Такой своеобразный «сиреневый туман» мешает нам воспринимать очевидное. 


Ладно уж, подсластим пилюлю шуточным тестом, который некоторые продвинутые жены используют, чтобы убедиться на расстоянии (например, по телефону) в трезвости своих супругов. Для решения такой «обнаружительной» задачки достаточно попросить человека быстро произнести вслух волшебное слово «сиреневенький». Не верите, что способ работает? Попробуйте при случае убедиться сами.

КАТЕГОРИЯ:
Психологическая инерция



воскресенье, 11 декабря 2011 г.

Карточка №342 «По самую шляпку»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Представьте себе, что вам необходимо скрепить гвоздями две доски. Для надежного соединения гвоздь должен быть длиннее, чем толщина двух досок вместе взятых. Но в этом случае острый кончик забитого гвоздя будет мешать. Самый простой способ устранить эту неприятность – просто загнуть полностью забитый гвоздь. Решение не самое удачное, ведь такое соединение будет не слишком прочным, да и кончик гвоздя желательно утопить в древесине.

Умельцы советуют для загибания гвоздя, выступающего с обратной стороны доски, взять трехгранный напильник таких размеров, чтобы конец полностью забитого гвоздя был в полтора раза длиннее грани напильника. Ребро напильника надо приложить к выступающему концу гвоздя и легкими ударами загнуть его на напильник. Вытаскиваем напильник и образовавшийся крюк загоняем в древесину ударами молотка.

А как быть, если ни напильника, ни прутка подходящего размера под рукой нет? Да и жалко напильник, не предназначен он для подобных упражнений. Ситуация…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Напильник должен быть, чтобы загнуть на нем конец гвоздя, и напильника быть не должно, чтобы его не портить.

РЕШЕНИЕ:
Забейте гвоздь лишь частично, то есть таким образом, чтобы с обратной стороны доски выступал кончик такой же длины, что и незабитая часть, примыкающая к шляпке. Затем ударами молотка загните острый кончик вдоль волокон древесины. Теперь забейте гвоздь до конца, а образовавшийся без всякой посторонней помощи крюк утопите в доску. И напильник цел, и гвоздь прочно сидит в доске.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип предварительного исполнения
Принцип частичного или избыточного действия
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Как гласит теория решения изобретательских задач, идеальный напильник – когда его нет, а функция напильника выполняется… В данном случае использован готовый вещественный ресурс - функцию отсутствующего напильника выполняет поверхность доски. Прием достаточно очевидный и «азбучный»; впервые я познакомился с ним на школьном уроке труда, но с тех пор мне нередко приходилось встречать опытных мастеров, упорно подкладывающих под гвоздь напильник.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту

воскресенье, 4 декабря 2011 г.

Карточка №341 «Эту страну погубит коррупция?»

ИСТОЧНИК:
Предвыборный ролик Либерально-демократической партии России

СИТУАЦИЯ:
«Запомните, джентльмены! Эту страну погубит коррупция!» Эти исторические слова герой Михаила Боярского из советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов» произнес, вероятнее всего, имея в виду Соединенные Штаты Америки, где происходит действие картины. Впрочем, во времена иносказаний и невысказанных «параллелей», когда снималось это хорошее кино, изречение ковбойствующего бандита могло иметь отношение и к современной России.

Взятки за оказание мнимых или реальных услуг, милые сердцу «откаты» за предоставление финансирования, повсеместное многоуровневое «распиливание» бюджетов целевых программ… Способов разложения общества с использованием денежных средств существует множество. Можно ли найти на них управу? Есть ли шанс у России победить хотя бы такую общественную коррозию как взяточничество?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Незаконная плата за оказание всевозможных «услуг» должна быть, потому что взятки трудноискоренимы, и такой платы быть не должно, чтобы взятка не била по карману гражданина.

РЕШЕНИЕ:
Оригинальное решение проблемы взяточничества, сами того не ведая, предложили создатели предвыборного ролика ЛДПР. Сюжет полуминутной «агитки» призван обличить взяточничество, укоренившееся во всех сферах российской действительности.

«В великой стране…

- Умоляю, доктор, отвезите в хорошую больницу! - причитает женщина, протягивая врачу «скорой помощи» сложенные купюры, в тот момент, когда ее родственника грузят в машину.

- Почините на совесть! – в свою очередь просит сантехника врач «скорой», вручая ему те же самые, только что полученные денежные знаки…

«В стране талантов, идей и возможностей…»

- Может, договоримся? – виновато вопрошает сантехник, сидя за рулем потрепанных «жигулей», и робко протягивает недавно полученный гонорар инспектору дорожно-патрульной службы…

«Где чтут закон и порядок…»

- Возьмите ребенка в садик! – умоляет заведующую не успевший снять форму «полиционер», твердой рукой впихивая ей многострадальную и видавшую виды ту же самую сумму

Парадокс ситуации в том, что денежные знаки, совершив нелегкий путь, вернулись в карман героини первого сюжета ролика.



Что же произошло? Каждый из участников «социального эксперимента» получил то, что хотел, не потратив ни копейки своих денег. Так вот в чем, оказывается, надо искать решение проблемы со взятками! В самом деле, ничего не ввели, ничего не усложнили, все остались при своих деньгах, довольные результатами. Надо было всего лишь грамотно замкнуть цепочку.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
«Хватит это терпеть!» - жестко заявляет в конце ролика Владимир Вольфович, который, похоже, так и не осознал, что невольно стал соавтором большого социально-технического изобретения. Хм… И смех, и грех. 


Приведенный в этой карточке пример - не более чем сатирический памфлет, который, тем не менее, отражает плачевную общую ситуацию. Пользуясь случаем, поздравляю всех россиян: очередная политическая гонка в России только что завершила один из своих бессмысленных этапов. Что ждет нас дальше? «Запомните, джентльмены! Эту страну погубит коррупция!..» Или спасет?.. 

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении


воскресенье, 27 ноября 2011 г.

Карточка №340 «Посторонним вход воспрещен»

ИСТОЧНИК:
Комедийный фильм «Очень страшное кино» (США, 2000 г.).

СИТУАЦИЯ:
Возможность иметь свою собственную комнату – мечта каждого подростка. Но нередко даже такая, казалось бы, собственная суверенная территория подвергается нашествиям со стороны заботливых родителей. Как защитить свое пространство от любопытных взглядов домочадцев, не нарушая при этом установленных семейных традиций и запретов?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Замок на двери должен быть, чтобы предотвратить внезапное появление в комнате родителей, и замка быть не должно, потому что планы родителей не предусматривают, чтобы ребенок имел возможность запираться в своей комнате.

РЕШЕНИЕ:
Героиня фильма «Очень страшное кино» Синди Кэмпбелл задействовала смекалку и решила проблему нежелательных гостей очень просто. За входной дверью в комнату расположен встроенный шкафчик с собственной дверцей. Если дверцу шкафчика распахнуть, то при открывании двери в комнату дверца упрется в дверную ручку, не позволив ей открыться шире, чем необходимо, чтобы образовалась небольшая щель. В некотором роде дверца встроенного шкафчика выполняет функцию дверной цепочки. Замок есть… и замка нет.


Эпизод 
"Посторонним вход воспрещен"

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов (ВПР)
Принцип универсальности (объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах).

КОММЕНТАРИЙ:
Очень часто мы не задействуем в повседневной жизни вещественно-полевые ресурсы, имеющиеся под рукой. Но бывают исключения. Один из моих друзей, офицер, служивший в войсках противовоздушной обороны и имевший представление о физических основах радиолокации, очень остроумно слушал музыку в своей малогабаритной квартире. Звук из стационарного магнитофона, стоявшего в комнате, отражался от открытой под строго определенным углом двери в ванную комнату и лился прямо на кухню, создавая эффект присутствия исполнителя прямо за обеденным столом…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Карточка №339 «Нам разум дал стальные руки-крылья»

ИСТОЧНИК:
Чутко И. Красные самолеты // Мост через время. – М.: Политиздат, 1989. – С.41-42.

СИТУАЦИЯ:
В начале 30-х годов XX века в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского проводились опыты по точечной сварке тонкостенных стальных конструкций. Требовалось объединить в сварной конструкции лучшие свойства разных сталей; самую выгодную комбинацию давали нержавеющая и хромомолибденовая стали.

Да вот только сваривать эти виды сталей требовалось по-разному. «Нержавейку» – быстрым коротким электрическим ударом большой силы, а хромомолибденовую, наоборот, варить следовало медленно, слабым током. Требования прямо противоположны, оба режима несовместимы, поэтому такие стали считались несвариваемыми. Однако потребности авиастроения требовали – надо сварить. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Ток должен быть сильным и «коротким», чтобы сваривать нержавеющую сталь без потери ее свойств, и ток должен быть слабым и «длинным», чтобы сохранить свойства хромомолибденовой стали.

РЕШЕНИЕ:
Авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини и инженер Сергей Михайлович Попов разработали свою технологию, согласно которой вначале подавался сильный, но короткий ток, чтобы хромомолибденовая сталь не успевала перегреваться, а затем при помощи реостата снижали ток до температуры, при которой вещества из нержавеющей стали не выпадали. Регулирование процесса по времени поручили автоматике.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени

КОММЕНТАРИЙ:
Машина работала как обычно, электроды сшивали сталь точками. Но только в этом стрекотании человеческий слух не улавливал, что за каждым коротким «тик» следовало чуть более долгое «та-ак». Один из сварщиков и через сорок лет был убежден, что режим сварки был сплошным…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в авиастроении


воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Карточка №338 «За связь без брака!»

ИСТОЧНИК:
Суворов В., «Аквариум»

СИТУАЦИЯ:
При проведении в условиях боевых действий сеанса радиосвязи между находящейся в тылу врага разведгруппой и командным пунктом возникают сложности. Передача сообщения занимает определенное время, поэтому для передающей станции существует риск быть запеленгованной. К тому же передаваемое сообщение вполне может быть перехвачено и расшифровано противником. Требуется эффективный способ уменьшить время нахождения в эфире, сохранив качество сообщения и его объем. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сеанс связи должен быть длинным, чтобы передать сообщение без потерь информации, и сеанс должен быть коротким, чтобы предотвратить обнаружение радиостанции и перехват сообщения противником.

РЕШЕНИЕ:
«…Вот готово сообщение. Теперь мы все его видим: обыкновенная кинопленка с несколькими рядами аккуратных дырочек на ней. Сообщение вкладывается в радиостанцию. Станция еще не включена и не подстроена. Радист на хронометр смотрит. И вот жмет на кнопку. Радиостанция включается, автоматически подстраивается, протаскивает сквозь недра кусок пленки, тут же выплевывая его. Несколько цветных лампочек на радиостанции сразу гаснут. Весь сеанс связи длится не более секунды. Заряд информации радиостанция практически выстреливает.

Шифровальщик подносит спичку к пленке, и та мгновенно исчезает, злобно шипя. Кинопленка только кажется обычной. Горит она так же быстро, как радиостанция передает шифрованное сообщение…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «проскока»

КОММЕНТАРИЙ:
Использованный прием (проскок) позволяет преодолевать вредные или опасные стадии процесса передачи радиосообщения на большой скорости. На принимающей стороне сообщение «разворачивается» во времени, что позволяет получить информацию без потери содержания.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Карточка №337 «Таможня дает добро»

ИСТОЧНИК:
Мультсериал «Приключения капитана Врунгеля» (СССР, 1976-1979 гг.)

СИТУАЦИЯ:
Капитан Врунгель и его помощник Лом принимают участие в кругосветной парусной регате на яхте «Беда». Во время одной из остановок им пришлось принять на борт стаю белок, спасавшихся от лесного пожара. Попытка пристроить зверушек в местный зоопарк не увенчалась успехом. Таможенные власти грозятся конфисковать яхту за незаконный ввоз скота. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИОВРЕЧИЕ:
Белки должны подпадать под категорию, подлежащую таможенному оформлению, поскольку они – животные, и не должны подпадать под такую категорию, чтобы избежать конфискации яхты за нарушение закона.

РЕШЕНИЕ:
Капитан Врунгель, прекрасно знающий морское право, заявил таможенникам, что, согласно международным морским законам, судовые принадлежности таможенному оформлению не подлежат. Доказательства принадлежности белок к категории судовых принадлежностей Врунгель пообещал представить к следующему утру.

За ночь на яхте было установлено два больших колеса с лопастями и расположенным между ними сетчатым барабаном для белок. Белок запустили в барабан, где они и принялись работать лапками, приводя новый двигатель яхты в движение. Таможенникам оставалось лишь развести руками, глядя вслед стремительно удаляющейся яхте.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов (ВПР)
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Пример, конечно, фантастический и вряд ли применимый в реальной жизни, но он хорошо демонстрирует, как можно по-новому применить имеющиеся в вашем распоряжении дешевые ресурсы, да еще и обойти несправедливый закон.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям