пятница, 3 декабря 2010 г.

Карточка №168 «Форсируем обучение-2, или Ожидание выстрела»

ИСТОЧНИК:
Личный опыт автора

СИТУАЦИЯ:
При обучении стрельбе из личного табельного оружия, например, из пистолета Макарова (ПМ), часто возникают сложности. После нескольких учебных выстрелов у многих обучаемых появляется так называемое «ожидание выстрела». В чем суть этого явления? Дело в том, что выстрел из ПМ – определенный стресс для новичка. Грохот выстрела, вскидывание оружия в руке – эти сопутствующие выстрелу явления (а точнее, их ожидание) приводят к тому, что стрелок в ожидании выстрела вместо плавного нажатия на спусковой крючок рвёт, дёргает его. Это приводит к неминуемым промахам.

Загвоздка в том, что невозможно точно определить, связаны ли промахи с дёрганием спускового крючка или же это всего лишь ошибки в прицеливании - ведь момент нажатия на спуск для глаза инструктора практически совпадает с вскидыванием ствола при производстве выстрела.

Требуется точно выявить наличие или отсутствие «ожидания выстрела» и сформировать у обучаемого устойчивый навык плавного нажатия на спусковой крючок. Как это сделать?


СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Выстрел должен быть, чтобы оценить точность попадания, и выстрела быть не должно, чтобы эффект «отдачи» оружия не смазывал для инструктора картину нажатия на спусковой крючок.

РЕШЕНИЕ:
…Выстрел. Снова мимо мишени.

- Дёргаешь спуск, боец, - поморщился инструктор. – На крючок надо плавно нажимать.

- Ничего я не дёргаю, товарищ капитан. Это просто пистолет от выстрела дёргается вверх, и пуля уходит мимо. Наверное, надо посильнее сжимать рукоятку в момент выстрела…, - поспорить я всегда любил.

- Сынок, в тот момент, когда ствол в твоей руке дёргается вверх, пуля уже давно в мишени… или за её пределами – как у тебя. Пистолет должен сидеть в руке свободно, чтобы я смог взять его у тебя двумя пальцами. А ты судорожно вцепился в рукоять и дёргаешь спуск… Ладно, не получается так, попробуем по-другому…

Капитан отобрал у меня ПМ, вынул из него магазин с патронами, достал один патрон, отвернулся ко мне спиной, что-то проделал с пистолетом, передернул затвор и передал мне ствол.

- Будем стрелять по одному патрону. Начинай, патрон уже в патроннике.

Я поднял оружие на уровень глаз, совместил мушку, прорезь прицела и нижний срез мишени в одну линию, задержал дыхание и нажал на спуск… Пистолет в руке резко дёрнулся в сторону, но выстрела не произошло.

- Осечка, товарищ капитан.

- Хм, может и осечка. Давай-ка еще раз попробуем.

Инструктор взял пистолет, снова отвернулся и, поколдовав с оружием, вернул его мне.

Да что такое! Снова осечка? Однако я сам и все остальные наблюдавшие за нами курсанты обратили внимание на то, что спуск я действительно дёргаю – и ещё как! Осечки следовали одна за другой, но постепенно в момент ожидаемого производства выстрела пистолет дергаться в моей руке перестал.

Шестая попытка. Ясное дело, чувствую подвох. Прицелился, нажал… Грохот, пистолет чуть не выпрыгнул из руки. Ого! «Девятка»! Неплохо, мысленно похвалил я себя.

Выяснилось, что инструктор играл со мной в своеобразную «русскую рулетку», подсовывая мне вместо патрона «пустышку». Я не мог видеть, действительно ли он каждый раз вставляет патрон в патронник, и действовал так, словно выстрел был неминуемым. Как только инструктор видел, что дёргание спуска в «ожидании выстрела» проходит, он вставлял в патрон в патронник.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения
Принцип частичного или избыточного действия
Использование «пустоты»

КОММЕНТАРИЙ:
Приём оцениваю на высший балл. Потребовалось три серии «игры в рулетку» и около 10 минут, чтобы я осознал действительное наличие своей стрелковой ошибки и начал её исправлять.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении


Комментариев нет:

Отправить комментарий