вторник, 22 марта 2011 г.

Карточка №263 «Величие мысли»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. Ч.1 – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. –с.183*
*Яхонт О.В. Советская скульптура. – М.: Просвещение,1988.

СИТУАЦИЯ:
В 1918 году скульптор А.Т.Матвеев сделал памятник Марксу из гипса (памятник не сохранился). Тема памятника – величие мысли, интеллектуальной деятельности Маркса. С давних времен такие темы в портретах (в том числе и скульптурных) выражались некоторым увеличением размеров лба. Но нельзя же лоб увеличивать бесконечно! Как же показать не сравнимую с предыдущими мыслителями значимость идей Маркса?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Лоб скульптуры должен быть увеличенным, чтобы показать величие идей Маркса, и должен быть обычного размера (неувеличенным), чтобы оставаться естественным.

РЕШЕНИЕ:
Обычного размера лоб должен быть увеличенным по сравнению с чем-то. На скульптурном портрете (бюст) кроме остальной части лица ничего нет. Значит, черты остальной части лица должны быть помельче.

«Общая мысль Матвеева достигает своего естественного завершения в характерной голове, с ее прекрасным высоким лбом и несколько мелкими чертами лица» (Яхонт О.В. Советская скульптура. – М.: Просвещение,1988. – с.14)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип "наоборот"
Принцип вынесения
Принцип местного качества

КОММЕНТАРИЙ:
Существует анекдот про дворника, которому в 30-е годы прошлого века в НКВД настоятельно посоветовали сбрить бороду, потому что с ней он чрезвычайно похож на Карла Маркса. «Ну ладно, бороду-то я сбрею, — ответил дворник, — а вот умище-то, умище куда девать?!»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в искусстве


Памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу
(Петрозаводск)

Комментариев нет:

Отправить комментарий