воскресенье, 13 мая 2012 г.

Карточка №365 «Овцы и волки»

ИСТОЧНИК:
Развлекательная программа «Прожекторперисхилтон», выпуск №19.

СИТУАЦИЯ:
С древних времен домашний скот обеспечивал людей мясом, кожей, шерстью, служил для перевозки грузов. Для охраны стад и поныне широко используются пастушьи собаки. Они не только предотвращают нападение на скот диких животных, но и способны эффективно управлять стадами, направляя их в нужную сторону. Но воспитание и дрессировка даже одной служебной собаки обходится достаточно дорого. Можно ли использовать для управления стадом более дешевый способ?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Служебное животное должно быть, чтобы управлять перемещением стада, и его не должно быть, чтобы соблюсти закон повышения идеальности систем.

РЕШЕНИЕ:
Изобретательный китайский пастух управляет стадом овец, используя большую фотографию волка. Чтобы направить стадо в нужную сторону, пастух заходит с противоположной стороны, держа в руках фотографию, на которой изображен свирепый хищник. Бедные животные принимают фотографию за настоящего волка и стремительно бегут от него прочь. Нехитрое изобретение позволяет предприимчивому китайцу экономить на пастушьих собаках.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип копирования:
а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные или дешевые копии
б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями)

КОММЕНТАРИЙ:
Из анекдота:
« - Подари мне свою фотографию.
- А зачем тебе? Будешь любоваться?
- Нет, поставлю возле сахарницы, чтобы дети сахар не таскали…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в животноводстве


воскресенье, 6 мая 2012 г.

Карточка №364 «Вспомнить всё»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
В современном мире, обрушивающем на нас волны самой разнообразной информации, особое значение приобретает качество и прочность запоминания материала, с которым приходится иметь дело. Известны разнообразные способы и приемы запоминания, так называемые мнемотехнические правила. Главное в их освоении – не забыть, как ими пользоваться… Существуют ли более простые способы повысить эффективность памяти, в основе которых лежат врожденные психологические особенности человека?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальный прием должен быть, чтобы повысить эффективность запоминания, и такого приема быть не должно, чтобы сохранить идеальность способа запоминания.

РЕШЕНИЕ:
Существует закономерность, выявленная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, согласно которой эффективность запоминания материала зависит от степени завершенности действия. Иными словами, мы лучше всего запоминаем ту информацию, которая связана с действием, оставшимся незаконченным.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Психологический эффект
Принцип предварительного напряжения
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
Эффект Зейгарник можно использовать в практике обучения, особенно в условиях низкой мотивации обучающихся к выполнению определенных заданий. Предлагая ученикам домашнее задание, рассмотрите первые шаги его решения и остановитесь на этом. Незавершенное действие создаст своеобразное внутреннее напряжение, заставляющее человека самостоятельно вернуться к выполнению задания.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ в педагогике


воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Карточка №363 «Старики-разбойники»


ИСТОЧНИК:
Кинокомедия «Старики-разбойники», (СССР, 1971 г.)
Журнал «Квант», 1990, №7

СИТУАЦИЯ:
Как обеспечить сохранность миниатюрных скульптур, выставляемых на всеобщее обозрение в музее? Герои старой советской комедии «Старики-разбойники» задались прямо противоположным вопросом: «Можно ли безнаказанно украсть скульптуры?» В разговоре со смотрительницей музея выяснилось, что ранее злоумышленникам повезло умыкнуть одну из скульптур, но сейчас с этим покончено навсегда. Каким образом удалось полностью исключить возможность хищения экспонатов?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Скульптура должна быть намертво соединена с массивным постаментом, чтобы злоумышленники ее не унесли, и не должна быть намертво соединена с постаментом, чтобы ее можно было переместить при необходимости.

РЕШЕНИЕ:
По словам сотрудницы музея, статуэтки приморожены к постаменту… сжатым воздухом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
- Разделение противоречивых свойств во времени
- Фазовый переход 1: замена фазового состояния части системы или внешней среды
- Принцип «изменение физико-химических параметров объекта»:
а) изменить агрегатное состояние объекта
г) изменить температуру

КОММЕНТАРИЙ:
По всей видимости, сотрудница музея не вполне понимала, о чем говорила. Приморозить скульптуру к постаменту – это одно, а обеспечить ее соединение с постаментом при помощи сжатого воздуха (или вакуума?) – нечто совсем другое. Как бы то ни было, оба варианта довольно нестандартны и оригинальны. Вот только практическое использование этих методов представляется не слишком удобным в условиях музея.

К слову сказать, примораживание мелких деталей к рабочей поверхности стола для их точной обработки (например, шлифовки) широко применяется на практике. Есть также работоспособные идеи об извлечении с морских глубин затонувших предметов путем примораживания к ним троса сухим льдом или жидким азотом. Для подъема предметов с затонувших кораблей предлагалось использовать также принцип действия присоски. Правда, речь здесь идет не о сжатом воздухе, а, напротив, о создании вакуума.

А вот найти достоверные сведения об использовании «присосок» или примораживания скульптур в музеях автору блога пока не удалось.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в музейном деле


воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Карточка №362 «Конспиративная диета Ильича»


ИСТОЧНИК:
Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: В 10 т., Т.2, Н.К. Крупская. – М.: Политиздат, 1989. – С. 19.

СИТУАЦИЯ:
Сегодня всё прогрессивное человечество, как принято было говорить в советские времена, отмечает очередную годовщину со дня рождения вождя мирового пролетариата В.И. Ульянова (Ленина). Отношение к личности Ильича и к результатам его деятельности по-прежнему остается противоречивым. Впрочем, несмотря на неоднозначные оценки, нельзя не отдать должное высочайшей работоспособности вождя угнетенных масс и его творческому потенциалу.

Даже во время тюремного заключения из-под пера Ленин продолжали выходить фундаментальные работы, ставшие основой для будущего социального переворота. Творить в царских застенках приходилось в условиях строжайшей конспирации, хотя по неосмотрительности жандармы не запрещали заключенным обмениваться с оставшимися на свободе друзьями самой разнообразной литературой. Революционеры использовали разные способы тайнописи, в том числе писали и молоком между строк обычных книг. Затем написанное можно было прочесть, нагрев бумагу над пламенем свечи или опустив ее в горячую воду.

Чтобы писать много и эффективно, нужно всегда иметь под рукой молоко, выполняющее функцию чернил. Но от взора надзирателя может не ускользнуть подозрительное пристрастие подопечного к этому напитку, и тогда неминуемы штрафные санкции, вплоть до карцера. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Чернильница должна быть, чтобы писать молоком революционные работы, и ее быть не должно, чтобы сохранить писательскую деятельность в тайне от надзирателей.

РЕШЕНИЕ:
Изобретательный Ильич ухитрился мастерить чернильницы для молока из хлебного мякиша. Как только подозрительно щелкала форточка на двери в камеру, Ленин немедленно отправлял импровизированную чернильницу в рот. «Сегодня съел шесть чернильниц», - шутливо признавался он в одном из писем к Н.К. Крупской.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип универсальности
Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Складывается впечатление, что царский режим довольно снисходительно относился к тем, кто поставил своей целью свержение царизма. Уйма свободного времени, хлеб, молоко, возможность читать и даже писать – ну чем не идеальные условия для вызревания революционных идей и оттачивания стратегии политической борьбы?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в революционной деятельности
Жизненная стратегия творческой личности


воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Карточка №361 «Ход конем»


ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Иоганн Цукерторт, один из известнейших шахматистов второй половины XIX века, как-то заключил пари с двумя другими гроссмейстерами - Стейницем и Блэкберном, которые были явно сильнее его. Суть пари состояла в том, что Цукерторт проведет с мастерами сеанс одновременной игры вслепую, набрав при этом не менее одного очка. Чтобы выиграть спор, необходимо иметь либо один выигрыш, либо две партии сыграть вничью. Цукерторт пари выиграл, но благодаря не шахматному искусству, а собственной сообразительности. Как ему это удалось?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Цукерторт должен гарантированно победить одного из шахматистов или свести обе партии к ничьей, чтобы выиграть пари, и не должен гарантированно победить или свести обе партии к ничьей, поскольку он слабее каждого из игроков.

РЕШЕНИЕ:
В качестве гарантии выигрыша Цукерторт использовал… своих противников. Он не играл с каждым из мастеров, а просто передавал своим противникам ходы друг друга. Фактически Блэкберн и Стейниц играли между собой, а Цукерторт был всего лишь посредником. Исход поединка был предрешен заранее: ничья или победа одного из гроссмейстеров была обеспечена, даже если бы Цукерторт вообще не умел играть в шахматы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип «обратить вред в пользу»:
б) устранить вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором

КОММЕНТАРИЙ:
Весьма оригинальный прием, которой может быть взят за основу и при решении других подобных задач. Имелось два вредных фактора, работающих против Цукерторта: это два противника, каждый из которых превосходил его по мастерству. Вместо того чтобы бороться с каждым фактором по отдельности, хитроумный шахматист сложил их, направив друг против друга. Итог – два источника вреда взаимно погасили друг друга.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в играх


воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Карточка №360 «Резиновое время»


ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Вопросы управления личным временем сегодня - не просто модное увлечение, почтительно именуемое тайм-менеджментом. Для большинства деловых людей рациональное распределение временных ресурсов стало насущной необходимостью, во многом определяющей жизненный успех. Иногда очень нужно в течение дня выкроить дополнительное время для каких-то неотложных мероприятий, но как это сделать, если в сутках, как ни крути, всего 24 часа? Вот если бы сутки сделать резиновыми…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
В сутках должно быть 24 часа, чтобы соблюсти общепринятый порядок вещей, и в сутках должно быть 25 часов, чтобы появилось дополнительное время.

РЕШЕНИЕ:
Нестандартное решение этой задачи предложили германские изобретатели. Для вечно спешащих деловых людей поступили в продажу необычные часы, на циферблате которых 25 часов. Как вы понимаете, изготовителям не удалось реально удлинить сутки, а дополнительный час выкроен из имеющегося суточного «запаса». Каждый час на таких часах содержит, как и полагается, 60 минут, однако минута состоит всего из 57,6 секунды.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Явное неудобство новинки в том, что обладателю таких усовершенствованных часов каким-то образом необходимо дополнительно согласовывать свои действия с другими людьми – членами команды, деловыми партнерами и так далее (они ведь могут пользоваться самыми обычными часами). В противном случае можно запросто выбиться из общего графика мероприятий. А вот для тех, кто работает исключительно в автономном режиме и мало зависит от других людей, 25-ый час, возможно, пойдет на пользу.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Карточка №359 «Война и мир по-индейски»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Каждый, кто хоть раз видел фильм о приключениях индейского вождя Чингачгука в исполнении Гойко Митича, наверняка запомнил, как выглядит традиционное метательное оружие индейцев – томагавк.  Небольшая боевая часть топорика насажена на прямую рукоять; обух часто имел ударный выступ. Таким орудием тренированный воин мог поразить противника с расстояния до 20 метров.

Но томагавк имел не только чисто боевое, но и ритуальное значение. Неспроста во многих языках появилось устойчивое выражение «откопать топор войны». Племенные танцы с боевым топором вокруг тотемного столба символизировали прекращение мира и свидетельствовали о начале военных действий.

А вот по завершении боевых действий вступал в игру другой ритуальный предмет – «трубка мира». Вожди индейских племен, заключая перемирие, усаживались вокруг костра и пускали по кругу священную трубку, что само по себе было дипломатической процедурой.

Если войны ведутся достаточно регулярно, бедным индейцам приходится постоянно менять топор войны на трубку мира. Не мудрено и запутаться: что сегодня вынимать из вигвама – томагавк или трубку?.. А если серьезно, вопрос стоит так: можно ли усовершенствовать эти ритуальные предметы, руководствуясь законами развития технических систем?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Томагавк и трубка мира должны быть, чтобы выполнять свои ритуальные функции, и их быть не должно, чтобы соблюсти закон повышения идеальности.

РЕШЕНИЕ:
В конечном итоге индейцы объединили ритуальный боевой топорик со священной трубкой мира в единое целое. Для этого по всей длине рукояти томагавка высверливалось сквозное отверстие, а на обухе делалась металлическая чашечка для набивания табака.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон повышения идеальности
Системный переход 1-а (переход к бисистеме)
Стандарт 3.1.1

КОММЕНТАРИЙ:
Есть мнение, что подобное объединение этих двух самостоятельных систем в единую бисистему ввели в XVIII веке хитроумные англичане. Усовершенствованные ритуальные предметы преподносились вождям индейских племен в знак мирных намерений и дружбы.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 25 марта 2012 г.

Карточка №358 «Время – деньги»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Время» (”In Time”, США, 2011)

СИТУАЦИЯ:
Как гласит один из основных законов развития технических систем, объект идеален, когда его нет, а функция его выполняется. В полной мере это относится и к деньгам, специфическому товару, являющемуся универсальным эквивалентом стоимости любого другого товара или услуги.

В современном мире традиционные деньги, следуя законам развития, постепенно «исчезают» из виду, становясь невидимыми. Сегодня громадные денежные суммы можно перевести с одного конца планеты в другой одним нажатием кнопки компьютера, без физического перемещения денежной массы. Интересно, во что превратятся привычные для нас единицы измерения стоимости в отдаленном будущем? Что может стать универсальным эквивалентом стоимости?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Деньги должны быть, чтобы выражать относительную стоимость вещей, и денег быть не должно, чтобы соблюсти закон повышения степени идеальности.

РЕШЕНИЕ:
По одной из фантастических идей функцию денег выполняет… время. К середине XXII века человечество справилось с проблемой старения. Достигнув возраста 25-ти лет, люди перестают стареть, теоретически имея возможность жить вечно. Но существует искусственное ограничение: на последующую жизнь необходимо заработать своим или чужим трудом. Время стало универсальной и единственной валютой. Представители элиты могут жить сколько угодно, а неимущие слои общества вынуждены считаться с каждой минутой.

Каждый человек имеет на руке нечто вроде подкожных светящихся часов, отмеряющих время, имеющееся в распоряжении человека. Расплачиваться можно, проведя специальным сканером по руке, а соприкасаясь запястьями, люди могут отдавать свое или брать чужое время.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип универсальности

КОММЕНТАРИЙ:
Идея достаточно спорная и уж слишком фантастическая. Уж очень искусственным и экзотическим является придуманный авторами денежный эквивалент. К тому же, фильм совершенно не учитывает тех непременных изменений в социальной и производственной сферах жизни, которые обязательно наступят с развитием технологий.

А что, по вашему мнению, может стать деньгами в обществе будущего? Или деньги исчезнут из обращения вовсе, когда человечеством будет достигнут уровень развития, предполагающий неограниченный и свободный доступ для каждого к любым видам ресурсов?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах
ТРИЗ в экономике


воскресенье, 18 марта 2012 г.

Карточка №357 «Пишите письма»


ИСТОЧНИК:
Пикуль В., «Честь имею», роман

СИТУАЦИЯ:
Дореволюционная Россия. Сотрудниками русской контрразведки перехвачено письмо, предназначенное агенту немецкой спецслужбы. Обычный конверт, аккуратно заклеенный и снабженный адресом получателя. Для ведения разведывательной игры крайне желательно ознакомиться с содержанием послания, не повреждая конверт. Вот если бы заглянуть в письмо через узенькую щелочку в углу конверта… Как быть?

Искушенный читатель может задаться вопросом: а разве нельзя просто подержать конверт над паром, чтобы расклеить его, а потом запечатать, как это делают в приключенческих фильмах? Не вполне ясно, почему контрразведчики не использовали этот киношный метод, но предположим, что по условию задачи сделать это нельзя. Можно ли вынуть послание иным способом, сохранив при этом целостность конверта?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Письмо должно быть большим, соответствующим размеру конверта, поскольку таким оно было запечатано, и письмо должно быть маленьким, чтобы его можно было извлечь через щелочку, не вскрывая конверт.

РЕШЕНИЕ:
Вот как справился с поставленной задачей опытный контрразведчик: «…В его руках оказалась вязальная спица, расплющенная на конце. Ротмистр просунул ее в угол конверта, намотал письмо на спицу, аккуратной трубочкой извлекая его наружу…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени и пространстве
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
А вот какой рецепт предлагается в одном из документов времен Первой мировой войны, недавно опубликованном ЦРУ США:

«Хотите незаметно вскрыть запечатанный конверт? Как это сделать, рассказывается в одном из шести старейших засекреченных документов, находящихся в архивах Центрального разведывательного управления: «Смешайте 5 драхм арсената оксиацетона меди и 3 унции ацетона. Добавьте 1 пинту амилового спирта (сивушного масла). Нагрейте на водяной бане. Поднимающийся пар растворит материал, заклеивающий конверт». Рецепт сопровождается предупреждением для отважного шпиона: «Не вдыхайте пары».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в контрразведке


воскресенье, 11 марта 2012 г.

Карточка №356 «Спи, моя радость, усни»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск
«Наука и жизнь», 1982, №5.

СИТУАЦИЯ:
Младенец в первые месяцы жизни доставляет родителям особенно много хлопот. Нередко малыш начинает плакать, казалось бы, без всякой видимой причины. Укачивание или убаюкивание не всегда приводят к желаемому результату. Можно ли заставить младенца прекратить плакать другими способами?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Плач должен быть… и плача быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
Группа американских психологов утверждает, что лучшее средство успокоить плачущего грудного младенца – это дать ему прослушать магнитофонную запись его собственного крика. Запись голоса другого ребенка не помогает. Этот эффект держится лишь до шестимесячного возраста.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип обратной связи
Принцип копирования

КОММЕНТАРИЙ:
Противоречие разрешено копированием: плач есть, но он не настоящий, а записанный на пленку. Не вполне ясно, сколько времени понадобится ребенку, чтобы успокоиться; не вечно же родителям слушать «искусственный» плач…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии


воскресенье, 4 марта 2012 г.

Карточка №355 «Укрощение огня»

ИСТОЧНИК:
Бузиновская О., Бузиновский С. Тайна Воланда: опыт дешифровки. - СПб.: Лев и Сова, 2007. - с.41-42

СИТУАЦИЯ:
Однажды талантливый советский авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини задал коллегам вопрос: как определить уровень развития цивилизации? По количеству выплавленной стали или добытого угля? Или по выпуску пар обуви на душу населения?.. Бартини предложил свой универсальный критерий – скорость реализации желания. «Сколько времени мне надо, чтобы… ну, скажем, получить огонь? Достать зажигалку, снять крышку, покрутить колесико… А в пещере? Часа три-четыре…»

В первобытном стойбище разведение костра, действительно, могло превратиться в серьезную проблему. К примеру, известен способ добывания огня трением, когда в сделанное на куске древесины углубление вставляется деревянная палочка, которая приводится во вращение ладонями. Дело ясное, что вращать инструмент руками на протяжении длительного времени довольно сложно, а ведь до появления огня мог пройти не один час. Как быть? Вам предоставляется возможность повысить уровень развития цивилизации, предложив свое решение задачи.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Руки должны вращать палочку, чтобы появился огонь, и не должны ее вращать, поскольку добывание огня трением - длительный и трудоемкий процесс.

РЕШЕНИЕ:
На помощь первобытному человеку пришел уже знакомый ему лук, но используемый несколько иначе. Палочку, играющую роль сверла, обертывают один раз тетивой лука и вставляют в лунку, вокруг которой укладывают трут или другое легковоспламеняющееся вещество. Теперь нужно прижать верхний конец сверла куском древесины, а правой рукой быстро двигать лук взад и вперед, перпендикулярно сверлу. Так возвратно-поступательное движение преобразуется во вращательное.



ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
Принцип универсальности
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Сегодня обычный цивилизованный человек утратил многие навыки и умения, необходимые для выживания. Интересно, сколько времени сможет продержаться современный городской житель, окажись он с природой один на один, без современных технологических ухищрений?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


Рис. Gürbüz Doğan Ekşioğlu


воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Карточка №354 «Грани твоей реальности»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Тринадцатый этаж» (“The Thirteenth Floor”; Германия, США, 1999)

СИТУАЦИЯ:
Фильм «Тринадцатый этаж» вводит зрителя в вымышленный мир компьютерных имитаций реальности. В ходе головокружительных виртуальных приключений герои фильма поочередно погружаются в три, с позволения сказать, реальности. Две из них на поверку оказываются искусственными, вложенными одна в другую, а самый «верхний» мир выполняет функцию настоящей, базовой реальности. Как, используя средства, доступные восприятию зрителя, показать, что миры отличаются один от другого, оставаясь в то же время предельно реалистичными?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изображение миров должно быть одинаково реалистичным, чтобы создать у пользователя ощущение истинности происходящего, и оно должно быть разным, чтобы показать зрителю, в какой именно реальности происходят события.

РЕШЕНИЕ:
В «нижней» компьютерной имитации цвета слегка блеклые, лишенные яркости, с преобладанием коричневатых оттенков.

Родная для героев реальность, которую они до поры ошибочно считают настоящей, имеет более яркие краски с голубовато-синеватым оттенком.

В «высшей» реальности сразу бросаются в глаза предельно яркие, сочные и насыщенные тона с кремовым или, скорее, золотистым отливом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип изменения окраски

КОММЕНТАРИЙ:
В основу фильма положен роман талантливого американского фантаста Дэниела Галуи «Симулакрон-3» (1968). Любителям интеллектуальной фантастики можно порекомендовать также такие произведения Галуи как «Слепой мир», «Пришельцы – среди нас», «Боги психонов».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в кинематографии


четверг, 23 февраля 2012 г.

Карточка №353 «Взять ее на мушку!»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Как наставлял меня в свое время суровый армейский старшина, вверенное солдату боевое оружие должно блестеть, как у кота… Одним словом, как у кота. Вот только при стрельбах в солнечную погоду начищенный до блеска и надежный автомат Калашникова может приносить определенные неудобства. Яркие лучи солнца создают отблеск на отполированной мушке, мешающий правильному прицеливанию. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мушка должна блестеть, поскольку таково свойство отполированного металла, и не должна блестеть, чтобы обеспечить эффективное прицеливание.

РЕШЕНИЕ:
Непосредственно перед стрельбой достаточно провести по мушке пламенем от спички. Мушка при этом слегка закоптится и станет матовой. Отблеск солнечных лучей больше не будет помехой при наведении оружия на цель. Остальные слагаемые успешной стрельбы - в ваших уверенных и мужественных руках.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени
Принцип изменения окраски
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
С праздником, дорогие защитники Отечества! И, главное, как когда-то давно на выпускном вечере сказал мой школьный учитель: «Желаю, чтобы вам никогда не пришлось защищать свою Родину». Согласитесь, в этом есть глубокий смысл, не правда ли?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Карточка №352 «Горячий финский парень»


ИСТОЧНИК:
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990. – С.28.

СИТУАЦИЯ:
«Проектируя здание правительства в Кувейте, финский архитектор Р. Пиэтиле захотел «выразить финскую душу в этой земле». Но финская архитектура – прямые линии, резкие углы – никак не сочеталась с типичным арабским стилем – плавным, закругленным, извилистым… Как быть?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Линии архитектурного сооружения должны быть прямыми, чтобы соответствовать «финскому» стилю, и линии должны быть плавными, чтобы подчеркнуть принадлежность здания к арабской культуре.

РЕШЕНИЕ:
«…Архитектор не пошел на компромисс (сделать здание не очень прямым и не очень круглым) – это был бы проигрыш. Изобретение состоит в том, что здание построено из прямолинейных («финских») элементов, расположенных зигзагообразно, - общий контур извилистый, «арабский».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Системный переход 1-в: вся система наделяется свойством С, а ее части  - свойством анти-С.

КОММЕНТАРИЙ:
Описанный системный переход широко и успешно применяется в технике. Так, велосипедная цепь обладает определенной гибкостью, хотя каждое отдельное звено ее твердое и жесткое. Еще один пример: рабочие части тисков для зажимов деталей, где каждая отдельная часть (стальная втулка) твердая, а в целом весь зажим податлив и способен менять свою форму.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в архитектуре


воскресенье, 12 февраля 2012 г.

Карточка №351 «А я еду за туманом»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Викинги» (США, 1958).
Х/ф «Тринадцатый воин» (США, 1999).

СИТУАЦИЯ:
В VIII-IX веках в Европе викинги поклонялись свирепому языческому богу Одину. В своих покрытых льдом северных землях они строили корабли и сеяли по окрестным странам террор, равного которому еще не было в истории. Каждый викинг мечтал умереть с мечом в руках и попасть в Валгаллу – небесный чертог для павших воинов, где их ждал бог Один.

Викинги не знали компаса, они ориентировались в морских походах по солнцу и звездам. Попав в туман, викинги оказывались беспомощными. Если отклониться от курса, считали они, то черный ветер отнесет их в Ядовитое море на западе, на край земли, в забвение.

И все же даже при маневрировании в плотном тумане викинги наловчились обнаруживать приближающийся берег и спокойно приставать к нему с минимальным риском сесть на мель или наткнуться на прибрежные скалы. Как же им это удавалось?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Берег должен быть виден, чтобы совершить безопасный маневр, и не должен быть виден, поскольку он скрыт за плотным туманом.

РЕШЕНИЕ:
Осторожно двигаясь в густом тумане, викинги посылали зажженные стрелы по ходу движения корабля. Восседающий на мачте викинг, выполнявший функцию «смотрящего», замечал, когда очередная пущенная стрела не затухала в водах, а втыкалась в берег, продолжая гореть. Это и было тем знаком, который свидетельствовал о приближении суши.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип изменения окраски:
в) для наблюдений за плохо видимыми объектами или процессами использовать красящие добавки

КОММЕНТАРИЙ:
Применявшийся викингами способ, конечно, не лишен недостатков, но они с лихвой возмещались удалью и бесстрашием северного народа. «Северный ветер сделал викингов», как гласит пословица.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 5 февраля 2012 г.

Карточка №350 «Космические ложки»

ИСТОЧНИК:
Кинокомедия «Джентльмены удачи» (СССР, 1971)

СИТУАЦИЯ:
Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов), заведующий детским садом, придя утром на работу, интересуется у воспитателя Елены Николаевны, как дела в саду.

- Плохо едят… - отвечает расстроенная воспитательница.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Принудительные меры должны быть, чтобы заставить детей плотно позавтракать, и таких мер быть не должно, поскольку они неэффективны.

РЕШЕНИЕ:
Евгений Иванович обращается к детям:

- Товарищи, минутку внимания. Сегодня завтрак в детском саду у нас отменяется! Мы совершим полет на космической ракете на Марс. Командором назначается Игорек. Прошу вас, возьмите в руки космические ложки, подкрепитесь основательно - ракета до обеда на Землю не вернется.

Обрадованные малыши усиленно заработали ложками, освобождая тарелки.

- Гениально!.. – прошептала Елена Николаевна.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «сделать наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Как всегда, административные меры при разрешении противоречия, связанного с поведением, не сработали. Потребовалось произвести сдвиг в мотивации, чтобы детишки сами захотели поскорее покончить с завтраком.

Интересный факт: ходят упорные слухи, что в роли Игорька, читавшего в комедии стихотворение про злого и страшного серого волка, снялся известный впоследствии актер, режиссер, сценарист и продюсер Игорь Угольников. Впрочем, достоверна эта информация или нет, не вполне ясно.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в педагогике


пятница, 27 января 2012 г.

Карточка №349 «Дорога жизни»


ИСТОЧНИК:
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990. - с. 130.

СИТУАЦИЯ:
27 января Россия отмечает День снятия блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны путь через Ладожское озеро в осажденный город находился под постоянным прицелом фашистов. Но неожиданно возникла другая тревожная ситуация: довольно толстый лед начал сам собой трескаться и разрушаться под колонной грузовиков, без фашистских бомб. Как объяснить это явление и предотвратить его?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Разрушающее воздействие на лед должно быть, потому что он трескается, и такого воздействия быть не должно, поскольку бомбежек нет.

РЕШЕНИЕ:
Физики быстро разобрались, что во всем виновато явление резонанса. Было предложено изменить интервалы движения машин по льду так, чтобы образующиеся волны гасили друг друга.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон согласования ритмики частей системы

КОММЕНТАРИЙ:
Резонанс может быть полезным и вредным. В некоторых случаях для устранения вредного явления требуется сознательно рассогласовать параметры частей системы. Эта мера позволяет решить задачу практически бесплатно, без привлечения дополнительных ресурсов.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 22 января 2012 г.

Карточка №348 «Заколдованная банка»


ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, чтобы две трети банки свисало со стола, а одна треть располагалась на столе. Некоторое время банка спокойно стояла в таком положении, а потом упала. Что было в банке и как такое стало возможным?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Вещество должно располагаться в определенном месте банки, чтобы обеспечить ее устойчивое положение на столе, и не должно располагаться в определенном месте, чтобы банка упала на пол.

РЕШЕНИЕ:
Решение достаточно простое, поэтому постарайтесь отыскать его самостоятельно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени и пространстве

КОММЕНТАРИЙ:
Для решения задачи достаточно знаний по физике из курса средней школы. Но если хорошенько подумать и включить воображение, можно отыскать более одного «контрольного» ответа. Возможно, вам даже удастся придумать, как и для каких практических целей можно использовать такой эффект.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям


воскресенье, 15 января 2012 г.

Карточка №347 «Головоломка для внучки»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Пожилой учитель усердно готовился к завтрашнему занятию с учениками, когда к нему подошла пятилетняя внучка и стала уговаривать его почитать с ней книжку. Погруженный в глобальные раздумья о воспитании подрастающего поколения, дедушка попросил девочку не приставать к нему с подобными мелкими вопросами. Но внучка не унималась. Тогда учитель предложил ей выполнить «небольшое» задание.

Он вырвал из оказавшегося под рукой журнала карту мира, разорвал лист на несколько частей и пообещал внучке непременно почитать с ней книжку, но только после того как девочка сложит карту. Обрадованная девочка ушла в свою комнату складывать мозаику, а дед справедливо решил, что получил возможность еще несколько часов без помех заниматься своими делами.

Однако не прошло и десяти минут, как внучка прибежала к нему, с гордостью неся перед собой полностью сложенную карту мира, обрывки которой были скреплены скотчем. Изумленный педагог не мог и представить себе, что такая трудновыполнимая даже для взрослого человека задача оказалась под силу ребенку, не умеющему толком читать. Как же девочке удалось справиться с головоломкой?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Девочка должна сложить карту из обрывков, поскольку уже продемонстрировала дедушке свое умение, и не должна сложить карту, потому что для нее эта задача пока невыполнима.

РЕШЕНИЕ:
На вопрос, как ей это удалось, девочка бесхитростно ответила, что увидела на обороте разорванной на части страницы лицо человека. Восстановить картинку с таким изображением для ребенка не составило большого труда. После того как девочка сложила фрагменты человеческого лица, карта мира на обороте листа восстановилась сама собой. Труднее всего было справиться со скотчем, который никак не хотел слушаться…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
Принцип «наоборот»
Принцип перехода в другое измерение (использовать обратную сторону данной площади)

КОММЕНТАРИЙ:
В итоге все остались довольны. Девочка – тем, что наконец-то прослушала обещанную книжку, прочитанную дедушкой. Дедушка – тем, что получил пищу для размышления и наглядный урок, который был ему преподан внучкой.

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение