*Лапиров-Скобло
М. Я. Эдисон. – М.: Молодая гвардия, 1960. – С. 119-120.
СИТУАЦИЯ:
Томас
Алва Эдисон, день рождения которого пришелся на 11 февраля 1847 года, был не только талантливым новатором, но и воспитателем изобретателей.
Он старался при любом удобном случае привить своим сотрудникам навыки простого решения
сложных задач.
В
конце 70-х годов XIX века к нему на работу поступил Фрэнсис Эптон. Он окончил
престижный Принстонский колледж и некоторое время обучался в Германии у самого
Гельмгольца. Эдисон нуждался в сотруднике с такой великолепной теоретической
подготовкой. Он сразу усадил Эптона за расчеты и чертежи.
Однажды
Эдисон вручил Эптону колбу электрической лампочки и поручил вычислить её объем. Фрэнсис
немедленно засел за чертежи и расчеты. Однако Эдисон его остановил и мгновенно
преподал очередной урок. Что он предложил сотруднику?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Расчеты
должны быть сделаны, чтобы вычислить объем колбы, и расчетов быть не должно,
чтобы сохранить идеальность измерительной системы.
РЕШЕНИЕ:
Эдисон
взял колбу лампы, налил в нее воду и спокойно сказал: «А теперь возьмите
мензурку и измерьте ею количество этой воды…».
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а)
использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
б)
на время присоединить к объекту другой (легкоудалимый) объект
КОММЕНТАРИЙ:
В
учебных заведениях нас учат уверенно использовать формулы. Однако для
практического решения задач, возникающих в сфере изобретательства, гораздо
важнее умение владеть навыками необычного применения свойств самых
обычных предметов.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в быту
Задача
на измерение
Комментариев нет:
Отправить комментарий