воскресенье, 29 сентября 2024 г.

Карточка №1013 «Генри Форд: в поисках резервов времени»

ИСТОЧНИК:
*Беляев Н.З. Генри Форд. – М., 1935. (электронная версия книги)
*Линков А. Толчок к размышлению. — М.: Коллекция "Совершенно секретно", 2001. (электронная версия книги)

СИТУАЦИЯ:
Автомобильный магнат Генри Форд был чрезвычайно щепетилен в вопросах экономии рабочего времени. Он стремился рационально использовать каждую минуту своих работников. Даже пять минут, которые его рабочие тратили на прием пищи или на перерыв в изнурительной работе, он считал кражей.

Однако существует и неприглядная проза жизни. Физиология работника такова, что ему время от времени необходимо посещать уборную. Изобретательный Форд в поисках вариантов максимального уплотнения рабочего времени искал способ, который позволил бы контролировать и этот жизненный процесс.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет на длительное посещение уборной должен быть, чтобы работник там не засиживался, и такого запрета быть не должно, поскольку административные меры неэффективны.

РЕШЕНИЕ:
Форд распорядился сделать сидения в уборных наклонными. В результате работники вынуждены были отправлять естественные надобности в полустоячем положении. Ясное дело, долго засиживаться в столь неудобной позе никто не станет.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужно свойство

КОММЕНТАРИЙ:
Когда многие промышленные предприятия увеличивали рабочий день, Форд его сокращал. Однако напряженность и интенсивность труда на предприятиях Форда была столь высока, что за 8 часов он получал такую прибавочную стоимость, что и не снилась другим промышленникам, которые заставляли работников вкалывать по 10-12 часов подряд. На фоне этих фактов довольно странно звучит официальная миссия бизнеса Форда, его руководящий принцип: «Создать из мира источник радостей». Впрочем, упрекнуть автомобильного магната в лицемерии трудно: он ведь не уточняет, о чьих конкретно радостях идет речь. Как говорится, кошке игрушки, а мышке слёзки...

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе



Комментариев нет:

Отправить комментарий