воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Карточка №382 «Лев Толстой и запретный плод»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
9 сентября (28 августа) 1828 года родился Лев Николаевич Толстой. Многие ли из вас осилили его роман «Война и мир»? Очевидно, далеко не все. А кто из читавших это произведение может восстановить в памяти последовательность и суть описанных там событий?.. Увы, в наш стремительный век интерес к толстым романам постепенно сходит на нет.

Современный школьник нацелен на схватывание сути сообщений, изложенных в предельно краткой и емкой форме. Таковы особенности информационного века с его службой коротких сообщений (SMS) и малюсенькими статьями в микроблогах. Даже произведения классиков нынешние ученики предпочитают воспринимать в урезанном реферативном виде.

Как-то давно автору этих строк попалась на глаза история об учительнице, которая безуспешно пыталась привлечь сына-школьника к чтению классической литературы. Тот никак не желал тратить время на Пушкина, Лермонтова, Чехова и Толстого. А школьная программа требовала изучения «Войны и мира». Как заставить школьника прочесть роман? И мудрая женщина нашла выход.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Школьник должен прочитать роман Толстого, чтобы освоить программу обучения, и не должен прочитать роман, поскольку считает это скучным и неинтересным занятием.

РЕШЕНИЕ:
Несколько ночей подряд женщина перепечатывала на машинке роман Толстого. Более того, делала три экземпляра. Тот экземпляр, что был пропечатан хуже всего, она и использовала, чтобы вызвать интерес сына. Постепенно он заинтересовался, что это украдкой вечерами читает мать? На вопрос сына учительница ответила, что достала «по знакомству» интереснейшую вещь, которую вряд ли скоро опубликуют в нашей стране. Естественно, он стал тайком читать запретную рукопись, которую мать регулярно допечатывала… Постепенно сюжет увлек юного читателя, и «самиздатовский» роман был осилен полностью.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Перепечатать весь роман Толстого – занятие не из легких, и слишком эффективным его не назовешь. Да и выбранный способ нельзя считать целиком «правильным», есть в нем что-то от лукавого. Но из приведенного примера можно сделать ряд полезных выводов.

Запретный плод сладок. Хочешь, чтобы человек что-то сделал наверняка – запрети ему это. Неявное следствие из этого правила: «Хочешь исключить нежелательное поведение человека – сделай это действие его обязанностью».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии


Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)

воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Карточка №381 «Послушный треугольник»

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. – Кишинев: Лумина, 1988. – С.199.

СИТУАЦИЯ:
При разбивке участка для строительства рабочим понадобилось отложить перпендикуляр к ранее проведенной линии. Подходящих приборов под рукой нет, лишь обрезки досок да веревка. Известен способ восстановления перпендикуляра при помощи циркуля: надо отмерить равные отрезки на прямой в обе стороны от нужной точки, провести дуги и соединить точки их пересечения по обе стороны от отрезка. Но в данном случае способ этот применить нельзя, поскольку с одной стороны от линии находится овраг. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измерительный прибор должен быть, чтобы построить перпендикуляр, и прибора быть не должно, потому что его попросту нет на стройке.

РЕШЕНИЕ:
На помощь пришло знание о волшебном треугольнике, свойства которого рассматривал еще Пифагор. Из теоремы Пифагора следует, что если катеты треугольника равны 3 и 4, то гипотенуза будет иметь длину 5. Остается взять веревку, разделить ее на 12 равных отрезков. Теперь нужно уложить эту веревочную конструкцию на плоскость в виде треугольника со сторонами, равными 3-м, 4-м и 5-ти частям. Один угол веревочного треугольника непременно окажется прямым.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
Геометрический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Вспоминаются мудрые слова М.В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту
ТРИЗ в строительстве


воскресенье, 26 августа 2012 г.

Карточка №380 «Идеальная визитка»

ИСТОЧНИК:
Джон Каленч, «17 секретов Мастера»

СИТУАЦИЯ:
Для человека, работающего в сфере прямых продаж, визитная карточка является инструментом ведения бизнеса. Она позволяет закрепить контакт с потенциальным дистрибьютором и служит своеобразным символом успеха. Неизвестно, когда и где вы встретите потенциального партнера по бизнесу, поэтому всегда желательно иметь при себе запас хорошо оформленных визиток или, по крайней мере, несколько пустых карточек, на которых можно записать свои контактные данные.

Джон Каленч, признанный специалист в области построения многоуровневого бизнеса, рассказывает о забавном случае, когда ему поневоле пришлось проявить изобретательность. Однажды ночью он решил прогуляться до ближайшего круглосуточного магазина за порцией любимого мороженого. В очереди к кассе Каленч, облаченный в обычный свитер, джинсы и спортивные туфли, разговорился с одним из покупателей, который проявил интерес к бизнесу.  И, как назло, у опытного бизнесмена не оказалось при себе визитной карточки. Как выйти из ситуации? Не писать же свои данные на клочке оберточной бумаги…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Хорошо оформленная визитка должна быть, чтобы произвести впечатление и обменяться с потенциальным дистрибьютором контактными данными, и визитки быть не должно, поскольку ее попросту нет при себе.

РЕШЕНИЕ:
Джон Каленч использовал оказавшиеся в бумажнике незаполненные чеки, на которых имелось название компании, адрес и номер телефона. Он быстро выписал чек на один доллар и вручил новому знакомому в качестве визитки. Тот несколько раз перевел взгляд с чека на Каленча, а потом рассмеялся и сказал, что это самый забавный случай в его жизни.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Мобилизация вещественно-полевых ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Если бы бизнесмен просто вручил человеку однодолларовую купюру, это вряд ли произвело бы на него такое впечатление. Из нескольких сотен чеков, которые воодушевленный этим случаем Джон подобным же образом впоследствии вручил потенциальным партнерам, всего несколько были предъявлены к оплате.

Кстати, говорят, что Пикассо никогда не платил наличными, а расплачивался собственноручно выписанными чеками. Подпись столь знаменитого художника люди предпочитали вставлять в рамку, а не предъявлять к оплате. Весьма элегантный способ сохранить свое состояние, не правда ли?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


воскресенье, 19 августа 2012 г.

Карточка №379 «Вода в решете»


ИСТОЧНИК:
Лента новостей социальной сети «ВКонтакте»

СИТУАЦИЯ:
«Однажды у миллионера спросили:
- В чем секрет Вашего успеха?
- В терпении, мой друг, - ответил тот.
- Но я могу назвать массу областей, где это не сработает, - возразил собеседник.
- Например? – поинтересовался миллионер.
- Ну, например, носить воду в решете…»

Так можно ли эффективно носить воду в решете, опираясь на терпение?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сплошное дно у решета должно быть, чтобы носить в нем воду, и такого дна быть не должно, поскольку оно дырчатое.

РЕШЕНИЕ:
«- Вы не правы, - возразил миллионер. – Просто надо взять решето и дождаться зимы…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «изменение физико-химических параметров объекта»
а) изменить агрегатное состояние объекта

КОММЕНТАРИЙ:
Можно поспорить с тем, что одного терпения достаточно, чтобы достичь финансовой свободы, но пример с обледеневшим дном решета очень поучителен в любой ситуации, когда требуется продемонстрировать преимущества изобретательского подхода к решению задач.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 12 августа 2012 г.

Карточка №378 «Персей и Медуза Горгона»

ИСТОЧНИК:
Золотая книга легенд и мифов. – М., 2001. – С.29-30.

СИТУАЦИЯ:
Древнегреческому герою Персею предстояло сразиться с Медузой Горгоной. Это было ужасное чудовище: крылатое, с телом, покрытым чешуей, вместо волос на голове извивались змеи. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Несмотря на это, Медуза Горгона была смертной, а чтобы убить ее, нужно было отрубить ей голову. Персей столкнулся с невыполнимой задачей: чтобы убить чудовище, нужно видеть, куда бить, но смотреть на Горгону нельзя, потому что окаменеешь от ее взгляда.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Персей должен видеть Медузу Горгону, чтобы знать, куда наносить удар мечом, и не должен видеть ее, чтобы не окаменеть от ее взгляда.

РЕШЕНИЕ:
Персей использовал в схватке с чудовищем отполированный до блеска медный щит, подаренный ему богиней Афиной. Это позволило ему видеть врага, будто в зеркале. В результате Медуза Горгона была побеждена.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
Принцип «копирования» гласит: если нельзя работать с объектом непосредственно, постарайтесь ввести в дело его копию и работать с ней. Очень часто копирование применяется в задачах, связанных с измерением в системах.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям


воскресенье, 5 августа 2012 г.

Карточка №377 «Засиделся – получи!»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Начались Олимпийские игры в Лондоне, и все мы с волнением стали следить за успехами любимых спортсменов. Одним из самых зрелищных видов спорта, несомненно, является легкая атлетика. При подготовке бегунов на короткие дистанции, где успех определяется долями секунды, особое внимание уделяется постановке правильного старта. Нельзя стартовать раньше сигнала, но и «засидевшийся» чуть-чуть на старте спринтер рискует оказаться далеко от подиума. Как сформировать у бегуна навык быстрого и своевременного схода со стартовых колодок? Наказаниями и убеждением тут, видимо, не поможешь…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наказание за задержку на старте должно быть, чтобы спортсмен усвоил технику старта, и наказания быть не должно, поскольку в данном случае оно бесполезно.

РЕШЕНИЕ:
При отработке тренировочных стартов к ступне спортсмена через стартовую колодку подводится источник слабого тока. Одновременно с моментом окончания стартового сигнала спортсмен, задержавшийся с рывком, получает легкий, но чувствительный и крайне неприятный удар током. После нескольких повторов начинает вырабатываться прочный условный рефлекс, заставляющий бегуна отрываться от колодок вовремя, не дожидаясь «электрического возмездия».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Психофизиологический эффект (условный рефлекс)

КОММЕНТАРИЙ:
Описание такой спортивной методики впервые попалось на глаза автору блога лет двадцать назад. К сожалению, поиск в интернете не дал однозначного подтверждения тому, что данный прием применяется в спорте сегодня. Но вот Виктор Суворов в повести «Аквариум» приводит пример аналогичного использования условного рефлекса при обучении разведчиков запоминанию и узнаванию оперативных объектов - лиц, номеров автомашин и так далее. Если обучаемый совершает ошибку, немедленно следует легкий электрический удар… (см. Карточка №151 «Форсируем обучение»).

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в спорте
ТРИЗ в обучении


воскресенье, 29 июля 2012 г.

Карточка №376 «Баба-Яга против!»

ИСТОЧНИК:
Мультфильм «Баба-Яга против!», СССР, 1980.

СИТУАЦИЯ:
В мультфильме «Баба-Яга против!» смешные сказочные герои неуклюже пытаются помешать олимпийскому Мишке добраться на Олимпиаду-80. В одном из эпизодов зловредная Баба-Яга предлагает Кощею нарядиться в шапку-невидимку, чтобы безнаказанно завладеть олимпийскими наградами. И здесь создателям мультфильма пришлось решать небольшую изобретательскую задачу: если сделать Кощея полностью невидимым, зрители не смогут наблюдать за его действиями, а если, к примеру, сделать героя «полупрозрачным», эффект невидимости пропадет. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кощей должен быть невидимым, чтобы продемонстрировать действие шапки-невидимки, и он не должен быть невидимым, чтобы зрители могли за ним наблюдать.

РЕШЕНИЕ:
Нарядившись в шапку-невидимку, Кощей дополнительно нацепил сверху свою любимую корону. В результате Кощей полностью невидим, а за его действиями легко можно наблюдать по движениям царского головного убора.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Трехсерийный мультфильм «Баба-Яга против!» был выпущен в связи с бойкотом московской Олимпиады рядом западных стран в ответ на ввод советских войск в Афганистан. Баба-Яга со своими «подельниками» - Кощеем и Змеем Горынычем - как раз и олицетворяет противников Олимпиады-80. Ну что же, происки наших настоящих и мультяшных недругов остались в далеком прошлом, впереди - успехи российской сборной на только что стартовавшей Олимпиаде в Лондоне. 

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах
ТРИЗ – детям


воскресенье, 22 июля 2012 г.

Карточка №375 «Дурилка картонная или серьезный бизнес?»

ИСТОЧНИК:
Наполеон Хилл, «Думай и богатей - 2»

СИТУАЦИЯ:
Джордж Штефек проводил время в госпитале для ветеранов, предаваясь размышлениям. В материальном отношении его дела шли хуже некуда. Почему бы не использовать свободное время для планирования собственного бизнеса? Перебирая варианты быстрого и выгодного дела, Штефек припомнил, что в большинстве прачечных выглаженные рубашки для сохранности надевают на кусок картона. Нельзя ли найти здесь возможность улучшить эту систему, превратив ее в самостоятельный бизнес? Что бы предложили вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Новый продукт или услуга должны быть, чтобы организовать свое дело, и их быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.

РЕШЕНИЕ:
Штефек решил, что на картонках, на которые надеваются рубашки, можно размещать самую разнообразную рекламу. Картонки обходились прачечным в $4 за тысячу. Джордж предложил снизить эту цифру до $1, а прибыль получать за счет рекламодателей.

Вскоре выяснилось, что картонки от рубашек клиенты просто выбрасывают, поэтому реклама работала плохо. Как заставить клиентов подольше держать у себя картонки? На одной их стороне Штефек стал размещать рекламу, а на другой – всякую полезную информацию, включая кроссворды, полезные советы для хозяек, детские игры.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
Принцип универсальности:
а) объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах

КОММЕНТАРИЙ:
Предприятие Джорджа Штефека имело успех. Интересный факт: один человек посетовал, что расходы на прачечную в семье возросли. Выяснилось, что его жена стала отправлять рубашки в прачечную чаще, чтобы получить вместе с картонками новые рецепты и советы…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


воскресенье, 15 июля 2012 г.

Карточка №374 «Хижина Джека Лондона»

ИСТОЧНИК:
Виль Быков, «На родине Джека Лондона», статья

СИТУАЦИЯ:
В штате Аляска (США), возле ручья Гендерсон в свое время исследователи творчества Джека Лондона обнаружили старую хижину, где в конце XIX века жил американский писатель, будучи золотоискателем. После того как эксперты подтвердили, что знаменитый автор когда-то обитал в этом жилище, на хижину стали претендовать две страны: США и Канада, на территории которой когда-то располагалась постройка. Каждая из сторон намеревалась разобрать и переместить хижину, чтобы сделать ее мемориалом, доступным для посещения всеми желающими. Как удовлетворить справедливые притязания обеих стран?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Хижина должна быть одна, чтобы сохранить ее первозданный вид, и хижин должно быть две, чтобы экспонат могла получить каждая из спорящих сторон.

РЕШЕНИЕ:
Стороны культурно-исторического конфликта нашли компромиссное решение: соорудить две копии постройки, использовав в каждой из них половину оригинального материала.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип дробления
Принцип вынесения
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
Теперь в Окленде (штат Калифорния, США), на родине Джека Лондона стоит хижина, в которой когда-то жил писатель. Судя по ветхим бревнам, ей несколько десятков лет. Но на самом деле, как мы только что выяснили, эта постройка в целом довольно молодая. Вторая хижина была поставлена в Доусоне (Канада). 

Из источника не совсем ясно, насколько точно новые хижины копируют первоначальное строение. Очевидно, чтобы отразить все детали памятного домика, потребовалось использовать в копиях, кроме оригинального, еще и свежий материал. А это, наверное, снижает ценность каждого из двух получившихся мемориалов. Одним словом, получился настоящий компромисс, когда подлинный выигрыш не был получен ни одной из спорящих сторон.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в музейном деле


Джек Лондон


воскресенье, 8 июля 2012 г.

Карточка №373 «Палки для инкассатора»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. – Воронеж, 1964. – с.126-127.

СИТУАЦИЯ:
Работа инкассатора всегда сопряжена с опасностью. Время от времени перевозчики денежных средств подвергаются нападениям со стороны грабителей, которым иногда удается осуществить свой дерзкий замысел и бежать, завладев инкассаторской сумкой. Как помешать преступнику свободно скрыться с добычей?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сумка инкассатора должна быть маленькой (компактной), чтобы ее было удобно транспортировать, и сумка должна быть большой, чтобы злоумышленник не смог ее свободно умыкнуть от полиции.

РЕШЕНИЕ:
«В Англии, например, создан чемодан для инкассаторов. В случае нападения грабителей инкассатор с помощью несложного устройства выдвигает из чемодана металлические палки. Габариты резко увеличиваются – в таком виде чемодан нельзя внести в автомобиль и, следовательно, быстро скрыться от полиции…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени
Принцип динамичности
а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы

КОММЕНТАРИЙ:
В книге Г. Альтшуллера «Основы изобретательства» использованный прием называется так: 

28. Изменять объем при переводе объекта в рабочее положение

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности
ТРИЗ в системах безопасности


воскресенье, 1 июля 2012 г.

Карточка №372 «Лук Зоркого Сокола»

ИСТОЧНИК:
Сат-Ок (Стани́слав Суплато́вич), «Таинственные следы», повесть

СИТУАЦИЯ:
Какой мальчишка не мечтал в детстве, играя в индейцев, о собственном настоящем боевом луке со стрелами? Но изготовление боевого или охотничьего лука требует высокого мастерства и навыков. Традиционный европейский лук делался из цельного куска древесины, что предъявляло высокие требования к качеству и прочности исходной заготовки; в противном случае лук мог сломаться в местах изъянов. Можно ли усовершенствовать это оружие, применив законы развития технических систем и приемы разрешения технических противоречий?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изъяны на луке должны быть, потому что трудно найти идеальный кусок древесины, и изъянов на луке быть не должно, чтобы сохранить образцовые рабочие качества оружия.

РЕШЕНИЕ:
Индейцы канадского племени шеванезов мастерили составные луки из прутьев от разных пород деревьев. Прутья собирались в пучок или переплетались между собой, чтобы сформировать тело лука. Затем вся конструкция туго обшивалась мокрой волчьей кожей. Высохнув, кожа сжимала прутья, как в железных тисках, делая оружие практически монолитным.

Заметьте, что, подбирая прутья с определенными параметрами, можно заранее задать рабочие качества оружия, управляя его жесткостью или гибкостью. Изъяны древесины на отдельных частях конструкции в этом случае особенной роли не играют. Собственно говоря, лук целиком состоит из одних сплошных изъянов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Переход к полисистеме со сдвинутыми характеристиками (лук составной)
Принцип дробления
Принцип объединения
Принцип предварительного напряжения
Принцип «использование гибких оболочек и тонких пленок»

КОММЕНТАРИЙ:
Обратите внимание, что при изготовлении такого, казалось бы, незамысловатого предмета, как охотничий лук, хитроумные индейцы, сами того не ведая, использовали целый букет приемов разрешения технических противоречий.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


пятница, 22 июня 2012 г.

Карточка №371 «Гвозди для диверсанта»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Брестская крепость» (Россия, Белоруссия, 2010)

СИТУАЦИЯ:
В одном из эпизодов фильма «Брестская крепость» диверсант, переодетый в форму командира Красной Армии, проникает в осажденную крепость и приказывает командиру сражающегося с немцами батальона НКВД прорваться из крепости в сторону укрепрайона. Озадаченный таким напором лейтенант просит предъявить документы. Документы оказались в порядке, да только бдительный командир все равно до конца не верит подозрительному незнакомцу. Как наверняка убедиться в том, что перед ним настоящий командир Красной Армии, а не диверсант?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Отличительный признак у диверсанта должен быть, чтобы выявить врага, и отличительного признака быть не должно, поскольку диверсант подготовлен фашистами к внедрению на высоком уровне и во всех отношениях.

РЕШЕНИЕ:
Командир батальона потребовал от неизвестного показать подошву сапога. Дело в том, что советский сапог подбивался гвоздями с круглыми шляпками, а гвозди на немецкой обуви имели шляпки квадратные. Подоспевший на помощь старший сержант, не дожидаясь реакции незнакомца, поднял его сапог и выдохнул своему батальонному начальнику: «Квадратные!». Разоблаченный диверсант оттолкнул сержанта и бросился бежать, но был остановлен выстрелом в спину.

«А гвозди-то были круглые…» - усмехнулся сержант НКВД, переглянувшись с лейтенантом. Иными словами, обратившись в бегство, диверсант сам себя выдал. Так интуиция сержанта помогла обнаружить тщательно замаскированного врага.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, имел ли место такой случай на самом деле, или же это плод режиссерской фантазии. Но то, что интуиция, помноженная на смекалку, нередко выручала русского солдата – это факт.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле
ТРИЗ в контрразведке
Задача на обнаружение


Мемориальный комплекс 
«Брестская крепость–герой»

воскресенье, 17 июня 2012 г.

Карточка №370 «Как снять кольцо»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Как снять туго сидящее на пальце кольцо? Иногда такая проблема возникает у людей с нарушением кровообращения. Существует простой способ – намылить палец под холодной водой, но он не всегда помогает. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Палец должен быть тонким, чтобы кольцо легко с него снялось, и палец должен быть толстым (по условию задачи).

РЕШЕНИЕ:
Со стороны кончика пальца подсуньте под кольцо иголку с суровой ниткой ушком вперед; длина нити должна быть около метра. Продерните короткий конец нитки вслед за иглой, чтобы она располагалась с другой стороны кольца. Игла больше не нужна. Короткий кончик нити оставьте у основания пальца, а длинный конец плотно, виток к витку, намотайте на палец прямо за кольцом со стороны кончика пальца. Когда палец будет обмотан нитью, возьмите за короткий конец и начните разматывать нить винтообразными движениями. Кольцо, следуя за ниткой, сойдет с пальца.



ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Из анекдота:
- Ну как, твоим подругам понравилось кольцо, которое я тебе подарил?
- Более чем! Две из них его даже узнали…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 10 июня 2012 г.

Карточка №369 «Дайте занавес!»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. Ч.1. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С. 223-229.
Чернов Е. Дайте занавес! // Советская эстрада и цирк, 1989, №1.

СИТУАЦИЯ:
«Эстрадные клоуны З. Малков и А. Тряпицын задумали новую сценку. Нужно было сатирически показать события, происходящие за кулисами перед выходом актеров на сцену. Волнение артистов, недоделки в декорациях и реквизите, конфликты между актерами, рабочими сцены, режиссером.

Чтобы было предельно ясно, что действие происходит ДО начала представления, занавес должен быть закрыт. Но тогда зрители не увидят сценку. Полуоткрытый занавес тоже не дает нужного эффекта. Клоуны попробовали прозрачный занавес, но он искажает «изображение». Как же показать закрытый занавес?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Занавес должен быть, чтобы показать, что действие происходит за кулисами, и занавеса быть не должно, чтобы зрители могли видеть происходящее.

РЕШЕНИЕ:
В процессе работы над клоунадой актеры лишь обозначили края занавеса двумя свисающими с потолка веревками, что позволило не только максимально приблизить действие к специфике манежа, но и предельно обнажить закулисную жизнь.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Две свисающие веревки – это решение, близкое к идеальному. Но сможет ли оно передать в полной мере наличие занавеса? Почему-то вспоминается занавес из бамбуковых палок. Помните, нечто подобное украшало вход в «Кабачок 13 стульев» из давних советских времен? Занавес для клоунады также можно было бы выполнить в виде нескольких свисающих сверху элементов, расположенных на значительном удалении друг от друга. Такая конструкция позволит разделить пространство, наметив контуры закулисья, но не будет мешать просмотру. Впрочем, артистам виднее.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах


воскресенье, 3 июня 2012 г.

Карточка №368 «Мятежная шлюпка»


ИСТОЧНИК:
Роберт Шекли, «Мятеж шлюпки», рассказ
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990. – С.108.

СИТУАЦИЯ:
Герои фантастического рассказа Роберта Шекли отправляются исследовать незнакомую, изобилующую водой планету, взяв с собой купленную по случаю универсальную спасательную шлюпку. Лодка оснащена системой безопасности, позволяющей сохранить жизнь экипажа при любых неблагоприятных условиях.

Проблема в том, что нормальные (с точки зрения прежних владельцев судна) условия оказались губительными для землян. Разговорчивая шлюпка поддерживает внутри себя постоянную температуру 20 градусов ниже нуля, кормит экипаж глиной, приправленной машинным маслом, а обычную воду считает смертельным ядом. Высадиться на берег нет никакой возможности, поскольку лодка предполагает, что суша кишит врагами. Как быть экипажу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Умная машина должна позволить землянам покинуть судно, чтобы они могли спастись от ее опеки, и не должна позволить им покинуть судно, поскольку не запрограммирована на это.

РЕШЕНИЕ:
Отчаявшись справиться со взбунтовавшейся шлюпкой, герои решили имитировать самоубийство. Чтобы убедить в этом машину, достаточно было демонстративно выпить воды из имевшейся на борту канистры и замереть без движения. Шлюпка, считавшая эту жидкость смертельным ядом, смирилась с потерей и со всеми воинскими почестями предала тела членов экипажа морским волнам, после чего отправилась на поиски своего флота.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Фантастический рассказ Р. Шекли написан в юмористической манере, но, тем не менее, он заставляет задуматься о возможных будущих затруднениях при общении человека с искусственными разумными системами.

Нужно ли предусматривать в автоматизированных системах, обеспечивающих безопасность, возможность «ручного» отключения отдельных функций? И кто будет определять, что отключение необходимо? Где гарантия, что отключение автоматики не причинит вред человеку? Может ли даже чрезвычайно умная машина предусмотреть все нештатные ситуации, включая такие, которые требуют совершения действий, не укладывающихся в рамки привычной логики и здравого смысла?..

КАТЕГОРИЯ:
Развитие творческого воображения (РТВ)
ТРИЗ - детям


воскресенье, 27 мая 2012 г.

Карточка №367 «Шерлок Холмс и скандальная фотография»

ИСТОЧНИК:
А. Конан Дойл, «Скандал в Богемии», рассказ

СИТУАЦИЯ:
К знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу обращается за помощью наследный король Богемии. Выяснилось, что Вильгельма фон Ормштейна шантажирует его прежняя возлюбленная, некая Ирэн Адлер, угрожающая передать семье будущей невесты короля фотографию, на которой он и Ирэн изображены вместе. Взломщики, ранее нанятые Ормштейном, перерыли дом шантажистки, но найти фотографию не смогли. Король хочет, чтобы Холмс любым способом добыл этот снимок. Как быть знаменитому сыщику? С позиции ТРИЗ идеально было бы, если бы Ирэн Адлер сама отдала снимок или, по крайней мере, сама показала бы, где спрятана фотография…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Ирэн Адлер должна показать сыщику, где спрятана фотография, чтобы он мог ее изъять, и она не должна показать, где спрятана фотография, поскольку делать этого по своей воле категорически не желает.

РЕШЕНИЕ:
Шерлок Холмс придумал и организовал масштабную акцию, в результате чего проник в дом Ирэн Адлер под видом раненого священника, вступившегося за нее в уличной драке. Тем временен верный помощник сыщика доктор Ватсон через открытое окно бросил в дом дымовую шашку, имитируя пожар. Шерлоку Холмсу оставалось лишь внимательно проследить, к какому месту бросится женщина, намеренная спасти от пожара то, что ей наиболее дорого. Так Ирэн сама показала сыщику, где находится тайник с фотографией.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Пример задачи на обнаружение (по терминологии, принятой в ТРИЗ). Впрочем, изобретательность Холмса натолкнулась на проницательность хозяйки дома, которая разгадала замысел великого сыщика. Но это уже другая история.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям
Задача на обнаружение


воскресенье, 20 мая 2012 г.

Карточка №366 «Спасительное стекло»

ИСТОЧНИК:
Жюль Верн, «Таинственный остров», роман
Х/ф «Таинственный остров капитана Немо» (Испания, Франция, Италия, Камерун, 1973)

СИТУАЦИЯ:
В Карточке №355 «Укрощение огня» описан способ добывания огня, которым пользовались первобытные люди. Но вот героям романа Жюля Верна «Таинственный остров» добыть огонь трением друг о друга кусков дерева не удалось, несмотря на все старания. Выйти из затруднительного положения помогли знания и находчивость инженера Сайреса Смита. Вот как описывает это Ж. Верн:

«…Сайрес Смит показал прибор, сыгравший роль увеличительного стекла. Он просто-напросто воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов - своих собственных и Гедеона Спилета. Налив в стекла воды, он сложил их и слепил края глиной. У него получилось двояковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох воспламенился…»

Казалось бы, все предельно просто. Но возникают сомнения в практической осуществимости идеи инженера Смита: вы попробуйте налить в стекла воду и сложить их, чтобы вода при этом не вылилась. Скорее всего, ничего не выйдет. Таким способом можно заполнить внутреннее пространство между стеклами лишь наполовину, что вряд ли сделает составное стекло увеличительным. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Стекла от часов должны быть заполнены водой полностью, чтобы получить увеличительное стекло, и они не должны быть заполнены водой полностью, поскольку соединить заполненные стекла, не пролив воду, невозможно.

РЕШЕНИЕ:
Один из вариантов решения подробно продемонстрирован в фильме «Таинственный остров капитана Немо». Инженер Смит сложил два пустых стекла, предварительно вставив внутрь две полых соломинки, чтобы их концы торчали наружу. Затем он аккуратно обмазал совмещенные края стекол древесной смолой и поместил конструкцию в воду, чтобы короткая соломинка оставалась под водой, а длинная – над ее поверхностью. Через несколько минут вода целиком заполнила пространство между двумя стеклами. Оставалось вынуть соломинки и замазать смолой крошечные отверстия.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Стандарт 3.1.1 (переход к бисистеме)
Принцип «посредника»
Принцип предварительного исполнения
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «применение композиционных материалов»

КОММЕНТАРИЙ:
В принципе, теоретически возможен и другой способ: соединить два стекла под водой и там же, в жидкой внешней среде, склеить их между собой. Неясно, впрочем, как будет вести себя в воде глина или древесная смола, а вот залепить края стекол обычным пластилином, видимо, получилось бы.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям 


воскресенье, 13 мая 2012 г.

Карточка №365 «Овцы и волки»

ИСТОЧНИК:
Развлекательная программа «Прожекторперисхилтон», выпуск №19.

СИТУАЦИЯ:
С древних времен домашний скот обеспечивал людей мясом, кожей, шерстью, служил для перевозки грузов. Для охраны стад и поныне широко используются пастушьи собаки. Они не только предотвращают нападение на скот диких животных, но и способны эффективно управлять стадами, направляя их в нужную сторону. Но воспитание и дрессировка даже одной служебной собаки обходится достаточно дорого. Можно ли использовать для управления стадом более дешевый способ?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Служебное животное должно быть, чтобы управлять перемещением стада, и его не должно быть, чтобы соблюсти закон повышения идеальности систем.

РЕШЕНИЕ:
Изобретательный китайский пастух управляет стадом овец, используя большую фотографию волка. Чтобы направить стадо в нужную сторону, пастух заходит с противоположной стороны, держа в руках фотографию, на которой изображен свирепый хищник. Бедные животные принимают фотографию за настоящего волка и стремительно бегут от него прочь. Нехитрое изобретение позволяет предприимчивому китайцу экономить на пастушьих собаках.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип копирования:
а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные или дешевые копии
б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями)

КОММЕНТАРИЙ:
Из анекдота:
« - Подари мне свою фотографию.
- А зачем тебе? Будешь любоваться?
- Нет, поставлю возле сахарницы, чтобы дети сахар не таскали…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в животноводстве


воскресенье, 6 мая 2012 г.

Карточка №364 «Вспомнить всё»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
В современном мире, обрушивающем на нас волны самой разнообразной информации, особое значение приобретает качество и прочность запоминания материала, с которым приходится иметь дело. Известны разнообразные способы и приемы запоминания, так называемые мнемотехнические правила. Главное в их освоении – не забыть, как ими пользоваться… Существуют ли более простые способы повысить эффективность памяти, в основе которых лежат врожденные психологические особенности человека?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальный прием должен быть, чтобы повысить эффективность запоминания, и такого приема быть не должно, чтобы сохранить идеальность способа запоминания.

РЕШЕНИЕ:
Существует закономерность, выявленная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, согласно которой эффективность запоминания материала зависит от степени завершенности действия. Иными словами, мы лучше всего запоминаем ту информацию, которая связана с действием, оставшимся незаконченным.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Психологический эффект
Принцип предварительного напряжения
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
Эффект Зейгарник можно использовать в практике обучения, особенно в условиях низкой мотивации обучающихся к выполнению определенных заданий. Предлагая ученикам домашнее задание, рассмотрите первые шаги его решения и остановитесь на этом. Незавершенное действие создаст своеобразное внутреннее напряжение, заставляющее человека самостоятельно вернуться к выполнению задания.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ в педагогике