Личная картотека автора блога
СИТУАЦИЯ:
9 сентября (28 августа) 1828 года родился Лев Николаевич Толстой. Многие
ли из вас осилили его роман «Война и мир»? Очевидно, далеко не все. А кто из
читавших это произведение может восстановить в памяти последовательность и суть
описанных там событий?.. Увы, в наш стремительный век интерес к толстым романам
постепенно сходит на нет.
Современный школьник нацелен на схватывание сути
сообщений, изложенных в предельно краткой и емкой форме. Таковы особенности
информационного века с его службой коротких сообщений (SMS) и малюсенькими
статьями в микроблогах. Даже произведения классиков нынешние ученики
предпочитают воспринимать в урезанном реферативном виде.
Как-то давно автору этих строк попалась на глаза история
об учительнице, которая безуспешно пыталась привлечь сына-школьника к чтению
классической литературы. Тот никак не желал тратить время на Пушкина,
Лермонтова, Чехова и Толстого. А школьная программа требовала изучения «Войны и
мира». Как заставить школьника прочесть роман? И мудрая женщина нашла выход.
СИСТЕМНОЕ
ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Школьник должен прочитать роман Толстого, чтобы освоить
программу обучения, и не должен прочитать роман, поскольку считает это скучным
и неинтересным занятием.
РЕШЕНИЕ:
Несколько ночей подряд женщина перепечатывала на машинке
роман Толстого. Более того, делала три экземпляра. Тот экземпляр, что был
пропечатан хуже всего, она и использовала, чтобы вызвать интерес сына. Постепенно
он заинтересовался, что это украдкой вечерами читает мать? На вопрос сына
учительница ответила, что достала «по знакомству» интереснейшую вещь, которую
вряд ли скоро опубликуют в нашей стране. Естественно, он стал тайком читать
запретную рукопись, которую мать регулярно допечатывала… Постепенно сюжет увлек
юного читателя, и «самиздатовский» роман был осилен полностью.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ
ПРИЕМ:
Принцип «наоборот»
КОММЕНТАРИЙ:
Перепечатать весь роман Толстого – занятие не из легких, и
слишком эффективным его не назовешь. Да и выбранный способ нельзя считать
целиком «правильным», есть в нем что-то от лукавого. Но из приведенного примера
можно сделать ряд полезных выводов.
Запретный плод сладок. Хочешь, чтобы человек что-то сделал
наверняка – запрети ему это. Неявное следствие из этого правила: «Хочешь
исключить нежелательное поведение человека – сделай это действие его
обязанностью».
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
Комментариев нет:
Отправить комментарий