Злотин
Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого
воображения. – Кишинев: Лумина, 1988. – С.199.
СИТУАЦИЯ:
При
разбивке участка для строительства рабочим понадобилось отложить перпендикуляр
к ранее проведенной линии. Подходящих приборов под рукой нет, лишь обрезки досок да веревка. Известен способ
восстановления перпендикуляра при помощи циркуля: надо отмерить равные отрезки
на прямой в обе стороны от нужной точки, провести дуги и соединить точки их
пересечения по обе стороны от отрезка. Но в данном случае способ этот применить
нельзя, поскольку с одной стороны от линии находится овраг. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измерительный
прибор должен быть, чтобы построить перпендикуляр, и прибора быть не должно,
потому что его попросту нет на стройке.
РЕШЕНИЕ:
На
помощь пришло знание о волшебном треугольнике, свойства которого рассматривал
еще Пифагор. Из теоремы Пифагора следует, что если катеты треугольника равны 3
и 4, то гипотенуза будет иметь длину 5. Остается взять веревку, разделить ее на
12 равных отрезков. Теперь нужно уложить эту веревочную конструкцию на плоскость в виде
треугольника со сторонами, равными 3-м, 4-м и 5-ти частям. Один угол веревочного
треугольника непременно окажется прямым.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация
вещественно-полевых ресурсов
Геометрический
эффект
КОММЕНТАРИЙ:
Вспоминаются
мудрые слова М.В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в
порядок приводит».
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в быту
ТРИЗ
в строительстве
Комментариев нет:
Отправить комментарий