пятница, 15 октября 2010 г.

Карточка №119 «Идеальная творческая стратегия: от яруса к ярусу»

ИСТОЧНИК:

Альтшуллер Г., Верткин И. «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности»

СИТУАЦИЯ:

«1.Творческие разработки могут вестись на трех уровнях:
1) решение конкретной технической задачи (усовершенствование электрофильтров, применяемых в производстве цемента);
2) решение общетехнической (или общенаучной) проблемы (беспылевое производство пылящих веществ);
3) решение социально-технического (или социально научного) комплекса проблем (создание экологически устойчивого мира);

Иногда эти ступени проходит один человек (пример: К.Э.Циолковский)
Другие примеры:
Автомобиль – автотранспорт – «автомобильная цивилизация»
Самолет – авиация – «авиационная цивилизация»
Батискаф – «батисредство» - «батицивилизация»
2. На каждом уровне могут вестись разные по масштабам разработки. Можно, например, создавать принципиально новый вид морского транспорта; можно изобретать новый вид трапа для морских судов. Масштабы разные, но качественно уровни разработок одинаковые: решается локальная техническая задача.

Видимо, правильнее говорить не об уровнях (плоскостях, ступенях), а я ярусах (слоях, пластах). Нижний ярус – узкотехнический, узконаучный, узкохудожественный. Средний ярус – общетехнический, общенаучный, общехудожественный. Верхний ярус – общечеловеческий: социально-технический, социально-научный, социально-художественный, социально-организационный.

3. В каждом ярусе процесс разработки разворачивается во времени. Типичный временной спектр выглядит так (рис.1):
Выбор направления (н)
Постановка конкретной задачи (з)
Сбор необходимой информации (и)
Решение (р)
Внедрение или начало внедрения (в)»



Возможно ли построение идеальной творческой стратегии?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Идеальная творческая стратегия должна быть… и её не должно быть.

РЕШЕНИЕ:
«4. Идеальная стратегия творческой личности – когда человек кратчайшим путем выходит на решение задач третьего (верхнего) яруса р3 и внедрение в3 (рис.2).



Схема эта нереальна: продвижение вверх (с нижних ярусов в верхние) невозможно без постановки и решения конкретных задач нижних ярусов, без сбора необходимой для этого информации.
…График практически осуществимой идеально-реальной стратегии выглядит иначе. В наиболее типичном случае переход в следующий ярус происходит после решения задачи предыдущего яруса (рис.3): появляются новые спорные идеи, позволяющие увидеть вышестоящий яру. Нередко путь наверх становится возможным благодаря обобщению идей, возникающих при решении нескольких задач нижнего яруса.




5. Реальная картина далека от графика на рис.3. Чаще всего человек так и остается в нулевом творческом ярусе. Переход на первый ярус – уже само по себе определенное достижение. Даже если такой переход осуществляется один раз и на сравнительно короткое время…

…Особенность стратеги, выделенной двойной линией на рис.3, и состоит в том, чтобы избежать ловушек на отрезках в1 и в2: добиваться внедрения решений первого и второго яруса нужно, но в той мере, в какой это не съедает сил и времени для продвижения к в3.

6. Трудности внедрения растут с подъемом вверх: казалось бы, какая разница, где завязнуть… Почти никому из поднявшихся в третий ярус не удается далеко продвинуться по в3. Но здесь есть важная особенность: на всех ярусах возможно промежуточное внедрение – опубликование. Оно, правда, почти ничего не дает на первом ярусе, но многое значит для идей второго яруса. А в третьем ярусе опубликование и есть реальное в3 (или начальная фаза реального в3). Внедрение в3 преимущественно духовное, нематериально, в2 – духовно-материальное, в1 – материальное. Отсюда парадокс: в3 может быть достигнуто одним человеком (теория Максвелла, теория Эйнштейна, теория Циолковского); для достижения в1 обычно нужен коллектив, а для достижения в2 – группа коллективов.



7. Здесь должен возникнуть упрек: ах, вы призываете к построению теорий (притом с социально-философским уклоном) – в ущерб практике, конкретным научно-техническим свершениям. Ничуть не в ущерб! Мы говорим о другом: социально-филослфское осмысливание должно опережать конкретные научно-технические разработки. Ненормально, когда сначала внедряется атомная энергетика, а потом только появляется мысль о новм мышлении в атомный век…. Мысль должна опережать дело; нельзя сначала суетиться, а потом думать.

8. Есть еще одно важное соображение в пользу «стремления вверх». Решение р2 задачи второго яруса дает «гроздь» новых задач первого яруса 1-3 (рис.4). Решение р3 задачи третьего яруса дает «пучок» задач второго яруса I, II со своими «гроздьями»» задач первого яруса 4-6, 7-9.
Задачи в «гроздьях» резко отличаются от обычных задач первого яруса. «Гроздьевые» задачи относятся к новому комплексу проблем, жизненно важных для человечества. Таким образом, путь на первый ярус в обход (через второй и третий ярусы) дает возможность прогнозирования ключевых для будущего идей, задач, решений.

9. У «гроздьевых» задач есть еще одна важная особенность: их решение обеспечивает – в сумме – не только решение р2 и р3, но и может служить началом перехода к принципиально новы проблемам второго и третьего ярусов (…)»


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Комплексное изпользование законов развития систем

КОММЕНТАРИЙ:
«10. Творческая личность должна уметь
-подниматься от р1 к н2 и от р2 к н3;
-спускаться от р2 и р3 к «гроздьевым» задачам первого яруса 1-9;
-подниматься от «гроздьевых» задач к новым проблемам верхних ярусов (стрелка от 9 к н2.1 на рис.4).

11. Одна из наиболее обидных ошибок: изобретатель поднимается на второй или третий ярусы, получает» гроздья» новых задач первого яруса… и увлекается их решением, не замечая, что некоторые решения этих задач могут быть обобщены до новых проблем второго и третьего ярусов…»


КАТЕГОРИЯ:
ЖСТЛ (Жизненная Стратегия Творческой Личности)



Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (лит. псевдоним — Генрих Альтов) (15 октября 1926, Ташкент, Узбекская ССР, СССР  24 сентября 1998, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия) — автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.

Комментариев нет:

Отправить комментарий