ИСТОЧНИК:
В.Головин, «Приятели-изобретатели»
СИТУАЦИЯ:
Требуется создать эффективное наглядное пособие по астрономии. Как быть?
ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наглядное пособие должно быть… и не должно быть.
РЕШЕНИЕ:
«… Спустя две-три недели Мишка, хитро улыбаясь, пригласил всех своих друзей к себе домой.
- Если хотите посмотреть и даже потрогать руками звезды, планеты и Луну, то приходить ко мне сегодня вечером…
… Часть ромашкинской комнаты была таинственно отгорожена простыней с силуэтом ракеты и надписью «КОСМОС».
… Гости разместились по двое на стульях, погас свет. Стало темным темно, как в черную, беззвездную ночь. И вдруг, когда их глаза привыкли к мраку, перед ними внезапно засверкала яркими звездами бездонная глубь неба. Все ахнули. У Ромашкина дома был свой планетарий…
- Что надо иметь, чтобы смастерить такой планетарий? – спросил Мишка. – Нужны самые простые вещи – футбольная камера, карманный фонарик с точечной электролампочкой, простыни, удочки, клей, чернила, бумага, иголка и, конечно, карта звездного неба.
…Из старых длинных удилищ Мишка согнул и связал округлый каркас, к которому подшил широкие простыни. У него получилась сфера – как бы четвертая часть огромного шара. На этом небосводе, как на экране, в темноте и сияли звезды – лучи карманного фонарика, установленного в черном бумажном колпаке, который Ромашкин сделал с помощью футбольной камеры. Он её сильно раздул, смазал поверхность вазелином и затем заклеил всю черной фотобумагой. Когда колпак просох, Мишка вынул из него камеру, взял карту звездного неба и аккуратно перерисовал карандашом все главные небесные созвездия, Большую и Малую Медведицу, Орион и другие. Затем тонеькой иглой он наколол множество разной величины дырочек. Свет от лампочки проходил через эти отверстия, проектировался на простынном небе и перед зрителями возникла волшебная звездная картина…
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»
Использование надувных конструкций
Использование дешевых ресурсов (подручных средств)
КОММЕНТАРИЙ:
- Такой планетарий, - сказал в заключении учитель физики Александр Иванович, - не плохо иметь и у нас в школе. С его помощью можно разъяснять небесную механику, да и показать кое-кому из школьников и взрослых, что на небесах богу нигде нет места…
ТРИЗ - школьникам
Комментариев нет:
Отправить комментарий