вторник, 28 сентября 2010 г.

Карточка №090 «Кукла Маша, не плачь!»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г. И тут появился изобретатель. – М., 2000. с.13
Альтшуллер Г.С., «Найти идею» (электронное издание)

СИТУАЦИЯ:
«Представьте себе пустую комнату – только на подоконнике лежит кукла. С потолка на большом расстоянии друг от друга спускаются две тонкие бечевки. Нужно соединить, связать их нижние концы – и сделать это должен один человек. Если взять конец одной из бечевок, невозможно дотянуться до другой. Кто-то должен подать, отклонить вторую бечевку. Но задача для одного человека, и подать вторую бечевку некому…»

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Второй человек должен быть, чтобы подать веревку, и второго человека быть не должно, поскольку его попросту нет рядом.




РЕШЕНИЕ:
«Решение доступно и малышам, понятия не имеющим о физике. Надо раскачать вторую бечевку. Сама она не раскачается – слишком тонкая. Поэтому нужно подвесить к ней груз, куклу. Вот и все, задача решена!

Можно усложнить условия: пусть в комнате лежат воздушные шарики и кукла. Шарики не подходят в качестве груза, они слишком легки. Но почему-то именно шарики привлекают внимание решающих задачу, о кукле вспоминают не сразу. Можно еще усложнить задачу: уберем из комнаты все предметы. Догадается ли малыш снять ботинок и подвесить его вместо груза?..

Как видите, задача не изобретательская… и все-таки чем-то похожа на изобретательскую. Чем именно похожа – об этом мы поговорим позже. Сейчас же отметим, что нет глухой стены между задачами, относящимися к разным видам деятельности, - в науке, технике, искусстве и т.д. В этой книге в основном будет говориться об изобретательстве. Но адресована книга тем, кто хочет научиться решать самые различные творческие задачи».


Куклы-марионетки
Рис.: Борис Валеджо

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
По терминологии используемого в ТРИЗ вепольного анализа перед нами неполный веполь (от слов «вещество-поле»).

Есть два вещества (две веревки), но они не взаимодействуют между собой – нет подходящего поля. По правилам вепольного анализа необходимо рассмотреть одно вещество (одну веревку). Надо добавить к веревке второе даровое или дешевое вещество, отзывающееся на механическое поле, то есть достроить веполь до трех элементов.

КОММЕНТАРИЙ:
Вторым веществом может быть также (навскидку):
- кукла, привязанная к веревке
- ботинок, привязанный к веревке
- резиновая перчатка, наполненная водой и привязанная к веревке (жалко, что ни перчатки, ни воды под рукой нет…)
- идеальнее всего было бы использовать ресурс самой веревки – завязать на ее конце массивный узел, который послужит грузом, заменяющим куклу (второе вещество есть, и его как бы нет)

В качестве дополнительного бонуса держите фотографию, наглядно демонстрирующую, что такое ФРАКТАЛ (термин из синергетики - нелинейной динамики).

 

А теперь домашнее задание: как должна выглядеть перчатка для такой, с позволения сказать, руки? Изобретательская задача, однако… J

КАТЕГОРИЯ:
- ТРИЗ – дошкольникам
- Синергетика и нелинейная динамика – младшим школьникам

Комментариев нет:

Отправить комментарий