четверг, 30 сентября 2010 г.

Карточка №95 «Создаем сюжет для фильма, книги, сказки…»

ИСТОЧНИК:
Г.С.Альтшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – 3-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

СИТУАЦИЯ:
«З а д а ч а  2.2. Надо придумать сюжет для сказки (или краткий сюжет мультфильма). Используем для облегчения первого шага фантограмму. Возьмем традиционный сказочный персонаж – мышь. На фантограмме выберем строку «Область распространения» и колонку «Уменьшение». Получилось вполне осмысленное сочетание: «Область -35- распространения мышей уменьшается». Остается «обыграть» эту исходную мысль, развернуть на ее основе сказочные события…»

Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Творческие способности у горе-писателя должны быть, чтобы создать целую кипу оригинальных сюжетов, и не должны быть, поскольку Муза в его хоромах даже не ночевала… J

РЕШЕНИЕ:
«Помните задачу 2.2? Требовалось сочинить сказку на тему «Область распространения мышей уменьшается». Если интересной сказки еще нет, давайте поразмышляем диалектично – как учит многоэкранная схема. Спроецируем на центральный экран 1 изображение и антиизображение. Пусть они столкнутся! Это даст противоречие, конфликт и движущую силу сюжета.

     Итак, тезис: область распространения мышей близка к нулю. Антитезис: мыши везде. Соединим тезис и антитезис, получится крепкое противоречие: мышей нет и в то же время их очень много. Для нетворческого мышления это тупик: «логика», здравый смысл тянут назад. Для творческого мышления противоречия, наоборот, служат надежной опорой.

     Допустим, мыши исчезли, они занесены в Красную книгу. Остался, быть может, десяток мышей на всю планету. Спрятались эти мыши где-то далеко-далеко, глубоко-глубоко… Поскольку сегодня мыши не в Красной книге, придется перенести действие на экран 7 и предположить, что события разворачиваются где-то в конце XXI века…

     Одну половину противоречия мы объяснили. А как быть со второй половиной? Как правдоподобно объяснить, что занесенные в Красную книгу мыши в то же время находятся  каждом доме?..  -91-



Применим теперь стандарты к задаче 2.2 о построении сюжета сказки.

     Начали мы с выбранного по фантограмме тезиса: «Область распространения мышей неограниченно уменьшается». Сформулировали антитезис: «Область распространения мышей неограниченно увеличивается». Соединив тезис и антитезис, получили противоречие: «Мышей нет и мыши есть». Объяснили первую -123- половину противоречия, перенеся действие на сто лет вперед: уцелевшие мыши спрятались так глубоко-глубоко и так далеко-далеко, что их уже полвека никто не видел… Теперь надо объяснить: почему при такой ситуации мыши оказались везде, в каждом доме.

     Знакомясь со стандартами, мы не раз встречали конфликтную ситуацию: вещество должно быть и вещества не должно быть. В сущности, такое противоречие и в нашем сюжете. Значит, можно использовать стандарты! Например, один из стандартов пятого класса: мышей нет, но есть их копии. Оптические копии.

     Итак, конец XXI века. В один прекрасный день по Всемирному ТВ детям показали старый-престарый фильм о мышонке… Ясное дело, дети стали звонить и писать Главному Директору Всемирного ТВ: хотим видеть живого мышонка! Директор, естественно, собрал чрезвычайное совещание. Как найти мышонка, если мыши (сохранились ли они?) прячутся в глубоких подземельях, куда невозможно ни пройти, ни пролезть…

     Собственно, сюжет первой серии сказочного мультфильма готов!

     Вторая серия начнется мудро и оптимистично: Главный Директор решил отправить на поиски мышей спецгруппу – семерку котов. Представляете, какая роскошная серия – отбор котов? Медкомиссия, собеседование, экзамены. Самое пикантное, что отборочная комиссия сама не знает, какие качества нужны для поиска мышей… Дети на всей планете следят – кого отберут. Очень выигрышная ситуация для рассказчика: семь котов – семь разных характеров (полисистема со сдвинутыми характеристиками)… Конец второй серии.

     Далее, казалось бы, надо бросить котов на поиск мышей. Но это примитив, ход не по ТРИЗ. Снова формулируем противоречие: «Коты есть, котов нет». Первая половина противоречия понятна: коты официально зачислены в списки спецгруппы, получают усиленное трехразовое питание… А что значит «котов нет»? Только одно: спецгруппа бездействует, не ловит мышей. Разрешение противоречия: оказывается, идет учеба! Эти интеллектуалы, коты XXI века, никогда не видели мышей и вообще морально как-то не подготовлены к выслеживанию и дракам. Итак, серия третья. Учеба. Академический вариант: профессора, лекции, семинары, зачеты, таблицы, графики, схемы… Один кот сбегает. Другой уходит в науку: у него возникла гипотеза, что, поскольку когда-то были летучие мыши, возможно, существовали и летучие коты; нужны археологические раскопки. Серия кончается тревожно: спецгруппа -124- вот-вот распадется. Противоречие: «Учеба есть, учебы нет». Четвертая серия: за обучение котов берется старый фельдфебель.

     …Прелестная получается сказка! Озорная и поучительная, пружина сюжета закручена сознательным конструированием противоречий, разрешаемых стандартными приемами. Дальше начинает работать внутренняя логика сюжета, а при затруднениях всегда можно снова подбавить очередное противоречие...»






ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Законы развития технических систем
Стандарты на решение изобретательских задач
Приемы разрешения технических противоречий


КОММЕНТАРИЙ:
«Муза, - она никогда не съест карапуза…» J


В тексте выделенные цветом цифры указывают на окончание соответствующей страницы книги.


Комментариев нет:

Отправить комментарий