воскресенье, 11 сентября 2011 г.

Карточка №329 «Сердце, обросшее шерстью»

ИСТОЧНИК:
Куприн А.И., «Суламифь»

СИТУАЦИЯ:
О мудрости библейского царя Соломона до сих пор ходят легенды. Зримее всего это качество израильского царя проявилось в судебных разбирательствах. Вот какую историю об одном из «соломоновых решений» рассказал Александр Куприн:

«…Один человек, умирая, сказал, что он оставляет все свое имущество достойнейшему из двух его сыновей. Но так как ни один из них не соглашался признать себя худшим, то и обратились они к царю…»

Соломон спросил их, кто они по делам своим, и услышал ответ, что оба они охотники-лучники. Какое же испытание назначить братьям, чтобы выявить достойнейшего?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Испытание на звание достойнейшего должно быть, чтобы установить, кто получит имущество отца, и испытания быть не должно, поскольку неясно, что подразумевал покойный отец под словом «достойнейший».

РЕШЕНИЕ:
И вот что надумал Соломон:

«…– Возвращайтесь домой. Я прикажу поставить у дерева труп вашего отца. Посмотрим сначала, кто из вас метче попадет ему стрелой в грудь, а потом решим ваше дело.

Теперь оба брата возвратились назад в сопровождении человека, посланного царем с ними для присмотра. Его и расспрашивал Соломон о состязании.

– Я исполнил все, что ты приказал, царь, – сказал этот человек. – Я поставил труп старика у дерева и дал каждому из братьев их луки и стрелы. Старший стрелял первым. На расстоянии ста двадцати локтей он попал как раз в то место, где бьется у живого человека сердце.

– Прекрасный выстрел, – сказал Соломон. – А младший?

– Младший... Прости меня, царь, я не мог настоять на том, чтобы твое повеление было исполнено в точности... Младший натянул тетиву и положил уже на нее стрелу, но вдруг опустил лук к ногам, повернулся и сказал, заплакав: «Нет, я не могу сделать этого... Не буду стрелять в труп моего отца».

– Так пусть ему и принадлежит имение его отца, – решил царь. – Он оказался достойнейшим сыном…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
Принцип «посредника»
Психологический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Соломон не был бы признанным мудрецом, если бы не извлек всю пользу из своего испытания:

«…Старший же, если хочет, может поступить в число моих телохранителей. Мне нужны такие сильные и жадные люди, с меткою рукою, верным взглядом и с сердцем, обросшим шерстью…»

Необходимость делать моральный выбор сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. И всякий раз, с гордостью принимая решение быть достойнейшим в том или ином деле, есть смысл прикоснуться к груди – а не стало ли мохнатым ваше сердце?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии


Комментариев нет:

Отправить комментарий