вторник, 14 сентября 2010 г.

Карточка №58 «Мы Карьяла, нам Похъяла!» (Эпизод 3)

ИСТОЧНИК:
Карело-финский эпос «Калевала»

СИТУАЦИЯ :
Наставляет старая мудрая мать доблестного героя Калевалы, молодого Лемминкайнена, собравшегося ехать на праздник во враждебную Похъёлу:

«...- Стережет тебя третья смерть у самых ворот Похъёлы, у входа в сумрачную Сариолу. Ходит там во мраке медведь, бродит в темноте волк. Уже сожрали они тысячу героев с луками, разорвали на части сто богатырей с мечами. Растерзают они и тебя, беззащитного!

Смеется над ее словами удалой Лемминкайнен:

- Не умирает так даже самый робкий из мужей, даже самый последний из героев. Мне ли, усмирившему коня на полянах Хийси, бояться медвежьей пасти! Мне ли погибнуть от волчьих зубов!..»

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Как победить свирепых хищников, если по рассказам они непобедимы?



РЕШЕНИЕ:
"...Уже к самым воротам Похъёлы подкатили сани, и вдруг опять остановился конь. Видит Лемминкайнен - вышел к нему навстречу волк, подстерегает у входа в Похъелу медведь.

Огляделся Лемминкайнен по сторонам - нигде ни камня, ни дубинки. Только лежит на снегу клочок овечьей шерсти, - верно, остался он от волчьего обеда или от медвежьего ужина. Поднял Лемминкайнен эту шерсть, потер в ладонях - и разбежалось у него из-под ног целое стадо ягнят. Бросился волк за лакомой добычей. И медведь от него не отстает.

А веселый Лемминкайнен стегнул своего коня и без помехи миновал ворота Похъёлы..."

ПРИЕМ:
Психологический, биологический эффект применил наш богатырь (скорее даже - «этологический», связанный с особенностями поведения животных ).

КОММЕНТАРИЙ:
Лемминкайнен снизил свою ценность как потенциальной добычи в глазах у хищников по сравнению со стадом ягнят. К тому же, хищник активнее берется за дичь, убегающую от него. Символический и магический характер действий героя не умаляет его достоинства. В изобретательской сметке ему не откажешь :)


Карточка №57 «Щелчок… по мозгам»

ИСТОЧНИК:
Виктор Суворов, «Аквариум»

СИТУАЦИЯ:
Представьте себя в танке. Боевая машина изготовлена к стрельбе, вот-вот громыхнет выстрел. Даже неспециалисту и «нетанкисту» ясно, что в момент выстрела экипаж ощутит на себе мощнейшую звуковую волну, которая может вывести личный состав из строя на некоторое время. Шлемофон, разумеется, от звука такой силы спасти не в состоянии. А стрелять обязательно нужно, танк для стрельбы по врагу предназначен, не для прогулок под луной. Как быть?







СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Звук выстрела должен воздействовать на барабанные перепонки, и звук не должен воздействовать на барабанные перепонки.

РЕШЕНИЕ:
«...С тем, чтобы страшный удар не обрушился на наши уши внезапно, во всех шлемофонах раздается резкий щелчок, заставляя барабанные перепонки сжаться, встречая всесокрушающий грохот выстрела сверхмощной пушки. Щелчок в шлемофонах опережает выстрел на сотые доли секунды , и оттого мы не слышим самого выстрела ...»

Непосредственно перед тем, как аудиосигнал достигнет перепонки, она под воздействием не совсем приятного, но безвредного предварительного щелчка заранее сжимается, защищая слуховой анализатор от травмы, которую мог бы нанести ей звук выстрела.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать заранее»
Прием «обратить вред в пользу»
Прием «сделать чуть меньше требуемого»

КОММЕНТАРИЙ:
Использован «физиологический» эффект.



понедельник, 13 сентября 2010 г.

Карточка №56 «Лариска! В сумку!» (с) Старуха Шапокляк»

ИСТОЧНИК:
Виктор Астафьев, «Дядя Кузя – куриный начальник», рассказ

СИТУАЦИЯ:
        «…Свирепее, прожорливее и коварнее всех вредителей на птицеферме была крыса с желтоватой, будто подпаленной шерстью на спине и с коротким хвостом. Должно быть, еще во времена разгульной молодости она лишилась половины хвоста - может быть, оторвали его крысы в драке, а может быть, в капкане оставила.

         Эта крыса держала в страхе всех обитателей птичника. Мыши разбегались по сторонам, когда появлялась среди них толстая мордатая особа. Она была грозной владычицей темного царства, которое наперекор всем законам существовало под полом, дядя Кузя слышал иногда шум, возню под половицами. Шум этот перекрывался властным визгливым голосом. После драки по углам долго и жалобно скулили крысы.

         Куцехвостую крысу дядя Кузя прозвал Милахой

…Крысы загрызли насмерть несколько больных кур. А в скором времени обнаружилось, что они губят не только птицу….

        ...Он давно подозревал, что крысы таскают яйца, но как они это делают, ни разу не видел…»



«Исследовательская задача (по терминологии ТРИЗ): на птицеферме пропадают яйца, но кто их таскает – не совсем ясно. Подозрение пало на крыс, однако яйца хранятся в труднодоступном месте, так что просто «выкатить» яйцо оттуда, не разбив его, «маленькая тварь» не смогла бы. Но яйца пропадают. Как это объяснить?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Для формулировки правильного противоречия необходимо, по правилам, перевести эту исследовательскую задачу в задачу изобретательскую: как крысы могут красть яйца, не повреждая их? Какие ресурсы для этого можно использовать?

РЕШЕНИЕ:
        «…Дядя Кузя притворился спящим: прикрыл глаза и стал даже похрапывать. Милаха осмотрелась, пошевелила седыми усами, прикинула расстояние до пола и вдруг, повернувшись, упала на спину. Удержать яйцо она не сумела и выпустила его из лап. Яйцо треснуло и разбилось.

         Дядя Кузя думал, что это только и нужно крысе, но ошибся. Она что-то посоображала и проворно юркнула под пол. Через минуту атаманша появилась в сопровождении трех "подчиненных". Они легли на спины в ряд, а Милаха забралась в ящик, подкатила к краю яйцо, прицелилась и сбросила его на мягкие животы крыс. Те вскочили и моментально укатили яйцо в подпол.

         Вскоре они вернулись, и все повторилось сначала. Дядя Кузя не выдержал:
         - Ловко в чаю плавает веревка!

…Крысы бросились врассыпную, оставив на полу яйцо. Дядя Кузя взял его в руки, осмотрел и задумался….»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Зверушка использовала прием «посредник».
Между жестким полом и хрупким яйцом введено другое «дешевое» вещество, находившееся в избытке во «внешней среде». По всем правилам «вепольного анализа»: введенное вещество оказалось одним из видоизмененных элементов системы «крыса- яйцо» (просто это были ДРУГИЕ крысы)

КОММЕНТАРИЙ:
Вот кого я уважаю, так это крыс. Хоть и побаиваюсь немного. Это умнейшие создания, им «палец в рот не клади», как говаривал один из «пикейных жилетов» у Ильфа и Петрова… :)




Карточка №55 «Идеальный Источник Дохода (ИИД-1)

ИСТОЧНИК:
Серия книг Роберта Кийосаки «Богатый Папа рекомендует»

СИТУАЦИЯ:
Известно множество способов получения дохода, пригодных для индивидуального использования (работа по найму, частная практика, свой бизнес, различные виды инвестирования и т.д.). Однако практически все они не лишены недостатков. Требуется найти или сконструировать Идеальный Источник Дохода (ИИД), свободный от недостатков приведенных выше способов . Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Источник дохода должен быть, чтобы гарантированно получать денежные средства для удовлетворения своих потребностей, и источника дохода быть не должно, чтобы не тратить время, усилия и иные ресурсы на работу, бизнес, инвестирование и т.д.

РЕШЕНИЕ:
«Контрольный» ответ - в разработке. В дальнейшем, вероятно, в данном «Каталоге...» будут рассматриваться промежуточные этапы решения.



ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Использовано фундаментальное понятие ТРИЗ - «идеальный конечный результат» ( ИКР ). (Объект идеален, когда его нет, но его функция, тем не менее, выполняется)
Закон повышения идеальности технических (и иных) систем.

КОММЕНТАРИЙ:
Сформулируем для «затравки» некоторые возможные требования к «идеальному источнику дохода» со стороны его пользователя :

- "экстерриториальность" (независимость от места нахождения пользователя);
- низкая «времязатратность» (минимум времени на поддержание функционирования ИИД)
- низкая «ресурсозатратность» (минимум физических усилий, материальных и человеческих ресурсов, необходимых для функционирования ИИД);
- ИИД не должен требовать глубоких и специальных знаний, умений и навыков.

Дополнительные (факультативные) требования к ИИД:
- ИИД должен приносить удовольствие, положительные эмоции (аналог: игра)
- простота и удобство в обслуживании ИИД;
- иное; (придумайте сами :) Чем больше ограничений налагают требования - тем сильнее конечный результат, тем ближе он к ИКР.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Все рекомендации в многотомных трудах Роберта Кийосаки укладываются всего лишь в несколько формул (положений):

- богатые люди отличаются от бедных тем, ЧТО именно они покупают;
- богатые люди покупают АКТИВЫ, бедные люди покупают ПАССИВЫ;
- АКТИВ - то, что кладет деньги в твой карман (пр.: квартира, сдаваемая в аренду);
- ПАССИВ - то, что вынимает деньги из твоего кармана (пр.: квартира, приобретенная в ипотеку);
- твоя задача в том, чтобы создавать или покупать АКТИВЫ, а денежный поток от этих активов вновь пускать на создание или приобретение других активов.


Карточка №54 «Крошка-Енот или Тайна старого сагамора»

ИСТОЧНИК :
Бездонные просторы Интернета
Тимоти Лири, «Семь языков бога»

СИТУАЦИЯ :
«Однажды один старый шаман собрал свое племя у костра и сказал: 
"Послушайте старинную сказку, которая показывает, на что - то из того, про что нельзя рассказать, и рассказывает про то, на что нельзя указать". 


Пока все пытались понять смысл, того, что они услышали, шаман раскурил трубку и начал свой рассказ:


Поехала одна мама со своим сыном на юг отдыхать . Долго ли , коротко ли , добрались до щели в горах , расставили палатку , живут . 


Пошел однажды мальчик погулять по лесу и встретился ему енот. Мальчик кричит еноту: "Уходи прочь с дороги!". Енот и не подумал уходить, встал на задние лапы и страшно завращал своими глазищами. Мальчик испугался и убежал.
Прибежал мальчик к своей маме, рассказал ей про свою встречу с Енотом и заплакал. 
- Почему ты плачешь? - спросила мама. 
- Мама, кто трусливее, я или енот? 
- Конечно ты, Енот тебя не испугался, а ты его испугался. 
Мальчик заплакал еще сильнее. 
- Тебе осталось только одно, найти енота, убить, и съесть его сердце, - странным голосом сказала мама. 


Мальчику взял свой складной ножик, бутылочку с кока - колой и пирожок, положил их в свой рюкзачок и пошел в лес. Бродил мальчик по горам, бродил, и нашел берлогу енотов. Посветив фонариком, он увидел, что в берлоге сидит Енот со своей енотихой и маленьким енотиком. 

- Ты меня напугал, теперь я стал трусливее Енота, поэтому я должен тебя убить и съесть твое сердце, - крикнул мальчик. 
- Да, я поступил неправильно, зря я вращал глазами. Что же, убивай меня, я не буду сопротивляться, - сказал енот, откинувшись на спину.
Мальчик достал ножик, убил Енота, вырезал у него сердце и съел. 
После этого он радостно пошел домой, весь перепачканный в крови енота. Hо радость его быстро сменилась на зависть . "Какой добрый Енот, дал себя убить, чтобы исправить свою вину. Какой злой я, убил Енота только для того, чтобы стать чуть - чуть храбрее", - подумал он с горечью.


Прибежал мальчик к своей маме, рассказал ей про свою встречу с Енотом и заплакал. 
- Почему ты плачешь? - спросила мама. 
- Мама, кто добрее, я или Енот? 
- Конечно Енот, он дал себя убить, а ты не дал себя убить. 
Мальчик заплакал еще сильнее. 
- Тебе осталось только одно, найти семью Енот , и помогать воспитывать его ребенка, - странным голосом сказала мама.



Мальчик пошел в лес и стал жить вместе с Енотихой, добывать еду, убирать берлогу. Через месяц он сам превратился в Енота, а его мама уехала домой, потому что ее отпуск закончился .
Однажды пошел Мальчик-Енот за едой для енотика и повстречал другого мальчика. Мальчик кричит Мальчику-Еноту: "Уходи прочь с дороги!". 

Мальчик-Енот и не подумал уходить, ведь он стал храбрый, как Енот. Мальчик Енот встал на задние лапы и страшно завращал своими глазищами. Мальчик испугался и убежал. 
Прибежал мальчик к своей маме, рассказал ей про свою встречу с Енотом и заплакал. 
- Почему ты плачешь? - спросила мама. 
- Мама, кто трусливее, я или енот? 
- Конечно ты, Енот тебя не испугался, а ты его испугался. 


Мальчик заплакал еще сильнее. 
- Тебе осталось только одно, найти Енота, убить, и съесть его сердце, - странным голосом сказала мама.
Мальчик взял свой складной ножик, бутылочку с пепси-колой и ватрушку, положил их в свой рюкзачок и пошел в лес. Бродил мальчик по горам, бродил, и нашел берлогу енотов. Посветив фонариком он увидел, что в берлоге сидит Мальчик-Енот . 
- Ты меня напугал , теперь я стал трусливее Енота , поэтому я должен тебя убить и съесть твое сердце, - крикнул мальчик. 
- Ух-ты, какой хитрый. Я сам тебя убью. 


Убил Мальчик Енот мальчика, и сам съел его сердце. Как только он это сделал, так сразу и превратился в мальчика. Пошел бывший Мальчик Енот, теперь просто мальчик, к маме того мальчика, которого он убил, и, притворившись ее сыном, сказал: 
- Мама, я убил Енота, и теперь я такой же храбрый, как Енот. 
- Ты врешь, ты не мой сын, а я не женщина, я жена Енота, которого ты убил, чтобы стать храбрым как Енот. И не мальчика ты убил, а моего старшего сына Енота! - воскликнула женщина, превратилась в Енотиху, убила мальчика и съела его сердце. Как только она это сделала, так сразу же превратилась в мальчика.


Hа следующий год поехала одна мама без сына на юг отдыхать. Долго ли, коротко ли, добралась до щели в горах, расставила палатку, живет. 


Вдруг, ни с того ни с сего, приходит к ней мальчик и говорит: 
- Здравствуй мама, я воспитал маленького енотика, теперь я такой же добрый, как Енот. 
- Врешь ты все, никакой ты не мальчик, а Енотиха которая убила моего сына, за то что он убил твоего мужа и старшего сына. И никакая я не женщина, я жена Зайца, которого убил Енот, чтобы стать таким же быстрым как Заяц. И никакого моего сына ты не убивала, ты убила своего младшего сына, которого я превратила в мальчика, чтобы он убил своего отца и старшего сына, - женщина рассмеялась, превратилась в зайчиху и убила енотиху.
Шаман закончил свой рассказ, огляделся по сторонам и сказал: "Так добро снова победило зло"...


Потом убрал свою трубку в расшитый бисером чехол и ушел к себе в вигвам, буркнув: 
"Карма отличается от кармана турбулентностью". 
Вождь растолковал: "Он хотел сказать, что енотов есть нельзя - нечистые звери", и ушел спать.
Главный повар сказал: "Вы слышали? Hа этой неделе нельзя есть". 
Все люди подумали: "Hичего себе их вставило", но вслух ничего не сказали, а похлопали в ладоши и пошли спать. 

Вопрос: что курил шаман и где достать такой травы ? :)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ :
Прием "матрешка" (вложенные сообщения, многоуровневая семантическая "реальность")

КОММЕНТАРИЙ :
Приведенный, с позволения сказать, «материал», несмотря на всю свою бредовость, мог бы с успехом использоваться в психотерапии для приведения пациента в так называемое «измененное состояние сознания». Находясь в таком «трансовом состоянии», человек легче поддается внушению и эффективно усваивает терапевтическое воздействие.

Внимание: как и любые другие продвинутые технологии, эта может быть использована как во благо, так и во вред человеку.

Ну, а напоследок - бонус для самых терпеливых, осиливших этот «мозголомный» ребус.

«...Мы убеждены, что ... только сам человек должен определять, хочет ли он изменять и расширять свое сознание. Хотя общество имеет право пресекать и контролировать явно антисоциальное поведение, оно не имеет права контролировать события, которые происходят в нервных системах и телах свободных людей.

Это положение об индивидуальной свободе и индивидуальной ответственности можно сформулировать в виде двух заповедей нейрологической эры:
1 . Не изменяй сознание ближнего.
2 . Не препятствуй ближнему, пожелавшему изменить собственное сознание...»
( Тимоти Лири, «Семь языков бога»)


Карточка №53 «Мы Карьяла, нам Похъяла!» (Эпизод 2)

ИСТОЧНИК:
Карело-финский эпос «КАЛЕВАЛА»

СИТУАЦИЯ :
Веселый Лемминкайнен, герой «Калевалы», собираясь на пиршество в сумрачную Похъёлу, выслушивает второе предостережение мудрой матери:

«...- На второй день увидишь ты огненный ров. Доверху завален он раскаленными камнями. Сотни смелых юношей с мечами, тысячи храбрых мужей с копьями полегли мёртвыми, а через ров никто не перешел. И тебе не пройти.

- Нет, не умирает так смелый, не кончает так свои дни храбрый, - отвечает Лемминкайнен...

...Приподнялся Лемминкайнен в санях и видит - правду сказала ему старая мать: перед ним в обе стороны тянется широкий ров. Доверху завален он раскаленными камнями, до краев засыпан горящими каменными глыбами. И негде ни прохода, ни проезда...»

Как тут быть удалому Лемминкайнену?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Камни во рву должны быть раскаленными, поскольку они такие «от природы», и камни не должны быть раскаленными (должны быть холодными), чтобы герой смог перебраться через ров.

РЕШЕНИЕ:
...Набрал он полную пригоршню снега и бросил в огненный ров. Даже зашипеть не успел снег, а огонь еще выше поднялся. Вызвал тогда Лемминкайнен хитрыми заклинаниями снежные тучи, которые послал ему могучий Укко. Тяжелыми хлопьями повалил снег на пылающие камни, на раскаленные глыбы.

Немного времени прошло, и на том месте, где был огненный ров, растеклось широкое озеро, забушевали пенистые волны.

А Лемминкайнен вылепил из снега крепкий мост и переехал на другой берег.

Так на второй день пути спасся веселый Лемминкайнен о второй смерти ...

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разнесение противоречивых свойств во времени (камни горячие до проезда героя через ров, и холодные во время проезда).

И, конечно, технологии управления погодой :)

КОММЕНТАРИЙ:
Как порой не хватает изобретателю могучего Укко с его снежными тучами! :) А нам пока приходится довольствоваться «примитивными» способами разгона облаков над столицей...

Вы думаете, злоключения бравого богатыря на этом закончились? Они еще и не начинались. Но это уже другая история...



Карточка № 58 «Мы Карьяла, нам Похъяла! »(Эпизод 3)



Карточка №52 «Отворот-поворот»-2 или Осторожно! Эффект Барнума!»

ИСТОЧНИК:
Спам, присланный по электронной почте.

СИТУАЦИЯ:
Итак, сегодня с утра пораньше обнаружил в своем почтовом ящике «спам» вот такого содержания: «Бросил близкий человек? Потеряны отношения? Последняя возможность возврата отношений. Информация на http://www...»

Требуется предложить способ, повышающий привлекательность приворота в глазах потенциального клиента , но все возможные средства « обольщения » уже использованы .
Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Эффективность приворота должна быть повышена (нужен клиент, ох как нужен!).., и не должна быть повышена (поскольку её, этой эффективности , попросту не существует в природе).

РЕШЕНИЕ:
« Инвольтированный приворот.
Авторский метод Ильи Николаевича Г., применяемый в особенно сложных ситуациях, объединяющий в себе экстрасенсорные и обрядовые способы воздействия на человека. Позволяет резко изменить поведение любимого человека, по отношению к Вам, избавить его от приобретенных ранее зависимостей, от любовницы (-ка) и вернуть в прежнее состояние в гарантированные сроки...» (выделено мной - С.М.)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
С позиции ТРИЗ - переход к бисистеме (сдвоенной системе) со сдвинутыми характеристиками.

К "экстросенсорным" добавлены "обрядовые" способы "полоскания" клиенту его мозга и всё это названо наукообразным словом "инвольтированный".

КОММЕНТАРИЙ:
«Эффект Барнума»(эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) - общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума многие учёные частично объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и других псевдонаук.
Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого».
Эффект достоин помещения в «Указатель психологических эффектов и явлений...»




Карточка №51 «Отворот-поворот»-1 или «Осторожно! Спам!»»

ИСТОЧНИК:
Спам, присланный по электронной почте

СИТУАЦИЯ:
Сегодня с утра пораньше обнаружил в своем почтовом ящике «спам» вот такого содержания:

«Бросил близкий человек? Потеряны отношения? Последняя возможность возврата отношений. Информация на http://www...»

Требуется предложить эффективный способ борьбы с вездесущим и неуничтожимым спамом. Как быть?



ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Спам должен быть, поскольку эффективные методы борьбы с этой заразой пока не сконструированы, и спама не должно быть, поскольку он уже просто «достал» всех и каждого.

РЕШЕНИЕ:
Вместо того чтобы бороться со спамом, предлагаю его «утилизировать», то есть использовать в благих целях. Применительно к данному случаю это будет выглядеть так: найти в предлагаемой услуге про «привороту-отвороту» системное противоречие и предлагаемое "знахарем" решение, а затем оценить всё это с позиции системных описаний в терминах Теории решения изобретательских задач. То есть используем вредный спам как «сырье» для составления очередной карточки :)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
«Утилизация» - распространенный прием в практике НЛП и эриксоновского (недирективного) гипноза. Психотерапевт использует любые случайные внешние факторы (шум на улице, неожиданный отвлекающий клиента телефонный звонок) для получения положительного воздействия на клиента-пациента .

КОММЕНТАРИЙ:
С позиции ТРИЗ мы использовали прием «обратить вред в пользу»

Как у нас это вышло все эти приворотные дела утилизировать - узнаем в следующей карточке.



Карточка №50 «В поисках Золотой Рыбки»


ИСТОЧНИК:

Из беседы с одним из последователей «учения» Л. Рона Хаббарда, создателя дианетики/саентологии.

СИТУАЦИЯ:
Небольшое горное глубоководное озеро в Южной Америке. Местные индейцы в ясную солнечную погоду умудрялись ловить рыбу без применения каких-либо специальных снастей (удочек, сетей, ловушек). Как им это удавалось?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
«Ловушка» должна быть, чтобы поймать рыбу, и «ловушки» быть не должно, поскольку её попросту нет.

РЕШЕНИЕ:
Хитроумные индейцы поступали следующим образом: они протягивали через все озеро цепь из связанных торцом к торцу бревен. Солнечные лучи создавали в толще воды тень до самого дна. Стая рыб воспринимала эту тень как совершенно реальное препятствие, настоящую стену, и уходила от движущейся «стены» в противоположном направлении до тех пор, пока не оказывалась на отмели, где её можно было собирать практически голыми руками. Трал есть... и трала нет.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип объединения (бревна - в цепь)
Принцип копирования (тень)

КОММЕНТАРИЙ:
Очень красивое решение, в котором использованы особенности поведения животных.

Саентологи нередко используют этот пример для объяснения того, как «тени прошлого» могут определять поведение человека в настоящем. «Тени прошлого» в их понимании зачастую представляют собой какие-то незавершенные, неразрешенные ситуации в прошлом или же препятствия, значимость которых человек сильно преувеличивает. Будьте бдительны - «дианетика»! :)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)


воскресенье, 12 сентября 2010 г.

Карточка №49 «Принц и маг»

ИСТОЧНИК :

СИТУАЦИЯ -1:
        «Жил однажды на свете принц, который верил во все, кроме трех вещей, в которые он не верил. Он не верил в принцесс, он не верил в острова, и он не верил в Бога. Отец принца, король, сказал ему, что таких вещей на свете не существует. Так, во владениях отца не было ни принцесс, ни островов и никаких признаков Бога; и принц верил своему отцу.


Но вот однажды принц сбежал из дворца и оказался в другой стране. И в этой стране он с любого места побережья мог видеть острова, а на этих островах странные, вызывающие волнение в крови, существа, называть которые у него не хватило духу. В то время, как он был занят поисками лодки, к нему подошел человек в вечернем наряде.

         - Это настоящие острова? - спросил юный принц.
         - Разумеется, это настоящие острова, - ответил ему человек.
         - А эти странные волнующие существа?
         - Это самые настоящие, самые подлинные принцессы.
         - Тогда Бог тоже должен существовать! - воскликнул принц.
         - Я и есть Бог, - ответил человек в вечернем наряде и поклонился.

Откуда взялись острова, принцессы и Бог, если их не существует? Как это можно объяснить?

ОБЪЯСНЕНИЕ -1:
         «... Юный принц изо всех сил поспешил к себе домой.
- Итак, ты вернулся, - приветствовал его король - отец.
- И я видел острова, видел принцесс и я видел Бога, - заметил ему принц с упреком.
Король отвечал непреклонно:
- На самом деле не существует ни островов, ни принцесс, ни Бога.
- Но я видел их!
- Скажи мне , во что был одет Бог?
- Он был в вечернем наряде.
- Были ли закатаны рукава его пиджака? Принц вспомнил, что рукава были закатаны. Король улыбнулся.
- Это обычная одежда мага, тебя обманули...»

СИТУАЦИЯ -2:
        «...Тогда принц вернулся в другую страну, пошел на тот же берег и снова встретил человека в вечернем наряде.
- Король, мой отец, рассказал мне, кто вы такой, - заявил ему принц с возмущением. - Прошлый раз вы обманули меня, но на этот раз это не пройдет. Теперь я знаю, что это ненастоящие острова и ненастоящие принцессы, потому что вы сами - всего лишь маг.
Человек на берегу улыбнулся в ответ:
- Ты сам обманут, мальчик мой. В королевстве твоего отца множество островов и принцесс. Но отец подчинил тебя своим чарам, и ты не можешь увидеть их...»

ОБЪЯСНЕНИЕ -2:
        «...В раздумье принц вернулся к себе домой. Увидев отца, он взглянул ему прямо в глаза.
- Отец, правда, что ты не настоящий король, а всего лишь маг?
- Да сын мой, я всего лишь маг.
- Значит, человек на берегу был Богом?
- Человек на берегу - другой маг.
- Я должен знать истину, истину, которая лежит за магией!
-  За магией нет никакой истины, - заявил король.
Принцу стало очень грустно. Он сказал "Я убью себя". С помощью магии король вызвал смерть. Смерть стала в дверях и знаками подзывала к себе принца.

        Принц содрогнулся. Он вспомнил о прекрасных  но ненастоящих принцессах и о ненастоящих  но прекрасных островах.
-  Что же делать, - сказал он. - Я смогу выдержать это.
- Вот, сын мой, - сказал король, - вот и ты начинаешь становиться магом»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
«Психологическая инерция» (по терминологии ТРИЗ)

КОММЕНТАРИЙ:
Притча великолепно иллюстрирует, как передаваемые из поколения в поколение и усвоенные нами неконструктивные «привычки мышления» могут программировать наше восприятие так называемой «реальности».

Отличная «терапевтическая метафора».


Карточка №48 «Не ходите, дети, в школу, - пейте, дети, Соса-солу!»

ИСТОЧНИК:
Лекции по эргономике и инженерной психологии в СПбГУ, год примерно 1993-ий… 

СИТУАЦИЯ:
Сеть ресторанов быстрого питания обратилась к специалистам по инженерной психологии с «техническим заданием». Необходимо было существенно увеличить объем продаж если не всего ассортимента продуктов питания, то хотя бы некоторых из них.


В ходе предварительного анализа ситуации ученые установили, что один из самых востребованных напитков (назовем его «Соса-Сола», чтобы не давать бесплатную рекламу…) продавался в стаканчиках, допустим, в 150 мл. За цифры не ручаюсь, времени много прошло.

Как увеличить продажу хотя бы этого одного напитка?





ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Продажи должны быть увеличены (чтобы выполнить запланированные показатели по объему продаж)… и не должны быть увеличены (ресурсы системы маркетинга исчерпаны).

РЕШЕНИЕ:
Исследователи рекомендовали заказчику выставлять перед покупателем стаканчик для напитка, и не один, а ДВА – емкостью соответственно в 100 мл и 200 мл. При этом продавец должен был четко отвечать на просьбу покупателя дать ему этот напиток:
«Вам ведь большой?..»

Разумеется, иногда звучал ответ «Нет, мне маленький». Но крайне редко. Результат – объем продаж напитка увеличился в полтора с лишним раза.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
В психологии этот прием называется «выбор без выбора».
По меркам ТРИЗ – переход к бисистеме со сдвинутыми характеристиками.

КОММЕНТАРИЙ:
С позиции ТРИЗ следующий шаг в развитии предложенной идеи – добавить в набор третий стаканчик, емкостью в 300 мл. Фразу оставить той же: «Вам ведь большой?»
(Переход к полисистеме со сдвинутыми характеристиками)

В те времена ваш покорный слуга о ТРИЗ и слыхом не слыхивал. Предложенное «инженерными психологами» решение тогда всех нас поразило своей простотой и вдохновило на более глубокое изучение предмета.

Но еще больше меня поразил рассказ о том, насколько «просто» психологи могут заработать большущие деньги. Для этого достаточно было отыскать крупную фирму со схожей проблемой и эту самую проблему с легкостью решить… Мда... "Наивный нанайский юноша"...:)

Как вы думаете, каково было вознаграждение умельцев, повысивших прибыли торговой сети? Они, как люди неглупые, потребовали определенный процент от объема продаж этого напитка.

Разве не заманчиво один раз сделать большое дело, а потом всю оставшуюся жизнь получать остаточный доход?...

Одним словом, после лекции мы расходились, воодушевленные мыслью о том, что инженерная психология – царица наук, да и эргономика где-то рядом :)