четверг, 27 января 2011 г.

Карточка №209 «Тюрьма не спит»

ИСТОЧНИК:
Корецкий Д., «Антикиллер»

СИТУАЦИЯ:
Тюремный штрафной изолятор – место, перед помещением в которое заключенных досматривают особенно тщательно. И все же время от времени «сидельцы» «шизо» обнаруживаются в состоянии алкогольного опьянения. Как такое возможно? Условие: допустим, что подкупить надзирателя для проноса в изолятор спиртного нельзя.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Спиртное должно быть пронесено в изолятор, поскольку там обнаруживают нетрезвых заключенных… и спиртное не должно быть пронесено в изолятор, поскольку вновь помещаемых в него тщательно досматривают.

РЕШЕНИЕ:
В советских исправительно-трудовых лагерях заключёнными, работающими вне лагеря днём, для проноса спирта на территорию лагеря использовались презервативы. Будучи вне лагеря, заключённый глотал пустой презерватив, прикреплённый к тонкому резиновому шнуру, конец которого зажимался между зубами. Затем контрабандист наполнял презерватив спиртом, как правило, используя шприц.

        «…Давясь, Рябой сделал несколько глотательных движений. Глаза его выпучились, лицо побагровело.

         - Залей немного, - негромко подсказал Крест. - Тогда заглотнуть легче...» (принцип частичного исполнения)

        «…Через час после оформления документов Рябой за драку будет водворен в штрафной изолятор. Там за нитку вытянут горловину презерватива и, перевернув перевозчика вниз головой, выльют спирт в подставленный сосуд. Потом легко вытащат пустую резинку…»

В презерватив входило до трёх литров чистого спирта. Александр Солженицын отмечал, что из 3 литров спирта можно было сделать 7 литров водки. Хотя заключённый рисковал исключительно болезненной и неприятной смертью в случае разрыва презерватива, другие заключённые вознаграждали его за этот риск.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «использование гибких оболочек и тонких пленок»
Прием «сделать чуть меньше требуемого»
Прием «посредник»

КОММЕНТАРИЙ:
Известны и другие полезные и не очень применения презерватива:

- Контрабанда кокаина и других наркотиков через границы и в тюрьмы. Презерватив наполняется наркотиком, связывается узлом или проглатывается, или вставляется в ректальное отверстие. Эти методы очень опасны: если презерватив лопается, наркотик может вызвать передозировку.

- Сохранение образцов почвы в сухости.

- Проведение взрывных работ шахтерами в мокрых забоях. Динамитная шашка помещается внутрь презерватива для защиты запала и взрывчатого вещества от воды. (См. В.Шукшин, рассказ «Сильные идут дальше»)

- Использование фиксирующего кольца презерватива в качестве пассика в лентопротяжном механизме кассетных магнитофонов и плейеров.

- При декомпрессии грудной клетки — как односторонний клапан. Декомпрессионная игла протыкается через кондом и входит в грудную клетку. Кондом складывается, когда воздух выходит, но не позволяет воздуху входить в грудную клетку.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в пенитенциарной системе


среда, 26 января 2011 г.

Карточка №208 «Зацеловали зеркало»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ

СИТУАЦИЯ:
В одной из школ девочки «зацеловали» зеркало в туалете. Хорошее зеркало, «красивое» – всё в следах от губной помады… Как с этим бороться?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет должен быть, чтобы девочки прекратили пачкать зеркало и запрета быть не должно, потому что прямой запрет неэффективен.

РЕШЕНИЕ:
Директор собрал девочек в туалете и сказал:
- Милые девочки! Уборщицам очень трудно каждый день отмывать губную помаду с зеркала. Тётя Маша! Покажите девочкам, как это трудно.

Тётя Маша берет швабру, сует её в туалет и начинает тереть ею по зеркалу…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен. Больше всего подходит прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Демонстрация мытья зеркала раз и навсегда решила проблему.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в педагогике



вторник, 25 января 2011 г.

Карточка №207 «Сетевой маркетинг: как отыскать лидера?»

ИСТОЧНИК:
Том Шрайтер, «Лидеры»
Бизнес-семинар Тома Шрайтера по прозвищу «Большой Эл» (Санкт-Петербург, гостиница «Пулковская», октябрь 2001 г.)

СИТУАЦИЯ:
«Каждый сетевик мечтает по­строить обширную организацию. Он стремится, чтобы в его груп­пе было как можно больше ли­деров, тогда жизнь станет прекрасной. Бонусы будут на­столько большими, что их трудно будет унести, и можно будет смотреть кабельное телевидение 24 часа в сутки.

     Так почему же не попытаться ускорить построение свое­го бизнеса сетевого маркетинга? Быстро построить большую организацию можно только с помощью лидеров…»

Сложность в следующем: среди бесконечной вереницы кандидатов в бизнес надо отличить потенциального лидера от простого дистрибьютора, которые приходят и уходят.  Надо отыскать тех, кто уже имеет если не развитые качества лидера, то хотя бы зачатки этих качеств. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальный тест на лидерство должен быть, и теста быть не должно

РЕШЕНИЕ:
     «Следует дать потенциальному лидеру книгу! Попросите его прочитать эту книгу и связаться с вами через три дня для того, чтобы обсудить прочитанное:

     "Том, вот книга, которая может, на самом деле, помочь вам построить свой бизнес. Я знаю, что вы стремитесь стать лидером. Сегодня — понедельник. Почему бы нам не встре­титься в четверг и не обсудить содержание книги? Я покажу вам, как можно применить все это в вашем бизнесе".

     Конечно же, я поблагодарю вас за книгу и скажу, что с нетерпением жду встречи в четверг. Приходит четверг, и вы звоните мне.

     Я начинаю оправдываться:

     "Понимаете, я не смог почитать книгу в понедельник, поскольку по телевизору показывали футбол. Во вторник мне пришлось поработать сверхурочно на основной работе. В среду вечером вся наша семья собирается и выбирается куда-нибудь из дома. Это единственный вечер, когда я могу спокойно посмотреть телевизор. Поэтому, я пока еще не прочитал книгу".

     Что такой ход событий скажет вам обо мне? Вот, что он скажет:

     "Если я не могу приложить достаточно усилий для того, чтобы, всего лишь, прочитать книгу, то смогу ли я приложить достаточно усилий, чтобы собрать гостей на презентацию, пойти на последующие учебные встречи или поехать на Кон­венцию?"

     Это не означает, что я никогда не смогу стать лидером. Это означает всего лишь, что я на данном этапе жизни не готов полностью посвятить себя делу. Это не означает, что я ужасный человек. Это означает, что я пока не собираюсь стать лидером.

     Важно провести такой тест до того, как мы инвестируем время в обучение дистрибьютора, пытаясь сделать из него лидера. После такого теста любое время, истраченное на дистрибьютора, не принявшего решения посвятить себя это­му бизнесу, будет истрачено впустую.

     Но, если на следующее же утро после того, как вы дали мне книгу, я позвоню вам в 6 утра и скажу:

     "Я знаю, что сейчас еще очень рано, но я наэлектризован и взволнован. Я отметил наиболее важные места книги и сделал небольшой конспект. Я понимаю, что еще только шесть утра, но мы могли бы встретиться и позавтракать вместе. Если мы поторопимся, то успеем встретиться за завтраком в 6-30. Мы смогли бы поговорить об этой книге до того времени, когда мне нужно будет ехать на работу".

     Что это рассказало бы вам обо мне?

     У нас есть настоящий лидер. Это простой тест, но он может о многом рассказать нам…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»

КОММЕНТАРИЙ:
    «…Кстати, я не упомянул, какую именно книгу лучше всего использовать для теста. Конечно, вы могли бы дать книгу Биг Эла, поскольку в ней описываются великолепные техники рекрутирования.

     Но, в конце концов, не имеет особого значения, какую именно книгу вы используете для теста!

     Почему? Потому что это всего лишь тест. Вы только прове­ряете своего потенциального лидера, его способность действовать. Помните, что почти каждый скажет, что хочет стать лидером. Но люди могут говорить все, что угодно. Нужно проверить их стремление.

     Поэтому, если у вас под рукой нет прекрасно написанной книги Биг Эла, вы можете дать им журнал "Вокруг света". Это не имеет значения. Вы лишь осуществляете тест на способность действовать.

     Кстати, если у вас нет ни книги, ни журнала, вы можете использовать что-то другое…»

К слову, такой простой тест применим не только в сетевом маркетинге, но и в любом другом деле, связанном с построением команды.

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на обнаружение» (по терминологии ТРИЗ)
ТРИЗ в бизнесе
МЛМ


Том Шрайтер - "Большой Эл"

понедельник, 24 января 2011 г.

Карточка №206 «Шпионские придумки»

ИСТОЧНИК:
Брянцев Г., «По тонкому льду»

СИТУАЦИЯ:
Небольшой провинциальный советский город перед началом Великой Отечественной войны. Советская контрразведка столкнулась с усилением активности немецких агентов, придумывающих все новые хитроумные приемы разведдеятельности. Один из эпизодов: вражескому агенту надо  передать записку с секретной информацией связному, но так, чтобы информация ни в коем случае не попала в руки чекистов. Как быть шпиону?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Записка должна быть в руках у агента, чтобы ее передать и не должна быть в руках у агента, чтобы она не попала в руки контрразведчиков.

РЕШЕНИЕ:
Агент привязал записку к воздушному шарику. На улице к агенту подходит проинструктированный мальчик, сосед связного, и просит продать понравившийся ему шарик. «Добрый» дядя, разумеется, отдает шарик даром. Мальчик приносит шар с запиской связнику. В случае внезапного появления контрразведчиков шар просто выпускается из рук и благополучно улетает…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»
Прием «использование пневмоконструкций»
Прием «использование гибких оболочек и тонких пленок»

КОММЕНТАРИЙ:
Можно усовершенствовать шпионское решение, поместив записку с информацией прямо вовнутрь воздушного шарика, после чего его надуть (так записка вовсе не будет бросаться в глаза).

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке


воскресенье, 23 января 2011 г.

Карточка №205 «Как посчитать амперы?»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
«Возникла тут одна программистская задача, вкратце выглядит так. Есть 16-разрядное микропроцессорное устройство без плавающей арифметики. Есть необходимость масштабирования сигналов. То есть измеренное (в дискретах) 16-разрядное целое надо умножить на масштабный коэффициент (конечно, вещественный в общем случае), чтобы получить значение в нужном диапазоне и в нужных величинах (скажем, в амперах).

Итак, задача давно и успешно решена, для каждой группы сигналов рассчитываются пары коэффициентов, все довольны и все забыли процесс решения задачи давно и прочно.

И в один прекрасный момент вдруг возникает проблема. Требуется обслужить еще одну группу сигналов. Пожав плечами, вспоминаем решение задачи и в лоб пишем еще одну формулу для соответствующих коэффициентов m и d, нарываясь с ходу на переполнение в числителе. Еще раз пожав плечами и лукаво не мудрствуя, делим m и одновременно d на 1000 и отдаем на испытания.

Результат обескураживает - на дисплее отображается полный бред. Проверяем, откуда руки у испытателей растут и как они задали исходные параметры. Убеждаемся, что задали неправильно. Задаем правильно и снова получаем бред… При отладке обнаруживается, что делитель d был равен 500, но после того, как его вместе с множителем m поделили на 1000, чтобы избежать переполнения, вместо одной проблемы имеем другую - в знаменателе получился ноль!..

Вытираем пот со лба, собираем маленькое производственное совещание (прибор должен быть отгружен на прошлой неделе!), обсуждаем еще раз всю проблему со всех сторон и приходим к выводу, что задача невыполнима. Предлагается ограничить диапазон исходных данных для вычисления коэффициентов, но это нельзя. Останавливаемся на том, что вообще не будем показывать эти сигналы в абсолютных величинах, а только в относительных - все равно у конкурентов только относительные используются…»

Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сигнал должен быть выражен в абсолютных величинах и не должен быть выражен в абсолютных величинах (должен быть выражен в величинах относительных)

РЕШЕНИЕ:
«Тут один товарищ (назовем его "представителем заказчика", хотя это не то, что подразумевалось в советское время; просто подчеркнем, что к процессу программирования устройства в этой его части он имеет весьма косвенное отношение) говорит - а у нас там что? Амперы? И в 1000 раз меньше показывает? Ну так давайте напишем, что это КИЛОамперы, и все будет как надо!..»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
«Я обрадовался, он обрадовался, а начальник почесал репу и сказал, что не верит в такие простые решения... Не бывает так, чтобы приходили с глобально фатальной проблемой, а уходили с тем, что и делать ничего не надо вовсе! Тут я сразу про ТРИЗ и вспомнил. ИКР это называется, то бишь Идеальный Конечный Результат. Совершенно классический пример - и делать ничего не надо, и проблема решена!»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в программировании


суббота, 22 января 2011 г.

Карточка №204 «Ох уж эти слухи…» («Контроль»)

ИСТОЧНИК:
Суворов В., «Контроль»

СИТУАЦИЯ:
«По трамваям московским слухи. По рынкам. По подъездам. Спорит народ. Говорят, что ужасно смешной номер показали на воздушном параде: бросили с самолета девку с парашютом и мешок картошки - тоже с парашютом. Мешок с картошкой разбился, а девка жива-здорова. Вот хохоту было! Но не все так говорят. Говорят, две девки было. Одна спаслась, другая разбилась. А мешок картошки заранее придуман был: если что не так, объявить, что мешок разбился. А было их две. Своими глазами видели. Одна-то опытная. Она и спаслась. А другую совсем зеленую приставили. Все хотела отличиться. Допрыгалась…»

Слух, описанный выше, стопроцентно отражает то, что произошло на самом деле. Да только не нужен этот слух товарищу Сталину, вредный он – основы государственности подрывает: в советском государстве во время большого праздника ну никак таких нехороших вещей, как гибель парашютистки, происходить не должно… Надо пресечь вредные слухи, да вот только как это сделать? Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Слух должен быть (правдивым) и не должен быть (правдивым)

РЕШЕНИЕ:
«... - Последнее вам задание, товарищ Холованов. Перед тем, как мы вас расстреляем, вам предстоит слухи о парашютистке пресечь. Думали ли вы над тем, как это сделать?

- Думал, товарищ Сталин. И решил слухи не только пресечь, но обернуть в нашу пользу… Отрицать то, что парашютистка разбилась, невозможно. Поэтому я дал Отделу распространения слухов приказ: все разговоры о гибели парашютистки не пресекать, а поощрять их и усиливать…

Обратите внимание, товарищ Сталин, в первые два дня говорили просто о парашютистке, не называя по имени. Последние пять дней не просто говорят, что безымянная парашютистка разбилась, а называют ее - Стрелецкая. Ошибочно называют. Это работа моих ребят. Не отрицая факта гибели парашютистки, мои ребята направили слухи в другое русло, где их легко пресечь. И обернуть нам на пользу.

Опровергать гибель какой-то безымянной парашютистки невозможно и глупо. Но опровергнуть гибель парашютистки Стрелецкой просто. Ведь она жива и здорова. Поэтому пусть Москва пока болтает о гибели парашютистки. Но не какой-то вообще, а именно о гибели Стрелецкой! Все внимание на Стрелецкую персонально. Чем больше слухов о ее гибели, чем больше подробностей, тем лучше… Предлагаю и настаиваю, за следующую неделю слухи о гибели Стрелецкой довести до высшей точки, а потом Стрелецкую показать…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»
Прием «усиление вредного фактора»
Прием «сделать наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Не знаю, имел ли место описанный Виктором Суворовым случай на самом деле, но то, что подобные красивые и эффективные приемы могут с успехом использоваться в формировании нужного власти «информационного поля», ни капли не сомневаюсь.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении
ТРИЗ в социальных системах
PR

пятница, 21 января 2011 г.

Карточка №203 «Охота на моржа»

ИСТОЧНИК:
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»
Линевский А., «Листы каменной книги»

СИТУАЦИЯ:
«Жизнь поморов тесно связана с охотой на моржей. Задолго до наших дней они владели надежными приемами охоты. Охотники подкрадывались к пастбищу со стороны моря и неожиданно нападали. Но при этом возникала задача: даже смертельно раненый гарпуном зверь часто уходил в море, а там погибал и тонул. А значит, охотники оставались ни с чем... Удержать же могучее животное на берегу невозможно. Поморы нашли выход из положения — а что предложите Вы?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Загарпуненный морж должен утонуть в море, и не должен утонуть

РЕШЕНИЕ:
К гарпуну привязывали длинную веревку, на другом конце которой крепили пустую закупоренную бочку. Бочка-поплавок позволяла вытащить мертвого зверя на поверхность.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»

КОММЕНТАРИЙ:
Сходный охотничий прием описан в замечательной книге А.Линевского «Листы каменной книги», повествующей о более древних временах, когда о производстве бочек еще никто и слыхом не слыхивал. Во время промысловой охоты на крупного морского зверя охотники также использовали гарпун с веревкой и большим «пузырем» из кожи или шкур животных.

КАТЕГОРИЯ:
Охота и рыболовство


четверг, 20 января 2011 г.

Карточка №202 «Как обойти сухой закон?» или «Не солоно хлебавши»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
В 20-е годы во времена «сухого закона» в США бандиты зарабатывали на контрабанде спиртного. И первым крупным делом известного гангстера Меира Лански была разгрузка судна с виски. Обычно, когда появлялась полиция, ящики с товаром гангстеры бросали за борт. Пусть себе в убыток, но зато и улик никаких. Лански придумал остроумный способ избавиться от улик и избежать при этом убытков. Что бы предложили вы на его месте?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Ящики со спиртным должны утонуть, чтобы скрыть улики от полиции… и не должны утонуть, чтобы не было убытка.

РЕШЕНИЕ:
Меир Лански стал заранее привязывать к ящикам мешки с солью и поплавок. Через пару часов, когда полиция уже покинула судно «не солоно хлебавши», ящики всплывали – соль-то в воде растворялась!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать заранее»
Принцип отброса или регенерации частей (растворение)
Физический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Про гангстера Меира Лански, который поставил на уши всю Америку, написаны десятки книг и даже снят фильм. Но мало кто знает, что король Нью-Йорка родился в белорусском Гродно. И его фамилия - Суховлянский.  Юный Меир сбежал в США от советской власти. Чиновник иммиграционной службы сократил его настоящую фамилию до более американской - Лански.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в криминалистике

Меир Лански

среда, 19 января 2011 г.

Карточка №201 «Мотылек на носу»

ИСТОЧНИК:
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»*
*Еженедельник «Собеседник», 1993. — № 52. — С. 6.

СИТУАЦИЯ:
В кинофильме «Маленький принц говорит» требовалось, чтобы стая мотыльков послушно уселась на нос героини. Мультипликация — по ряду причин — недопустима. Как это сделать с недрессируемыми мотыльками?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мотыльки должны сами садиться на нос героини… и не должны сами садиться

РЕШЕНИЕ:
Героине на нос брызнули капельку феромонов (половых гормонов бабочек), и все произошло как нужно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»
Биологический (этологический) эффект - инстинктивное поведение насекомых

КОММЕНТАРИЙ:
Интересно, как чувствовала себя героиня в качестве самки мотылька?.. :)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в кинематографии


вторник, 18 января 2011 г.

Карточка №200 «Как отыскать тринадцатый этаж?»

ИСТОЧНИК:
К/ф «Тринадцатый этаж»


СИТУАЦИЯ:
«Тринадцатый этаж» (The Thirteenth Floor, 1999) — этот фильм ввел идеи вложенных симуляций (виртуальных имитаций реальности) и возможности перемещаться с одного уровня на другой. Компьютерная компания в конце XX века разработала симуляцию Лос-Анджелеса 1937 года. Позднее выяснилось, что реальный мир на самом деле тоже является симуляцией, созданной в другой реальности, напоминающей будущее нашего мира (2024 год). Герои фильма могут входить в симуляцию (или выходить из нее, поднимаясь на один уровень выше) только помещая сознание в тело уже существующего человека.

Итак, Хэннон Фуллер, глава компании, разработавшей симуляцию, каким-то образом обнаружил, что его родной мир на самом деле тоже не настоящий, а создан искусственно и контролируется из «верхней» реальности. Опасаясь преследования со стороны Создателей, Фуллер входит в «низшую», созданную им реальность и оставляет там письмо для своего друга и коллеги Дагласа Холла. Вернувшись в родной мир, Фуллер трагически погибает при весьма таинственных обстоятельствах.

В ходе увлекательных поисков Холл узнает, что в письме Фуллер предлагает ему выбрать место, куда бы он никогда не поехал и отправиться туда, не обращая внимания ни на дорожные знаки, ни даже на баррикады. Холл недоумевает: к чему шеф рассказывает ему об ограничениях симуляции, если они ему и так хорошо известны? Однако выполняет просьбу Фуллера. И, к своему ужасу, подъезжает к «краю мира», где оторопело смотрит на зеленоватую структурную сетку со схематично вырисованными контурами объектов – что-то вроде программной заготовки, не «залитой» конкретным содержанием…
                                                                           
Попробуем развить эту фантастическую идею, применив её к нашей с вами самой что ни на есть реальной реальности. Предположим, что наш мир тоже не более чем очень качественная подделка-симуляция, созданная на базе немыслимых сейчас и непостижимых для нас вычислительных ресурсов некой постчеловеческой цивилизацией. Однако, по всей видимости, даже самая технологически развитая сверхцивилизация столкнется с проблемой ограниченности вычислительных мощностей.

Поставим себя на место наших Создателей. Перед ними стоит задача смоделировать совершенный мир с безграничными возможностями, но на основе ограниченных вычислительных ресурсов. Четко выраженное техническое противоречие: ограничения в модели должны быть, поскольку вычислительные мощности небезграничны... и ограничений в модели быть не должно, чтобы она была совершенной («детально прорисованной»). Как мы, Создатели, можем разрешить это противоречие, да так, чтобы смоделированные нами личности ничего не заметили, не наткнулись случайно на описанный в фильме «край мира»?

А теперь поменяемся ролями, станем смоделированными личностями. Как, по каким признакам мы можем достоверно обнаружить, что разделяемая нами реальность искусственно смоделирована?

РЕШЕНИЕ:
Приведенный выше пример задачи носит скорее учебно-тренировочный характер и направлен на развитие творческого воображения. Поэтому контрольный ответ отсутствует. Предлагаю попробовать пофантазировать на тему карточки в комментариях.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Управляемое воображение 

КОММЕНТАРИЙ:
Интересные факты. В одной из последних сцен фильма «Тринадцатый этаж» Даглас Холл, оказавшийся в «верхней» реальности, видит газету, на которой указана дата «21 июня 2024 года, понедельник». Однако - можете проверить – этот день в нашей с вами реальности выпадает на пятницу.

И, конечно, показателен последний кадр фильма, когда изображение, демонстрирующее нам реальность Создателей, сворачивается в линию, а затем в точку – как при выключении экрана старого лампового телевизора… Да сколько же их там, наверху?! ;)

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на обнаружение» (по терминологии ТРИЗ)

понедельник, 17 января 2011 г.

Карточка №199 «Как сократить перерыв на кофе?»

ИСТОЧНИК:
Слоун П., Мак-Хейл Д. Головоломки с секретом на развитие нестандартного мышления. – М.:АСТ:Астрель, 2006.

СИТУАЦИЯ:
Директор фирмы с раздражением наблюдал, как его сотрудники подолгу распивают кофе и прохладительные напитки из установленных в офисе автоматов, надолго отвлекаясь от работы. Надо бы как-то сократить время, которое производство теряет на кофе-паузах. Но как это сделать, если прямые административные меры вроде наказаний неэффективны? Хоть убирай автоматы с напитками вовсе... И тут директора, наблюдавшего за тем, как очередной сотрудник наливает кофе в одноразовый стаканчик, осенило… Что же он придумал?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет на продолжительную кофе-паузу должен быть и его быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
Директор распорядился, чтобы в автоматах по продаже напитков использовались стаканы в форме конусов. Поскольку их нельзя поставить на стол, то сотрудникам фирмы приходилось быстро пить свою воду или кофе. Поэтому перерывы на кофе стали заметно короче.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Геометрический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Во время проведения занятий по ТРИЗ в Лицее №1 г.Петрозаводска мы с А.Б.Селюцким поставили перед школьниками видоизмененную задачу: как обвести вокруг пальца директора и обойти его «изобретение»? Ребята, изучающие ТРИЗ второй месяц, с ходу предложили три решения. А что придумаете вы?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении

воскресенье, 16 января 2011 г.

Карточка №198 «Соревнования инвалидов»

ИСТОЧНИК:
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»
Курашов А. Маяк о спорте. — Радиостанция «Маяк», 01.02.1994.

СИТУАЦИЯ:
В январе 1994 года в Москве состоялись соревнования бегунов с полной потерей слуха и зрения. Для них беговая дорожка — темная и безмолвная. Поэтому каждого бегуна сопровождал спортсмен-профессионал — их связывала короткая, легкая ленточка, чтобы слепой бегун не сбился с дорожки... Но как донести до таких бегунов атмосферу соревнования, реакцию зрителей — их аплодисменты?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Спортсмены должны получить сигнал — почувствовать атмосферу соревнований, и не должны, так как они не слышат аплодисментов.

РЕШЕНИЕ:
Комментатор соревнования попросил зрителей аплодировать резко и в определенном ритме. От таких хлопков возникла волна воздуха и дошла до спортсменов-инвалидов, имеющих обостренное тактильное восприятие.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения
Согласование ритмики элементов системы
Использование механических колебаний

КОММЕНТАРИЙ:
Если честно, то тему и название карточки мне навеяли наблюдения за выступлениями наших биатлонистов на Кубке мира в этом сезоне :) Шутка. Ребята и девчата, мы в вас все равно верим! Россия, вперед!

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в спорте