вторник, 18 января 2011 г.

Карточка №200 «Как отыскать тринадцатый этаж?»

ИСТОЧНИК:
К/ф «Тринадцатый этаж»


СИТУАЦИЯ:
«Тринадцатый этаж» (The Thirteenth Floor, 1999) — этот фильм ввел идеи вложенных симуляций (виртуальных имитаций реальности) и возможности перемещаться с одного уровня на другой. Компьютерная компания в конце XX века разработала симуляцию Лос-Анджелеса 1937 года. Позднее выяснилось, что реальный мир на самом деле тоже является симуляцией, созданной в другой реальности, напоминающей будущее нашего мира (2024 год). Герои фильма могут входить в симуляцию (или выходить из нее, поднимаясь на один уровень выше) только помещая сознание в тело уже существующего человека.

Итак, Хэннон Фуллер, глава компании, разработавшей симуляцию, каким-то образом обнаружил, что его родной мир на самом деле тоже не настоящий, а создан искусственно и контролируется из «верхней» реальности. Опасаясь преследования со стороны Создателей, Фуллер входит в «низшую», созданную им реальность и оставляет там письмо для своего друга и коллеги Дагласа Холла. Вернувшись в родной мир, Фуллер трагически погибает при весьма таинственных обстоятельствах.

В ходе увлекательных поисков Холл узнает, что в письме Фуллер предлагает ему выбрать место, куда бы он никогда не поехал и отправиться туда, не обращая внимания ни на дорожные знаки, ни даже на баррикады. Холл недоумевает: к чему шеф рассказывает ему об ограничениях симуляции, если они ему и так хорошо известны? Однако выполняет просьбу Фуллера. И, к своему ужасу, подъезжает к «краю мира», где оторопело смотрит на зеленоватую структурную сетку со схематично вырисованными контурами объектов – что-то вроде программной заготовки, не «залитой» конкретным содержанием…
                                                                           
Попробуем развить эту фантастическую идею, применив её к нашей с вами самой что ни на есть реальной реальности. Предположим, что наш мир тоже не более чем очень качественная подделка-симуляция, созданная на базе немыслимых сейчас и непостижимых для нас вычислительных ресурсов некой постчеловеческой цивилизацией. Однако, по всей видимости, даже самая технологически развитая сверхцивилизация столкнется с проблемой ограниченности вычислительных мощностей.

Поставим себя на место наших Создателей. Перед ними стоит задача смоделировать совершенный мир с безграничными возможностями, но на основе ограниченных вычислительных ресурсов. Четко выраженное техническое противоречие: ограничения в модели должны быть, поскольку вычислительные мощности небезграничны... и ограничений в модели быть не должно, чтобы она была совершенной («детально прорисованной»). Как мы, Создатели, можем разрешить это противоречие, да так, чтобы смоделированные нами личности ничего не заметили, не наткнулись случайно на описанный в фильме «край мира»?

А теперь поменяемся ролями, станем смоделированными личностями. Как, по каким признакам мы можем достоверно обнаружить, что разделяемая нами реальность искусственно смоделирована?

РЕШЕНИЕ:
Приведенный выше пример задачи носит скорее учебно-тренировочный характер и направлен на развитие творческого воображения. Поэтому контрольный ответ отсутствует. Предлагаю попробовать пофантазировать на тему карточки в комментариях.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Управляемое воображение 

КОММЕНТАРИЙ:
Интересные факты. В одной из последних сцен фильма «Тринадцатый этаж» Даглас Холл, оказавшийся в «верхней» реальности, видит газету, на которой указана дата «21 июня 2024 года, понедельник». Однако - можете проверить – этот день в нашей с вами реальности выпадает на пятницу.

И, конечно, показателен последний кадр фильма, когда изображение, демонстрирующее нам реальность Создателей, сворачивается в линию, а затем в точку – как при выключении экрана старого лампового телевизора… Да сколько же их там, наверху?! ;)

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на обнаружение» (по терминологии ТРИЗ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий