воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Карточка №437 «Остаться на плаву»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – С. 34.

СИТУАЦИЯ:
В XIX веке борьба за живучесть судна при получении им пробоины традиционно состояла в мерах по откачиванию воды из отсеков, которые подверглись затоплению. Но через пробоину, как правило, поступало воды значительно больше, чем могла откачать самая мощная водоотливная установка. И корабль тонул из-за утраты равновесия – вода в одном из отсеков переворачивала судно. Наращивать мощность насосов до бесконечности невозможно. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Судно должно погружаться в воду, поскольку в пробитый отсек поступает большое количество воды, и судно не должно погружаться в воду, чтобы можно было сохранить его на плаву.

РЕШЕНИЕ:
В 1902 году профессор А.Н. Крылов, развивая теоретические выкладки адмирала Макарова, предложил еретическую по тем временам идею, положившую начало новой теории непотопляемости судов. Предложение состояло в том, чтобы умышленно затапливать отсеки в другой части судна, противоположной расположению поврежденного отсека. Это позволяло выровнять судно и сохранить его плавучесть.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «сделать наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта
б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
Идея Крылова показалась экспертам настолько дикой и неприемлемой, что его доклад по этой проблеме получил отрицательную оценку за «резкий тон». На предложенное решение обратили внимание только после поражения русского флота под Цусимой.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле


воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Карточка №436 «Под звон монет»

ИСТОЧНИК:
Роберт Т. Кийосаки, Шэрон Л. Лектер, Руководство Богатого Папы по инвестированию. - М.: Попурри, 2011.

СИТУАЦИЯ:
В середине XVI века английский финансист Томас Грешем сформулировал закон, получивший впоследствии его имя. Закон гласит, что худшие деньги со временем вытесняют из обращения лучшие.

Закон Грешема действовал в мире с того самого момента, когда появились деньги. Наиболее предприимчивые жители Древнего Рима, к примеру, активно занимались подпиливанием золотых и серебряных монет. Прежде чем передать монету кому-то другому, такие дельцы спиливали часть металла с краев монеты. При этом фактически монета несколько теряла свою ценность.

Будучи людьми неглупыми, римляне заметили, что многие монеты становятся легче, поэтому стали откладывать полноценные монеты из благородных металлов, а «облегченные» пускали в оборот. Это наглядный пример того, как «плохие» деньги вытесняют «хорошие».

Если бы такое положение дел продолжалось и дальше, это могло бы нанести существенный ущерб финансовому состоянию государства. Как защитить монеты от подпиливания?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Индикатор целостности монеты должен быть, чтобы контролировать качество монет, и такого индикатора быть не должно, чтобы не усложнять систему.

РЕШЕНИЕ:
Поскольку прямой запрет, вплоть до уголовного преследования, не возымел своего действия, римское государство предприняло меры чисто технического характера. На ребрах монет высокого достоинства стали делать маленькие насечки. Если на монете насечек не оказывалось, становилось ясно, что финансовые умельцы уже над ней поработали.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип местного качества:
а) перейти от однородной структуры объекта к неоднородной
б) разные части объекта должны иметь разные функции

КОММЕНТАРИЙ:
В наше время монеты из драгоценных металлов практически не используются в денежных расчетах, поэтому подпиливать их бессмысленно. Но в память о традициях древности на их ребре до сих пор нередко делают насечки. Вы сами можете в этом убедиться, если заглянете в свой кошелек.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Карточка №435 «Держи карман шире»


ИСТОЧНИК:
Телесериал «Красная капелла» (Россия, 2004)

СИТУАЦИЯ:
Воры-карманники предпочитают работать в многолюдных общественных местах, там, где есть толчея и постоянное движение, где люди часто соприкасаются друг с другом и сталкиваются телами. На рынках, базарах, в больших магазинах, в переполненном общественном транспорте гораздо легче приблизиться к вашему кошельку вплотную и безнаказанно его вытащить.

Чаще всего добычей злоумышленника становятся кошельки и документы, засунутые жертвой в задний карман своих брюк. На воровском жаргоне этот карман называется «чужим». И действительно, в тот самый момент, когда вы по небрежности и недомыслию поместили в него бумажник, паспорт или мобильный телефон, карман перестал быть вашим, ведь контролировать его содержимое в толкучке практически невозможно. Это карман вора, и он при первой же возможности постарается использовать вашу оплошность.

Но даже в благоприятной для вора обстановке ему приходится проявлять изобретательность. Один из персонажей телесериала «Красная капелла», видимо, не имел представления об элементарной безопасности и, щедро расплатившись с чистильщиком сапог, сунул пухлый бумажник в задний карман брюк. Наблюдавшие за потенциальным клиентом карманники все же оказались в затруднении: место не слишком многолюдное, «сработать» кошелек будет непросто. Как отвлечь внимание одинокой жертвы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Внимание жертвы должно быть направлено на бумажник, поскольку владелец кошелька заинтересован в его сохранности, и внимание жертвы не должно быть направлено на бумажник, чтобы вор мог безнаказанно вытащить его из кармана.

РЕШЕНИЕ:
Двое карманников действовали как по нотам, разыграв стандартную комбинацию. Один из них незаметно приблизился к жертве сзади, а второй прошел перед ним, на его глазах якобы случайно обронив свой кошелек. Когда отзывчивый «лох» наклонился за кошельком, чтобы передать его хозяину, его собственный «чужой» карман оказался прямо перед носом другого вора. Тому оставалось лишь вытащить добычу.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (свойство)
*Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе

КОММЕНТАРИЙ:
Противоречие было разрешено заменой объекта: жертва контролировала бумажник, но, увы, не свой, а подкинутый карманником. Мораль: находясь с крупной суммой в общественном месте, всегда держите под контролем свое имущество, проявляйте собранность и настороженность, когда вас пытаются каким-либо способом отвлечь, переключив внимание.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности


воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Карточка №434 «Индейскими тропами»


ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога (из подшивки журнала «Вокруг света»)

СИТУАЦИЯ:
Коренные американцы славятся своей выносливостью. К примеру, они способны преодолевать пешком значительные расстояния, двигаясь в составе группы и перенося при этом довольно тяжелую поклажу. Нетренированному белому человеку трудно поспевать за индейцем, двигающимся со своей обычной «крейсерской» скоростью.

Одна из белых американок рассказывала, как однажды ей довелось совершить пеший поход по лесной тропе с группой южноамериканских индейцев. По своим физическим возможностям она явно уступала аборигенам и вряд ли могла выдержать темп, задаваемый индейцами. Туземцам наверняка пришлось бы периодически останавливаться, чтобы дождаться, пока менее выносливая участница похода догонит группу. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Женщина должна идти быстро, чтобы поспевать за индейцами, и она не должна идти быстро, поскольку менее вынослива, чем другие участники похода.

РЕШЕНИЕ:
Индейцы составили походную колонну таким образом, чтобы белая женщина шла по тропе впереди всех. Таким образом, она сама выбирала удобный для себя темп движения, под который подстраивались все остальные участники перехода. Несмотря на то, что женщина все же старалась идти довольно быстро, переход стал для нее комфортным, ведь ей не пришлось никого догонять.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
В европейской культуре принято пропускать женщину вперед в тех случаях, когда известно, что там безопасно. В описанной ситуации индейцы, видимо, считали обстановку по пути следования относительно безопасной, а то и вообще руководствовались совершенно другими принципами.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 1 сентября 2013 г.

Карточка №433 «Монета Наполеона»

ИСТОЧНИК:
Земляной Б., Чевокина Ю., В мире занимательных фактов. – Алма-Ата: Казгосиздат, 1963. – С. 196-197.

СИТУАЦИЯ:
В 1804 году Наполеон I выпустил в обращение пятифранковые монеты, имевшие большой размер и изрядный вес. Жители Франции никак не хотели брать неудобные и тяжеловесные монеты из банков. Чтобы исправить создавшееся положение, нужно было отменить введенные монеты или придумать нечто неординарное. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Монета должна иметь привлекательность для населения, чтобы ввести ее в обращение, и не должна иметь привлекательности, поскольку неудобна в использовании.

РЕШЕНИЕ:
Наполеон сделал нетривиальный ход. По его приказанию в одну из пятифранковых монет был вложен чек на пять миллионов франков. Этот документ давал предъявителю право на получение фантастической по тем временам суммы из государственного банка Франции. После обнародования такого решения практически весь выпуск новых монет вошел в обращение. Начались азартные поиски сокровища. Более оригинальной лотереи история не знает.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
До сих пор указанный чек на крупную сумму не был предъявлен к оплате. Некоторые скептики уверены, что такой монеты вовсе не существовало, другие же считают, что Наполеону следует верить. В начале XX века правительство Франции подтвердило факт выпуска монеты с чеком, но гарантировало при его предъявлении выплату только суммы, указанной в чеке – 5 миллионов франков – без учета накопившихся процентов. Но до сих пор тайна пятифранковой монеты Наполеона так и не раскрыта.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах


воскресенье, 25 августа 2013 г.

Карточка №432 «Чародей физической лаборатории»

ИСТОЧНИК:
Сибрук В., Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории. – М., 1960.

СИТУАЦИЯ:
Выдающийся американский физик-экспериментатор Роберт Вуд ради развлечения сам писал пейзажи маслом. В ходе своих художественных изысканий он заметил, что освещенность ярких мест на картине, изображающей пейзаж, производит очень приятный эффект. Так, пятно солнечного света, пробивающееся сквозь листву и падающее на зеленый луг, усиливает впечатление, производимое на зрителя.

Вуд поставил перед собой задачу усилить освещенность ярких мест картины, однако оказалось, что белила всего в шестьдесят раз ярче употребляемой художниками черной краски, а вот освещенность залитой солнцем белой стены дома превышает освещенность затемненного подъезда почти в тысячу раз. Как усилить эффект освещенности при создании художественных полотен?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Контраст между разными участками картины должен быть большим, чтобы усилить впечатление от просмотра, и контраст должен быть маленьким, поскольку обычные изобразительные средства не способны его усилить.

РЕШЕНИЕ:
Роберт Вуд изобрел оптический метод интенсификации освещения картин. Он фотографировал оригинал, печатал с негатива диапозитив, а затем проецировал его на картину. При этом Вуд так выбирал расстояние от источника освещения, чтобы изображения в точности совпадали. При такой технологии светлые пятна картины были предельно ярко освещены, а тени оставались темными, передающими истинную градацию цветовых тонов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе

КОММЕНТАРИЙ:
Предложенное Вудом решение давало поразительный эффект: в затемненном помещении изображенный на картине ландшафт сиял изумительными бликами солнечного света. Если на такую картину смотреть несколько минут, а затем отключить проектор и зажечь в комнате освещение, картина кажется такой, словно ее давно не очищали от пыли.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах


воскресенье, 18 августа 2013 г.

Карточка №431 «О бедном гусаре замолвите слово»

ИСТОЧНИК:
*Х/ф «О бедном гусаре замолвите слово» (СССР, 1980)
*Злотин Б.Л., «Стандарты на управление коллективами» (рукопись)

СИТУАЦИЯ:
В провинциальный городок Губернск прибыл из столицы чиновник по особым поручениям Мерзляев. Ему предстоит проверить на благонадежность расквартированный в городе гусарский полк. Согласно тайному донесению, пятеро гусар высказывались против существующих порядков, порицали действия государя. Как выяснить, были ли гусарские высказывания простыми пьяными разговорами или в полку действительно зреет заговор?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Гусары должны сами признаться в неблагонадежности, чтобы Мерзляев мог отрапортовать начальству, и они не должны сами признаться в неблагонадежности, поскольку это не в их интересах.

РЕШЕНИЕ:
Мерзляев спланировал провокацию, дав командиру полка предписание выделить подозреваемых в неблагонадежности гусар для участия в расстреле пойманного бунтовщика. Ружья при этом задумывалось зарядить холостыми патронами, а роль мнимого заговорщика выпало играть местному актеру Афанасию Бубенцову. Замысел тайного советника прост: если подозрения подтвердятся, то вольнодумцы-гусары откажутся участвовать в казни.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип частичного или избыточного действия
*Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Если информация о состоянии объекта скрывается, создайте условия, при которых объект будет вынужден ее проявить по схеме активизации информационных ресурсов. Это позволит осуществить «самообнаружение» скрываемой информации.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах
Задача на обнаружение



воскресенье, 11 августа 2013 г.

Карточка №430 «Тишина в кадре»

ИСТОЧНИК:
*Мурашковский Ю. Биография искусств. Ч.2. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С.12.
*Оганов Г. Сражающийся экран // Советская культура. – 1987. – 2 июля.

СИТУАЦИЯ:
В одном из эпизодов фильма В. Пудовкина «Мать», снятого в 1926 году по одноименному роману Максима Горького, режиссеру потребовалось передать гнетущую тишину. Но как это сделать, если фильм немой?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Тишина в эпизоде фильма должна присутствовать, чтобы передать зрителю соответствующее настроение, и «отдельной» тишины быть не должно, потому что фильм и так немой.

РЕШЕНИЕ:
«…Решение требует гениальности. И оно найдено! В остановившемся, замершем кадре медленно, ритмично падают капли – одна за другой, одна за другой…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект – переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
Поскольку образ тишины невозможно передать прямыми средствами немого кино, режиссер использовал средство, взятое из окружающей обстановки (внешней среды) – мерно падающие капли воды.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах


воскресенье, 4 августа 2013 г.

Карточка №429 «Дерзкий маневр инженера Коржевникова»

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. – Кишинев: Лумина, 1988. – С. 43-44.

СИТУАЦИЯ:
Гражданская война в России. Однажды инженер Коржевников сопровождал железнодорожный состав, который перевозил новенькие самолеты. Они были установлены на платформах состава, при этом для удобства перевозки крылья были демонтированы. На одной из очередных стоянок, когда паровоз ушел заправляться углем и водой, на состав напали белогвардейцы. Охраны у поезда практически не было, обороняться поэтому было невозможно. Единственная возможность спасти ценный военный груз – увести состав. Но как это сделать, если паровоза нет?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Двигательная установка у поезда должна быть, чтобы увести состав из опасного места, и двигательной установки быть не должно, потому что паровоз отсутствует.

РЕШЕНИЕ:
Инженер Коржевников принял решение запустить моторы самолетов, чтобы они потянули состав. Благо, моторы у них были в исправном состоянии, а в баках было немного топлива. В итоге паровоза не было, но функция его выполнялась.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Мобилизация ресурсов
*Принцип универсальности:
а) объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах
*Закон повышения степени идеальности

КОММЕНТАРИЙ:
Нет оснований не верить источнику, но почему-то с большим трудом могу себе представить, как все это происходило на самом деле. Достаточно ли мощности у самолетных двигателей, чтобы тронуть состав с места и развить нужную скорость? Избавит ли это от погони? Вопросов много. Но сама идея красивая, даже если это всего лишь революционная легенда.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


6 августа в России празднуется 
День железнодорожных войск.
С наступающим праздником!

воскресенье, 28 июля 2013 г.

Карточка №428 «Бракованный кирпич»

ИСТОЧНИК:
Комедийное скетч-шоу «Шесть кадров»

СИТУАЦИЯ:
Строительные технологии стремительно движутся вперед, но многие операции в строительстве так и остаются неавтоматизированными. Вот и в одном из эпизодов комедийного шоу «Шесть кадров» мы видим, как рабочие сосредоточенно передают друг другу по цепочке по одному кирпичу. Вдруг один из рабочих замечает вслух, что каждый десятый кирпич – с изъяном, отколотый с одного края. «Завод брак гонит!» - возмущается его напарник.

Казалось бы, ситуация ясна и разбираться в ней дальше нет смысла. Остается примириться с неизбежностью – ведь не могут рабочие исправить заводской брак. Но герой шоу усомнился в столь простом объяснении и решил докопаться до истины. Что же могло послужить причиной такого странного, повторяющегося с регулярной периодичностью брака?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Каждый десятый кирпич должен быть бракованным, потому что это своими глазами видит рабочий, и каждый десятый кирпич не должен быть бракованным, поскольку такой повторяющийся «заводской брак» кажется уж очень замысловатым.

РЕШЕНИЕ:
Внимательно осмотрев всё вокруг, рабочий воскликнул: «Ребята, да у нас круг замкнулся!..». Оказалось, что строители сосредоточенно гоняли по кругу одни и те же кирпичи. Стоило поднять голову, разобраться в особенностях протекания технологического процесса, и причина «брака», повторяющегося со странной периодичностью, была выявлена.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
«Обращение» задачи (перевод исследовательской задачи в изобретательскую)

КОММЕНТАРИЙ:
В Теории решения изобретательских задач есть такой термин - «маленькое привидение». Его используют, когда специалисты в какой-либо области объясняют то или иное странное явление, используя привычные и не подлежащие сомнению термины, например, «усталость металла» или «заводской брак». Однако такие объяснения («маленькие привидения») чаще всего не имеют ничего общего с действительной причиной явления.

В таких случаях ТРИЗ рекомендует решить «обращенную» задачу, переведя ее из исследовательской в изобретательскую. Вместо того чтобы отвечать на вопрос «Почему это явление происходит?», надо задать вопрос «Как сделать, чтобы это явление происходило?». При рассмотрении обращенной задачи особое внимание следует обратить на внутренние ресурсы рассматриваемой системы, то есть на те вещества и поля, которые могут помочь добиться эффекта, подлежащего объяснению. В рассмотренном комедийном примере таким ресурсом оказались рабочие, замкнутые в кольцо.

КАТЕГОРИЯ:
Исследовательская задача
Обращенная задача


воскресенье, 21 июля 2013 г.

Карточка №427 «Упрямая пуля»

ИСТОЧНИК:
Энгельс, Ф. История винтовки / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. – 2-е изд. – М., 1959. – Т. 15. – С. 201-234.

СИТУАЦИЯ:
Заряжающийся со стороны дула штуцер обеспечивал достаточную меткость стрельбы и был весьма распространенным оружием в первой половине XIX века. Однако это оружие имело недостаток: пуля с усилием забивалась в ствол при помощи молотка, чтобы обеспечить плотное вхождение ее в нарезы. В боевых условиях забивание пули отнимало много времени и не позволяло увеличить скорострельность. Идеально было бы, чтобы пуля легко входила в ствол, но тогда она не будет плотно сидеть в стволе при выстреле. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Пуля должна иметь большой диаметр, чтобы плотно входить в нарезы, и пуля должна иметь маленький диаметр, чтобы легко забиваться в ствол.

РЕШЕНИЕ:
В середине XIX века Клод Минье изобрел пулю расширительного типа. Она также заряжалась с дульной части винтовки, но имела сзади коническую выемку, в которую вставлялась коническая же железная чашечка. Чашечка легче пули, поэтому в момент выстрела она ускорялась сильнее, доходила до дна выемки и расширяла свинцовую пулю, надежно вжимая ее в нарезы ствола. Таким образом, при заряжании пуля Минье сравнительно легко продвигалась по каналу ствола, а в момент выстрела сидела в стволе очень плотно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Разделение противоречивых свойств во времени
*Принцип «посредника»
*Принцип местного качества:
а) перейти от однородной структуры объекта к неоднородной
б) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе

КОММЕНТАРИЙ:
История развития оружия практически целиком состоит из возникновения и остроумного разрешения технических противоречий, когда изобретателям волей-неволей приходилось совмещать в конструкции несовместимые требования.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле



воскресенье, 14 июля 2013 г.

Карточка №426 «Каблучок для Золушки»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
В наши дни все больше женщин становятся автолюбителями. Вопреки распространенному мнению, женщины-водители более аккуратны и ответственны на дороге, чем мужчины. Вот только сам автомобиль не слишком-то приспособлен для представительниц прекрасного пола. Например, чтобы было удобно пользоваться педалями, женская обувь должна иметь очень низкий каблук или вообще не должна его иметь. Но в этом случае приходится использовать сменную обувь для вождения, а после выхода из машины переобуваться в туфли на высоком каблуке – ведь любой женщине хочется выглядеть стильно. Но это очень неудобно. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Каблук должен быть большим, чтобы соответствовать моде, и каблук должен быть маленьким, чтобы удобно было нажимать на автомобильные педали.

РЕШЕНИЕ:
Американские изобретатели преподнесли женщинам подарок, которому может позавидовать любая Золушка, оказавшаяся за рулем. Дизайнеры создали модель туфель-трансформеров с регулируемым размером каблука. Одним движением руки каблук высотой восемь сантиметров превращается в двухсантиметровый. 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Разделение противоречивых свойств во времени
*Принцип динамичности:
а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы

КОММЕНТАРИЙ:
В конструкции модернизированных туфель используется стальной стержень, который можно складывать одной рукой. При ходьбе стержень надежно блокируется.

Изобретение отлично демонстрирует, насколько успешно может применяться известный в Теории решения изобретательских задач закон увеличения степени динамичности системы. Закон гласит, что жесткие системы для повышения их эффективности должны становиться динамичными, переходить к более гибкой и быстро меняющейся структуре и режиму работы, подстраиваясь под изменение условий.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 7 июля 2013 г.

Карточка №425 «Дело было в Цаво»

ИСТОЧНИК:
Телевизионный фильм «Живая природа. Слоны из Цаво», производство Великобритании (Канал «ТВ Центр», эфир от 09 декабря 2012 г.)

СИТУАЦИЯ:
В документальном фильме о живой африканской природе бывший смотритель кенийского национального парка «Цаво» рассказывает о защите слонов. Основная проблема природного парка – браконьеры, беспощадно уничтожающие величественных животных. Цель двуногих хищников – бивни, которые на мировом рынке ценятся на вес золота.

Время от времени вооруженному и полностью экипированному отряду егерей удается поймать некоторых браконьеров. После длительной воспитательной работы злоумышленники нередко признают свою вину, выдают места хранения бивней и оружия, а также указывают, где искать подельников. После таких откровений за жизнь бывшего браконьера никто не даст и ломаного гроша – месть со стороны бывших дружков неизбежна.

Перед руководством егерской службы встала задача – как защитить добровольных помощников от возмездия?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Бывший браконьер должен быть надежно спрятан, чтобы его не достали подельники, и он не должен быть спрятан, поскольку такая «операция по защите свидетелей» была бы слишком дорогостоящей.

РЕШЕНИЕ:
Браконьеров, которые сдают своих, просто-напросто переодевают в егерскую униформу и оставляют в отряде егерей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть или свойство или, наоборот, выделить единственно нужную часть или свойство
*Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе

КОММЕНТАРИЙ:
Как надежнее всего спрятать опавший с дерева лист в осеннем лесу? Правильно, сунуть его в кучу таких же листьев.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности


воскресенье, 30 июня 2013 г.

Карточка №424 «Как спасти урожай?»

ИСТОЧНИК:
Комедийный фильм-спектакль «Свадьба с приданым» (СССР, 1953)

СИТУАЦИЯ:
Сурова и непредсказуема северная природа, трудно здесь колхозникам сохранить и собрать урожай. А тут еще из района в колхоз пришла телефонограмма – к ночи будет заморозок. Засеянный зерном участок еще совсем зеленый и может погибнуть при понижении температуры. Как спасти посевы и сохранить будущий урожай?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Защитный слой поверх засеянного участка должен быть, чтобы предохранить посевы от воздействия заморозка, и такого слоя быть не должно, поскольку закрыть большую площадь чем-либо практически невозможно.

РЕШЕНИЕ:
Агроном решил использовать в борьбе с заморозками дым. Вокруг поля колхозники устроили костры из разного сора, торфа, бурьяна, соломы. В дело пошло все. Сооруженные к ночи костры окутали поля с зерновыми культурами плотным защитным слоем дыма, который предохранил посев от воздействия заморозков. Урожай был спасен.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»
*Принцип местного качества

КОММЕНТАРИЙ:
Дымление нередко применяют при борьбе с заморозками и на небольших садовых участках. Дым препятствует охлаждению поверхности почвы в ночное время, а с восходом солнца он же смягчает слишком резкое нагревание воздуха.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в сельском хозяйстве



воскресенье, 23 июня 2013 г.

Карточка №423 «Маркетологи поневоле»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
После развала СССР практически всем предприятиям бывшего социалистического народного хозяйства пришлось перестраиваться на работу в жестких условиях рынка. Многие российские предприятия, привыкшие к выпуску продукции на основе спускаемого сверху плана, оказались на грани закрытия, поскольку их традиционная продукция не пользовалась спросом.

Вот и руководство одного из крупных промышленных предприятий, расположенного на севере страны, озаботилось вопросом: какую продукцию следует выпускать, чтобы остаться «на плаву»? Маркетинговые исследования в начале 90-х годов прошлого века были большой редкостью, да и стоили немалых денег, которых у предприятия не было. А ведь нужно было еще решать проблемы с задержками зарплаты и «несунами», которые тащили с завода остатки готовой продукции... Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Маркетинговое исследование должно быть, чтобы выяснить, на выпуске какой продукции заводу следует сосредоточиться, и такого исследования быть не должно, поскольку для убыточного предприятия это – дорогое удовольствие.

РЕШЕНИЕ:
Руководство завода решило использовать в качестве специалистов по маркетингу... несунов. Большинство из них руководствовались принципом, перешедшим в капиталистическое настоящее еще из советских времен: «Тащи с работы каждый гвоздь, ведь ты хозяин, а не гость!».

Вместо того чтобы просто наказывать несунов за воровство, руководители дотошно выспрашивали у пойманных за руку расхитителей теперь уже капиталистической собственности, какая именно продукция завода пользуется наибольшим спросом на «черном рынке». Так предприятию удалось составить программу выхода из кризиса.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:
Хороший пример того, как можно эффективно использовать нежелательное явление для достижения положительных результатов в бизнесе.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


воскресенье, 16 июня 2013 г.

Карточка №422 «Викинги штурмуют крепость»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Викинги» (США, 1958)

СИТУАЦИЯ:
При осаде хорошо защищенной английской крепости воинственным викингам пришлось преодолевать несколько колец обороны. Прорвавшись внутрь замка сквозь первое кольцо ограждений, скандинавские воины, вооруженные мечами, копьями, луками и топорами, оказались перед рвом, мост через который был поднят, закрывая проход внутрь цитадели. Единственный путь к победе лежит через эти закрытые наглухо деревянные ворота, которые не имеют ни единого выступа, по которым можно было бы добраться до механизма, опускающего мост. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Выступы на воротах должны быть, чтобы забраться по ним до подъемного механизма, и выступов на воротах быть не должно, поскольку ворота их не имеют.

РЕШЕНИЕ:
Под прикрытием своих лучников викинги поочередно подбегали к поднятым деревянным воротам на расстояние броска и метали в них боевые топоры. Когда несколько топоров были воткнуты в ворота, Эрик, предводитель викингов, с разбега перемахнул через ров, а затем по этим искусственным выступам забрался наверх и освободил подъемный механизм моста, открыв своим воинам путь в крепость.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»
*Мобилизация ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Использованный викингами тактический прием, разумеется, потребовал немалого мужества и ловкости, потому что втыкать в ворота топоры им пришлось под градом неприятельских стрел.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 9 июня 2013 г.

Карточка №421 «Секреты укладки парашюта»

ИСТОЧНИК:
Виктор Суворов, «Аквариум», повесть

СИТУАЦИЯ:
Десантникам приходится совершать прыжки с парашютом при самой разной погоде, даже в зимние холода. Но если уложенный в теплом помещении парашют вынести на сильный мороз, имеющиеся на материи невидимые глазу капельки влаги превращаются в мельчайшие льдинки, которые прихватывают пласты парашютного шелка. А это вполне может привести к отказу парашюта в момент его раскрытия и следующему за этим несчастному случаю. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Микрочастицы влаги должны быть на парашютном шелке, поскольку в воздухе присутствует влажность, и микрочастиц влаги не должно быть на шелке, чтобы они, замерзнув, не прихватили материал.

РЕШЕНИЕ:
Укладка парашюта производится всегда в тех самых условиях, в которых придется прыгать. Если прыжки планируется производить в студеный зимний день, то и укладка будет производиться на морозе. После снаряжения и до выполнения прыжков парашюты хранят также на улице, не занося их в теплое помещение. Таким образом решается проблема с образованием вредного и опасного конденсата.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Закон согласования/рассогласования параметров системы
*Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе

КОММЕНТАРИЙ:
Закон согласования гласит, что необходимым условием принципиальной работоспособности системы является согласование (или сознательное рассогласование) частоты колебаний и других значимых параметров всех частей системы. В примере с парашютом согласованию были подвергнуты температурные параметры системы при снаряжении технической системы и при непосредственном ее использовании в рабочих условиях. Даже если на материале парашюта при снаряжении имеются частицы влаги, то они сразу находятся в твердой фазе и не прихватывают материал.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 2 июня 2013 г.

Карточка №420 «Сарматы против персов»

ИСТОЧНИК:
Потапов В. Пылающие алтари. Историческая повесть. – Ростов, 1978.

СИТУАЦИЯ:
Древние кочевья многочисленных сарматских племен примыкали к отрогам Кавказа. Свободолюбивым степнякам не раз приходилось отражать набеги воинственных персов. Черные всадники на боевых верблюдах-дромедарах наводили ужас на селения сарматов, уводя скот и разоряя кочевников.

Прямая схватка кочевников с персами была невозможна, поскольку лошади боялись страшных дромедаров и отказывались подчиняться всадникам. В конце концов обремененный обозом большой отряд персов стал продвигаться по горному ущелью. Это идеальное место для засады. Вот только как справиться с верблюдами, которые делают персов практически неуязвимыми перед конным воинством сарматов? Какую военную хитрость применить?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Верблюды должны бояться конных сарматов, чтобы те могли одолеть персов, и верблюды не должны бояться конных сарматов, поскольку они чувствуют свое превосходство перед конницей.

РЕШЕНИЕ:
Сарматские военачальники использовали против страшных дромедаров не коней, а других домашних животных. Навстречу персидскому войску, стесненному границами ущелья, сарматы пустили стадо быков с подожженными пучками соломы и хвороста под хвостами.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
*Мобилизация ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Беснующееся от боли и страха стадо буйволов налетело на ошарашенных и испуганных верблюдов, сбивая их с ног и затаптывая вылетевших с дромедаров персов. Битва в ущелье была выиграна, даже по-настоящему не начавшись.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 26 мая 2013 г.

Карточка №419 «Нам нет преград»

ИСТОЧНИК:
Фантастический боевик «Терминатор-2: Судный день» (США, 1991)

СИТУАЦИЯ:
В фильме Джеймса Кэмерона мы видим совершенный тип робота-терминатора из будущего. Созданный из жидкометаллического сплава, этот Т-1000 не подвержен механическому разрушению, а поврежденные его части быстро восстанавливаются. «Жидкий» терминатор может принимать форму объекта, с которым он физически взаимодействовал, умеет просачиваться через щели и отверстия, проходить через преграды.

В одном из эпизодов «жидкий» терминатор беспрепятственно и без вреда для себя проходит сквозь металлическую решетку. Этот трюк был исполнен при помощи компьютерной графики. Однако зритель воспринимает проникновение робота через преграду как нечто нереальное, фантастическое, невозможное в действительности. Режиссеру потребовалось дополнить сцену штрихом, придающим ей реалистичность. Как это сделать?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Терминатор должен беспрепятственно пройти через решетку, чтобы оказаться по другую ее сторону, и не должен беспрепятственно пройти через решетку, чтобы создать у зрителя ощущение реальности происходящего.

РЕШЕНИЕ:
Тело терминатора свободно проходит сквозь металлическую решетку, но пистолет в руке робота на секунду застревает между прутьями с характерным металлическим лязгом. Этот стук металла о металл придает всей сцене реалистичность.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (свойство)

КОММЕНТАРИЙ:
Робот в «жидком», пластичном исполнении хорошо вписывается в тенденции развития техники. Закон динамизации технических систем гласит, что жесткие системы для повышения эффективности должны становится динамичными, должны переходить к гибкой, быстро меняющейся структуре и режиму работы, подстраивающемуся под изменения внешней среды.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах


воскресенье, 19 мая 2013 г.

Карточка №418 «Притча об Апеллесе»

ИСТОЧНИК:
Кротов В. Написать свою книгу. – М., 2006. – С. 43-44.

СИТУАЦИЯ:
Существует легенда о том, как однажды греческий живописец Апеллес пытался изобразить на одной из своих картин взмыленную лошадь. Мастер, как ни старался, не мог правдоподобно передать вид лошадиной пены. Использовав весь арсенал художественных приемов, Апеллес совершенно отчаялся добиться требуемого результата. Как быть художнику?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Художественный прием должен быть, чтобы правдоподобно передать черты действительности, и такого особого приема быть не должно, поскольку мастеру он неизвестен.

РЕШЕНИЕ:
С досады Апеллес гневно швырнул в неоконченную картину губку, посредством которой очищал с кистей краску. И, о чудо, губка, скользнув по картине, оставила на ней след, предельно точно воспроизведя пену взмыленной лошади. Сочтя картину завершенной, художник больше к ней не прикасался.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
*Мобилизация ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Разумеется, эта притча не призывает к тому, чтобы в своем творчестве ориентироваться лишь на вдохновение, озарение и счастливую случайность. Речь в этой легенде идет о том, что если настойчиво прилагать целенаправленные усилия в достижении поставленной цели, то даже Случайность становится на сторону Мастера, принимая активное участие в творчестве.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах