ИСТОЧНИК:
Гин
А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю., Серединский А. Теория решения
изобретательских задач: учебное пособие I уровня: Учеб.-методич. пособие. – М.:
Народное образование, 2009. – С. 28.
СИТУАЦИЯ:
«В XVII веке на реке
Урал построили множество плотин с водяными мельницами, приводившими в движение
фабричные станки. В XIX веке фабрики оснастили паровыми машинами, а по реке
решили пустить пароход. Но как убрать сваи, вбитые в дно? Это стволы
лиственницы – сибирского дерева, которое в воде не гниет, а становится еще
более прочным. И таких стволов, крепко затянутых илом, из дна реки торчит
множество». Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Устройство
для вынимания свай должно быть, чтобы освободить дно реки, и такого устройства
быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.
РЕШЕНИЕ:
Вбитые
в дно стволы помогла выдернуть река. К каждой свае канатами были прочно прикреплены
бревна, которые оставили плавать на поверхности реки. С наступлением зимы эта
древесина вмерзла в лед. Весной начался ледоход, бревна двинулись с места... И огромная энергия пробудившейся реки выдернула сваи из дна.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а)
использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
КОММЕНТАРИЙ:
Можно,
конечно, поспорить о том, насколько предложенный способ идеален. Это ж сколько
бревен нужно было надежно (намертво!) привязать крепкими канатами к многочисленным сваям…
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ и экология
На счет сколько деревьев надо было привязать - совсем немного, по сравнению с запасами лесопильного завода.
ОтветитьУдалитьПлюс ко всему, лес тогда сплавлял по воде своим ходом!