понедельник, 22 ноября 2010 г.

Карточка №157 «Безопасная батарейка»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
Маленькие дети часто берут в рот и глотают пуговичные батарейки от электронных часов. Это опасно и может плохо закончиться. В том числе и для производителей батареек. Компания «Эвереди» была просто вынуждена как-то снизить аппетиты малышей в отношении своей продукции, иначе выплаты по искам могли превысить прибыль. Что бы вы посоветовали руководителям компании?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Батарейка должна быть во рту, поскольку предотвратить попадание её в рот малыша сложно… и не должна быть во рту, чтобы не причинить ребенку вреда.

РЕШЕНИЕ:        
Нежелательное взаимодействие происходит между батарейкой и ртом. Если это взаимодействие нарушить, то можно надеяться, что и дети будут сыты, и батарейки целы. Проще всего сделать батарейки невкусными. Компания «Эвереди» стала смазывать батарейки безвредным, но очень горьким веществом. Дети огорчаются, зато родители в суд не подают…

ИСПОЛЬЗОВАНЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени (батарейка попадает в рот, но дальше ей пути нет – малыш ее попросту выплевывает)

Принцип «усиление вредного фактора до такой степени, чтобы он перестал быть вредным»

КОММЕНТАРИЙ:
Красивое, простое и эффективное решение – на радость родителям. Не правда ли? Однако мамы моих племянников эту идею дружно забраковали. Гарантии, что ребенок не проглотит попавшую в рот даже горькую батарейку, нет никакой. Можно ли найти более эффективное решение?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям и их родителям ;)


воскресенье, 21 ноября 2010 г.

Карточка №156 «Найти зарплату»

ИСТОЧНИК:
Аптекарь//Новый мир, 1988. — №6.
Тимохов В.И., "Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ"

СИТУАЦИЯ:
«Я свою зарплату матери отдаю. Да вот беда: старая она — уже склероз. Деньги положит, а потом забудет — куда. Не знаю, что и делать. Как отыскивать их?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
«Обнаружалка» должна быть, чтобы отыскать спрятанные деньги… и её быть не должно, поскольку такого «детектора валют» не существует

РЕШЕНИЕ:
«…Так я вот что придумал: перед тем как отдавать, поливаю их густо валерьянкой. Она прячет, куда ей нужно. А если надо взять, то приманиваю в дом кота — и он сразу на запах идет. Деньги себе, а кота на улицу».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»
Прием «сделать заранее»

КОММЕНТАРИЙ:
Вероятно, можно найти более надежный способ обеспечить сохранность денег, чтобы не прибегать к столь экстремальным методам их отыскания.

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на обнаружение» по терминологии ТРИЗ


суббота, 20 ноября 2010 г.

Карточка №155 «Воловья шкура»

ИСТОЧНИК:
Перельман Я.И., «Занимательная геометрия»

СИТУАЦИЯ:
Дидона, дочь Тирского царя, бежала в Африку и высадилась со своими соплеменниками на ее северном берегу. Здесь она купила у нумидийского царя столько земли, «сколько заняла воловья шкура».

Незавидное пространство для устройства нового государства… Надо бы как-то законным образом расширить владения, да средств на большой участок земли у колонистов не хватает… Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Шкура должна быть большой, чтобы поселенцы могли купить хороший участок земли, и не должна быть большой, поскольку она мала.

РЕШЕНИЕ:
Когда сделка была совершена, хитрая Дидона разрезала шкуру на множество тончайших ремешков, потом связала их и охватила участок земли. Читателю предлагается вычислить, какова площадь участка при условии, что поверхность целой шкуры равна 4 квадратным метрам. Расчет покажет, что связанными ремешками Дидона объяла ни мало ни много – 1,3 квадратного километра земли!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разрешение противоречивых свойств в структуре (?), в пространстве (?)

КОММЕНТАРИЙ:
На этом «воловьем» участке, по преданию, соорудили крепость Карфаген.

КАТЕГОРИЯ:
Занимательная геометрия


Карфаген:
"Белая" империя "черной" Африки

пятница, 19 ноября 2010 г.

Карточка №154 «Универсальный растворитель»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С., «Алгоритм изобретения»

СИТУАЦИЯ:
«…В «Основах изобретательства» рассказано о задаче, поставившей в тупик Эдисона. Суть задачи такова.

         Эдисон лично беседовал с теми, кто хотел поступить к нему в лабораторию. Он расспрашивал об их планах, интересовался, есть ли у них идеи, которые они стремились бы развить. Однажды некий молодой человек сказал Эдисону, что у него есть чудесная идея.

        – Чудесная? - переспросил Эдисон. Молодой человек объяснил:

         – Я хочу изобрести универсальный растворитель. Понимаете, жидкость, которая бы все растворяла.

         – Универсальный растворитель? - удивился Эдисон.- Скажите, а в какой посуде вы собираетесь его хранить?!

        Молодой человек растерянно промолчал…»

А что можете предложить вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Растворитель должен соприкасаться с емкостью, чтобы он мог в ней храниться, и не должен соприкасаться с этой емкостью, поскольку он её просто-напросто растворит.

РЕШЕНИЕ:
         "...И вот «Пионерская правда» предложила эту задачу школьникам 5-7-х классов. Редакция дала мне возможность познакомиться с полученными ответами. Из 3000 участвовавших в конкурсе пионерских отрядов более 2500 справились с задачей, ошеломившей Эдисона.

        Вот некоторые ответы: «Хранить растворитель надо при низкой температуре, в замороженном виде» (6-й класс); «Надо хранить растворитель в твердом виде» (6-й класс); «Растворитель будет проводником, поэтому его можно хранить в электромагнитном поле, как плазму» (7-й класс)…"

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «изменение агрегатного состояния» (?)
Использование полей (?)

КОММЕНТАРИЙ:
«…Полвека назад идея сохранения универсального растворителя в другом агрегатном состоянии, в химически связанном виде или в электромагнитном поле была бы шедевром изобретательского творчества. Сейчас такими приемами уверенно владеют школьники…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в химии


Томас Алва Эдисон

четверг, 18 ноября 2010 г.

Карточка №153 «Ловкость рук»

ИСТОЧНИК:
Мишкевич Г., «Доктор занимательных наук. Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана»

СИТУАЦИЯ:
«..Как-то на прием [к Якову Перельману – С.М.] пришел известный цирковой артист Кио. Ему срочно понадобился совет физика, так как задуманный иллюзионистом новый эффектный номер почему-то не удавался. Прочитав книжку Перельмана «Обманы зрения», Кио решил посоветоваться с ним. Так скрестились пути артиста цирка и артиста физики.

Яков Исидорович, вооружившись секундомером, посмотрел на репетиции номер Кио. Артист сказал:

– Вот в этом месте, Яков Исидорович, у меня ничего не получается, и самая важная часть аттракциона остается хорошо видимой для зрителей.

– И не получится, – ответил Перельман, щелкая секундомером.

– Почему?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Манипуляции иллюзиониста должны быть видны зрителю… и не должны быть видны зрителю.

РЕШЕНИЕ:
«… – Потому что действия ваших рук и манипуляции с аппаратурой и реквизитом в этом месте вашего номера длятся более одной двадцать пятой доли секунды. А человеческий глаз, как известно, способен удерживать зрительное раздражение в такой промежуток времени. На этом основан кинематограф. Наиболее же существенная часть вашего трюка длится вдвое дольше. Ускорьте движения рук, тогда все встанет на свое место…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Согласование ритмики элементов системы
Психофизиологический эффект (особенности зрительного восприятия)

КОММЕНТАРИЙ:
«Так оно и получилось. Перельман вновь подтвердил справедливость сочиненного им парафраза-афоризма: «И физика, подобно терпентину, на что-нибудь да годится!»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в искусстве

среда, 17 ноября 2010 г.

Карточка №152 «Соперник Левши»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»
Викентьев И.Л. Лестница идей. – Новосибирск, 1992.

СИТУАЦИЯ:
Знаменитый Левша, как известно, подковал блоху. А что могут изобразить его последователи?

Однажды миниатюрист М.Г.Маслюк делал миниатюрную модель паровоза. Его микроскоп позволил увидеть детали размером до сотой доли миллиметр, но колеса паровоза для соблюдения пропорций должны были быть в 3 раза меньше. Как же вырезать то, чего и глазом не заметить?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Детали миниатюры должны быть видимы невооруженным глазом, чтобы ими можно было манипулировать, и не должны быть видимы, поскольку очень малы.

РЕШЕНИЕ:
Известны  ли вам копии, размеры которых могут быть больше самого предмета? Фотографии, кино, тени… Мастер воспользовался третьим вариантом: осветил изделие так, чтобы получить (например, на стене) сильно увеличенную тень колес.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
Мастеру-миниатюристу ничего не стоит провести через игольное ушко даже не верблюда, а целый караван. Потому что и верблюды, и караванщики выполнены из куска волосинки…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в искусстве


вторник, 16 ноября 2010 г.

Карточка №151 «Форсируем обучение»

ИСТОЧНИК:
В.Суворов, «Аквариум»

СИТУАЦИЯ:
В работе оперативного сотрудника спецслужб регулярно возникают ситуации, когда требуется быстро и прочно запомнить информацию (лица и внешность людей, номера автомобилей, мелкие детали значимой ситуации и т.д.). На обучение приемам такого запоминания могут уйти десятилетия, навыки профессионального восприятия и закрепления в памяти информации оттачиваются обычно годами практики. Требуется повысить эффективность и скорость процесса профессионального обучения разведчика. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Приемы запоминания должны быть… и их быть не должно.  

РЕШЕНИЕ:
«…Мы учимся запоминать лица людей. Эта активность мозга должна быть не аналитической, а рефлекторной. И потому передо мной мелькают на экране тысячи лиц, тысячи силуэтов людей. Мой палец на кнопке, как на спусковом крючке. Увидев одно и то же лицо дважды на экране, я должен мгновенно нажать на кнопку.

Если я ошибаюсь, меня пронизывает легкий, но неприятный электрический шок. Нажал неправильно кнопку - и легкий удар. Не нажал кнопку, когда надо, опять удар. Тренировки проводятся регулярно, и скорость показа лиц все увеличивается. Каждый раз показывают все больше и больше изображений. Тех же людей показывают в париках, в гриме, в другой одежде, в других позах. А ошибки карают легким, но неприятным шоком.

Разведчик должен быть внимательным к номерам машин. Один номер попался дважды, значит, возможна слежка. Значит, на операцию идти нельзя. Мне показывают тысячи номерных знаков. Они несутся по экрану, как французский электропоезд. Их не нужно запоминать. Но их нужно узнавать. Аналитический ум тут не поможет. Нужен автоматический рефлекс. И его вырабатывают, как у собаки, по методу профессора Павлова. Ошибка и - шок. Ошибка и - шок.

Но номера машин могут быстро менять, поэтому нужно узнавать машины не только по номерам, а просто по их виду. А в современном городе миллионы машин, и наш мозг не способен запомнить даже сотни машин, тем более что столько их одинаковых. И тут вновь разведчика выручает рефлекс…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Повышение идеальности системы (свертывание процесса обучения)
«Условно-рефлекторный» эффект

КОММЕНТАРИЙ:
«…Наш мозг способен фиксировать миллионы деталей, но мы просто не можем пользоваться этой колоссальной информацией. Не беспокойтесь. Аквариум вас научит. Через пять лет у вас будут соответствующие рефлексы!..»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении
ТРИЗ в разведке и контрразведке


Виктор Суворов,
он же Владимир Резун

понедельник, 15 ноября 2010 г.

Карточка №150 «Как посчитать добычу?»

ИСТОЧНИК:
Уразаев В. ТРИЗ в электронике. – М.: Техносфера, 2006

СИТУАЦИЯ:
Два грабителя - Рито и Жюль - пробрались в крупный ювелирный магазин на бульваре Сен-Жермен и после трех часов усиленных трудов вскрыли сейф с драгоценностями. Забрав все содержимое, они вернулись домой, еле стоя на ногах от усталости.

- Надо сосчитать добычу, - заявил Рито.

- Да брось ты, - буркнул Жюль, - я очень устал…

Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Добыча должна быть посчитана… и не должна быть посчитана

РЕШЕНИЕ:
Жюль:
-… Завтра утром обо всем, что мы выволокли, заявят по радио.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Обнаружение факта кражи владельцами магазина – нежелательный, но неизбежный для злоумышленников исход дела. Так почему бы не извлечь из него пользу? Пусть потерпевшая сторона САМА посчитает (измерит) украденное, а средствам массовой информации останется лишь довести эти сведения до заинтересованной стороны…

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на обнаружение» по терминологии ТРИЗ


воскресенье, 14 ноября 2010 г.

Карточка №149 «Змея под одеждой»

ИСТОЧНИК:
«Собеседник», 1993, №52
Тимохов В.И., "Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ"


СИТУАЦИЯ:
По сценарию французского фильма «Черная Луна» изобретательный преступник должен завлечь змею под балахон лежащего на ковре героя. Как заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съемок?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Змея должна ползти по маршруту, удобному для съемок, и должна ползти так, как ей самой удобно.

РЕШЕНИЕ:
Дрессировщик спрятал под ковер металлическую плиту, охлаждаемую льдом, а путь, по которому должна была ползти змея, обогревался с помощью электронагревателя.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «местного качества»

КОММЕНТАРИЙ:
ИКР: змея САМА ползет по нужному пути. Использована любовь змей к теплу. Змеи любят тепло и не любят холод.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)

суббота, 13 ноября 2010 г.

Карточка №148 «Как обучить Багиру?»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
Известный дрессировщик потратил почти год, чтобы научить пантеру прыгать через обруч, заклеенный бумагой. Пантера легко освоила прыжки в обруч, но стоило заклеить его бумагой, никакие силы не могли заставить ее прыгнуть. Тем не менее, дрессировщик нашел решение, благодаря которому бумага перестала представлять для пантеры непреодолимое препятствие. Что придумал дрессировщик?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Бумага на обруче должна быть… и её не должно быть.

РЕШЕНИЕ:
Пантера не прыгает через обруч, если видит препятствие – но прыгает, если видит там дыру. Значит, вместо бумаги пантера должна видеть дыру. Дыру надо нарисовать, тогда она будет видна на бумаге, а бумага останется целой.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
Все вроде бы правильно, но вот как поведет себя пантера в дальнейшем, после того как прыгнет в несуществующую дыру и осознает, что её просто-напросто обманули?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)


пятница, 12 ноября 2010 г.

Карточка №147 «Будет работать вечно!»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г. И тут появился изобретатель… - М., 2000. - С.57-58

СИТУАЦИЯ:
«…На одном заводе часто выходила из строя машина-автомат. Это была очень хорошая машина, но в ней то и дело портилась простая деталь – изогнутая труба, по которой сжатый воздух с большой скоростью гнал поток маленьких стальных шариков. Шарики били по стенке трубы в месте поворота и откалывали кусочки металла. Ударившись о стенку, каждый шарик оставлял едва заметную царапину, но за несколько часов шарики насквозь пробивали, казалось бы, прочную трубу.

     - Давайте поставим две трубы, - сказал начальник цеха. – Пока одна работает, другую успеем отремонтировать.

     И тут появился изобретатель.

     - Разве это дело: все время заниматься ремонтом?! – воскликнул он. – Есть у меня подходящая идея… Гарантирую: машина будет работать вечно!

     Потребовалось всего пять минут, чтобы осуществить идею изобретения. Что он предложил?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Шарики должны бить по стенке трубы… и не должны бить по стенке.

РЕШЕНИЕ:
«…Итак, одно вещество (стальные шарики) механически взаимодействуют с другим веществом (стенками трубы). Следовательно, дан ненужный (даже вредный) веполь. На заводе его пытались разрушить, вводя третье вещество – разные прокладки, прослойки. Это неправильно: надо, чтобы третье вещество одновременно защищало стенки и не разрушалось. Этим веществом могут стать те же шарики. Только неподвижные, остановившиеся у стенки трубы. Если изгиб трубы изнутри покрыть шариками, стенки перестанут разрушаться. Летящие шарики могут выбить один или несколько шариков из защитного слоя, но его место тут же заполнится каким-то из мчащихся по трубе шариков. На этом хитрость заканчивается. Теперь нужна простая физика: как получить защитный слой шариков. Надо использовать магниты. Там, где труба изгибается, поставим снаружи магнит. Внутри к трубе сразу прилипнет слой шариков. Задача решена!..»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Вепольный анализ (разрушение вредного веполя)
Стандарты на введение веществ и полей

КОММЕНТАРИЙ:
«…Интересно отметить, что дробеметные аппараты для упрочнения деталей широко применялись по крайней мере за четверть века до появления авторского свидетельства № 261207 на магнитную защиту. Все видели задачу, но решали ее вопреки теории – устанавливали прокладки, делали стенки аппарата из более прочной стали…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в технике



четверг, 11 ноября 2010 г.

Карточка №146 «Сегодня за наличные, завтра в кредит»

ИСТОЧНИК:
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.- С.193-194

СИТУАЦИЯ:
Требуется придумать рекламный ход, позволяющий привлечь покупателей за счет демонстрации им выгоды от немедленной покупки товара.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Выгода от покупки сегодня должна быть, чтобы привлечь покупателя, и ее быть не должно, чтобы не ввести в дополнительные убытки продавца.

РЕШЕНИЕ:
Известен рассказ о купце, который из соображений рекламы вывесил объявление:  «Сегодня за наличные, завтра в кредит». Он решил, что это объявление ни к чему его не обязывает: ни в какой день нельзя сказать, что сегодня как раз тот день, когда наступило завтра…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен
Логический парадокс

КОММЕНТАРИЙ:
Как пример логического парадокса, решение довольно стройное и красивое. Но вот попытка использовать такой ход в реальной практике ведения коммерции может, как мне кажется, привести к непредсказуемым последствиям…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


среда, 10 ноября 2010 г.

Карточка №145 «Змеи! Змеи! Кто из вас длиннее?»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. – Кишинев: Лумина, 1988.

СИТУАЦИЯ:
В террариуме сотни ядовитых змей. Однажды потребовалось узнать длину каждой из них. Представьте, что это придется делать именно вам. Как бы вы поступили?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Змея должна быть измерена… и не должна быть измерена.




РЕШЕНИЕ:
Если измерять непосредственно змей вам почему-то не хочется, можно заменить натуральных рептилий копией. Копия эта, во-первых, должна иметь соответствие с размерами конкретной змеи, хотелось бы сделать копию для многих змей одновременно, и для того, чтобы ее сделать, желательно к змеям не прикасаться.

Подбирая копию под эти условия, вы рано или поздно решите воспользоваться фотографией. Надо только не забыть вместе со змеями сфотографировать масштаб – например, линейку.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
«Другие решения, которые обычно предлагаются – охладить змей, чтобы они впали в спячку или заставить каждую пролезть через прозрачную трубу с делениями – нам кажутся хуже. Потому что мороки больше – и людям, и змеям»

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на измерение» по терминологии ТРИЗ


вторник, 9 ноября 2010 г.

Карточка №144 «Походный дальномер»

ИСТОЧНИК:
В.Головин, «Сто затей двух друзей»

СИТУАЦИЯ:      
Требуется хотя бы приблизительно измерить расстояние до удаленного объекта в походно-полевых условиях. Специальных приборов под рукой нет. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измерительный прибор должен быть и не должен быть.

РЕШЕНИЕ:
«…Самый простой способ – карандаш. Держи карандаш на вытянутой руке. Если предмет закрывается толщиной граненого карандаша, то для определения расстояния до удаленного предмета надо умножить ширину предмета на 100…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Оптико-геометрический эффект (подобие треугольников)
Утилизация (использование) подручных ресурсов (карандаш, спичечный коробок и др.)

КОММЕНТАРИЙ:
Это весьма приблизительный способ определения расстояний. Используя принцип подобия треугольников, вы сможете измерить расстояние более точно. Для этого нужно знать линейные размеры объекта, до которого мы измеряем расстояние, толщину предмета, который мы держим в вытянутой руке и расстояние от глаза до этого предмета.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в туризме
ТРИЗ в военном деле
ТРИЗ - детям


понедельник, 8 ноября 2010 г.

Карточка №143 «Протагор и Еватл»

ИСТОЧНИК:
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.- С.194-195

СИТУАЦИЯ:
У знаменитого софиста Протагора, жившего в V веке до н.э., был ученик по имени Еватл, обучавшийся праву. По заключенному между ними договору Еватл должен был заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Но, закончив обучение, Еватл не стал участвовать в процессах. Это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Свое требование Протагор обосновал так:

- Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить мне. Он либо выиграет этот свой процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то решение суда будет в мою пользу, и заплатить нужно будет согласно этому решению.

Как быть Еватлу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Судебный процесс должен быть выигран… и не должен быть выигран.

РЕШЕНИЕ:
Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору:

- Действительно, я либо выиграю процесс, проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый и не заплачу в сил у нашего договора.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен
Логический парадокс

КОММЕНТАРИЙ:
Озадаченный таким оборотом дела, Протагор посвятил этому спору с Еватлом особое сочинение «Тяжба о плате». К сожалению, оно, как и большая часть написанного Протагором, не дошло до нас. Тем не менее, нужно отдать должное Протагору, сразу почувствовавшему за простым судебным казусом проблему, заслуживающую специального исследования.

Простых средств логики достаточно для доказательства того, что невозможно выполнить вместе договор в его первоначальной форме и решение суда, каким бы последнее ни было. Можно также показать, что договор, несмотря на его вполне невинный внешний вид, внутренне противоречив. Он требует реализации логически невозможного положения: Еватл должен одновременно и уплатить за обучение, и вместе с тем не платить.

Мораль: подписывая юридические документы, внимательно читайте текст, в особенности то, что написано самым мелким шрифтом J

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в юриспруденции


воскресенье, 7 ноября 2010 г.

Карточка №142 «Закодирована дверь в твой дом…»

ИСТОЧНИК:
Личные наблюдения автора

СИТУАЦИЯ:
Прохожу мимо соседнего подъезда – бабулька не может справиться с механическим кодовым замком на входной двери. Выяснилось: женщина недавно переехала и еще не успела запомнить открывающую комбинацию цифр. В подъезд, да и в квартиру ей не попасть. Ждать, когда кто-нибудь из жильцов выйдет или зайдет, можно часами. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Код должен быть известен… и не должен быть известен.

РЕШЕНИЕ:
Днем, в ясную погоду, можно с большой долей вероятности определить код замка, просто посмотрев на поверхность его кнопок не «в лоб», а под определенным углом – при так называемом косо падающем освещении. Кнопки, которыми чаще всего пользуются, окажутся иного цвета по сравнению с теми, которые никто не нажимает.

Если вы любите фильмы с детективным сюжетом, то наверняка обращали внимание на то, что таким же образом эксперты-криминалисты осматривают поверхность предмета (например, бокала), чтобы предварительно обнаружить на нем наличие пальцевых отпечатков.

Иногда случается, что кнопки на кодовом замке периодически сознательно переставляются – как раз во избежание использования злоумышленниками приведенного выше эффекта.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Физический (оптический) эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Еще один нехитрый прием из арсенала бывшего участкового инспектора: не знаю, как в других городах, а вот в Питере возле входной двери в парадную (примерно на уровне глаз или чуть ниже) очень часто обнаруживались нацарапанные карандашом меленькие циферки, обозначающие код для открытия замка. Пожилые люди так выходили из ситуации, когда на память надежды не было…

Впрочем, кодовые замки постепенно вытесняются домофонами, так что задача и решение теряют актуальность. Вот только как объяснить это бабушке, в отчаянии мерзнущей у своего подъезда?..

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на обнаружение» по терминологии ТРИЗ