*Обручев
В.А. Плутония. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1987.
СИТУАЦИЯ:
Герои
фантастического романа В. Обручева «Плутония» совершают научную экспедицию в
полярные регионы. В ходе увлекательного путешествия они переходят горный хребет
и начинают спускаться по нему вниз.
Неожиданно
путь преграждает странная гряда торосов. Прорубившись через нее, странники с
удивлением обнаруживают, что, судя по показаниям гипсотермометра они все это
время не поднимались, а спускались на глубину в несколько километров. Это более
чем странно, потому что по физическим ощущениям и наблюдениям дорога идет в
гору. Путешественники склонны предположить одно из двух: либо безотказный
прибор сломался, либо в данной местности не действуют законы природы. Как
объяснить странное явление?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Дорога
должна идти в гору, потому что таковы данные чувственных наблюдений, и дорога должна идти под уклон, потому что на это указывают показания прибора.
РЕШЕНИЕ:
Выяснилось,
что в ходе путешествия его участники попали в пустую полость Земли. По одной из
существовавших ранее гипотез Земля внутри пустотела, имеет свой растительный и
животный мир, населенный доисторическими существами, и освещается подземным светилом. Это объяснило тот факт, что после
перехода через таинственную гряду герои романа фактически опускались вниз, в то
время как рельеф местности явно указывал на то, что они взбираются на
гору.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Обращение
исследовательской задачи
КОММЕНТАРИЙ:
Фантастическая
идея романа Обручева хорошо демонстрирует, как следует решать исследовательские
задачи, сталкиваясь с непонятными явлениями, не вписывающимися в современные
научные представления. Для решения научно-исследовательских задач в ТРИЗ
используется так называемый метод обращения задачи. Вместо того чтобы искать
ответ на вопрос «Почему это явление происходит?», решатель меняет формулировку
и переводит задачу из исследовательской в изобретательскую вопросом: «Как
сделать так, чтобы данное явление происходило?».
КАТЕГОРИЯ:
Исследовательская задача
Исследовательская задача
Комментариев нет:
Отправить комментарий