четверг, 3 февраля 2011 г.

Карточка №216 «Ну и морда у тебя, Шарапов!..»

ИСТОЧНИК:
К/ф «Место встречи изменить нельзя» (СССР, Одесская киностудия,1979 г.)

СИТУАЦИЯ:
МУРовцы Глеб Жеглов и Володя Шарапов оказались в непростой ситуации. Хитрый и изворотливый Фокс попался-таки в руки сыщиков, но подобраться к банде с мрачным названием «Черная кошка» это не помогло. Хорошо бы заслать в банду разведчика Шарапова, да только кто же там воспримет всерьез человека «с улицы»? Эх, если бы такой матерый бандит, как Фокс, дал Шарапову личную рекомендацию, это было бы идеально; тут бы злодеи сразу на Володю по-другому посмотрели... Вот только Фокс в полной «отказке», сотрудничать с органами наотрез отказывается. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Фокс должен рекомендовать Шарапова бандитам как «своего», чтобы Володя мог успешно к ним внедриться, и не должен его рекомендовать, потому как Фокс – злостный враг уголовного розыска.

РЕШЕНИЕ:
Сыщики инсценировали проведение почерковедческой экспертизы, в ходе которой Фокс собственноручно написал под диктовку Шарапова несколько отрывков из разных литературных произведений. Последним шел абзац, заранее составленный сыщиками, – ему и суждено было стать нужной Шарапову рекомендацией для банды:

Шарапов – Фоксу:
- …Сперанский Л.А. Написал? С новой строки… «Здесь сильно штормит. Боимся, как бы не потонуть. Приятель наш по болезни уволился. Шлю тебе с ним, Анюта, живой привет. Будь с ним ласкова. За добрые слова одень, обуй, накорми. Вечно твой друг» Написал? Ну-ка, теперь число поставь и распишись…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»
Принцип частичного или избыточного действия (в данном случае – избыточного)

КОММЕНТАРИЙ:
При первом, невнимательном просмотре фильма у меня возник закономерный вопрос: как Шарапову удалось заставить несговорчивого и хитрого Фокса участвовать в проведении «графологической экспертизы»? А дело в том, что перед этим Шарапов подсунул Фоксу под нос заведомо ложное, якобы написанное Фоксом письмо, изобличающее его в убийстве. На что Фокс возмущенно отреагировал: почерк не мой! Тут-то Шарапов и заявил, мол, графологическая экспертиза покажет. В такой ситуации Фокс действительно не стал возражать против взятия у него образца почерка – результат ведь будет в его пользу…

Остроумное, действенное и вполне ТРИЗовское решение "социально-технической" задачи.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности


среда, 2 февраля 2011 г.

Карточка №215 «Чайка Джонатан Ливингстон: крылья сокола»

ИСТОЧНИК:
Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

СИТУАЦИЯ:
Чайка Джонатан Ливингстон дни и ночи напролет осваивает искусство скоростных полетов:

«…Поднявшись на две тысячи футов, он сделал еще одну попытку: разогнался до пятидесяти миль в час и нырнул вниз, вытянув клюв и неподвижно раскинув крылья. Это потребовало огромного напряжения сил, но все получилось, как надо. За десять секунд он разогнался до девяноста миль в час. Джонатан установил мировой рекорд скорости полета чайки!

Но победа была недолгой. Как только он начал выход из пике и изменил угол атаки своих крыльев, он моментально потерял управление, и этот кошмар начался снова. На скорости девяносто миль в час Джонатан закувыркался, словно подбитый зенитным снарядом, и врезался в каменную твердь моря…»

Разбитый и подавленный неудачей, Джонатан возвращался к берегу…

«…Я - чайка. Я ограничен тем, что дала мне природа. Если бы мне суждено было узнать о полете больше, чем другим, у меня в голове был бы компьютер. Если бы мне суждено было летать быстрее, у меня были бы короткие крылья, как у сокола, и я бы ел мышей, а не рыбу…»

«…Спускайся! Чайки не летают в темноте! Если бы ты был создан для ночных полетов, у тебя были бы глаза совы! А в голове - компьютер! И крылья - короткие, как у сокола!..»

       

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Крылья должны быть как у сокола (короткими), чтобы увеличить скорость… и крылья должны быть как у чайки (длинными), потому что таковы они от природы.

РЕШЕНИЕ:
«Короткие крылья. Как у сокола! Да вот же она, разгадка! Каким же я был дураком! Малюсенькое крыло! Мне надо сложить крылья и лететь на одних кончиках! Короткие крылья!

Он поднялся на две тысячи футов над черной гладью моря и, не раздумывая ни секунды о неудаче или смерти, прижал крылья к телу и, выставив наружу лишь их острые кончики, ринулся в пике…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения (отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство)

КОММЕНТАРИЙ:
Красивый пример разрешения физического противоречия из замечательного литературного произведения.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям


вторник, 1 февраля 2011 г.

Карточка №214 «Кролики – это не только ценный мех…»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Кто не видел плюшевых игрушек? Надо полагать, нет таких. Но знаете ли вы, что в двадцатых годах в Германии была выведена порода кроликов Рекс с очень ценным мехом, напоминавшим плюш? Вывоз этих кроликов из Германии был строго запрещен. Но именно в те годы в Берлине был в научной командировке советский биолог А.С.Серебровский. Вернувшись домой, он-таки развел в СССР породу этих "секретных" кроликов, вывезя под носом у таможенников из Германии ценный генетический материал. И при этом не нарушил закона. Как это ему удалось?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кролики Рекс должны пересечь границу, чтобы их можно было развести в Советском Союзе, и не должны её пересечь, чтобы не нарушить закон.

РЕШЕНИЕ:
Серебровский скрестил кроликов Рекс с другой породой, к вывозу не запрещенной. Кролики, которых он показал таможенникам, вовсе не были похожи на знаменитую породу. Но уже во втором поколении (а кролики размножаются быстро) все признаки породы Рекс проявились в полную силу. Фактически, скрестив провезенных кроликов, Серебровский получил чистую породу Рекс. Противоречие разрешено системным переходом: биолог провез ценных кроликов и в то же время не нарушил закона.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен. Возможно, использованы в комплексе приемы дробления, объединения, посредника, применения композиционных материалов, системный переход 1В (вся система наделяется свойством С, а ее части – свойством анти-С).

КОММЕНТАРИЙ:
Красивое решение задачи из области биологии... и контрабандизма :)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в биологии



понедельник, 31 января 2011 г.

Карточка №213 «Калькулятор для космонавта» или «Форсируем обучение-3»

ИСТОЧНИК:
ОБС-Информ (Одна Бабка Сказала)

СИТУАЦИЯ:
При подготовке космонавтов требуется тренировать их способность к выполнению «в уме» арифметических операций, причем при остром дефиците времени. В условиях космического полета такой навык «неинструментального» счёта может спасти жизнь и корабль, ведь полностью исключить возможность отказа бортовой вычислительной аппаратуры нельзя – приходится рассчитывать и на собственные вычислительные способности.

Задача: в ходе предполетной подготовки требуется сформировать и закрепить у космонавта навык быстрого счета «в уме». Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальное обучение быстрому счету должно быть… и обучения быть не должно

РЕШЕНИЕ:
При выполнении тренировочных прыжков с парашютом космонавт выполняет «попутную тренировку». Перед выброской он получает задание – быстро перемножить в уме два трехзначных числа и ввести результат в специальное устройство, закрепленное на поясе. Указанное устройство соединено с системой раскрытия парашюта. Если результат введен верно, то срабатывает основной парашют и все заканчивается благополучно.

Если же обучаемый ошибся в расчетах, то ему придется приземляться на запасном парашюте. Дело в том, что запасной парашют существенно меньше по размерам и приземление на нем сравнимо по ощущениям с падением с высоты нескольких метров. Таким образом, желание успешно выполнить задание в сочетании с нежеланием получить болезненные и неприятные ощущения от падения с высоты вынуждают космонавта подходить к тренировке «вычислительного» навыка предельно ответственно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Автору блога, по глупости и молодости успевшему дважды сигануть с самолета, к счастью, ни разу не доводилось приземляться на запасном парашюте. Но и приземление на основном аппарате может быть очень травмоопасным, вывихи и переломы ног у начинающих парашютистов - не редкость.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении

воскресенье, 30 января 2011 г.

Карточка №212 «Психи, но не дураки»

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Литвин С.С. О применении анекдотов. – Петрозаводск, 1987

СИТУАЦИЯ:
«Едет грузовик, останавливается – спустило колесо. С одной стороны дороги дурдом, психи за забором. А с другой стороны – пруд. Шофер снимает колесо, на нем четыре гайки крепления. Неловко повернулся, и гайки в пруду. Пригорюнился – что делать?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Гайки должны быть, чтобы закрепить колесо… и гаек быть не должно, потому что они упали в пруд.

РЕШЕНИЕ:
«…Психи кричат:
- Эй! В чем дело?
- Да вот, гайки утонули…
- А сколько тебе гаек надо?
- Четыре…
- А трех хватит, чтобы до станции техобслуживания доехать?
- Конечно, но где же их взять?..
- А ты сними с других колес по штуке…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
«…Обрадовался шофер, все сделал и говорит:
- Спасибо вам, братцы, хорошо придумали! Так вы что здесь, не психи?
- Да нет, психи мы, психи. Но не дураки!..»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗовцы шутят

суббота, 29 января 2011 г.

Карточка №211 «Резка бумаги: как сохранить пальцы?»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ

СИТУАЦИЯ:
В крупных компаниях и типографиях, где приходится работать с большими объемами документации и печатной продукции, резаки гильтинного типа просто незаменимы. Основная задача данного оборудования состоит в быстрой и ровной резке бумаги. Из всех видов резаков для бумаги (роликовый, сабельный, гильотинный) гильотинные резаки являются наиболее мощными и точными, поскольку не смещают листы бумаги относительно друг друга.

Резка бумаги происходит посредством ножа, который перемещается по вертикальной оси, позволяя резать бумагу стопками, толщина которых может доходить до 8 см. Высокая точность резки обеспечивается устройством прижима стопы, равнения стопы на режущем столе и подсветкой линии реза. Данная конструкция гарантирует отсутствие неровного реза листов.

Хорошая штука. Да вот только применение гильотинного резака связано с четким и точным соблюдением мер безопасности. Раньше нередки были случаи, когда работнику отрубало пальцы, а то и кисти рук – такое возможно, если он в «запарке» совал руку под резак, и одновременно другой рукой нажимал кнопку «пуск». Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
В момент нажатия на пусковую кнопку вторая рука должна быть в зоне резания, поскольку оператор сунул её туда по "запарке" и не должна быть в зоне резания, чтобы эту руку сохранить.

РЕШЕНИЕ:
Устройство управления резаком состоит из двух кнопок, расположенных по обе стороны от работника. Нажатие одной кнопки не включает резак – для запуска системы требуется одновременное нажатие обеих кнопок. В момент срабатывания гильотины обе руки волей-неволей должны находиться за пределами режущей части устройства.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Стандарт 3.1.1: системный переход 1-а (переход к бисистеме)

КОММЕНТАРИЙ:
«Да я технику безопасности знаю как свои три пальца!» (с) Н.Фоменко, Рекламная служба «Русского Радио» 913-99-63 :)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ и техника безопасности


пятница, 28 января 2011 г.

Карточка №210 «Как обмануть тигра?»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Имеется достаточно сведений о нападении тигров на людей. Обычно это случается тогда, когда тигр уже стар или ранен (когда он не может охотиться на диких зверей). По этой причине тигры иногда бродят около человеческого жилья. Иногда же человек сам вынуждает тигра нападать на него: вторгается на его территорию и строит там жилище или вырубает привычные места его охоты, чтобы посадить что-то. Причем такие случаи бывают часто.

Однако, обычно тигры избегают контакта с человеком. И тигр вряд ли станет угрожать людям, если заповедники в которых он живет, будут достаточно велики. Но факт остается фактом – нападения тигров на людей встречаются. Индийские крестьяне придумали оригинальный способ избежать нападения тигра. Какое решение предложите вы, зная, что тигры всегда набрасываются на жертву сзади?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Спина должна быть видна тигру, поскольку она у человека имеется… и не должна быть ему видна, чтобы предотвратить нападение тигра на человека.

РЕШЕНИЕ:
В Индии люди, отправляющиеся в места, где живут тигры, надевают на затылок маску, изображающую лицо человека. В такой маске пребывание в лесу относительно безопасно. Тигр не преследует людей в подобных масках: ведь он не видит "спины", не находит ее, потому и не нападает.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип копирования
Стандарт 3.1.1 (переход к бисистеме)

КОММЕНТАРИЙ:
Думаю, что пребывание в лесу в такой маске действительно относительно безопасно: кто его знает, что придет в голову этим тиграм?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)


ТИГР / Panthera tigris

четверг, 27 января 2011 г.

Карточка №209 «Тюрьма не спит»

ИСТОЧНИК:
Корецкий Д., «Антикиллер»

СИТУАЦИЯ:
Тюремный штрафной изолятор – место, перед помещением в которое заключенных досматривают особенно тщательно. И все же время от времени «сидельцы» «шизо» обнаруживаются в состоянии алкогольного опьянения. Как такое возможно? Условие: допустим, что подкупить надзирателя для проноса в изолятор спиртного нельзя.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Спиртное должно быть пронесено в изолятор, поскольку там обнаруживают нетрезвых заключенных… и спиртное не должно быть пронесено в изолятор, поскольку вновь помещаемых в него тщательно досматривают.

РЕШЕНИЕ:
В советских исправительно-трудовых лагерях заключёнными, работающими вне лагеря днём, для проноса спирта на территорию лагеря использовались презервативы. Будучи вне лагеря, заключённый глотал пустой презерватив, прикреплённый к тонкому резиновому шнуру, конец которого зажимался между зубами. Затем контрабандист наполнял презерватив спиртом, как правило, используя шприц.

        «…Давясь, Рябой сделал несколько глотательных движений. Глаза его выпучились, лицо побагровело.

         - Залей немного, - негромко подсказал Крест. - Тогда заглотнуть легче...» (принцип частичного исполнения)

        «…Через час после оформления документов Рябой за драку будет водворен в штрафной изолятор. Там за нитку вытянут горловину презерватива и, перевернув перевозчика вниз головой, выльют спирт в подставленный сосуд. Потом легко вытащат пустую резинку…»

В презерватив входило до трёх литров чистого спирта. Александр Солженицын отмечал, что из 3 литров спирта можно было сделать 7 литров водки. Хотя заключённый рисковал исключительно болезненной и неприятной смертью в случае разрыва презерватива, другие заключённые вознаграждали его за этот риск.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «использование гибких оболочек и тонких пленок»
Прием «сделать чуть меньше требуемого»
Прием «посредник»

КОММЕНТАРИЙ:
Известны и другие полезные и не очень применения презерватива:

- Контрабанда кокаина и других наркотиков через границы и в тюрьмы. Презерватив наполняется наркотиком, связывается узлом или проглатывается, или вставляется в ректальное отверстие. Эти методы очень опасны: если презерватив лопается, наркотик может вызвать передозировку.

- Сохранение образцов почвы в сухости.

- Проведение взрывных работ шахтерами в мокрых забоях. Динамитная шашка помещается внутрь презерватива для защиты запала и взрывчатого вещества от воды. (См. В.Шукшин, рассказ «Сильные идут дальше»)

- Использование фиксирующего кольца презерватива в качестве пассика в лентопротяжном механизме кассетных магнитофонов и плейеров.

- При декомпрессии грудной клетки — как односторонний клапан. Декомпрессионная игла протыкается через кондом и входит в грудную клетку. Кондом складывается, когда воздух выходит, но не позволяет воздуху входить в грудную клетку.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в пенитенциарной системе


среда, 26 января 2011 г.

Карточка №208 «Зацеловали зеркало»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ

СИТУАЦИЯ:
В одной из школ девочки «зацеловали» зеркало в туалете. Хорошее зеркало, «красивое» – всё в следах от губной помады… Как с этим бороться?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет должен быть, чтобы девочки прекратили пачкать зеркало и запрета быть не должно, потому что прямой запрет неэффективен.

РЕШЕНИЕ:
Директор собрал девочек в туалете и сказал:
- Милые девочки! Уборщицам очень трудно каждый день отмывать губную помаду с зеркала. Тётя Маша! Покажите девочкам, как это трудно.

Тётя Маша берет швабру, сует её в туалет и начинает тереть ею по зеркалу…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен. Больше всего подходит прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Демонстрация мытья зеркала раз и навсегда решила проблему.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в педагогике



вторник, 25 января 2011 г.

Карточка №207 «Сетевой маркетинг: как отыскать лидера?»

ИСТОЧНИК:
Том Шрайтер, «Лидеры»
Бизнес-семинар Тома Шрайтера по прозвищу «Большой Эл» (Санкт-Петербург, гостиница «Пулковская», октябрь 2001 г.)

СИТУАЦИЯ:
«Каждый сетевик мечтает по­строить обширную организацию. Он стремится, чтобы в его груп­пе было как можно больше ли­деров, тогда жизнь станет прекрасной. Бонусы будут на­столько большими, что их трудно будет унести, и можно будет смотреть кабельное телевидение 24 часа в сутки.

     Так почему же не попытаться ускорить построение свое­го бизнеса сетевого маркетинга? Быстро построить большую организацию можно только с помощью лидеров…»

Сложность в следующем: среди бесконечной вереницы кандидатов в бизнес надо отличить потенциального лидера от простого дистрибьютора, которые приходят и уходят.  Надо отыскать тех, кто уже имеет если не развитые качества лидера, то хотя бы зачатки этих качеств. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальный тест на лидерство должен быть, и теста быть не должно

РЕШЕНИЕ:
     «Следует дать потенциальному лидеру книгу! Попросите его прочитать эту книгу и связаться с вами через три дня для того, чтобы обсудить прочитанное:

     "Том, вот книга, которая может, на самом деле, помочь вам построить свой бизнес. Я знаю, что вы стремитесь стать лидером. Сегодня — понедельник. Почему бы нам не встре­титься в четверг и не обсудить содержание книги? Я покажу вам, как можно применить все это в вашем бизнесе".

     Конечно же, я поблагодарю вас за книгу и скажу, что с нетерпением жду встречи в четверг. Приходит четверг, и вы звоните мне.

     Я начинаю оправдываться:

     "Понимаете, я не смог почитать книгу в понедельник, поскольку по телевизору показывали футбол. Во вторник мне пришлось поработать сверхурочно на основной работе. В среду вечером вся наша семья собирается и выбирается куда-нибудь из дома. Это единственный вечер, когда я могу спокойно посмотреть телевизор. Поэтому, я пока еще не прочитал книгу".

     Что такой ход событий скажет вам обо мне? Вот, что он скажет:

     "Если я не могу приложить достаточно усилий для того, чтобы, всего лишь, прочитать книгу, то смогу ли я приложить достаточно усилий, чтобы собрать гостей на презентацию, пойти на последующие учебные встречи или поехать на Кон­венцию?"

     Это не означает, что я никогда не смогу стать лидером. Это означает всего лишь, что я на данном этапе жизни не готов полностью посвятить себя делу. Это не означает, что я ужасный человек. Это означает, что я пока не собираюсь стать лидером.

     Важно провести такой тест до того, как мы инвестируем время в обучение дистрибьютора, пытаясь сделать из него лидера. После такого теста любое время, истраченное на дистрибьютора, не принявшего решения посвятить себя это­му бизнесу, будет истрачено впустую.

     Но, если на следующее же утро после того, как вы дали мне книгу, я позвоню вам в 6 утра и скажу:

     "Я знаю, что сейчас еще очень рано, но я наэлектризован и взволнован. Я отметил наиболее важные места книги и сделал небольшой конспект. Я понимаю, что еще только шесть утра, но мы могли бы встретиться и позавтракать вместе. Если мы поторопимся, то успеем встретиться за завтраком в 6-30. Мы смогли бы поговорить об этой книге до того времени, когда мне нужно будет ехать на работу".

     Что это рассказало бы вам обо мне?

     У нас есть настоящий лидер. Это простой тест, но он может о многом рассказать нам…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»

КОММЕНТАРИЙ:
    «…Кстати, я не упомянул, какую именно книгу лучше всего использовать для теста. Конечно, вы могли бы дать книгу Биг Эла, поскольку в ней описываются великолепные техники рекрутирования.

     Но, в конце концов, не имеет особого значения, какую именно книгу вы используете для теста!

     Почему? Потому что это всего лишь тест. Вы только прове­ряете своего потенциального лидера, его способность действовать. Помните, что почти каждый скажет, что хочет стать лидером. Но люди могут говорить все, что угодно. Нужно проверить их стремление.

     Поэтому, если у вас под рукой нет прекрасно написанной книги Биг Эла, вы можете дать им журнал "Вокруг света". Это не имеет значения. Вы лишь осуществляете тест на способность действовать.

     Кстати, если у вас нет ни книги, ни журнала, вы можете использовать что-то другое…»

К слову, такой простой тест применим не только в сетевом маркетинге, но и в любом другом деле, связанном с построением команды.

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на обнаружение» (по терминологии ТРИЗ)
ТРИЗ в бизнесе
МЛМ


Том Шрайтер - "Большой Эл"

понедельник, 24 января 2011 г.

Карточка №206 «Шпионские придумки»

ИСТОЧНИК:
Брянцев Г., «По тонкому льду»

СИТУАЦИЯ:
Небольшой провинциальный советский город перед началом Великой Отечественной войны. Советская контрразведка столкнулась с усилением активности немецких агентов, придумывающих все новые хитроумные приемы разведдеятельности. Один из эпизодов: вражескому агенту надо  передать записку с секретной информацией связному, но так, чтобы информация ни в коем случае не попала в руки чекистов. Как быть шпиону?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Записка должна быть в руках у агента, чтобы ее передать и не должна быть в руках у агента, чтобы она не попала в руки контрразведчиков.

РЕШЕНИЕ:
Агент привязал записку к воздушному шарику. На улице к агенту подходит проинструктированный мальчик, сосед связного, и просит продать понравившийся ему шарик. «Добрый» дядя, разумеется, отдает шарик даром. Мальчик приносит шар с запиской связнику. В случае внезапного появления контрразведчиков шар просто выпускается из рук и благополучно улетает…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»
Прием «использование пневмоконструкций»
Прием «использование гибких оболочек и тонких пленок»

КОММЕНТАРИЙ:
Можно усовершенствовать шпионское решение, поместив записку с информацией прямо вовнутрь воздушного шарика, после чего его надуть (так записка вовсе не будет бросаться в глаза).

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке


воскресенье, 23 января 2011 г.

Карточка №205 «Как посчитать амперы?»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
«Возникла тут одна программистская задача, вкратце выглядит так. Есть 16-разрядное микропроцессорное устройство без плавающей арифметики. Есть необходимость масштабирования сигналов. То есть измеренное (в дискретах) 16-разрядное целое надо умножить на масштабный коэффициент (конечно, вещественный в общем случае), чтобы получить значение в нужном диапазоне и в нужных величинах (скажем, в амперах).

Итак, задача давно и успешно решена, для каждой группы сигналов рассчитываются пары коэффициентов, все довольны и все забыли процесс решения задачи давно и прочно.

И в один прекрасный момент вдруг возникает проблема. Требуется обслужить еще одну группу сигналов. Пожав плечами, вспоминаем решение задачи и в лоб пишем еще одну формулу для соответствующих коэффициентов m и d, нарываясь с ходу на переполнение в числителе. Еще раз пожав плечами и лукаво не мудрствуя, делим m и одновременно d на 1000 и отдаем на испытания.

Результат обескураживает - на дисплее отображается полный бред. Проверяем, откуда руки у испытателей растут и как они задали исходные параметры. Убеждаемся, что задали неправильно. Задаем правильно и снова получаем бред… При отладке обнаруживается, что делитель d был равен 500, но после того, как его вместе с множителем m поделили на 1000, чтобы избежать переполнения, вместо одной проблемы имеем другую - в знаменателе получился ноль!..

Вытираем пот со лба, собираем маленькое производственное совещание (прибор должен быть отгружен на прошлой неделе!), обсуждаем еще раз всю проблему со всех сторон и приходим к выводу, что задача невыполнима. Предлагается ограничить диапазон исходных данных для вычисления коэффициентов, но это нельзя. Останавливаемся на том, что вообще не будем показывать эти сигналы в абсолютных величинах, а только в относительных - все равно у конкурентов только относительные используются…»

Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сигнал должен быть выражен в абсолютных величинах и не должен быть выражен в абсолютных величинах (должен быть выражен в величинах относительных)

РЕШЕНИЕ:
«Тут один товарищ (назовем его "представителем заказчика", хотя это не то, что подразумевалось в советское время; просто подчеркнем, что к процессу программирования устройства в этой его части он имеет весьма косвенное отношение) говорит - а у нас там что? Амперы? И в 1000 раз меньше показывает? Ну так давайте напишем, что это КИЛОамперы, и все будет как надо!..»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
«Я обрадовался, он обрадовался, а начальник почесал репу и сказал, что не верит в такие простые решения... Не бывает так, чтобы приходили с глобально фатальной проблемой, а уходили с тем, что и делать ничего не надо вовсе! Тут я сразу про ТРИЗ и вспомнил. ИКР это называется, то бишь Идеальный Конечный Результат. Совершенно классический пример - и делать ничего не надо, и проблема решена!»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в программировании