ИСТОЧНИК:
Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
СИТУАЦИЯ:
Чайка Джонатан Ливингстон дни и ночи напролет осваивает искусство скоростных полетов:
«…Поднявшись на две тысячи футов, он сделал еще одну попытку: разогнался до пятидесяти миль в час и нырнул вниз, вытянув клюв и неподвижно раскинув крылья. Это потребовало огромного напряжения сил, но все получилось, как надо. За десять секунд он разогнался до девяноста миль в час. Джонатан установил мировой рекорд скорости полета чайки!
Но победа была недолгой. Как только он начал выход из пике и изменил угол атаки своих крыльев, он моментально потерял управление, и этот кошмар начался снова. На скорости девяносто миль в час Джонатан закувыркался, словно подбитый зенитным снарядом, и врезался в каменную твердь моря…»
Разбитый и подавленный неудачей, Джонатан возвращался к берегу…
«…Я - чайка. Я ограничен тем, что дала мне природа. Если бы мне суждено было узнать о полете больше, чем другим, у меня в голове был бы компьютер. Если бы мне суждено было летать быстрее, у меня были бы короткие крылья, как у сокола, и я бы ел мышей, а не рыбу…»
«…Спускайся! Чайки не летают в темноте! Если бы ты был создан для ночных полетов, у тебя были бы глаза совы! А в голове - компьютер! И крылья - короткие, как у сокола!..»
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Крылья должны быть как у сокола (короткими), чтобы увеличить скорость… и крылья должны быть как у чайки (длинными), потому что таковы они от природы.
РЕШЕНИЕ:
«Короткие крылья. Как у сокола! Да вот же она, разгадка! Каким же я был дураком! Малюсенькое крыло! Мне надо сложить крылья и лететь на одних кончиках! Короткие крылья!
Он поднялся на две тысячи футов над черной гладью моря и, не раздумывая ни секунды о неудаче или смерти, прижал крылья к телу и, выставив наружу лишь их острые кончики, ринулся в пике…»
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения (отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство)
КОММЕНТАРИЙ:
Красивый пример разрешения физического противоречия из замечательного литературного произведения.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям
Комментариев нет:
Отправить комментарий