среда, 2 февраля 2011 г.

Карточка №215 «Чайка Джонатан Ливингстон: крылья сокола»

ИСТОЧНИК:
Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

СИТУАЦИЯ:
Чайка Джонатан Ливингстон дни и ночи напролет осваивает искусство скоростных полетов:

«…Поднявшись на две тысячи футов, он сделал еще одну попытку: разогнался до пятидесяти миль в час и нырнул вниз, вытянув клюв и неподвижно раскинув крылья. Это потребовало огромного напряжения сил, но все получилось, как надо. За десять секунд он разогнался до девяноста миль в час. Джонатан установил мировой рекорд скорости полета чайки!

Но победа была недолгой. Как только он начал выход из пике и изменил угол атаки своих крыльев, он моментально потерял управление, и этот кошмар начался снова. На скорости девяносто миль в час Джонатан закувыркался, словно подбитый зенитным снарядом, и врезался в каменную твердь моря…»

Разбитый и подавленный неудачей, Джонатан возвращался к берегу…

«…Я - чайка. Я ограничен тем, что дала мне природа. Если бы мне суждено было узнать о полете больше, чем другим, у меня в голове был бы компьютер. Если бы мне суждено было летать быстрее, у меня были бы короткие крылья, как у сокола, и я бы ел мышей, а не рыбу…»

«…Спускайся! Чайки не летают в темноте! Если бы ты был создан для ночных полетов, у тебя были бы глаза совы! А в голове - компьютер! И крылья - короткие, как у сокола!..»

       

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Крылья должны быть как у сокола (короткими), чтобы увеличить скорость… и крылья должны быть как у чайки (длинными), потому что таковы они от природы.

РЕШЕНИЕ:
«Короткие крылья. Как у сокола! Да вот же она, разгадка! Каким же я был дураком! Малюсенькое крыло! Мне надо сложить крылья и лететь на одних кончиках! Короткие крылья!

Он поднялся на две тысячи футов над черной гладью моря и, не раздумывая ни секунды о неудаче или смерти, прижал крылья к телу и, выставив наружу лишь их острые кончики, ринулся в пике…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения (отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство)

КОММЕНТАРИЙ:
Красивый пример разрешения физического противоречия из замечательного литературного произведения.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям


Комментариев нет:

Отправить комментарий