суббота, 30 октября 2010 г.

Карточка №134 «Бунт на корабле»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Модели для творца. – Журнал «ТРИЗ» - №1, 1993.

СИТУАЦИЯ:
Во время гражданской войны Англия начала интервенцию против России, и в Одесский порт вошла английская эскадра. Местным большевикам удалось сагитировать матросов, чтобы они подняли на кораблях бунт. Командование эскадры узнало о готовящемся бунте в последнюю ночь. Что бы вы предприняли на месте командования? Большинство участников, а, главное, зачинщики мятежа, вам неизвестны.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мятежники должны быть на кораблях… и их не должно быть на кораблях.

РЕШЕНИЕ:
Представьте себя на месте командования. Логично предположить, что на каждом корабле сложился определенный порядок: есть группа мятежников, и в каждой группе – главарь. Как только он подаст сигнал – всё, сушите весла! Убрать каждого главаря напрямую мы не можем. Для того, чтобы мятежники не устроили беспорядок, надо расстроить порядок среди мятежников.

Всю ночь командование мятежников занималось «перетасовкой». Матросов небольшими партиями отправляли с корабля на корабль. К утру команда каждого корабля представляла собой «сборную солянку» с разных кораблей. Мятеж не состоялся. Главари не рискнули командовать незнакомыми матросами, а если бы и рискнули, те вряд ли рискнули бы подчиниться. После этого эскадра покинула Одессу и направилась в Англию, не решив задач интервенции, но и не потеряв ни одного корабля.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «дробление»
Прием «объединение»

КОММЕНТАРИЙ:
«Разделяй и властвуй» - принцип, издавна известный в политике.

КАТЕГОРИЯ:    
ТРИЗ в управлении
ТРИЗ в политике

пятница, 29 октября 2010 г.

Карточка №133 «Как измерить высоту пирамиды?»

ИСТОЧНИК:
Перельман Я.И., «Занимательная геометрия»
Мишкевич Г., «Доктор занимательных наук. Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана»

СИТУАЦИЯ:
Требуется простой, дешевый и понятный даже школьнику способ определения высоты объектов, недоступных непосредственному прямому измерению (высоких деревьев, сооружений и т.п.). Как быть?




СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измерительный инструмент должен быть… и его быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
«Самый легкий и самый древний способ – это без сомнения тот, которым греческий мудрец Фалес за шесть веков до нашей эры определил в Египте высоту пирамиды. Он воспользовался ее тенью. Фалес, гласит предание, избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту; в этот момент высота пирамиды должна также равняться длине отбрасываемой ею тени».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «копирование»

КОММЕНТАРИЙ:
Альберт Эйнштейн: «Первые основы геометрии должны быть заложены не в школьной комнате, а на вольном воздухе. Покажите мальчику, как измеряется площадь луга, обратите его внимание на высоту колокольни, на длину тени, отбрасываемой ею, на соответствующее положение Солнца – и он гораздо быстрее, правильнее и при этом с большим интересом усвоит математическое соотношение, чем когда понятие измерения углов, а то и какой-либо тригонометрической функции внедряются в его голову с помощью слов и чертежа на доске».

Следуя этому совету, Перельман написал поистине веселую «Занимательную геометрию». Книга начинается с воспоминаний далекого детства о том, как в роще под Белостоком лесничий с помощью простой дощечки молниеносно определял высоту деревьев. «Я был тогда очень молод, и такой способ измерения, когда человек определяет высоту дерева, не срубая его и не взбираясь на верхушку, являлся в моих глазах чем-то вроде маленького чуда».

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на измерение» по терминологии ТРИЗ.


четверг, 28 октября 2010 г.

Карточка №132 «А и Б сидели на трубе»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г., «И тут появился изобретатель»

СИТУАЦИЯ:
«…В химической лаборатории собрали установку для получения нового минерального удобрения. Две жидкости, назовем их А и Б, распылялись, превращаясь в потоки мелких капелек, причем капельки А двигались навстречу капелькам Б, соединялись, и получалось удобрение АБ.

    Так, во всяком случае, предлагали химики. Но когда установку запустили, оказалось, что кроме капелек АБ получаются еще и совершенно ненужные капельки АА и ББ.

     - А и Б сидели на трубе, - огорченно сказал химик. – Может быть, смешать жидкости заранее?

     - Нет, смешивать до распыления нельзя, - ответил другой химик. – Просто не знаю, как быть…

     И тут появился изобретатель.

     - Возьмите учебник физики, - сказал он. – Там вы найдете правило, которое поможет решить задачу.

     Как вы считаете: о каком правиле шла речь?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Капельки должны быть и капелек быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
«…Если полистать школьный учебник физики, нетрудно найти простое правило: одноименные заряды взаимно отталкиваются, разноименные – взаимно притягиваются. Зарядим капельки А положительно, капельки Б – отрицательно. Тогда при встречах двух потоков возникнут только капельки АБ…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Физический эффект (особенности взаимодействия одноименных и разноименных зарядов)

КОММЕНТАРИЙ:
«…Итак, сообразительность плюс немного школьной физики – и примерно 5% современных изобретательских задач будут вам под силу…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям

среда, 27 октября 2010 г.

Карточка №131 «О времена, о нравы…»

ИСТОЧНИК:
Парнов Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. - М., 1991.

СИТУАЦИЯ:
Средние века славились не только уникальными врачами, но и не менее искусными отравителями.

«…Пропитанная мышьяком книга, которую подсунули Карлу Девятому, не  Дюма. Известны ухищрения и почище: надушенные перчатки; отравленная свеча, погубившая еще Ногарэ; букет живых цветов, чей запах приносил мгновенную смерть; башмаки, надев которые упал бездыханным Хуан Австрийский…»

Верхом остроумия в те оригинальные времена считалась следующая забава: хорошенькая фрейлина предлагала сгоравшему от любви кавалеру разделить с ней персик, или, допустим, гранат, и спокойно съедала свою половину, в то время как несчастный молодой человек корчился в судорогах у ее ног. Как такое могло произойти?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Угощение должно быть отравлено… и не должно быть отравлено.

РЕШЕНИЕ:                                                         
Лезвие ножа, которым разрезался фрукт, с одной стороны было намазано ядом. Оставалось предложить незадачливому кавалеру «правильную» половинку угощения…

ИСПОЛЬЗОВАНЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «местного качества»

КОММЕНТАРИЙ:
Что тут скажешь… О времена, о нравы…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в средневековье

вторник, 26 октября 2010 г.

Карточка №130 «Управление временем: технологии на службе магии»

ИСТОЧНИК:
Притча

СИТУАЦИЯ:
На площади индийского города Дели сидит факир, развлекающий публику опытами с заколдованными змеями. Рядом с ним стоит слон.

Европейский турист подходит к факиру и осведомляется у него – не знает ли уважаемый факир, который час? Факир задумчиво поглаживает бородёнку, потом протягивает руку к… э-э-э… мужскому достоинству слона, шевелит этим, с позволения сказать, достоинством, и отвечает туристу: «Без четверти пять».

Шокированный подобной техникой узнавания времени турист отходит, но примерно через полчаса возвращается к факиру, внутренне сгорая от любопытства, и вновь спрашивает о времени. Факир повторяет свои манипуляции с «мужским достоинством» слона и отвечает: «А сейчас четверть шестого». Тут турист не выдерживает:

- Как вам удается узнать время, просто трогая слона за его… «достоинство»?! Что это за магия?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Части тела слона должны содержать информацию о текущем времени… и не должны содержать такую информацию.




РЕШЕНИЕ:
На это факир озадаченно ответил:
- Никакой магии. Я просто отодвигал рукой то, что мешало мне видеть часы на городской башне…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен
С позиции применяемого в ТРИЗ вепольного анализа (вещество1 – поле - вещество2: минимальная работоспособная модель технической системы) факир «разрушил вредный веполь».

КОММЕНТАРИЙ:
Подобную «магическую» технику узнавания времени продемонстрировал Данди по прозвищу «Крокодил» в одноименном фильме. Помните, как в походе он, просто взглянув на солнце, выдал «цивилизованной» спутнице время с точностью до нескольких минут? Она осталась изумленно хлопать в его сторону глазами, не подозревая, что, вылезая из лодки, Данди просто-напросто ненароком посмотрел на её наручные часы… Поистине, по-настоящему продвинутые технологии для непосвященного неотличимы от магии J

КАТЕГОРИЯ:
«Задача на обнаружение» по терминологии ТРИЗ




понедельник, 25 октября 2010 г.

Карточка №129 «Не так страшен черт, как его малютка!»

ИСТОЧНИК:

В.Гурганов, В.Долохов, «Сам себе волшебник»

СИТУАЦИЯ:
«…Федор проснулся и увидел все тот же замшелый валун. Не успел он окончательно прийти в себя, как послышался дикий гвалт и треск веток. На тропинку выкатился мохнатый клубок, оставляя по пути клочья шерсти. Докатившись до Федора, клубок распался, и перед ним оказались два черта. Прекратив драку, они радостно завопили:

- Сейчас мы тебя зажарим, человече!

Рука Федора привычно потянулась к сабле. Увидев его движение, черти дико загоготали. Старший достал из кармана игрушечную гаубицу. В мгновение ока она выросла до натуральных размеров.

- Тебе ли, Федюня, с нами тягаться? Ты естеством, а мы колдовством, - молвил младший.

Федор понял, что убежать не удастся. Он вспомнил сон, и внутри него голос Дундусы повторил напутствие: «Не отступай и не сражайся, будь в нуле!» Федора осенило – нужно уладить конфликт чертей:

- Стойте, окаянные! Чего деретесь?

- Помер у нас отец и оставил в наследство золотой песок. Так поделить не можем.

- Это не беда. Знаю, как вам помочь.

- Если обманешь, съедим. А если поможешь, одарим…»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Каждый из чертей должен сам поделить наследство, чтобы дележ вышел «по его справедливости»… и не должен сам поделить наследство, поскольку делить должен кто-то один.

РЕШЕНИЕ:
«…Федя хитро прищурился, глядя на старшего, и предложил тому поделить золотой песок поровну. Черт быстро разделил золотишко. Затем Федор предложил младшему выбрать понравившуюся кучку. В результате оба черта остались довольны…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств в структуре
Разделение противоречивых свойств во времени
Переход к бисистеме (сдвоенной системе): оба черта по очереди приняли участие в разделе наследства.

КОММЕНТАРИЙ:
«… - Да ты прямо Соломон! – обрадовались черти и провалились сквозь землю. А на их месте появился новенький, пахнущий свежей краской ковер-самолет. Взмыв в воздух, Федор обратил внимание на надпись, вспыхнувшую на ковре: «Всегда есть выход!»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям :)


воскресенье, 24 октября 2010 г.

Карточка №128 «Права на бочку!»

ИСТОЧНИК:
Анатолий Гин. Семь противоречий нового образования//ТРИЗ-ПРОФИ: эффективные решения. – ver.1.0, 2005
Газета «Правда», 1989. - 28.06

СИТУАЦИЯ:
В США большое количество детей, в основном из бедных семей, бросает школу, не доучившись – это уже стало национальной проблемой. Уровень образования тем временем падает. Как быть?

ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Ученики САМИ хотят закончить обучение.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Стимул для продолжения обучения должен быть… и его не должно быть.

РЕШЕНИЕ:
«В штате Западная Вирджиния пару лет назад власти приняли закон, согласно которому каждый, кто бросает школу, автоматически лишается водительских прав. Причем неважно, есть ли у того или иного школьника средство передвижения. Бросил школу – не получишь разрешения водить машину или мотоцикл. И что же? В нынешнем году (1989 - С.М.) число выпускников средних школ в Западной Вирджинии побило все рекорды. Не только резко снизился отсев, но закон многих вернул обратно в классы»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
При всей видимой эффективности такое решение не снимает проблемы качества получаемого образования. Подмена мотива в обучении гарантирует лишь, что школьник получит формальное образование, но водительские права не стимулируют человека к получению подлинного образования. В итоге общество получает множество водителей любительского уровня, формально образованных, но зачастую не имеющих элементарных базовых знаний.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в образовании


 

суббота, 23 октября 2010 г.

Карточка №127 «Врешь, не сопрешь!»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
Американская фирма «Reebok» построила на Тайване и в Таиланде фабрики-филиалы, производящие кроссовки. Основное место сбыта – крупные европейские и американские магазины. И столкнулась с новой для себя проблемой: рабочие фабрик-филиалов воруют обувь. Что бы вы делали на месте управляющих этими филиалами?

ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Рабочие САМИ перестают воровать обувь (воровство стало бессмысленным)

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Обувь должна иметь ценность в глазах покупателя, чтобы продаваться и обувь не должна иметь ценности в глазах рабочего, чтобы у него не было соблазна её воровать.

РЕШЕНИЕ:
Управляющие нашли сильное решение: они стали производить правые кроссовки на Тайване, а левые – в Таиланде, а соединять их в пары уже в Европе и Америке.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «вынесения» (отделить от объекта «вредное» свойство)

КОММЕНТАРИЙ:
Нечто подобное вы можете видеть в наших обувных магазинах и на рынках: для демонстрации качества товара выкладывается лишь один ботинок (кроссовок, туфелька); второй появляется лишь в том случае, если вы решили примерить и приобрести всю пару обуви.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


пятница, 22 октября 2010 г.

Карточка №126 «Охотник и собака»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г., «И тут появился изобретатель»
Г.Федосеев, «Злой дух Ямбуя»

СИТУАЦИЯ:
«Старый охотник, уходя в тайгу, всегда брал с собой собаку. Собака отыскивала зверя, лаяла, и охотник шел на лай. Но случилась беда: охотник оглох. Чтобы собака обнаружила зверя, ее надо отпустить, не держать при себе. Но тогда охотник не услышит ее лая, ему надо видеть собаку около себя. Противоречие!

И тут появился…  Нет, в книге, откуда взята эта история, изобретатель не появлялся. Старый охотник голодал и думал, как теперь быть. И в конце концов нашел выход из положения»

А какой выход из ситуации предложит бедному охотнику Уважаемый Читатель?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Собака должна находиться рядом с охотником… и не должна находиться рядом с охотником (должна находиться вблизи потенциальной добычи).

РЕШЕНИЕ:
«Задача остается вам для самостоятельного решения. Ответ можно отыскать в книге Г.Федосеева «Злой дух Ямбуя», откуда взята эта история»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Попробуем и мы решить эту задачу с позиции вепольного анализа. Напомним, что веполь (два ВЕщества и ПОЛе) – это минимальная работоспособная модель технической системы.

"Сначала запишем условия. Собака В1 создавала акустическое поле П. Поле действовало на охотника В2. Охотник шел к собаке.

Имелся веполь, все было в порядке… Охотник потерял слух, перестал слышать лай собаки. Поле П есть, но оно не воспринимается охотником.

Веполь разрушен, П не действует на В2, поэтому В2 не перемещается к В1.

Как быть?"
 
КОММЕНТАРИЙ:
Разумеется, предложение держать собаку на привязи не годится. Не подойдет и предложение использовать слуховой аппарат. Не было у старого охотника такого аппарата.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям



четверг, 21 октября 2010 г.

Карточка №125 «Одним махом семерых побивахом»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
Когда молодой, но уже знаменитый физик Петр Капица работал в Англии, он славился как специалист по электрическим машинам. Как-то раз его пригласили осмотреть огромный генератор, который почему-то не работал. Если генератор придет в действие, Капице выплатят гонорар в размере десяти тысяч фунтов.

Капица походил вокруг генератора, задал несколько вопросов, а потом попросил… молоток. Получив инструмент, Капица один раз крепко стукнул им по генератору - и тот заработал. Хозяин фирмы пожалел, что назначил такую большую сумму за столь пустяковую работу, и попросил Капицу составить отчет – за что получены деньги…

Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Отчет должен быть, чтобы получить вознаграждение за проделанную работу, и отчета быть не должно, поскольку работы как таковой практически не было.

РЕШЕНИЕ:
Отчет был лаконичным:
Удар молотка – 1 фунт стерлингов
За то, что знал, куда ударить, – 9999 фунтов стерлингов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «дробление»
Прием «объединение»

КОММЕНТАРИЙ:
1. Совсем не обязательно до получения вознаграждения демонстрировать заказчику, насколько простым и быстрым является решение его проблемы. Достаточно продемонстрировать эффективность решения (результат, а не процесс) J

2. Отчет о проделанной работе должен быть, по возможности, подробным и обстоятельным, даже если работа по его составлению в несколько раз более трудоемка и времязатратна, чем само решение проблемы задачедателя. Принцип стар как мир: чем больше бумаги, тем чище… ну, далее должно быть понятно из контекста J


среда, 20 октября 2010 г.

Карточка №124 «Гонка за лидером»

ИСТОЧНИК:

Сергей и Ольга Бузиновские, «РО»
Раймонд Джоунс, «Уровень шума»

СИТУАЦИЯ:
«…История так называемого "невидимого самолета", таинственного аппарата, способного исчезать и появляться прямо на глазах - одна из (…) загадок.

"... Необыкновенное началось сразу же, как только заработал мотор. Этого ждали: слух, что надо ждать именно запуска мотора, уже прошел по базе, поэтому зрители запомнили все детали. Донеслось, как полагается, ослабленное расстоянием "От винта!" и "Есть от винта!", потом из патрубков по бокам капота вырвались синие струи первых выхлопов, и тут же, одновременно с нарастанием оборотов, самолет стал исчезать из виду. Начал истаивать, растворяться в воздухе. Что он разбегается, оторвался, набирает высоту, можно было определить уже только по перемещению звука к лесу и над лесом..."

Событие датируется "второй половиной 30-х годов". Место испытаний - "один из наших северных аэродромов". Об этой удивительной истории читатели журнала "Изобретатель и рационализатор" узнали ровно двадцать два года назад из статьи И.Вишнякова "Невидимый полет". От публикации попахивало серой. Или - "липой"...

Не менее загадочна история самой статьи. Всего через пять лет после публикации в "ИР" этот материал перепечатывают конкуренты - "Техника - молодежи". Случай, как говорится, из ряда вон: наступление на "самую читающую молодежь" - по всему фронту!

 ... Читатель, разумеется, догадался, к чему клонят авторы. Ну, конечно: при нашей-то недавней тотальной засекреченности - дуплетом из двух журналов!..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Самолет-невидимка должен быть… и не должен быть.

РЕШЕНИЕ:
«…Версия первая: блеф. Невидимого самолета не было. Смысл акции - подталкивание прогресса. Гонка за лидером. За несуществующим лидером... Если не ошибаюсь, идея из арсенала Генриха Альтшуллера - "крестного отца" советских изобретателей 60-70 годов. Литературный псевдоним Альтшуллера - Г. Альтов - прекрасно известен любителям фантастики.

Вот, например, типичный альтовский сюжет середины шестидесятых: ученому сообщают, что его покойный коллега перед смертью решил проблему антигравитации. И показывают фильм. Его задача - восстановить утерянный в катастрофе аппарат. Задача, в принципе, разрешима - мысль уже не крадется опасливо вдоль научных заборов - она летит, как гончая, по горячему следу гения. И вот цель достигнута - аппарат создан. Тут-то и выясняется, что никакого предшественника не было, фильм - подделка, умелый монтаж…»
(Сергей и Ольга Бузиновские, «РО»)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен
Принцип «сделать чуть меньше требуемого» (?)

КОММЕНТАРИЙ:
Авторы отрывка не совсем точно определили источник сюжета, повествующего об антигравитации. Подобный сюжет имеется не у автора ТРИЗ Генриха Альтшуллера, а у Раймонда Джоунса («Уровень шума»)

В целом, подобный подход («гонка за лидером»), по некоторым данным, использовался в холодной войне между СССР и США (так называемые «Звездные войны» 80-х годов прошлого века). Тогда кажущаяся достоверной информация о наличии у вероятного противника средств противоракетной обороны подстегивала противоположную сторону усиленно искать способы воспроизведения этих технологий и эффективного противодействия им.

вторник, 19 октября 2010 г.

Карточка №123 «Усатый нянь»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
Режиссер Владимир Грамматиков снимал фильм «Усатый нянь» в детском саду. Героями фильма были полтора десятка старательно отобранных симпатичных ребятишек в возрасте 4-5 лет. По закону режиссер не имел права вести съемки с несовершеннолетними больше 4-х часов в день (максимальная продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних). Производственные обстоятельства требовали съемок не менее 8-ми часов в день. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Малыши должны «работать» 8 часов в день, чтобы в срок снять фильм, и не должны работать 8 часов в день, чтобы не нарушать законодательство.

РЕШЕНИЕ:
Грамматиков вышел из положения, найдя в Москве 15 пар близнецов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
Решение эффективное, но не слишком идеальное – оно потребовало использования двойного количества «человеческого ресурса»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в искусстве


понедельник, 18 октября 2010 г.

Карточка №122 «Гюльчатай, открой личико!»

ИСТОЧНИК:
Норбеков Мирзакарим, «Где зимует кузькина мать или Как достать халявный миллион решений»

СИТУАЦИЯ:
        «…Представьте! Однажды какой-то случайно проходящий мимо человек грохнул спящего по башке, и тот пробудился. Он пробудился и начал думать:
         * Кто я?
         * Зачем я?
         * Почему я на Земле?
         * Отчего я именно в этом городе?
        * Зачем я именно в этом времени?
         * Для чего я в теле мужчины или женщины?
         * Почему мне так одиноко?
         * Почему? Отчего? Зачем?..

         Он начал думать. Он начал думать! Он начал думать!!! (…)

        …Поговорим о знаниях. Как вы думаете, куда ушел опыт тысячелетий? Где хранится мудрость, накопленная множеством поколений? Вы думаете, все ухнуло в небытие, кануло в Лету? Да нет! Никуда оно не делось. Оно хранится и накапливается, но тайно. И до того хорошо запрятано, ни за что не найдете!

        Эти знания укрыты металлическими дверями с железными засовами, в глубоких пещерах за семью печатями под самым вашим носом, то есть у вас дома.

         Вы удивлены? Вот видите, вы даже не догадывались, что являетесь хранителем огромного бриллианта, которому нет цены!

        Испокон веков дервиши - люди, постигшие великое знание, - зашифровывают его и распространяют по всему миру в виде сказок, Притч, занимательных историй, красивых стихов. А хранители мудрости - вы сами.

         Посмотрите на книжную полку. Наверняка у вас найдется томик Омара Хайяма, Низами, Руми, Фирдоуси или даже труды Авиценны.

        Ну, сказки "Тысяча и одна ночь", я думаю, у вас есть. А в действительности это не сказки для детей, это один из учебников для профессионалов.
        И вы наверняка что-нибудь из этого списка читали. Весь вопрос - как?

         Внешняя форма - самая простая и привлекательная для обычного человека. Читая такие книги, он думает: "Ага! Оказывается, автор мыслит, как я! Ну что ж, неплохо, неплохо!"

         Вы думаете, что он такой же, как и вы.

         Хотите, прогуляемся вместе в одно из подземелий, где хранятся древние тайны?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Информация должна быть доведена до получателя… и не должна быть до него доведена.

РЕШЕНИЕ:
       «…Мастера для скрытой передачи информации друг другу во времени и пространстве используют 3001 слово.

         Мой Наставник однажды дал мне азбуку тайнописи и "Рубаят" Омара Хайяма и сказал: "Вот это четверостишие переведи". Начал переводить. На это у меня ушло около двух месяцев. Из одного четверостишия получилось почти 270 страниц машинописного текста.

        В каждом четверостишии Омара Хайяма есть внешняя форма, оболочка, для нас интереса не представляющая. Это всего лишь привлекательный переплет для взрослых детей.

         А по букварю тайнописи получается так:

         Открываем первую вуаль, читаем: "Made in...", то есть откуда, где и кем изготовлено, к какой Школе относится и назначение упражнения.

        Вторая вуаль - теоретические основы. 
      Третья вуаль - техника безопасности, предупреждение о возможных ошибках.
         Четвертая вуаль - внешняя техника упражнения.
         Пятая вуаль - внутренняя техника.
         Шестая вуаль - запуск процесса, начальная стадия упражнения.
        Седьмая вуаль...

         Предъявите пропуск, пожалуйста! Извините, дальше проход закрыт…

        …Хотите малюсенький экскурс? Чтобы вам было хоть немного понятно, возьмем один абзац притчи "Пища да перья". Вначале прочтем оболочку.

         "Где-то, когда-то жил-был студент Абу-Кулол из Бухары. Он ежедневно ходил к своему учителю, сидел у его ног и записывал на бумагу все, что тот говорил. И так каждый день.

         Однажды вечером его жена поставила перед ним горшок, покрытый платком. Этот платок он повязал на шею, заглянул в горшок, а там - исписанные перья и бумага.

        - Вот, чем ты занимался до вечера. Попробуй и теперь есть...", и так далее.

         Так выглядит оболочка, рассчитанная на обычных людей, живущих в мире сна. Они эту забавную притчу сохраняют и читают своим детям, чтобы те быстрее уснули. А речь здесь идет совсем о другом.

        "Студент" означает "искатель", который пытается достичь гармонии путем слияния души и разума.

         Здесь говорится примерно, так, да простят меня мои "собутыльники"-влюбленные за слишком упрощенный перевод.

         "Начинающий искатель! Твой разум ("разум" - это "он") всегда, каждый день окажется у начала истины ("у ног") познания жизни ("учитель" - это есть "Всевышний"), у начала познания Высшей Истины и Высшего Могущества.

        Но твой разум будет пытаться держать все в памяти ("бумага" означает "память").

         В конце жизни, когда душа твоя ("жена") покажет тебе содержимое твоего ума (это, понятно, "горшок"), там, кроме памяти ("бумаги") и мертвых мыслей ("перьев"), ничего не найдешь. И тебе захочется повеситься от душевных страданий ("платок" - это нечто, что имеет отношение к душе).

        Теперь этот же текст с первых трех слов: "... Где-то, когда-то жил..." - жизнь разума. "Жил разум". Значит, я должен узнать, как этой инструкции дать жизнь, как претворить ее в жизнь.

         "Сядь у ног". Сидя на стуле, вы сидите над ногами. Но если вы сядете в позу упражнения, то ваше тело окажется "у ног". Если было бы сказано "рядом с ногами", то означало бы "рядом с учителем".

        Третья вуаль. Здесь "Сядь у ног" означает: войди в состояние начала начал. Очисти свое сознание, свою память до состояния белого листа ("бумага"). Стань пустым, останови мысли.

         Дальше четвертая вуаль - это тренировка доступа к "библиотеке", то есть венному информационному слою.

        Название притчи "Пища да перья" означает "полезная практика с мертвыми мыслями", то есть "упражнение для расширения мышления". Одним словом, это тренировка для получения абонементной карточки в особую библиотеку.

         Потом пятая вуаль. И так далее до сороковой вуали…

        …Тайные знания передаются из поколения в поколение, от отца к сыну. Опыт тысячелетий, опыт миллиардов людей никуда не пропал. Как развить полноценное восприятие, как стать личностью, как овладеть силой, как и что делать, с чего начинать - вся информация об этом, вплоть до конкретных инструкций, хранится и передается веками…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «матрешка» (вложенные сообщения)

КОММЕНТАРИЙ:
        «…И он, эта личность, проснувшись, начинает искать.

         И тогда у него шестое чувство восстанавливается...

         Дорогие мои! Он начинает плакать, как ребенок. Он начинает слышать других проснувшихся.

        И эти другие проснувшиеся приходят к этому ребенку. Понимаете? Потому что в безлюдном квартале, в безлюдном городе, когда все сладко спят, среди глубокой ночи, которую обычный человек называет "жизнь", им будет ясно слышен плач новорожденного.

         И "акушеры" приходят, приходят обязательно, приходят с радостью.

         Приходят Учителя.

        Их задача - научить вас тому, что вы и так знаете, преподать то, что вы много раз изучали, но каждый раз проходили мимо. Их задача - восстановить ваше восприятие до нужной широты…»