суббота, 6 ноября 2010 г.

Карточка №141 «Кругом тайга»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
Если нанести на карту пункты падения известных метеоритов, упавших в азиатской части бывшего Советского Союза, то окажется, что почти все они расположились вдоль Транссибирской железной дороги. Как бы вы это объяснили?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Метеориты должны падать вдоль магистрали… и не должны падать вдоль магистрали.

РЕШЕНИЕ:
В формулировке задачи кроется подвох. Обратите внимание, что речь идет об ИЗВЕСТНЫХ метеоритах.

Чтобы метеорит стал известным, кто-то должен его обнаружить. Сибирь и Дальний Восток заселены негусто, подавляющая часть населения как раз и живет вдоль Транссибирской магистрали. Поэтому известные метеориты обнаружены именно здесь.

Задачи подобного рода – исследовательские задачи – в ТРИЗ предлагается решать посредством «обращения» исходной ситуации. То есть, вместо вопроса «Почему метеориты падают вдоль магистрали?» следует поставить вопрос «Как сделать так, чтобы метеориты были обнаружены исключительно вдоль магистрали?»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
«Обращение» исследовательской задачи

КОММЕНТАРИЙ:
Что мешает решить эту задачу? Падение метеоритов – явление космического масштаба. Психологическая инерция подталкивает к поиску решения среди законов такого же масштаба – на уровне законов Космоса. Простые взаимосвязи в этом случае, как правило, не принимаются во внимание.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в науке

пятница, 5 ноября 2010 г.

Карточка №140 «Бриллиантовая рука»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г., «И тут появился изобретатель»

СИТУАЦИЯ:
«…Гипсовую повязку иногда очень трудно снять: приходится медленно и осторожно распиливать ее, стараясь не задеть тело человека…»
Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Повязка должна быть распилена… и не должна быть распилена.

РЕШЕНИЕ:
«…До наложения гипсовой повязки на тело укладывают резиновую трубку, внутри которой находится тонкая пилка. Когда приходит время снимать повязку, концы пилки зажимают в лобзик и пилят гипс снизу вверх, от тела к наружной поверхности повязки…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать заранее»
Прием «сделать наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Простое, красивое, эффективное и неочевидное решение, которое, впрочем, имеет границы применимости. Как быть, если гипсовая повязка по размерам значительно превосходит размеры пилки? Возникает новая изобретательская задача…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в медицине

четверг, 4 ноября 2010 г.

Карточка №139 «Решение несуществующей проблемы»

ИСТОЧНИК:
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.

СИТУАЦИЯ:
Один изобретатель, не задаваясь никакой определенной целью, построил небывалый и довольно сложный механизм. Он представлял собой длинный прямоугольный ящик, в который через боковые отверстия подавалась вода под большим давлением. Напор и направление струй были подобраны таким образом, что предмет, опущенный в ящик с одного его торца, выходил вместе с водой из отверстия в другом торце; в самом же ящике предмет подвергался сильным, но мягким ударам струй и, двигаясь по очень замысловатой траектории, все-таки ни разу не касался стенок ящика.
                            
Изобретатель испытал свою конструкцию на бильярдных шарах, теннисных мячиках и камешках разной формы. Механизм работал безукоризненно, но никакого практически полезного приложения для него не предвиделось, поэтому он был отставлен в сторону и забыт.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изобретение есть, но отсутствует исходная проблема, которая разрешается данным изобретением.

РЕШЕНИЕ:
Но однажды  в случайном разговоре речь зашла о том, как трудно иногда приходится ресторанам и столовым с очисткой от скорлупы сваренных вкрутую яиц. Для разных салатов их нужно очищать тысячи; дело это несложное, но им приходится занимать сразу несколько человек.  Услышав это, изобретатель тут же увидел проблему, для решения которой мог пригодиться заброшенный им за ненадобностью механизм. Испытав его в работе с яйцами, он убедился, что дело идет прекрасно: чистые от скорлупы и от тонкой пленки яйца ровными аккуратными рядами выстраивались в помещенном у выходного отверстия решетчатом поддоне.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен
Опережающее отражение действительности (изобретательской ситуации)

КОММЕНТАРИЙ:
Этот эпизод иллюстрирует тот случай неявных проблемных ситуаций, когда есть метод, есть решение, но нет самого затруднения (противоречия), которое удалось бы с помощью данного метода преодолеть.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в изобретательском творчестве


среда, 3 ноября 2010 г.

Карточка №138 «Школа для рыб»

ИСТОЧНИК:
Судаков К.В., Рылов А.Л. Тайны мышления: генетические корни поведения. – М.: Педагогика, 1990. – С.116-117

СИТУАЦИЯ:
«Есть на Кольском полуострове речушка Лувеньга. Каждый год примерно 2000 диких мальков лосося выходят из нее в море и около 60 взрослых рыб (т.е. 3%), выросших из них молоди, вернутся через три года к родным берегам. В Лувеньгу же Кандалакшский лососевый завод выпускает ежегодно 20 тыс. почти готовых к стоку мальков, каждый из которых, между прочим, стоил заводу 1 руб.32 коп.

Сколько же из них вернется? Не более 10 рыб, или 0,00005%... А остальные? Истребляются хищником, поскольку не знают, как от него убегать. Погибают от голода, привыкнув наедаться искусственным кормом и не замечая речных насекомых, рачков и личинок; от морской воды, не подготовившись как следует к скату в море, не пройдя до конца процесс перестройки всего организма при переходе от пресноводного образа жизни к морскому.

А не успели они подготовиться потому, что стремительно снесены в море течением. Ведь мальки не умеют плавать, сопротивляться течению, а устав – использовать укрытия… И не только спасаться, - кормиться не умею заводские мальки. Они не умеют главное для всех молодых организмов – учиться. Медленно, с трудом приобретают они индивидуальные навыки поведения, иными словами, обладают очень низкими адаптивными возможностями нервной системы…»

Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Обучение адаптивному поведению должно быть… и его не должно быть.

РЕШЕНИЕ:
На Кандалакшском рыбоводном заводе в качестве учителя для пестряток (молодь лососей) пригласили рыбу-хищника – форель. Несколько форелей помещают в клетку, которую устанавливают под водой в центре круглого бассейна. Именно здесь, где слабее всего течение, скапливаются ленивые заводские пестрятки.

Мальки легко проходят через ячейки клетки с форелями и могут выбирать: держаться ли у края бассейна, на сильном течении, или скатываться в застойную центральную зону, где движутся огромные по сравнению с ними тела хищников. Большинству мальков все же хватает ума, чтобы оставаться у стенок бассейна. Правда, форель – хищник умеренной агрессивности, не то что щука. Форель больше пугает, чем поедает. Но совсем ослабевшая, больная рыбка несомненно станет ее добычей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
«На то и щука, чтобы карась не дремал» 

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)


вторник, 2 ноября 2010 г.

Карточка №137 «Коммутатор» Чарльза Шваба»

ИСТОЧНИК:
Тимохов В. Нужно ли творчество бизнесу?//ТРИЗ-ПРОФИ: эффективные решения. – ver.1.0, 2005. – С.82-86.

СИТУАЦИЯ:
Чарльз Шваб изучил в начале 90-х годов XX века инвестиционный процесс с точки зрения инвесторов (частных лиц, которые вкладывали свои свободные средства) и был очень удивлен.

Оказалось, что для инвестора было обычной практикой распределять свои инвестиции по разным источникам, например, в четыре корзины: в лучший фонд облигаций, лучший фонд компании, индексный фонд, фонд на основании корпоративных акций. Все вроде бы хорошо.

Но когда рядовой инвестор хотел перераспределить свои активы заново по указанным фондам, у него начинались проблемы: он делал звонок в фонд; ожидал, когда ему по почте придет счет; отправлял депозит в фонд; снова делал звонок о покупке. Итого шестнадцать транзакций: четыре - чтобы продать, четыре – чтобы отправить чеки, четыре – чтобы купить, четыре – чтобы выписать чеки. И еще 7-10 дней на этих своих деньгах инвестор не мог делать деньги. Кроме того, чтобы размещать свои деньги, инвесторы платили до 8,5 процента от объема сделки.

Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Транзакции должны быть... и их быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
Шваб делает новую бизнес-модель OneSourse, в которой инвесторы-потребители делают только один звонок, получают только единственный и полный финансовый отчетный документ и не платят за свои услуги. Какой инвестор не захочет воспользоваться таким сервисом? Правда, возникает вопрос, а кто за это «удовольствие» платит?

Шваб нашел ответ – взаимные фонды. Их выгода в том, чтобы привлечь к себе клиентов-инвесторов не через дорогостоящие маркетинговые и рекламные компании, а более дешевым способом. И такую возможность Чарльз Шваб им предоставил. Вначале он убедил восемь фондов платить ему комиссионные за совершенную транзакцию от клиентов, пришедших от его брокерской фирмы. Все остальное – дело техники.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон повышения идеальности
Функционально-идеальное моделирование (свертывание)

КОММЕНТАРИЙ:
Результат – кардинальное снижение издержек для участников инвестиционного процесса. В результате программа OneSourse произвела революцию в отрасли, а активы компании Schvab по взаимным фондам только за два года выросли с 12,2 млрд до 19,7 млрд долларов.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


понедельник, 1 ноября 2010 г.

Карточка №136 «Кардинальное решение»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
Франция, середина XVII века. Кардинал Мазарини долгие годы правил французами, несмотря на то, что многие его ненавидели и мало кто любил. В начале его правления в аристократической среде ходили сочиненные на него пасквили. Как быть? Сажать в тюрьму (лобовая атака)? Игнорировать (уход)?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наказание за пасквили должно быть… и его быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
Мазарини приказывал отыскивать все подобные «сочинения», делая вид, что сердится. А потом тайно поручал продавать их. Таким образом, он доказывал, что для делового человека критика выгоднее, чем замалчивание. Кроме того, он приобрел на этом значительный капитал.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Можно попробовать усилить решение. Вместо лобовой атаки, замалчивания или тайной продажи пасквилей – установить награду за лучшее сатирическое произведение о себе. Лучших авторов награждать денежным призом или специально учрежденной медалью. Это автоматически лишит авторов пасквилей статуса «инакомыслящих» и борцов против кардинальского произвола и одновременно повысит статус кардинала как демократичного правителя.

Прием по терминологии ТРИЗ: «усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным»

Принцип социального манипулирования: «не можешь победить – обними»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в политике

воскресенье, 31 октября 2010 г.

Карточка №135 «Вездеход на Марсе»

ИСТОЧНИК:

Альтов Г., «И тут появился изобретатель…»

СИТУАЦИЯ:
«…В одном фантастическом рассказе описана экспедиция на Марс. Космический аппарат опустился в долину с очень неровной поверхностью: всюду холмы, ямы, камни. Космонавты быстро снарядили вездеход – колесный, с большими надувными шинами. Но на первом же крутом склоне вездеход опрокинулся.

     И тут… Нет, к сожалению, в рассказе изобретатель не появился.

     А как вы думаете: что бы он предложил?

     Учтите, у космонавтов не было возможности переделывать вездеход…»

КОММЕНТАРИЙ - 1:
«…Эту задачу тоже напечатали в газете «Комсомольская правда». В большинстве писем был такой ответ: «Под днищем вездехода подвесить груз. Центр тяжести станет ниже, машина будет устойчивее». Не спешите выдвигать свою идею, давайте сначала оценим чужие предложения. У нас теперь есть критерий для оценки: преодолевается техническое противоречие или нет?

     Груз, подвешенный под днищем машины, повысит ее устойчивость. Но одновременно ухудшится проходимость: груз будет цепляться за выступы на почве, за камни. Техническое противоречие!

     Были и другие предложения:
     -выпустить воздух из шин, чтобы они просели наполовину;
     -снабдить вездеход парой дополнительных боковых колес;
     -экипажу высовываться из окон и дверей и держать равновесие, как это делают мотогонщики…

     Нетрудно заметить, что в каждом из этих предложений выигрыш связан с проигрышем. Просевшие наполовину шины резко замедлят движение вездехода. Дополнительные колеса – серьезное усложнение конструкции, а мастерских на Марсе нет. Заставлять космонавтов выполнять опасные акробатические трюки – недопустимый риск… Избежать противоречий так трудно, что автор одного из писем признался: «Ничего не могу придумать. Пусть космонавты идут пешком…»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Центр тяжести вездехода должен быть расположен очень низко для обеспечения устойчивости, и не должен быть расположен очень низко, поскольку вносить серьезные конструктивные изменения в вездеход по условиям задачи запрещено.

РЕШЕНИЕ:
«…Используем теперь такую хитрость: пусть груз будет расположен очень низко, у самого грунта, но не снаружи, а внутри вездехода. Спрячем груз в… колеса! Поместим туда металлические шарики или круглые камни – пусть перекатываются… Такое изобретение запатентовано в Японии для повышения устойчивости автопогрузчиков, тягачей, автокранов. Запомните этот прием, который называется «матрешка»: для экономии места можно расположить один предмет внутри другого…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «матрешка»
Принцип «местного качества»

КОММЕНТАРИЙ-2:
«…Прежде чем сказать: «Я решил изобретательскую задачу!» - обязательно спросите себя: «Какое противоречие я устранил?» Подвесить груз к вездеходу нетрудно, но подвешивать надо как можно ниже, а чем ниже расположен груз, тем чаще он будет задевать за камни и выступы. Попытка повысить устойчивость машины, не применяя изобретательской хитрости, приводит к ухудшению проходимости машины: вездеход перестает быть вездеходом…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям


суббота, 30 октября 2010 г.

Карточка №134 «Бунт на корабле»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Модели для творца. – Журнал «ТРИЗ» - №1, 1993.

СИТУАЦИЯ:
Во время гражданской войны Англия начала интервенцию против России, и в Одесский порт вошла английская эскадра. Местным большевикам удалось сагитировать матросов, чтобы они подняли на кораблях бунт. Командование эскадры узнало о готовящемся бунте в последнюю ночь. Что бы вы предприняли на месте командования? Большинство участников, а, главное, зачинщики мятежа, вам неизвестны.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мятежники должны быть на кораблях… и их не должно быть на кораблях.

РЕШЕНИЕ:
Представьте себя на месте командования. Логично предположить, что на каждом корабле сложился определенный порядок: есть группа мятежников, и в каждой группе – главарь. Как только он подаст сигнал – всё, сушите весла! Убрать каждого главаря напрямую мы не можем. Для того, чтобы мятежники не устроили беспорядок, надо расстроить порядок среди мятежников.

Всю ночь командование мятежников занималось «перетасовкой». Матросов небольшими партиями отправляли с корабля на корабль. К утру команда каждого корабля представляла собой «сборную солянку» с разных кораблей. Мятеж не состоялся. Главари не рискнули командовать незнакомыми матросами, а если бы и рискнули, те вряд ли рискнули бы подчиниться. После этого эскадра покинула Одессу и направилась в Англию, не решив задач интервенции, но и не потеряв ни одного корабля.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «дробление»
Прием «объединение»

КОММЕНТАРИЙ:
«Разделяй и властвуй» - принцип, издавна известный в политике.

КАТЕГОРИЯ:    
ТРИЗ в управлении
ТРИЗ в политике

пятница, 29 октября 2010 г.

Карточка №133 «Как измерить высоту пирамиды?»

ИСТОЧНИК:
Перельман Я.И., «Занимательная геометрия»
Мишкевич Г., «Доктор занимательных наук. Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана»

СИТУАЦИЯ:
Требуется простой, дешевый и понятный даже школьнику способ определения высоты объектов, недоступных непосредственному прямому измерению (высоких деревьев, сооружений и т.п.). Как быть?




СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измерительный инструмент должен быть… и его быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
«Самый легкий и самый древний способ – это без сомнения тот, которым греческий мудрец Фалес за шесть веков до нашей эры определил в Египте высоту пирамиды. Он воспользовался ее тенью. Фалес, гласит предание, избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту; в этот момент высота пирамиды должна также равняться длине отбрасываемой ею тени».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «копирование»

КОММЕНТАРИЙ:
Альберт Эйнштейн: «Первые основы геометрии должны быть заложены не в школьной комнате, а на вольном воздухе. Покажите мальчику, как измеряется площадь луга, обратите его внимание на высоту колокольни, на длину тени, отбрасываемой ею, на соответствующее положение Солнца – и он гораздо быстрее, правильнее и при этом с большим интересом усвоит математическое соотношение, чем когда понятие измерения углов, а то и какой-либо тригонометрической функции внедряются в его голову с помощью слов и чертежа на доске».

Следуя этому совету, Перельман написал поистине веселую «Занимательную геометрию». Книга начинается с воспоминаний далекого детства о том, как в роще под Белостоком лесничий с помощью простой дощечки молниеносно определял высоту деревьев. «Я был тогда очень молод, и такой способ измерения, когда человек определяет высоту дерева, не срубая его и не взбираясь на верхушку, являлся в моих глазах чем-то вроде маленького чуда».

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на измерение» по терминологии ТРИЗ.


четверг, 28 октября 2010 г.

Карточка №132 «А и Б сидели на трубе»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г., «И тут появился изобретатель»

СИТУАЦИЯ:
«…В химической лаборатории собрали установку для получения нового минерального удобрения. Две жидкости, назовем их А и Б, распылялись, превращаясь в потоки мелких капелек, причем капельки А двигались навстречу капелькам Б, соединялись, и получалось удобрение АБ.

    Так, во всяком случае, предлагали химики. Но когда установку запустили, оказалось, что кроме капелек АБ получаются еще и совершенно ненужные капельки АА и ББ.

     - А и Б сидели на трубе, - огорченно сказал химик. – Может быть, смешать жидкости заранее?

     - Нет, смешивать до распыления нельзя, - ответил другой химик. – Просто не знаю, как быть…

     И тут появился изобретатель.

     - Возьмите учебник физики, - сказал он. – Там вы найдете правило, которое поможет решить задачу.

     Как вы считаете: о каком правиле шла речь?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Капельки должны быть и капелек быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
«…Если полистать школьный учебник физики, нетрудно найти простое правило: одноименные заряды взаимно отталкиваются, разноименные – взаимно притягиваются. Зарядим капельки А положительно, капельки Б – отрицательно. Тогда при встречах двух потоков возникнут только капельки АБ…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Физический эффект (особенности взаимодействия одноименных и разноименных зарядов)

КОММЕНТАРИЙ:
«…Итак, сообразительность плюс немного школьной физики – и примерно 5% современных изобретательских задач будут вам под силу…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям

среда, 27 октября 2010 г.

Карточка №131 «О времена, о нравы…»

ИСТОЧНИК:
Парнов Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. - М., 1991.

СИТУАЦИЯ:
Средние века славились не только уникальными врачами, но и не менее искусными отравителями.

«…Пропитанная мышьяком книга, которую подсунули Карлу Девятому, не  Дюма. Известны ухищрения и почище: надушенные перчатки; отравленная свеча, погубившая еще Ногарэ; букет живых цветов, чей запах приносил мгновенную смерть; башмаки, надев которые упал бездыханным Хуан Австрийский…»

Верхом остроумия в те оригинальные времена считалась следующая забава: хорошенькая фрейлина предлагала сгоравшему от любви кавалеру разделить с ней персик, или, допустим, гранат, и спокойно съедала свою половину, в то время как несчастный молодой человек корчился в судорогах у ее ног. Как такое могло произойти?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Угощение должно быть отравлено… и не должно быть отравлено.

РЕШЕНИЕ:                                                         
Лезвие ножа, которым разрезался фрукт, с одной стороны было намазано ядом. Оставалось предложить незадачливому кавалеру «правильную» половинку угощения…

ИСПОЛЬЗОВАНЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «местного качества»

КОММЕНТАРИЙ:
Что тут скажешь… О времена, о нравы…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в средневековье

вторник, 26 октября 2010 г.

Карточка №130 «Управление временем: технологии на службе магии»

ИСТОЧНИК:
Притча

СИТУАЦИЯ:
На площади индийского города Дели сидит факир, развлекающий публику опытами с заколдованными змеями. Рядом с ним стоит слон.

Европейский турист подходит к факиру и осведомляется у него – не знает ли уважаемый факир, который час? Факир задумчиво поглаживает бородёнку, потом протягивает руку к… э-э-э… мужскому достоинству слона, шевелит этим, с позволения сказать, достоинством, и отвечает туристу: «Без четверти пять».

Шокированный подобной техникой узнавания времени турист отходит, но примерно через полчаса возвращается к факиру, внутренне сгорая от любопытства, и вновь спрашивает о времени. Факир повторяет свои манипуляции с «мужским достоинством» слона и отвечает: «А сейчас четверть шестого». Тут турист не выдерживает:

- Как вам удается узнать время, просто трогая слона за его… «достоинство»?! Что это за магия?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Части тела слона должны содержать информацию о текущем времени… и не должны содержать такую информацию.




РЕШЕНИЕ:
На это факир озадаченно ответил:
- Никакой магии. Я просто отодвигал рукой то, что мешало мне видеть часы на городской башне…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен
С позиции применяемого в ТРИЗ вепольного анализа (вещество1 – поле - вещество2: минимальная работоспособная модель технической системы) факир «разрушил вредный веполь».

КОММЕНТАРИЙ:
Подобную «магическую» технику узнавания времени продемонстрировал Данди по прозвищу «Крокодил» в одноименном фильме. Помните, как в походе он, просто взглянув на солнце, выдал «цивилизованной» спутнице время с точностью до нескольких минут? Она осталась изумленно хлопать в его сторону глазами, не подозревая, что, вылезая из лодки, Данди просто-напросто ненароком посмотрел на её наручные часы… Поистине, по-настоящему продвинутые технологии для непосвященного неотличимы от магии J

КАТЕГОРИЯ:
«Задача на обнаружение» по терминологии ТРИЗ




понедельник, 25 октября 2010 г.

Карточка №129 «Не так страшен черт, как его малютка!»

ИСТОЧНИК:

В.Гурганов, В.Долохов, «Сам себе волшебник»

СИТУАЦИЯ:
«…Федор проснулся и увидел все тот же замшелый валун. Не успел он окончательно прийти в себя, как послышался дикий гвалт и треск веток. На тропинку выкатился мохнатый клубок, оставляя по пути клочья шерсти. Докатившись до Федора, клубок распался, и перед ним оказались два черта. Прекратив драку, они радостно завопили:

- Сейчас мы тебя зажарим, человече!

Рука Федора привычно потянулась к сабле. Увидев его движение, черти дико загоготали. Старший достал из кармана игрушечную гаубицу. В мгновение ока она выросла до натуральных размеров.

- Тебе ли, Федюня, с нами тягаться? Ты естеством, а мы колдовством, - молвил младший.

Федор понял, что убежать не удастся. Он вспомнил сон, и внутри него голос Дундусы повторил напутствие: «Не отступай и не сражайся, будь в нуле!» Федора осенило – нужно уладить конфликт чертей:

- Стойте, окаянные! Чего деретесь?

- Помер у нас отец и оставил в наследство золотой песок. Так поделить не можем.

- Это не беда. Знаю, как вам помочь.

- Если обманешь, съедим. А если поможешь, одарим…»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Каждый из чертей должен сам поделить наследство, чтобы дележ вышел «по его справедливости»… и не должен сам поделить наследство, поскольку делить должен кто-то один.

РЕШЕНИЕ:
«…Федя хитро прищурился, глядя на старшего, и предложил тому поделить золотой песок поровну. Черт быстро разделил золотишко. Затем Федор предложил младшему выбрать понравившуюся кучку. В результате оба черта остались довольны…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств в структуре
Разделение противоречивых свойств во времени
Переход к бисистеме (сдвоенной системе): оба черта по очереди приняли участие в разделе наследства.

КОММЕНТАРИЙ:
«… - Да ты прямо Соломон! – обрадовались черти и провалились сквозь землю. А на их месте появился новенький, пахнущий свежей краской ковер-самолет. Взмыв в воздух, Федор обратил внимание на надпись, вспыхнувшую на ковре: «Всегда есть выход!»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям :)