воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Карточка №562 «Эх, дороги…»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Будучи курсантом военного училища, в числе других проходил я автоподготовку с обязательным вождением «УАЗ-469». Едем с инструктором-прапорщиком по Таллинскому шоссе, что в Красносельском районе на юго-западе Ленинграда. Я за рулем, молчаливый усатый инструктор справа от меня. Опыта мало; движение на дороге не слишком активное, но расслабляться не приходится. Эх, сейчас бы поддать газу, да ощутить скорость по-настоящему! Нельзя, присутствие сурового инструктора лихачить не дозволяет. За окном – февральский морозец, солнышко светит вовсю, благодать…

– Какой знак проехали?  голос инструктора вернул меня к действительности. Оказывается, был какой-то знак…

– Не знаю, товарищ прапорщик. Не углядел,  отвечаю виновато.

– Остановись-ка здесь, на обочине,  бросает прапорщик. – Будем учиться запоминать дорожную обстановку.

Как быстро привить курсанту способность внимательно относиться к тому, что он видит на дороге? В частности, как научить его запоминать дорожные знаки?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Прием для запоминания должен быть, чтобы ученик быстро усвоил урок, и приема быть не должно, чтобы не усложнять систему обучения.

РЕШЕНИЕ:
После того как я остановился, инструктор приказал мне отмотать бегом почти двести метров назад, рассмотреть пропущенный знак, так же бегом вернуться и доложить по всей форме. Бежать в сапогах по морозцу на виду у десятков водителей было нелегко и стыдно. А куда денешься? Ерепениться нельзя, ведь еще экзамен по вождению сдавать. Так я узнал, что пропустил знак, ограничивающий скорость. За время пробежки мое отношение к инструкторам и их методам обучения оформилось в конкретные и ёмкие выражения, но и наблюдательность сильно обострилась.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Психологический эффект
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:
Когда я, вернувшись, сбивающимся от бега голосом доложил инструктору про знак, прапорщик кивнул и велел трогаться с места, буркнув:

– В следующий раз знак не назовешь  заставлю кроме обязательной пробежки заглушить машину и заводить ее «кривым стартером».

Перспектива тягать на морозе заводную ручку мне крайне не понравилась. С той минуты ни один дорожный знак во время учебной езды не прошел мимо моего сознания. Правильно подобранная мотивация – великое дело в обучении.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ в обучении



Комментариев нет:

Отправить комментарий