ИСТОЧНИК:
Злотин
Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. – Кишинев: Лумина, 1989. – С.
20.
СИТУАЦИЯ:
Видный
советский ученый Петр Леонидович Капица был не только первоклассным
экспериментатором, но и обладал великолепным изобретательским чутьем. Однажды
при проведении эксперимента он в очередной раз столкнулся с острым
противоречием.
Представьте
себе уникальную электрическую машину, созданную для изучения свойств различных
веществ в сильных магнитных полях. Эта установка – ударный генератор – давала
ток в 72 тысячи ампер при напряжении в 3 тысячи вольт на протяжении сотой доли
секунды. Этого чрезвычайно короткого промежутка времени было вполне достаточно
для проведения запланированного эксперимента.
Однако
в момент подачи тока установка создавала небольшое «землетрясение», от которого
дрожала очень точная фиксирующая аппаратура. Это приводило к искажениям
результатов. Сотрудники предлагали Капице установить соответствующие
амортизаторы, смягчающие «подушки» и т.п. Однако было очевидно, что это
чрезвычайно усложнило бы установку, да и вряд ли дало бы нужный эффект. Капица
нашел другое решение, предельно простое и эффективное. А что предложили бы вы?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Механические
колебания должны воздействовать на измерительную аппаратуру, потому что
избавиться от толчков невозможно, и колебания не должны воздействовать на
измерительную аппаратуру, чтобы избежать искажений при фиксации результатов
эксперимента.
РЕШЕНИЕ:
Было
решено разнести части экспериментальной установки в пространстве. Генератор
поместили в одном конце помещения, а испытательный стенд – в противоположном.
Электрический ток распространяется со скоростью света, а механические колебания
– со скоростью звука, то есть значительно медленнее. Пока энергия толчков
дойдет до испытательного стенда, эксперимент длительностью в сотые доли секунды
будет уже завершен, «землетрясение» никак не отразится на результатах.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Разделение
противоречивых свойств во времени и пространстве
*Закон
согласования/рассогласования ритмики
*Принцип дробления:
а)
разделить объект на независимые части
*Принцип вынесения:
а) отделить
от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить
единственно нужную часть (нужное свойство)
КОММЕНТАРИЙ:
К
успеху привело использование комплекса приемов устранения противоречий.
Потребовалось разделить экспериментальную установку на две части и разнести их
в пространстве. Это позволило эффективно отделить от объекта вредное свойство.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
и наука
Комментариев нет:
Отправить комментарий