воскресенье, 10 сентября 2017 г.

Карточка №643 «Порядок в танковых войсках»

ИСТОЧНИК:
*Суворов В. Последняя республика. – М.: АСТ, 1997. (электронная версия книги)

СИТУАЦИЯ:
В 30-е годы XX века конструкторы танков в большинстве развитых держав (Германия, США, Великобритания, Япония) использовали устоявшуюся схему компоновки боевых машин: двигатель располагали на корме, а силовую передачу – спереди. Плюсы классической «немецкой» компоновки: легкость управления танком; возможность быстрого разворота на месте; хорошие условия для стрельбы с ходу; дополнительная защита экипажа, прикрытого, помимо лобовой брони, элементами трансмиссии.

Но есть и недостаток: требуется перекинуть от силовой передачи к двигателю карданный вал. Много места он не занимает, но над ним нужно установить пол вращающейся башни. Поэтому между полом башни и днищем корпуса образовывалось полое пространство, иногда до полуметра высотой. Эта ненужная пустота заставляет увеличить высоту танка, что ведет к увеличению силуэта и к повышенной уязвимости танка в бою. Это еще не всё: пустоту нужно закрыть дополнительной броней, а вес корпуса при этом возрастает на несколько тонн. Это требует более мощного и тяжелого двигателя. Снова возрастает вес. И так по замкнутому кругу. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Карданный вал должен быть, чтобы передавать крутящий момент, и карданного вала быть не должно, потому что он создает пустое пространство и снижает боевые качества танка.

РЕШЕНИЕ:
Конструкторы советских танков БТ, ИС, КВ и Т-34 радикально изменили компоновку, поместив двигатель и силовую передачу на корме. Карданный вал, создававший массу проблем, из схемы попросту исчез. Недостатки такого решения с лихвой компенсировались главным преимуществом: пол башни теперь можно было опустить на самое днище корпуса. Силуэт танка снизился, что уменьшило вероятность попадания в него с дальней дистанции. Вес боевой машины также уменьшился.

И заколдованные круги закрутились в обратную сторону: появилась возможность снизить вес и мощность двигателя, снять часть брони, брать меньше топлива… следовательно, еще больше уменьшить вес танка. Экономию веса конструктор мог теперь по своему выбору обратить на усиление брони, вооружения или ходовых характеристик.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Функционально-идеальное моделирование (свертывание)

КОММЕНТАРИЙ:
Не являюсь специалистом в области танкостроения, но могу предположить, что Суворов-Резун несколько преувеличил преимущества отечественной компоновки. Но даже если это так, суть дела не меняется: автор книги указал на сильный подход к конструированию техники.

Речь фактически идет о технологии свертывания, иначе называемой функционально-идеальным моделированием. Свертывание является действенным инструментом повышения идеальности технических систем. Смысл подхода состоит в создании системы с минимальным числом элементов при полном сохранении функциональности. Уместно привести здесь слова Михаила Кошкина, конструктора танка Т-34. Он утверждал, что самая лучшая деталь в танке та, которой в нем нет. В самом деле, такая деталь идеальна, она не может сломаться и подвести в самый ответственный момент...

Во второе воскресенье сентября в России традиционно отмечается День танкиста. С праздником!

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


Комментариев нет:

Отправить комментарий