воскресенье, 24 мая 2020 г.

Карточка №784 «Кое-что о шпаргалках»

ИСТОЧНИК:
*Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. – Петрозаводск: Карелия, 1977. – С. 85.
*Социалистическая индустрия. – 26 декабря 1973 г.

СИТУАЦИЯ:
О шпаргалках имеет представление любой, кому доводилось сдавать экзамены, даже если сам он такими незаконными подсказками никогда не пользовался. За многие столетия изобретательные школьники и студенты придумали множество видов носителей информации, при помощи которых можно тайком подсмотреть ответ на контрольное задание, не трудясь его запоминать заранее.

Самый распространенный вариант шпаргалки – свернутая гармошкой бумажка, исписанная мельчайшим почерком. Ее можно засунуть в карман, в галстук, в подпоротый заранее манжет, засунуть под колпачок авторучки. Подсказки пишут на линейках, футлярах для очков и даже на голых коленках, прикрытых юбкой. И как тут не вспомнить изобретательного студента из старой советской комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», с пользой, хотя и без особого успеха применившего свои радиолюбительские навыки?..

Вся сложность в том, что воспользоваться традиционной шпаргалкой не всегда возможно: бдительные преподаватели прекрасно знают о любых ухищрениях – они ведь и сами когда-то были студентами. А потому укрыть даже самую превосходную «шпору», составленную мелким почерком на тонкой папиросной бумаге, крайне сложно. И как же быть нерадивому школяру? Зубрить материал? Как бы не так!..

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Шпаргалка должна быть, чтобы можно было списать ответ, и шпаргалки быть не должно, потому что пользоваться ею на экзамене крайне сложно – опытный преподаватель способен выявить факт использования самой виртуозной шпаргалки.

РЕШЕНИЕ:
Вот одно из оригинальных решений, которое, впрочем, не нашло понимания у строгих, придирчивых и бездушных преподавателей:

«…Однажды палатку галантерейных товаров близ университетского здания в Инсбруке осадила толпа студентов. Поступившие в продажу дамские блузки из синтетической пряжи были раскуплены моментально. Секрет успеха торговцев заключался в том, что блузки были испещрены необычным узором. Он состоял из математических и химических формул. Каждая студентка таким образом приобретает себе шпаргалку и становится учебным пособием для своих соседок. Администрация университета была вынуждена провести несколько внеочередных заседаний, чтобы обсудить создавшееся положение. После горячих дискуссий носить новые блузки было разрешено. Но только на лекции. Надевать их на экзамен, естественно, запретили».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект – переносящий или передающий действие
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудалимый) объект

КОММЕНТАРИЙ:
Интересно, что некоторые преподаватели поощряют студентов к написанию шпаргалок, полагая, что самостоятельная работа над таким документом сама по себе помогает усвоить материал. Автору известен случай, когда преподаватель предлагал студентам перед экзаменам предъявлять свои шпаргалки и по их качеству выставлял оценку за экзамен. Если, конечно, не было сомнений в том, что студент трудился над шедевром сам.

И всё же лучший способ устранить шпаргалки – это выносить на экзамен задания, по которым нет контрольных ответов в источниках. При решении таких задач никакие подсказки в виде формул не помогут: здесь нужно демонстрировать умение самостоятельно мыслить. Примером могут служить так называемые «задачи Капицы». О них как-нибудь в другой раз.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении


Комментариев нет:

Отправить комментарий