ИСТОЧНИК:
*Толстой
Л.Н. Как мужик убрал камень // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. – М.:
Художественная литература, 1982. – Т. 10. – С. 58.
*Окружающий
мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С.
А. Трафимова, Л. А. Царевой. – М.: Издательство «Учитель», 2014. (электронная
версия книги)
СИТУАЦИЯ:
«На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал
много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как
убрать этот камень и сколько это будет стоить.
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и
потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал,
что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это
будет стоить 6000 рублей.
А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей».
Что
предложите вы?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Камень
должен находиться на площади, потому что вывоз его – очень затратное дело, и
камня на площади быть не должно, чтобы он не мешал езде по городу.
РЕШЕНИЕ:
«У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле
самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и
заровняю землею.
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную
выдумку».
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а)
отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот,
выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Принцип местного качества:
в)
каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее
работе
*Принцип перехода в другое измерение:
а) …Задачи, связанные с движением
(или размещением) объектов в одной плоскости, упрощаются при переходе к
пространству трех измерений.
КОММЕНТАРИЙ:
Известно
еще одно решение сходной задачи:
«Лежал в лесу огромный камень. Строили там дорогу, и понадобилось
убрать камень. Он был так велик и тяжел, что нельзя было его поднять и увезти.
Один крестьянин взялся убрать камень и развел вокруг него огромный
костер. Когда камень накалился, крестьянин стал поливать его холодной водой.
Потом опять развел костер и опять облил раскаленную глыбу водой. Когда он
проделал это несколько раз, камень раскололся на куски. Приехал тогда
крестьянин с телегой и в несколько дней перевез обломки».
Что
произошло? При нагревании все твердые тела расширяются, а после охлаждения
сжимаются. При резком многократном перепаде температур структура камня изменилась, он
утратил свою прочность и разрушился. Использован изобретательский принцип дробления, когда
объект разделяется на части, измельчается.
Какой
из двух способов требует меньших трудовых и финансовых затрат – решать заказчику и исполнителю.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в быту
ТРИЗ
– детям
Комментариев нет:
Отправить комментарий