воскресенье, 19 мая 2024 г.

Карточка №994 «Электронный плен»

ИСТОЧНИК:
*Виктор Кротов, «Сны… про электронный плен», рассказ

СИТУАЦИЯ:
Сюжет фантастической зарисовки таков: герой рассказа завершает работу по созданию искусственного интеллекта. Почти готова модель внутреннего мира человека, в которую включены практически все потоки его чувств и повседневных ощущений. Главной продукцией модели должна стать искусственная мысль, которую будет невозможно отличить от естественной.

И тут создатель искусственной модели человеческого сознания замер: а что, если этот эксперимент уже кем-то успешно осуществлен? И его собственное сознание – результат действия хитроумной программы, которой вполне по силам смоделировать не только ощущение удобства от мягкого кресла, но и само сомнение, которое вдруг овладело изобретателем?

«…Я вскочил, потрясенный. Боже мой, да есть ли вообще способ распознать природу собственного сознания? Ведь какой бы аргумент я ни придумал, он точно так же может оказаться результатом действия специального блока, созданного достаточно квалифицированным программистом!.. Есть ли выход из этой ловушки, кроме сумасшествия (означающего в свою очередь всего лишь сбой программы)? Даже если все это сон, если я ущипну себя и проснусь, что мне делать наяву с этой навязчивой идеей?»

Итак, по каким признакам носитель сознания может определить, что он – реальный человек, а не искусно смонтированная программа?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Признак, указывающий на искусственный характер сознания, должен быть, чтобы отличить его от естественного сознания, и такого признака быть не должно, чтобы искусственное сознание воспринималось как реальное.

РЕШЕНИЕ:
«И тут я вспомнил... Я выключил компьютер, сбросил средневековый халат, накрыл им клавиатуру, снова сел в кресло и закрыл глаза. Были в моей жизни мгновения, которые невозможно закодировать. И в них, прежде всего в них, таилась расшифровка всех остальных иероглифов сознания... Теперь я готов был проснуться». 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Мобилизация ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
Автор рассказа не дает однозначного и прямого ответа на поставленный им же вопрос. Здесь есть о чем подумать. А задача эта далеко не праздная – над ней ломают голову создатели систем искусственного интеллекта и виртуальных реальностей.

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение
Развитие творческого воображения




1 комментарий:

  1. Возможно, ответ следует искать не в голове. Психологи пытались найти секрет творчества и не нашли ничего. Но кто-то обратился к патентам и обнаружил его. Ища секрет полёта, мы смотрели на крылья птиц, но ответ крылся в аэродинамике. Задача компьютерной томографии казалась неразрешимой, пока не было найдено решение через определение распределения пространственных скоростей звёзд на основе их радиальных скоростей. Так и в этом случае, мы ищем не там.

    ОтветитьУдалить