воскресенье, 14 июля 2024 г.

Карточка №1002 «Универсальная машина Шурупчика»


ИСТОЧНИК:
*Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе: Романы-сказки – М.: Издательский дом ОНИКС, 1999. – С. 117-118.
*Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1969. – С. 48-64.

СИТУАЦИЯ:
Механик Шурупчик, малыш-коротышка из сказки Николая Носова, задался целью построить универсальный автомобиль, который мог бы противостоять авариям. Допустим, что во время езды по пересеченной местности машина перевернулась набок или на крышу. Как быть? Обычный автомобиль в этом случае становится совершенно беспомощным. Без использования спецтехники его в прежнее положение вернуть не получится. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Автомобиль должен быть перевернут, потому что он потерпел аварию, и не должен быть перевернут, чтобы можно было продолжить движение.

РЕШЕНИЕ:
Шурупчик разработал особую конструкцию автомобиля. Его машина имела четыре колеса снизу и четыре колеса сверху. Обычным образом автомобиль идет на нижних колесах. Если же машина при езде по бездорожью перевернется, в работу включаются дополнительные колеса, которые установлены под углом друг к другу, наклонно. Такой транспорт способен ездить и на боку, и даже вверх ногами.

Но и это еще не все. В задней части машины находилось приспособление для стирки белья, которое могло работать даже во время движения. На остановках машина Шурупчика могла месить глину, рубить дрова и даже чистить картошку.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Закон повышения степени идеальности технической системы
*Принцип универсальности:
а) объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах

КОММЕНТАРИЙ:
Автомобиль изобретательного коротышки был поистине универсальным, приближающимся к известному в ТРИЗ понятию идеальной машины. «Идеальная машина» работает не от случая к случаю, а всегда, причем основные и дополнительные функции она выполняет в полную меру своих расчетных возможностей.

Единственный вопрос к конструкции автомобиля Шурупчика: получается, что его колеса установлены под углом 45 градусов друг к другу. Как в этом случае осуществлять повороты? Насколько я понимаю, в традиционной схеме рулевого механизма приходится иметь дело с одновременным поворотом колес, которые установлены под прямым углом к дороге и параллельно друг другу. Здесь проблем с одновременным поворотом колес не возникает. А вот в схеме с наклонными колесами?.. Видимо, эта проблема тоже может быть решена, но как именно – представить себе не могу.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям



Комментариев нет:

Отправить комментарий