воскресенье, 26 сентября 2021 г.

Карточка №855 «Находчивый барон»

ИСТОЧНИК:
*Мультипликационный фильм «Приключения Мюнхаузена» (СССР, 1973). (В титрах мультфильма именно «Мюнхаузен», а не «Мюнхгаузен»).

СИТУАЦИЯ:
Барон Мюнхгаузен, по его собственным словам, тысячи раз попадал в безвыходные положения, но поразительное мужество и невероятная находчивость всегда выручали его.

Как-то раз в Африке барон охотился на уток. И тут за ним погнался лев. Барон, оставшийся без ружья, вынужден был спасаться бегством. Куда спрятаться от разъяренного льва? Мюнхгаузен отчаянно бросился в воду, но на этом его злоключения не закончились. Теперь за ним принялся охотиться крокодил. Поспешно улепётывая от этого зубастого хищника, барон выбрался на берег, где вновь лицом к лицу столкнулся со львом. Опасность грозит Мюнхгаузену с обеих сторон. Лев решительно изготовился для прыжка, крокодил разинул свою пасть… Как спастись барону?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мюнхгаузен должен справиться с хищниками, чтобы остаться в живых, и не должен справиться с ними, потому что лев и крокодил сильнее и проворнее человека.

РЕШЕНИЕ:
В самый последний момент барон поднялся в воздух, схватив за лапы двух уток, а прыгнувший на него лев очутился в пасти у крокодила. Мюнхгаузен был спасен, а кровожадные хищники обезвредили друг друга.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами

КОММЕНТАРИЙ:
К изобретательской реальности эта выдуманная от начала и до конца охотничья байка никакого отношения вроде бы не имеет. Но сказка – ложь, да в ней – намек… Иногда мы и в самом деле можем взаимно уничтожить два вредных фактора, совместив их друг с другом. Вот как пишет об этом автор теории решения изобретательских задач Генрих Альтшуллер:

«Есть вредный фактор, с которым надо бороться. Идеально, чтобы этот фактор исчез сам по себе. Пусть сам себя устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором. Нет, пожалуй, самое идеальное - пусть вредный фактор начнет приносить пользу...». 
(Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – С.53)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям


Комментариев нет:

Отправить комментарий