*Мультипликационный
фильм «Приключения Мюнхаузена» (СССР, 1973). (В титрах мультфильма именно «Мюнхаузен», а не «Мюнхгаузен»).
СИТУАЦИЯ:
Барон
Мюнхгаузен, по его собственным словам, тысячи раз попадал в безвыходные
положения, но поразительное мужество и невероятная находчивость всегда выручали
его.
Как-то
раз в Африке барон охотился на уток. И тут за ним погнался лев. Барон,
оставшийся без ружья, вынужден был спасаться бегством. Куда спрятаться от
разъяренного льва? Мюнхгаузен отчаянно бросился в воду, но на этом его
злоключения не закончились. Теперь за ним принялся охотиться крокодил.
Поспешно улепётывая от этого зубастого хищника, барон выбрался на берег, где вновь лицом к лицу столкнулся со львом. Опасность грозит Мюнхгаузену с обеих
сторон. Лев решительно изготовился для прыжка, крокодил разинул
свою пасть… Как спастись барону?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мюнхгаузен
должен справиться с хищниками, чтобы остаться в живых, и не должен справиться с
ними, потому что лев и крокодил сильнее и проворнее человека.
РЕШЕНИЕ:
В
самый последний момент барон поднялся в воздух, схватив за лапы двух уток, а прыгнувший на него лев очутился в пасти у крокодила. Мюнхгаузен
был спасен, а кровожадные хищники обезвредили друг друга.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип
«обратить вред в пользу»:
б)
устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами
КОММЕНТАРИЙ:
К изобретательской реальности эта выдуманная от начала и до конца охотничья байка никакого отношения вроде бы не имеет. Но сказка
– ложь, да в ней – намек… Иногда мы и в самом деле можем взаимно уничтожить
два вредных фактора, совместив их друг с другом. Вот как пишет об этом
автор теории решения изобретательских задач Генрих Альтшуллер:
«Есть вредный фактор, с
которым надо бороться. Идеально, чтобы этот фактор исчез сам по себе. Пусть сам
себя устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором.
Нет, пожалуй, самое идеальное - пусть вредный фактор начнет приносить
пользу...».
(Альтшуллер Г.С.
Творчество как точная наука – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – С.53)
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
– детям
Комментариев нет:
Отправить комментарий