четверг, 9 сентября 2010 г.

Карточка №40 «Бедный, бедный Маугли!..»

ИСТОЧНИК: 
анекдот

СИТУАЦИЯ:
"Как-то раз, бегая по джунглям, Маугли наткнулся на слоненка Хатхи, упавшего в яму, вырытую браконьерами. Долго пытался добрый и великодушный Маугли вытащить беспомощно мычавшего слоненка…"

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Слоненок должен быть над ямой, чтобы выбраться из неё, и слонёнок не должен быть над ямой, поскольку Маугли не под силу поднять тяжеленное животное в одиночку.

РЕШЕНИЕ-1:
"…Добрый мальчик так и не смог вытащить бедного малыша Хатхи, но яму на всякий случай всё-таки закопал, чтобы другие слоники в неё не падали…"

КОММЕНТАРИЙ:
ТРИЗ "по-индийски"... Да простят меня наши индийские друзья... В конце концов, индийский слон всегда был лучшим другом российского слона :)



РЕШЕНИЕ-1А:
Попробуем пораскинуть мозгами и предложить альтернативное решение «шутейной» задачки, способной выбить слезу не то что у ребенка, но и у взрослого человека :).

Из приведенного анекдота не вполне ясно, насколько глубокой и широкой была яма и в каком положении в ней находился слонёнок. Для простоты допустим, что яма была вырыта на взрослого слона, так что наш вислоухий малыш вполне мог стоять на дне ямы и, как минимум, переминаться с ноги на ногу.

Теперь Маугли достаточно постепенно подсыпать в яму под ноги слонику землю (песок). Слоник, переступая, станет подминать грунт под себя, постепенно возвышаясь над прежним дном ямы. Дно медленно «поднимается», слоник продолжает переступать… и вскоре появляется из ямы настолько, что сможет вылезти самостоятельно…. Уф… Ничего не напутал?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых требований в пространстве и во времени.
Слонёнок постепенно возвышается над ямой, поскольку песок, который Маугли закидывает ему под ноги, всё время утрамбовывается (дно ямы поднимается вместе со слоненком).

КОММЕНТАРИЙ:
Надеюсь, Уважаемый Читатель, ты не принял рассмотренный юмористический пример решения задачки настолько всерьез, чтобы вписать его в раздел «ТРИЗ – детям»?.. :)


Карточка №39 «Income, гоу хоум!»

ИСТОЧНИК:
«Income System»

СИТУАЦИЯ:
Задумывался ли ты, Уважаемый Читатель, а реально ли в наши дни построить бизнес с помощью Интернет и начать получать от него постоянно растущий доход?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Бизнес должен быть, чтобы получать основной или дополнительный доход, и бизнеса быть не должно, поскольку открытие и ведение своего дела во все времена было чрезвычайно рискованным и трудоемким процессом, успеха в котором достигают лишь единицы.


РЕШЕНИЕ:
Цитирую «Income System» (информация для размышления):

«…Один наш друг, Майкл, получил от нас забавное прозвище – Мамонт, за его неспособность меняться и адаптироваться к окружающему миру. Судите сами, Мамонт купил свой первый пейджер, когда все его друзья уже вовсю пользовались SMS. Он перешел с магнитофонных кассет на CD-диски, когда мы уже слушали музыку с помощью MP3-плееров.

Но самое главное заключается в том, что Мамонт занимается ремонтом пишущих машинок, которые перестали выпускать лет 10 назад. Мамонт постоянно жалуется на сокращение числа клиентов на его работе, и на то, что в свое время его родители не предоставили ему возможность освоить еще какую-либо профессию. Но Майклу даже не приходит в голову попробовать себя в чем-то ином. Одним словом, Мамонт.

 А что бы вы делали на месте Майкла?

Иногда нам кажется, что ледниковый период пережили миллионы "мамонтов", большая часть из которых окружает нас каждый божий день.

Итак, теперь-то вы точно знаете, почему мы решили развивать свой бизнес именно с помощью Интернет?

За последние 15-20 лет мир волшебным образом изменился и впервые предоставил большинству людей реальную возможность по-настоящему преуспеть в этой жизни. Только взгляните:

Еще вчера для того, чтобы начать международный бизнес, вам нужны были инвестиции как минимум сотен тысяч долларов, сегодня достаточно лишь сотни.

Для того чтобы развивать бизнес даже на локальном уровне, вам требовались специальные протекции и связи, сегодня вам достаточно лишь иметь доступ  в Интернет.

Для продвижения любой услуги или продукции вам требовался персонал, складские и магазинные помещения, сегодня вам достаточно иметь лишь страницу в Интернет.

Раньше вы должны были быть привязанным к делу, в которое вложили огромные деньги, убегая домой, чтобы немного поспать или перекусить, сейчас же вы можете отправиться в любую точку мира, чтобы отдыхать или путешествовать, контролируя ход дел прямо оттуда.

В прошлом доверить кому-либо контроль над своим делом даже не представлялось возможным, а сегодня за вас это могут делать всевозможные инструменты.

Раньше большая часть малого бизнеса была основана на изнурительном поиске местных клиентов, сегодня потенциальными покупателями могут быть люди со всего мира.

Также важно отметить, что благодаря Интернету, сегодня возможность работать на себя и разбогатеть предоставлена абсолютному большинству людей. Те, кто раньше был вынужден трудиться на людей, способных вести свой бизнес, сегодня получили шанс наконец-таки вырваться из «крысиных бегов» и начать работать на себя.

Проще говоря, если вы хотите сегодня преуспеть, то вы можете:

·                  Стартовать с парой сотен долларов в кармане;
·                  Развивать бизнес по всему миру;
·                  Развивать бизнес из любой точки мира.
·                   
Для этого вам необходимо иметь:

·                  Доступ в Интернет.
·                  Персональный сайт.
·                  Знания и навыки использования инструментов.



Хотите узнать, что сделала наша команда Income System год тому назад? Мы скупили курсы по обучению личностному развитию, интернет-маркетингу, копирайтингу и многим другим вещам, позволяющим стать профессионалами в интернет-бизнесе, мы обучались у различных авторов тому, как поднять уровень и качество своего дела

…Чтобы мы сделали на вашем месте? Мы бы действовали точно так же, мы бы скупили все книги и курсы, мы бы погрузились в изучение деталей, с помощью которых смогли бы стать привлекательными мастерами бизнеса, в том числе и в Интернет…

Мы в состоянии рассказать и показать вам то, что необходимо делать и в каком направлении вам необходимо двигаться, но, в любом случае, вам предстоит самим научиться быть личностью, способной обучаться, меняться, действовать, повышая свою стоимость на рынке…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
 В «Income System» использован целый комплекс приемов устранения противоречий в системах.

Основной момент – комплексное повышение идеальности «бизнес-системы»  в области электронной коммерции, в полном соответствии с законом повышения идеальности (по терминологии ТРИЗ).

КОММЕНТАРИЙ:
Как минимум, информация достойна того, чтобы рассмотреть её более детально на безопасном расстоянии и примерить к своей жизненной ситуации.


КАТЕГОРИЯ: 
ТРИЗ в бизнесе



Карточка №38 «Ох уж эти сыщики…»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г.С. И тут появился изобретатель…/Ил. А.Шабельника; Обложка С.Сачкова – М.: Дет. Лит, 2000 – с.18-19

СИТУАЦИЯ:
Цитата: «Одна зарубежная фирма покупала у другой подсолнечное масло, привозя его в автоцистерне ёмкостью 3 000 литров. И вот обнаружили, что каждый раз не хватает 20-30 литров. Стали проверять отмеряющие приборы - всё в порядке. Посмотрели пломбы на заливном люке, проверили герметичность цистерны - тоже всё в порядке. Учли, что несколько литров масла могут остаться в виде плёнки на стенках цистерны, но нехватка была значительно больше. Тогда пригласили опытного детектива. Однако и он ничего не обнаружил: машина нигде не останавливалась, водитель ничего не отливал из цистерны. Детектив в недоумении развёл руками...

И тут появился изобретатель. "Ох, уж эти сыщики! - сказал он. - Всё ведь так просто, надо было только немного подумать". И объяснил, в чём дело. А вы как считаете?»

(Ил. А.Шабельника)

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Масло должно быть похищено, так как обнаружена недостача, и не должно быть похищено, поскольку опытный детектив кражи не выявил.

РЕШЕНИЕ:
«…Водитель заранее подвешивал ведро внутри пустой цистерны. Когда в цистерну заливали масло, ведро тоже наполнялось. Цистерна шла на завод, масло сливали, и водитель доставал наполненное ведро…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать заранее»

КОММЕНТАРИИ:
ТРИЗ в криминалистике :)


*******


Информационный ресурс TIR-ex - это удобный подручный инструмент, созданный для быстрого и эффективного поиска потенциального грузоперевозчика на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вы с лёгкостью найдёте ту транспортную компанию или автомобиль, которые Вам необходимы для решения Ваших задач! Для поиска достаточно задать нужный запрос, и система отфильтрует транспорт и компании, подходящие Вам по всем критериям. Вы получите полную контактную информацию, что позволит Вам сэкономить время и деньги!

Карточки №37 «Вы шуміце, шуміце над мною, бярозы» … или «Вот, Славик!»

ИСТОЧНИК:
Роберт Антон Уилсон, «Квантовая психология»

СИТАУЦИЯ:
«…Семантический шум также, похоже, преследует любого рода коммуникационные системы. Человек может искренне сказать: «Я люблю рыбу», и каждый из двух слушателей поймет его правильно, но каждый при этом может нейросемантически сохранить эту информацию в своем мозгу под совершенно разными категориями. Один может подумать, что говорящий любит есть рыбу на обед, а другой — что тот любит держать рыбу в аквариуме. 


Из-за семантического шума вас иногда даже могут принять за сумасшедшего, как это случилось с доктором Полом Уотцлавиком (он приводит этот пример в нескольких своих книгах). Доктор Уотцлавик впервые обратил внимание на эту психотомиметическую функцию семантического шума, когда прибыл на новую работу в одну психиатрическую больницу (примечание: «психотомиметический» - буквально – подражающий психозу. Сейчас этот термин используется для того, чтобы характеризовать средства, вызывающие состояние, подобное психотическим расстройствам или симптоматичное для них).

Он направился в кабинет главного психиатра, где в приемной за столом сидела женщина. Доктор Уотцлавик решил, что это секретарша босса. 

— Я Уотцлавик, — объявил он, предполагая, что «секретарша» должна знать о том, что он должен прийти. 

— А я вас так не называла, — ответила женщина. 
Немного обескураженный, доктор Уотцлавик воскликнул: 
— Но это я себя так называю! 
— Тогда почему вы только что это отрицали? 

* Поскольку при переводе с английского, похоже, в данном случае не удастся избежать семантического шума, приведем оригинальный диалог: I am Watzlavick. - I didn't say you were. - But I am. - Then why did you deny it? - Здесь и далее прим. перев., если не указано иначе. 

В этот момент ситуация представилась доктору Уотцлавику в совершенно ином свете. Женщина была никакой не секретаршей. Он классифицировал ее как пациентку-шизофреничку, которая случайно забрела в помещения для персонала. Естественно, он стал «обращаться» с ней очень осторожно…»
Как такое могло произойти?

ОБЪЯСНЕНИЕ:
«…Его новое предположение кажется вполне логичным, не правда ли? Только поэты и шизофреники изъясняются на языке, который не поддается логическому анализу. Причем поэты, как правило, не используют этот язык в будничном разговоре, да еще так спокойно и непринужденно. Поэты произносят экстравагантные, но при этом изящные и ритмичные фразы — чего в данном случае не было. Но интереснее всего то, что этой женщине сам доктор Уотцлавик показался явным шизофреником. Дело в том, что из-за шума она услышала совершенно другой диалог. Странный человек подошел к ней и заявил: «I am not Slavic.» («Я не славянин»). Многие параноики начинают разговор с такого рода утверждений, которые для них имеют жизненно важное значение, но для остальных людей звучат несколько странно. «А я вас так не называла», — ответила она, стараясь успокоить его. «Но это я себя так называю!» — парировал странный человек и сразу же вырос в ее понимании от «параноика» до «параноидального шизофреника». «Тогда почему вы только что это отрицали?» — резонно спросила женщина и начала «обращаться» с ним очень осторожно. Каждый, кому приходилось разговаривать с шизофрениками, знает, как себя чувствуют оба участника подобного разговора. Общение с поэтами обычно не причиняет такого беспокойства.»



ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Описанный Р.А.Уилсоном случай – типичная «исследовательская» задача по терминологии ТРИЗ. Её следовало бы перевести в задачу «изобретательскую», выяснить причину нарушенной коммуникации и сделать вывод о наличии коммуникационной помехи – «семантического шума» (кстати, это один из «психологических», или даже точнее, - «психосемантических» эффектов, достойный упоминания в соответствующем «Указателе эффектов и явлений…»)

КОММЕНТАРИЙ:
«В дальнейшем читатель заметит, что этот коммуникационный сбой имеет гораздо больше сходства со многими знаменитыми политическими, религиозными и научными дебатами, чем мы обычно догадываемся…»

А нельзя ли использовать такой «вредный» фактор как «семантический шум» с пользой? Безусловно, можно. Достаточно вспомнить детские способы защиты информации от несанкционированного доступа со стороны взрослых, знакомые многим Читателям: «СеЛАрёЛИга, выЛАхоЛУди!» :)

КАТЕГОРИЯ: 
ТРИЗ в психологии


Карточка №36 «Мурзилка International»

ИСТОЧНИК:
А.Семенов, «12 агентов Ябеды-Корябеды»

СИТУАЦИЯ:
«Злая вошебница Ябеда-Корябеда заканчивала ужин.
Она съела крысу без хвоста, вытерла рот бумажной салфеткой и сказала: «Вкусно!» Затем повернулась к своим верным людям, которые почтительно стояли поодаль.

Их было двенадцать, и каждый имел свою кличку: Жадина, Говядина, Солёный, Барабан, Эники, Бэники, Дора-1, Дора-2, Помидора, Коготь, Локоть и Кулак.

- Итак, напоминаю задание. Вы должны войти в контакт с ребятами, завоевать их доверие и начать хулиганско-диверсионную работу.

Вы должны ссорить их между собой, учить их шалопайничать, ябедничать и сваливать вину на друга.

Для того, чтобы вам было легче выполнить задание, части из вас придана внешность мальчишек, части – девчонок. Сегодня ночью вы будете сброшены в окрестностях большого города.

На следующее утро Мурзилке была доставлена фотография секретного сборища. Она была сделана через щель почтового ящика.


- Все ясно, - сказал Мурзилка, - восемь из них – мальчишки и четверо – девчонки.

1. Как он об этом узнал?

РЕШЕНИЕ:
Решение за тобой, Уважаемый Читатель…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Необходимо перевести «исследовательскую» задачу в обычную изобретательскую, сформулировать противоречие, оценить «ресурсы» и найти ответ.

КОММЕНТАРИЙ:
Перед нами бисистема (мальчики и девочки) со сдвинутыми характеристиками (особенности одежды)...

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям

Карточка №35 «Калаши! В короткую очередь СТАНОВИСЬ!»

ИСТОЧНИК:
Личный опыт
Иные общедоступные источники

СИТУАЦИЯ:
…Помню, как во время первых учебно-тренировочных стрельб из АКМ («Автомат Калашникова») нас наставлял старшина опытный и не по годам мудрый старшина Игорь Николаевич:

«Ваша задача – научиться стрелять короткими очередями – по 2-3 выстрела за раз. Более длинные очереди снижают «кучность» попадания и ведут к неэффективному расходованию боеприпасов. Одиночные выстрелы экономичнее, но не так эффективны, как очереди по 2-3 выстрела. Так что учитесь правильно формировать очередь. Для этого давно придуман прием: нажимая на спусковой крючок, считайте «про себя» «Двадцать два», и отпускайте крючок. Этого времени как раз достаточно, чтобы из ствола вылетели 2-3 пули…»

Стоит ли говорить, что для отработки подобного приема и создания устойчивого навыка понадобилась уйма времени… Вот если бы возможность вести огонь очередями по 2-3 выстрела была технически «встроена» в оружие!.. Но на сегодняшний день «переводчик огня» у АКМ (насколько мне известно) имеет только два положения: одиночный огонь и «безразмерная» очередь… Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Точно не определено. Ваш вариант?

РЕШЕНИЕ:
«…Например штатная винтовка армии США М16 имеет в качестве основного режима огня не автоматический, как у автоматов, а одиночный. (...) Современная общевойсковая модификация этого оружия вообще лишена возможности вести автоматический огонь, вместо чего она имеет режим стрельбы короткими очередями с «отсечкой» по 3 выстрела…»

Чем АКМ-то хуже?..

«…Абсолютное большинство современных пистолетов являются самозарядными, некоторые могут вести также полностью автоматический огонь (советский АПС, австрийский Глок-18) или огонь очередями фиксированной длины (итальянский берета 93R), однако эта возможность используется достаточно редко, так как малая масса пистолета приводит к большому рассеиванию пуль при стрельбе, а в случае увеличения массы и, часто, размеров, оружие переходит в класс пистолетов-пулеметов...»

«…у более современных систем (например, американской винтовки М16) УСМ (ударно-спусковой механизм – С.М.) обычно выполняется в виде отдельного легкосъёмного блока, допускающего быструю замену для получения различных модификаций (самозарядной снайперской, с возможностью ведения огня очередями фиксированной длины, и так далее)…

Как еще один из недостатков АК, связанных с конструкцией его УСМ, часто также называют неудобное расположение переводчика-предохранителя и четкий щелчок при снятии оружия с предохранителя, якобы демаскирующий стрелка перед открытием огня (противоречие: щелчок должен быть, чтобы стрелок знал – перевод огня в другой режим произведен, и щелчка не должно быть, чтобы не выдать своего присутствия… - С.М.)…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: ?
Принцип «местного качества»

КОММЕНТАРИЙ:
Сходная техническая задача – в парашютном деле. После выхода из самолета (вертолета) парашютисту рекомендуют считать «про себя»: «Двести двадцать два», после чего дернуть за «кольцо». Автор этих строк по опыту знает, что в момент отрыва от самолета мысль у новичка может быть лишь одна из приведенных ниже:

«Ой, мама, роди меня обратно!..»
«Ох, зачем я маленьким не сдох, а ведь моХ…»
«Перед самым боем, мама, я думал в основном о тебе…»

Если честно, то при совершении первого прыжка автор примерно такими категориями и мыслил… Так что парашют открылся САМ, принудительно… :)


Карточка №34 «Тятя! Тятя! Наши SETI притащили мертвеца!..»

ИСТОЧНИК:
Проект SETI (англ. SETI, Search for Extraterrestrial Intelligence) — проект по поиску внеземных цивилизаций http://ru.wikipedia.org/wiki/SETI
Е.А.Абрамян, "Еще раз о будущем цивилизации и проблеме SETI"
Иные общедоступные источники


«Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
«Тятя! Тятя! Наши сети
Притащили мертвеца…»
(А.С.Пушкин,«Утопленник»)

СИТУАЦИЯ:
«Некоторые астрономы давно считают, что планет во Вселенной так много, что даже если малая их часть пригодна для жизни, то тысячи или даже миллионы планет должны быть обитаемыми. Последние достижения астрономии и физики укрепили представление о существовании многих планетных систем, пригодных для жизни. Но если где-нибудь там существуют развитые цивилизации, то как нам установить с ними контакт?»

МЕТОДИКИ:
Существует два подхода к поискам внеземного разума:

* Искать сигналы внеземных цивилизаций. Рассчитывая на то, что собратья по разуму также будут искать контакт. Основных проблем данного подхода три: «Что искать? Как искать? Где искать?»

* Посылать так называемый «сигнал готовности». Рассчитывая на то, что кто-то будет искать этот сигнал. Основные проблемы данного подхода фактически аналогичны проблем подхода первого, за исключением меньших технических проблем.


ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Внеземная Цивилизация должна быть обнаружена, чтобы установить с ней контакт, и ВЦ не должна быть обнаружена, потому что практически не вполне ясно: «Что искать? Как искать? Где искать?»

РЕШЕНИЕ:
Насколько мне известно, «контрольный» ответ, который полностью удовлетворил бы ученых, исследователей, «поисковиков», до сих пор не найден.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: ?
Типичная задача на «обнаружение» по терминологии ТРИЗ.
Цитата:

«КЛАСС 4. СТАНДАРТЫ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ СИСТЕМ

4.1. ОБХОДНЫЕ ПУТИ

Измерения и обнаружения в системах обслуживают главное - "изменительное" - действие. Поэтому желательно так перестроить главное действие, чтобы оно исключало необходимость (или сводило к минимуму) измерительно-обнаружительного действия. Конечно, не в ущерб точности.

4.1.1. Вместо обнаружения и измерения - изменение системы

Если дана задача на обнаружение или измерение, целесообразно так изменить систему, чтобы вообще отпала необходимость в решении этой задачи» (выделено мной – С.М.)
http://www.altshuller.ru/triz/standards.asp#4

КОММЕНТАРИЙ:
При решении задач на «обнаружение» целесообразно внимательно приглядеться к главной полезной функции (ГПФ) рассматриваемой системы.

Какова цель поиска ВЦ? Каковы НАШИ мотивы?

- избавление от страха перед вселенским одиночеством?
- получение доступа к более продвинутым технологиям?
- открытие доступа к своим технологиям?
- удовлетворение потребности в более глубоком познании окружающего мира?
- что-то еще?

Не проще ли перестроить задачу по поиску ВЦ, употребив свои ресурсы не на поиск «мифического» внеземного разума, а на приведение в надлежащий вид разума земного?

Что если гипотетическая ВЦ искусно маскирует свою деятельность, «убирая за собой»?
Что если эта ВЦ не расположена к контакту, «замкнута на себя»? (см.: А. и Б.Стругацкие, «МАЛЫШ»)

Вопросов много – ответов нет…


КАТЕГОРИЯ: 
ТРИЗ в науке



Карточка №33 «Мы Карьяла, нам Похъяла! (Эпизод 1)»

ИСТОЧНИК:
Карело-финский эпос «КАЛЕВАЛА»

СИТУАЦИЯ:
Легендарный герой «Калевалы», развесёлый Лемминкайнен, прослышав, что в сумрачной Похъёле празднуют свадьбу, собрался на пир. Да только старая мудрая мать отговаривает богатыря: «Не ходи в страну мрака и холода, не ходи на тот великий пир. Там на всех дорогах ждет тебя гибель. Три смерти ожидают тебя в пути:

В первый день увидишь ты огненную реку. Посреди горячей пучины пылает там жарким пламенем гора, на горе сверкает утес, на утесе сидит огненный орел. По ночам точит он свои когти, чтобы схватить того, кто близко пройдет, кто мимо проедет…

- Нет, не умирают так герои, - отвечает ей Лемминкайнен. – Только для глупой бабы такая смерть!»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Орел должен быть побежден, чтобы герой мог продолжить свой путь, и не должен быть побежден, потому что уж больно он могуч по сравнению с героем

РЕШЕНИЕ:
Смотрит Лемминкайнен – сбываются слова старой матери. Преградила ему путь огненная река, посреди реки – гора, на горе – утес, на вершине утеса сидит огненный орел. Из клюва вырывается огонь, перья жаром пышут.

«Посмотрел Лемминкайнен направо, поглядел налево, взглянул вперед, повернулся назад и видит – лежат на снегу черные пёрышки. Подобрал их веселый Лемминкайнен, сбил в комочек, потер между ладонями – и мигом вылетела из-подрук стая черных глухарей. Швырнул их Лемминкайнен орлу прямо в разинутый клюв, кинул его в огненное горло, бросил на его раскаленный язык, а сам дальше поехал»


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Герой успешно использовал поэтапный анализ и применение ВПР (вещественно-полевых ресурсов)

КОММЕНТАРИЙ:
Несмотря на сказочную, «магическую» составляющую найденного героем решения, этот пример наглядно иллюстрирует необходимость использования «вещественно-полевых ресурсов» («Используй то, что под рукой, и не ищи себе другое!»).

Кроме того, Лемминкайнен нашел «обходной» путь в решении проблемной ситуации, вместо того, чтобы «бодаться» с явно превосходящим его по мощи противником.


КАТЕГОРИЯ: 
ТРИЗ в литературе


Лирическое отступление:
Что значит «решить задачу»? Необходимо выявить противоречие в ситуации («проблему»), а затем создать для этой «проблемы» помеху (другую проблему), постаравшись использовать при этом минимум ресурсов. Так что, вероятнее всего, наиболее эффективно проблемы должны решать те люди, которые с успехом создают по жизни сложные ситуации. Разве не так? :)




среда, 8 сентября 2010 г.

Карточка №32 «Малыши-карандаши»

ИСТОЧНИК:
В.Головин, «Сто затей двух друзей»

СИТУАЦИЯ:
Друзья-изобретатели Мишка Ромашкин и Витька Пуговкин не перестают радовать малышню своими остоумными фокусами…

«..Фокус  – «Закалдованный карандаш». Я зажимаю его крепко-накрепко в кулак и даже придерживаю одну руку другой. Теперь я раскрываю кулак. И – о чудо! – карандаш повис в воздухе…»

Как такое могло произойти?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Карандаш должен висеть в воздухе… и не должен висеть в воздухе.

РЕШЕНИЕ:
«…Такой секрет знает весь свет, о чем уже и собаки не лают. Ведь Ятив просто придерживал карандаш пальцем другой руки…
Тут добрый Ашим повернул руку с карандашом со стороны ладони, и все поняли, как ловко их одурачил черный факир Ятив…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Использован почти бесплатный ресурс «внешней среды» – палец второй руки, которым карандаш прижимался к ладони «первой» руки со стороны, не видимой зрителю.

ПРИМЕЧАНИЕ:
«Баян», конечно, но ребятишек определенного возраста может привести в восторг J
ТРИЗ – дошкольникам.

А вот теперь, Уважаемый Читатель, попробуй-ка реши другую "исследовательскую" задачу, представленную на фото чуть ниже ;)


КАТЕГОРИЯ: 
ТРИЗ - детям



Карточка №31 «Полюбила Хунвейбина и повесила портрет…»

ИСТОЧНИК:
А.Н.Захаров, «Запретить нельзя разрешить…»


***

СИТУАЦИЯ:
В годы «культурной революции» в Пекине, как рассказывают, у стен советского посольства в массовом порядке оправлялись хунвейбины (члены созданных в 60-е годы прошлого века отрядов студенческой и школьной молодёжи, одни из наиболее активных участников Культурной революции) Наши дипломаты задумались – как прекратить это безобразие, если органы правопорядка демонстративно бездействуют?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Необходимо запретить хулиганские выходки со стороны хунвейбинов… и нельзя их запретить, поскольку прямые запретительные меры применить невозможно.

РЕШЕНИЕ:
«Когда в окнах были вывешены портреты Мао, то все тут же прекратилось. Опасно делать что-то нехорошее даже в отношении портрета большого начальника, а уж про «отца нации» и вообще говорить не приходится»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «вынесения»
Принцип «местного качества»
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Из частушки, ходившей в народе в советские времена: «…а на утро поглядела – Хун висит, а Бина нет…» :)


КАТЕГОРИЯ: 
ТРИЗ в политике




***

...Сходная ситуация сложилась в деятельности ОО «САМПО». В непосредственной близости от уникального геологического памятника – вулкана, расположенного в Республике Карелия, безответственные туристы зачастую разжигают костры, оставляют после себя мусор и т.д. Как справиться с этой напастью, если прямые запретительные меры пока не срабатывают?
«Контрольный» ответ на эту актуальную задачку пока не найден… :(