воскресенье, 19 июня 2016 г.

Карточка №579 «Лингвистическое оружие на службе идеологии»

ИСТОЧНИК:
Анекдот

СИТУАЦИЯ:
Анекдот из советских времен. Решили Брежнев и Рейган провести соревнования по бегу. В результате американский президент пришел первым, а советский лидер проиграл. Советские журналисты задумались. Надо подать информацию так, чтобы ни у кого из читателей не возникло сомнений в том, что Рейган опозорился, а Леонид Ильич не ударил в грязь лицом. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Советский лидер должен показать высокий результат, чтобы поддержать престиж государства, и не должен показать высокий результат, потому что в действительности он пришел последним.

РЕШЕНИЕ:
Советские газеты написали, что Брежнев пришел вторым, а Рейган – предпоследним... 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство

КОММЕНТАРИЙ:
Вот так в суровой идеологической борьбе применяют лингвистическое оружие. К слову, западные специалисты в области информационной войны во все времена были более изобретательными, чем советские. Не исключено, что и приведенный выше анекдот сам по себе является продуктом изощренной антисоветской пропаганды. Известно, что над подобными литературными формами на Западе трудились целые институты.

При помощи богатых ресурсов языка можно упаковать в привлекательную словесную оболочку любые идеологические конструкции. Подобные лингвистические приемы широко используются в пропагандистских целях. Классический пример из фашистской пропаганды – назвать паническое отступление своих войск «выравниванием фронта», а уничтожение жителей на оккупированной территории – «умиротворением».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах



воскресенье, 12 июня 2016 г.

Карточка №578 «Как доказать авторство»

ИСТОЧНИК:
Ходдинотт Б. Рисование для «чайников». – М.: Диалектика, 2007. – С. 279.

СИТУАЦИЯ:
Законы об авторском праве распространяются и на произведения искусства. Такое право принадлежит, к примеру, художнику, первоначально создавшему произведение. Чтобы отстоять свое авторское право на рисунок или другое графическое изображение, нужно доказать, что вы его создали раньше других. Как это сделать? Идти к нотариусу? Если нотариально оформлять каждый свой художественный продукт, можно разориться. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Дата создания произведения должна быть заверена официально, чтобы при необходимости доказать свое авторство, и дата не должна быть заверена официально, чтобы избежать расходов на нотариуса.

РЕШЕНИЕ:
Бренда Ходдинотт в своем пособии по рисованию для «чайников» подсказывает новичкам, что доказать авторство можно, отправив по почте самому себе копию своего же произведения. Получив это отправление по почте, не следует вскрывать конверт и нарушать печать на нем. Достаточно сохранить послание вместе с копией произведения и его названием. Почтовая марка на конверте при необходимости послужит в суде доказательством того, что произведение создано ранее указанной на штемпеле даты.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство)

КОММЕНТАРИЙ:
Авторское право представляет собой форму защиты, которая дает художникам исключительные права на показ, воспроизведение и продажу своих произведений.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ и авторское право





воскресенье, 5 июня 2016 г.

Карточка №577 «Искусство борьбы с опозданиями»

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. – Кишинев: Лумина, 1989. – С. 33.

СИТУАЦИЯ:
В Институте физических проблем, которым долгие годы руководил Петр Леонидович Капица, не было проходной и вахтеров. За опоздание на работу не объявляли выговоров. Но, как ни странно, опозданий не было. И дело здесь не только в увлеченности сотрудников института своей работой. Такое положение сложилось благодаря «изобретению» Петра Леонидовича. Что он придумал?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Вахта в институте должна быть, чтобы поддерживать дисциплину и порядок, и вахты быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.

РЕШЕНИЕ:
Через пять минут после начала трудового дня дверь в учреждение запиралась. Пройти на рабочее место теперь можно было только через кабинет директора института. Петр Леонидович не ругался, а только мимоходом смотрел на опоздавшего сотрудника. Этого было достаточно, чтобы опоздания прекратились.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип универсальности:
а) объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах
*Психологический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Интересное и нестандартное решение. Хотя есть и неудобство – руководителю приходится отвлекаться на нарушителей распорядка, пусть даже и на короткое время. А решение физических проблем требует сосредоточенности. Впрочем, раз уж опоздания после введения такого новшества прекратились, то и это неудобство само собой исчезло.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах


воскресенье, 29 мая 2016 г.

Карточка №576 «Находчивый звездочет»

ИСТОЧНИК:
He Saved His Life // Петрова А.В. Самоучитель английского языка. – Вильнюс, 1994. – С. 137.

СИТУАЦИЯ:
При дворе французского короля Людовика XI был итальянский астролог по имени Мартиус Галеотти.

Однажды король спросил звездочета:
– Ты утверждаешь, что звезды рассказывают тебе обо всем, что ты знаешь даже час своей смерти. Когда же тебе предстоит умереть?

Астролог на минуту задумался.
«– Что ответить королю? – размышлял он. – Если сказать ему, что я проживу долго, он тут же велит казнить меня, чтобы доказать, что звезды лгут…» Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Астролог должен назвать дату своей смерти, чтобы выполнить требование короля, и он не должен назвать дату своей смерти, чтобы сохранить свою жизнь.

РЕШЕНИЕ:
Тут звездочет вспомнил, что король сам боится смерти:

– Что ж, я могу определить час своей смерти, однако он неразрывно связан с датой смерти другого человека. Дело в том, что я умру ровно на двадцать четыре часа раньше Вашего Величества…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект

КОММЕНТАРИЙ:
Легенда гласит, что с той поры король в разговорах со своим астрологом больше ни разу не возвращался к этой теме. 

Эпизод этот описан также в историческом романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард». По другим данным, задолго до изложенных в легенде событий подобный ответ дал предсказатель Тразулл римскому императору Тиберию.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии


воскресенье, 22 мая 2016 г.

Карточка №575 «Секрет катапульты»

ИСТОЧНИК:  
Зайцев Г.Н., Федюкин В.К., Атрошенко С.А. История техники и технологий. – СПб.: Политехника, 2007. – С. 47-48.

СИТУАЦИЯ:
Уже в глубокой древности для разрушения крепостных стен использовались катапульты. Снарядами для них служили массивные камни или бочонки с горящей смолой. В этих метательных машинах в качестве движителя использовалась упругая сила канатов, которые изготовляли из волос и жил буйволов. Чтобы снаряд летел точно к цели, в момент производства выстрела обе ветви каната должны быть натянуты равномерно. Как удавалось этого добиться воинам, обслуживавшим орудие?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измеритель натяжения ветвей каната должен быть, чтобы обеспечить равномерность натяжения, и такого измерителя быть не должно, чтобы не усложнять систему.

РЕШЕНИЕ:
«При закручивании каната перед броском обе его ветви настраивались по слуху на один тон».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Стандарт 4.2.1. Синтез измерительного веполя
Если невепольная система плохо поддается обнаружению или измерению, задачу решают, достраивая простой или двойной веполь с полем на выходе
*Принцип «Использование механических колебаний»:
а) привести объект в колебательное движение

КОММЕНТАРИЙ:
Один из вариантов задачи на измерение, причем в данном случае требуется измерить (сравнить) степень натяжения канатов. Даны два вещества – две натянутых до предела ветви каната. Остается подобрать подходящее сигнальное поле. Выход был найден в применении акустического поля: надо извлечь из канатов звук – будто это струны музыкального инструмента. Если ветви каната натянуты с одинаковой силой, они и звучать будут одинаково.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле



воскресенье, 15 мая 2016 г.

Карточка №574 «Стрельба по тарелочкам»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Стрельба по тарелочкам – один из самых увлекательных и зрелищных видов стрелкового спорта. Вот только после проведения состязаний организаторы сталкиваются с проблемой: очень трудно убрать рассеянные на внушительной площади осколки разбитых мишеней-тарелочек. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Устройство для сбора осколков мишеней должно быть, чтобы очистить поле, и такого устройства быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.

РЕШЕНИЕ:
Контрольный ответ к этой тренировочной задаче в источнике не приводится. Свои соображения выкладывать не стану – зачем лишать читателя возможности поупражняться в решении реальной изобретательской задачи?..

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

КОММЕНТАРИЙ:
Начиная поиски решения, помните про Идеальный Конечный Результат (ИКР). Идеально, если после окончания стрельбы кусочки разбитых тарелочек исчезнут сами собой – как по мановению волшебной палочки. Для справки: мишени для такой стрельбы изготовляются традиционно из керамики или из полимерных материалов в сочетании с различными добавками.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в спорте


воскресенье, 8 мая 2016 г.

Карточка №573 «Отблески аргентинского танго»

ИСТОЧНИК:
Никандров Н. Иосиф Григулевич. Разведчик, «которому везло» – М.: Молодая гвардия, 2005. – С. 175.

СИТУАЦИЯ:
Южная Америка, 1942 год. Деятельность советской резидентуры, которую в Аргентине возглавлял талантливый разведчик Иосиф Григулевич, включала и диверсионные операции, направленные против нацистов. Так называемая группа «Д», куда входили и местные антифашисты, устанавливала самодельные взрывные устройства на немецких судах, которые в аргентинских портах грузили стратегическим сырьем.

Бомбы в виде латунных фляжек снабжались детонатором, который срабатывал лишь после выхода судов в открытое море. Транспортировать взрывное устройство к месту установки требовалось в строго вертикальном положении, крышкой вверх. В противном случае запускалась химическая реакция и «зажигалка» могла сработать раньше положенного срока. Как контролировать положение устройства при перевозке или переноске?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Индикатор положения взрывного устройства должен быть, чтобы обеспечить его безопасную транспортировку, и такого индикатора быть не должно, чтобы сохранить простоту и идеальность системы.

РЕШЕНИЕ:
Диверсанты-антифашисты нашли простое решение: верхнюю часть корпуса «зажигалки» просто окрашивали в красный цвет. Это давало возможность визуально контролировать положение емкости при ее транспортировке.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип изменения окраски:
а) изменить окраску объекта или внешней среды

КОММЕНТАРИЙ:
Найденное решение было явно слабым, малоэффективным и вынужденным, ведь на изобретение надежных предохранителей времени не было. Было бы идеально, если бы при любом положении устройства химическая реакция не запускалась до установки фляжки в месте ее использования (или до выхода судна в море). Как это сделать? Возникает изобретательская задача, решение которой выходит за пределы нашей любительской компетенции. Пусть этим занимаются военные инженеры и конструкторы.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 1 мая 2016 г.

Карточка №572 «Крышка на любой вкус»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
В арсенале хозяйки всегда найдется несколько склянок: бутылки и баночки разных размеров хорошо подходят для хранения самых разных сыпучих веществ и жидкостей. Вот только подобрать для таких разношерстных емкостей крышки бывает проблематично. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Крышка должна иметь малый диаметр, чтобы подходить для бутылок, и крышка должна иметь большой диаметр, чтобы ею можно было закрывать банки.

РЕШЕНИЕ:
Еще в стародавние советские времена автору блога попалась на глаза универсальная пластмассовая крышка, которую можно использовать для закрывания стеклянных емкостей трех разных размеров. В профиль крышка имеет вид трехступенчатой «пирамидки». Нижняя часть способна закрыть баночку малого размера (например, из-под майонеза), средняя подходит для молочных бутылок (в прежние времена они использовались очень широко), а самый маленький диаметр закроет бутылку с узким горлышком.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип универсальности:
а) объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах
*Стандарт 3.1.1. Переход к бисистемам и полисистемам

КОММЕНТАРИЙ:
Стандарты на решение изобретательских задач подсказывают: эффективность системы можно повысить за счет системного перехода 1-а, то есть путем объединения двух или нескольких систем в более сложную полисистему, включающую несколько элементов со сходными или сдвинутыми характеристиками.

Ничто не мешает сделать представленную на фото крышку не только универсальной, но и более компактной. Она может иметь один уровень, внутреннее пространство которого разделено на три части концентрическими перегородками.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Карточка №571 «Госбанк дает добро»

ИСТОЧНИК:
Мстиславский С.Д. Записи о Ленине // Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. – М.: Политиздат, 1990. – Т. 5. – С. 163.

СИТУАЦИЯ:
После победы в 1917 году Октябрьского вооруженного восстания большевикам пришлось принимать экстренные меры по приведению в порядок органов управления страной. Многие государственные служащие отрицательно относились к установлению власти рабочих и крестьян. Довольно часто комиссарам приходилось сталкиваться со случаями явного или скрытого саботажа.

Как-то на заседании ВЦИК были озвучены цифры, касающиеся положения дел в Госбанке. Выяснилось, что в одном из отделений банка вышло на работу лишь двадцать человек, в другом – пятнадцать. По рядам членов революционного правительства прошел глухой ропот. Многие не сомневались в том, что противодействие бывших банковских работников не позволит наладить работу финансовой системы.

Владимиру Ильичу Ленину, руководителю пролетарского государства, присутствовавшему на том заседании, нужно было каким-то образом пресечь упаднические настроения. Как это сделать? Уверять соратников в том, что все не так уж и плохо, а со временем станет еще лучше? Вряд ли кто-то в это поверит. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Опровержение слов докладчика должно быть, чтобы вселить уверенность в соратников, и опровержения слов докладчика быть не должно, потому что дела действительно обстоят очень плохо.

РЕШЕНИЕ:
Выслушав горестные отчеты членов правительства, Ленин взял слово. Он не стал опровергать доводы оппонентов. Вместо этого Ленин указал на то, что цифры по саботажу докладчиком явно занижены. Дела обстоят не просто плохо, а отвратительно. На самом деле в одном из отделений банка к работе приступило не двадцать, а всего шесть служащих, а в другом – не пятнадцать, а лишь двое…

Ильич сделал паузу, хитро и лукаво оглядел собравшихся и очень тихо произнес: «А банк все-таки работает…». Эти простые слова громом прозвучали в гробовой тишине зала и оказали такое воздействие на присутствующих, что Ленину зааплодировали.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие

КОММЕНТАРИЙ:
«Дальше Ильичу было уже легко: он без сопротивления увел все эти сотни разномыслящих, но равно усомнившихся людей – от хмарного сегодня к победному завтра…».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах




воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Карточка №570 «На реке Урал»

ИСТОЧНИК:
Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю., Серединский А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня: Учеб.-методич. пособие. – М.: Народное образование, 2009. – С. 28.

СИТУАЦИЯ:
«В XVII веке на реке Урал построили множество плотин с водяными мельницами, приводившими в движение фабричные станки. В XIX веке фабрики оснастили паровыми машинами, а по реке решили пустить пароход. Но как убрать сваи, вбитые в дно? Это стволы лиственницы – сибирского дерева, которое в воде не гниет, а становится еще более прочным. И таких стволов, крепко затянутых илом, из дна реки торчит множество». Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Устройство для вынимания свай должно быть, чтобы освободить дно реки, и такого устройства быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.

РЕШЕНИЕ:
Вбитые в дно стволы помогла выдернуть река. К каждой свае канатами были прочно прикреплены бревна, которые оставили плавать на поверхности реки. С наступлением зимы эта древесина вмерзла в лед. Весной начался ледоход, бревна двинулись с места... И огромная энергия пробудившейся реки выдернула сваи из дна.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
Можно, конечно, поспорить о том, насколько предложенный способ идеален. Это ж сколько бревен нужно было надежно (намертво!) привязать крепкими канатами к многочисленным сваям…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ и экология


воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Карточка №569 «Фараон и мухи»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Египетские фараоны жили в великолепных дворцах. В их распоряжении имелась многочисленная прислуга, среди которой встречались не только презренные рабы из низших сословий, но и сыновья верховных жрецов. И все-таки жизнь древних правителей Египта отнюдь не была беззаботной – они не могли делать только то, что хотели. По рангу им предписано было участвовать в многочисленных ритуалах и церемониях.

В течение всего дня фараон знакомился с отчетами чиновников, принимал наставления жрецов, вершил правосудие и исполнял множество других более мелких, но не менее утомительных обязанностей. А сколько дополнительных неудобств египетским правителям доставляли летающие насекомые – словами не передать! От них не спасали даже рабы с опахалами, усердно отгонявшие мух от священной особы. Как избавить фараона от этой летающей напасти?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мухи должны донимать человека, потому что таковы особенности поведения насекомых, и мухи не должны донимать человека, чтобы обеспечить фараону комфорт.

РЕШЕНИЕ:
В Древнем Египте слуг фараона специально вымазывали медом, чтобы таким способом отвлечь назойливых насекомых от священной особы правителя.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство)
*Принцип «обратить вред в пользу»:
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
Не могу поручиться за достоверность приведенной выше информации. Как бы то ни было, такой отвлекающий маневр позволил снять противоречие: в результате мухи по-прежнему проявляли интерес к человеку, но уже не к фараону, а к его слугам. И кому какое дело до несчастной прислуги, с ног до головы обмазанной медом и облепленной насекомыми?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 3 апреля 2016 г.

Карточка №568 «Кое-что о транспортировке стальных листов»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов, 1961. – С. 32-33, 107-108.

СИТУАЦИЯ:
Как организованы транспортировка и хранение толстолистовой стали на большинстве промышленных предприятий? Листы в цехе складывают в стопы, не сортируя по толщине, поскольку для этой операции обычно не хватает места. Очень часто случается, что лист нужной толщины расположен в самой середине громоздкой металлической стопы, откуда его неимоверно сложно вынуть. Создавать же специальные склады, где листы будут раскладываться по толщине, слишком дорого.

Выход нашли в том, чтобы ставить листы на ребро, в вертикальное положение. Теперь, чтобы достать нужный лист, нет необходимости растаскивать стопу краном. Вот только безопасно транспортировать очень тяжелый лист при помощи захватов в вертикальном положении не удается. Перед изобретателями была поставлена задача: придумать простой и надежный механизм для транспортировки тяжелых стальных листов в вертикальном положении. Как подступиться к такой задаче?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Захват должен быть, чтобы предотвратить падение листа, и захвата быть не должно, чтобы не усложнять конструкцию системы транспортировки.

РЕШЕНИЕ:
Трудность задачи состоит в том, что требуется предотвратить падение листа при транспортировке его в вертикальном положении. Небольшой лист достаточно просто перенести над землей. Но тенденция развития техники такова, что со временем листы становятся более тяжелыми, вес их достигает нескольких десятков тонн. Очень сложно создать надежный и в то же время простой захват, который удержит лист во время движения по воздуху.

Изобретатели пошли другим путем. Они применили принцип «пусть случится». Что самое плохое может произойти с листом? Он упадет. Так давайте сразу позволим ему это сделать. Как гласит один из законов Мерфи: «С пола упасть нельзя». Тяжелые предметы легче и выгоднее транспортировать по земле. К тому же по правилам безопасности запрещено транспортировать тяжелые грузы над головами людей, поэтому при любых обстоятельствах лист будет переноситься по свободному пути. Отпадает необходимость поднимать, а затем опускать тяжелый лист. Не нужны и захваты особой конструкции: лист все время движется по земле. Роль захвата, предотвращавшего падение изделия, стала выполнять земля, на которую опирается лист. Задача из сложной изобретательской превращается в сравнительно более простую инженерно-конструкторскую.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «пусть случится» (терминология 1961 года)
*Принцип эквипотенциальности:
а) изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект

КОММЕНТАРИЙ:
Инерция мышления и прежняя организация технологического процесса наталкивали на поиск способа транспортировки листов по воздуху. Как оказалось, в этом вовсе не было необходимости.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в промышленности


воскресенье, 27 марта 2016 г.

Карточка №567 «Осторожно - рудничный газ!»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
В горных выработках из шахтных вод и полезных ископаемых выделяется рудничный газ. Он может вызвать взрывы, возгорание, а также отравление горнорабочих, поскольку появление такого газа снижает содержание кислорода в воздухе. Сейчас для обнаружения рудничного газа, основным компонентом которого является метан, используются газоанализаторы. А как горным рабочим удавалось обнаружить присутствие такого газа до появления умных приборов?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Газоанализатор должен быть в шахте, чтобы обнаружить присутствие рудничного газа, и газоанализатора в шахте быть не должно, потому что он еще не изобретен.

РЕШЕНИЕ:
Рабочие использовали в качестве газоанализатора канареек, которые очень чувствительны к метану и угарному газу. Клетка с птицей во время работы горняков находилась в шахте. Как только канарейка начинала проявлять признаки беспокойства или падала на дно клетки, горнорабочие поспешно покидали выработку.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
Имелся и звуковой канал предупреждения об опасности: канарейки имеют свойство постоянно петь. Если пение затихало, работу нужно было срочно прекращать.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в промышленности



воскресенье, 20 марта 2016 г.

Карточка №566 «Сомоса и демократическое движение»

ИСТОЧНИК:
Гонионский С. А. Сандино.  – М.: Молодая гвардия, 1965.

СИТУАЦИЯ:
В июле 1944 года в Никарагуа поднялась волна протеста против злодеяний диктатора Сомосы. Сотни матерей, жен и сестер арестованных вышли на улицу, требуя остановить беззаконие и прекратить репрессии. Диктатору удалось, не разгоняя демонстрацию, придумать контрмеру, которая позволила отчасти дискредитировать демократическое движение в стране. Каким было решение Сомосы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Демонстрация протеста должна быть, поскольку женщины уже вышли на улицы, и демонстрации протеста быть не должно, чтобы погасить назревавший социальный взрыв.

РЕШЕНИЕ:
Сомоса дал своим приспешникам указание организовать во время проведения демократической демонстрации «встречное» уличное шествие, в котором участвовали... пьяные проститутки. Таким способом диктатор попытался опустить статус протестной демонстрации до предельно низкого социального уровня.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
Никарагуанские женщины придумали ответную меру: в обиход было запущено народное название для обычных заколок для волос – их стали называть «сандино», по имени легендарного никарагуанского борца за свободу и демократию. Теперь, входя в галантерейный магазин, никарагуанки просили отпустить им «сандино», а не «пренсадор», пишет в своей книге С. Гонионский. С таким стихийным народным словотворчеством, вызывавшим бессильную ярость у диктатора, охранка ничего сделать не могла.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах


воскресенье, 13 марта 2016 г.

Карточка №565 «Дешево и сердито»

ИСТОЧНИК:
Радио BFM, дневной эфир от 29 ноября 2015 года

СИТУАЦИЯ:
В 1901 году была изобретена гидрогенизация жиров. В 1909 году патент на это изобретение на территории США был выкуплен компанией Procter & Gamble. Первоначально новшество предполагали использовать при производстве мыла, но было велико искушение продавать товар в качестве дешевого пищевого продукта. В итоге компания запустила на рынок первый маргарин, полностью полученный из растительного масла и получивший название Crisco. Он был дешевым, мог долго храниться без потери качества, сохранял твердую форму даже при комнатной температуре. Но вот беда – новый и никому толком не известный продукт никто не спешил покупать. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Реклама маргарина должна быть, чтобы продукт покупали, и такой рекламы быть не должно, потому что чрезвычайно трудно продвигать на рынке никому еще не знакомый товар, обладающий сомнительной полезностью.

РЕШЕНИЕ:
Компания сделала удачный маркетинговый ход, выпустив большим тиражом бесплатные кулинарные книги, где новый продукт – маргарин Crisco – требовался для приготовления каждого блюда. Новинка сразу стала пользоваться успехом у потребителей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
В те далекие годы потребитель даже не предполагал, какие дискуссии будут разворачиваться через сто лет вокруг вопроса о вреде маргарина и гидрогенизированных растительных масел.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


воскресенье, 6 марта 2016 г.

Карточка №564 «Весна на Заречной улице»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Весна на Заречной улице» (СССР, 1956)

СИТУАЦИЯ:
Выпускница педагогического института Татьяна Сергеевна Левченко получила направление в вечернюю школу рабочей молодежи, где ей предстоит преподавать русский язык и литературу. Один из ее учеников, сталевар и ударник труда Саша Савченко, пытается ухаживать за молодой учительницей, но она равнодушна к оказываемым ей знакам внимания.

Товарищи Саши подтрунивают над отношениями, развивающимися между ним и Татьяной Сергеевной. Начиная один из уроков, молодая учительница обнаруживает на классной доске написанную кем-то цитату из Пушкина, недвусмысленно намекающую на любовную интригу, разворачивающуюся у всех на глазах. Самым простым решением будет выявить автора записи и примерно его наказать. Но будет ли при этом достигнут педагогический эффект? Как же быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наказание должно быть, чтобы пресечь насмешки, и наказания быть не должно, потому что административные меры в педагогике малоэффективны.

РЕШЕНИЕ:
Когда выяснилось, кто из учеников вывел мелом на доске пушкинские строки о Татьяне, учительница, ничуть не смутившись, вызвала автора записи к доске и предложила ему провести анализ текста с точки зрения правил русского языка. Нарушитель спокойствия был вынужден изрядно потрудиться и в итоге со стыдом признал свою полную безграмотность. А Татьяна Сергеевна таким способом сохранила и даже повысила свой авторитет, ведь использованный ею прием был более действенным, чем суровая отповедь или жалоба директору школы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:
Пример показывает, как можно с выгодой использовать вредные воздействия, возникающие в профессиональной деятельности педагога. Такая своеобразная «утилизация» отрицательного явления – признак высокого профессионализма.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в педагогике


воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Карточка №563 «Порядок в архиве»

ИСТОЧНИК:
Маленькие хитрости // Наука и жизнь. – 1983. - №2. – С. 155.

СИТУАЦИЯ:
Творческая работа часто предполагает ведение бумажного архива. Не все материалы могут быть оцифрованы и внесены в компьютер. Поэтому довольно часто те, кто серьезно занимается изобретательством, литературной или научной деятельностью, по старинке ведут архив, помещая вырезки, рукописные и печатные материалы в папки-скорошиватели. Но стоящие на книжных полках или стеллажах однотипные папки можно легко перепутать, даже если они пронумерованы и подписаны по корешкам. Как обеспечить порядок в архиве и всегда безошибочно помещать папку на ее законное место?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Нумерация папок должна быть, чтобы можно было контролировать расположение материалов, и нумерации быть не должно, потому что она не отличается наглядностью.

РЕШЕНИЕ:
Наклейте на расположенные в нужном порядке корешки папок постер или яркую цветную репродукцию. Теперь разрежьте картинку, чтобы на каждом корешке осталась «своя» часть. Такое решение позволит ориентироваться на целостность общего рисунка. Если порядок расположения папок на полке изменится, это сразу можно будет обнаружить.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
Предложенное решение дает и дополнительный полезный эффект: в вашем интерьере сразу появится весьма выразительная и живописная деталь.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту



воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Карточка №562 «Эх, дороги…»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Будучи курсантом военного училища, в числе других проходил я автоподготовку с обязательным вождением «УАЗ-469». Едем с инструктором-прапорщиком по Таллинскому шоссе, что в Красносельском районе на юго-западе Ленинграда. Я за рулем, молчаливый усатый инструктор справа от меня. Опыта мало; движение на дороге не слишком активное, но расслабляться не приходится. Эх, сейчас бы поддать газу, да ощутить скорость по-настоящему! Нельзя, присутствие сурового инструктора лихачить не дозволяет. За окном – февральский морозец, солнышко светит вовсю, благодать…

– Какой знак проехали?  голос инструктора вернул меня к действительности. Оказывается, был какой-то знак…

– Не знаю, товарищ прапорщик. Не углядел,  отвечаю виновато.

– Остановись-ка здесь, на обочине,  бросает прапорщик. – Будем учиться запоминать дорожную обстановку.

Как быстро привить курсанту способность внимательно относиться к тому, что он видит на дороге? В частности, как научить его запоминать дорожные знаки?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Прием для запоминания должен быть, чтобы ученик быстро усвоил урок, и приема быть не должно, чтобы не усложнять систему обучения.

РЕШЕНИЕ:
После того как я остановился, инструктор приказал мне отмотать бегом почти двести метров назад, рассмотреть пропущенный знак, так же бегом вернуться и доложить по всей форме. Бежать в сапогах по морозцу на виду у десятков водителей было нелегко и стыдно. А куда денешься? Ерепениться нельзя, ведь еще экзамен по вождению сдавать. Так я узнал, что пропустил знак, ограничивающий скорость. За время пробежки мое отношение к инструкторам и их методам обучения оформилось в конкретные и ёмкие выражения, но и наблюдательность сильно обострилась.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Психологический эффект
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:
Когда я, вернувшись, сбивающимся от бега голосом доложил инструктору про знак, прапорщик кивнул и велел трогаться с места, буркнув:

– В следующий раз знак не назовешь  заставлю кроме обязательной пробежки заглушить машину и заводить ее «кривым стартером».

Перспектива тягать на морозе заводную ручку мне крайне не понравилась. С той минуты ни один дорожный знак во время учебной езды не прошел мимо моего сознания. Правильно подобранная мотивация – великое дело в обучении.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии
ТРИЗ в обучении





воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Карточка №561 «Ломаем железобетон»

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Приди на полигон. Практикум по теории решения изобретательских и научных задач // Как стать еретиком – Петрозаводск: Карелия, 1991. – С. 227, 261.

СИТУАЦИЯ:
При производстве строительных работ иногда бывает необходимо разрушить стену, панель или сваю из железобетона. Железобетон, в котором применяется металлическая арматура, отличается повышенной устойчивостью к разрушению, так что в этом случае его неоспоримые преимущества становятся недостатком, который устраняется с трудом. Как же разрушить железобетонное изделие наиболее эффективным способом?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сцепление между бетоном и арматурой должно быть сильным, потому что таково свойство железобетона, и сцепление должно быть слабым, чтобы разрушить вредные связи в изделии.

РЕШЕНИЕ:
Рассмотрим задачу с позиции принятого в ТРИЗ вепольного анализа. Даны два вещества – арматура и бетон, а также вредное поле сцепления между ними. Стандарт на решение изобретательских задач 1.2.4 предлагает ввести в систему противодействующее поле, которое способно заставить арматуру расширяться, а бетон – сжиматься. Осуществить решение можно, если пропустить через арматуру электрический ток, одновременно поливая поверхность бетонного изделия холодной водой.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Стандарт 1.2.4
*Принцип «применение термического расширения»:
а) использовать термическое расширение (или сжатие) материалов

КОММЕНТАРИЙ:
В подкласс 1.2 включены стандарты, направленные на разрушение или нейтрализацию вредных связей в технических системах. Самая сильная идея здесь состоит в использовании уже имеющихся в системе вещественных и полевых ресурсов.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в строительстве