воскресенье, 3 июня 2018 г.

Карточка №681 «Яка чудова іграшка!»

ИСТОЧНИК:
*Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. – Кишинев: Лумина, 1989. – С. 59, 250.

СИТУАЦИЯ:
Есть такая забавная игрушка – маленький пластмассовый ослик на круглой подставке. Если слегка нажать на кнопку на нижнем торце основания, то ослик послушно опустится на колени. Стоит нажать посильнее – зверушка ляжет на бок. Теперь отпустите кнопку – и ослик сразу выпрямится, встав на ноги.

Игрушка проста по своему устройству. Шея и ноги ослика набраны из пластмассовых трубочек. Внутри них проходит нитка или леска, которую натягивает спрятанная под кнопкой пружина. Пока такой тросик натянут, зверушка прочно стоит на ногах. Нажмите на пружину – натяжение тут же ослабнет, ослик упадет.

А теперь попробуйте включить творческое воображение и придумать несколько применений описанного выше принципа в технике или в быту. Как можно усовершенствовать описанную выше игрушку с учетом законов развития технических систем и стандартов на решение изобретательских задач?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Нет необходимости формулировать противоречие.

РЕШЕНИЕ:
Не стану приводить свои варианты, чтобы не нарушать свободный ход творческой мысли читателя.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Законы развития технических систем
*Стандарты на решение изобретательских задач
*Метод фантограммы
*Морфологический анализ

КОММЕНТАРИЙ:
Казалось бы – всего-навсего игрушка… Ну причем тут «сильное мышление»? Какое отношение «игрушечные» и прочие «безделушечные» задачи имеют к техническому прогрессу? Предоставим слово автору ТРИЗ. В газете «Пионерская правда» от 10 июня 1977 года был опубликован короткий фантастический рассказ Генриха Альтова «Чрезвычайный рейс».

...Отдаленное будущее. Человечество активно осваивает планету Меркурий. Здесь проживает несколько тысяч колонистов. На Меркурии – самый крупный за пределами Земли научный центр. Наукой тут заняты все, включая воспитателей детских садов. Неожиданно приборы фиксируют приближение земного корабля. Судя по всему – это чрезвычайный рейс. Что за срочность? Колонисты гадают, какой груз везет корабль. Возможно, это уникальный квантовый бур или сверхсовременное оборудование для взлетно-посадочной полосы? А физик с надеждой ждет титан и бериллий, необходимые для расширения жилой зоны. Но лишь психолог знает, что за груз на прибывающем корабле, ведь ракета прислана именно по его просьбе. На борту транспорта с Земли – игрушки…

«– Пластмассовые кубики, – пожал плечами психолог, – заводные электромобили, куклы-роботы... Какая чепуха! Настоящая игрушка  это чудо. Как волчок. Вот была деревяшка  и вдруг ожила, завертелась, держится на острие и ведет себя, как заколдованная... Или калейдоскоп: горсть цветных стеклышек, три полоски зеркала  и бесконечная игра волшебных узоров, жизни не хватит, чтобы все разглядеть... Великих книг, картин, статуй, симфоний много. Сотни или тысячи. А великих игрушек за всю историю человечества придумано пятнадцать-двадцать, не больше. Прежде чем человек дорастает до книг, ему нужна игрушка. Частица удивительного мира, в котором предстоит жить. Кто знает, какой след в душе оставляет первая игрушка... У нас двести детей. Я попросил провести на Земле конкурс на лучшую игрушку. В нем приняли участие миллионы людей. Потом самые искусные мастера сделали новые игрушки и самые смелые пилоты повели ракету...»

Вы помните свою любимую детскую игрушечную забаву? А какие игрушки лично вы отнесли бы к категории великих?

КАТЕГОРИЯ:
Развитие творческого воображения



Комментариев нет:

Отправить комментарий