ИСТОЧНИК:
Ерофеева М.П., учитель математики I категории, Презентация «Математическая игра»
СИТУАЦИЯ:
В комнате три лампочки. Выключателей тоже три, и они за дверью. Вы перед выключателями. Делайте, что хотите, но, войдя в комнату один раз, надо сказать, какой выключатель какой лампочке соответствует.
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Лампочек должно быть две, чтобы задача решалась одним махом, и лампочек должно быть три, потому что таковы условия задачи.
РЕШЕНИЕ:
Предоставляю Читателю возможность найти решение задачи самостоятельно.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Группа приемов разрешения технических противоречий.
КОММЕНТАРИЙ:
Если решение покажется слишком легким, то можно «утяжелить» условия задачи, введя дополнительные ограничения или увеличив количество лампочек.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям
Тесть задал точно такую же загадку - до сих пор не знаю что делать - я бы щелкнул крайний включатель и посмотрел какая лампочка погаснет/загорится?
ОтветитьУдалитьЧас листаю ваш блог - расшифруйте что такое ТРИЗ
подписался!
Уважаемый kosport!
ОтветитьУдалитьТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Это система приемов и методов решения сложных задач, причем, не обязательно в технической сфере. Одним сообщением суть теории не передать; если заинтересуетесь, смело ступайте на сайт Официального фонда Г.С. Альтшуллера (автора ТРИЗ): http://www.altshuller.ru/
Второй вариант: раздобудьте книгу Генриха Альтшуллера "Найти идею" (можно найти как в электронном виде, так и в бумаге). Даже если не станете плотно заниматься ТРИЗ, получите массу удовольствия.
Цитата: "...я бы щелкнул крайний включатель и посмотрел какая лампочка погаснет/загорится?.."
ОтветитьУдалить===========
Если бы лампочек было две, это было бы решением задачи. Но лампочек у нас три, поэтому придется искать обходной путь.
С позиции принятого в ТРИЗ вепольного анализа (от слов ВЕщество и ПОЛе) задача решается в два действия. Чтобы создать модель работоспособной системы, требуются три элемента: два "вещества" и поле (взаимодействие между ними). Первое вещество - лампочка, второе - человек. Есть и взаимодействие - когда вы щелкнули одним выключателем и смотрите на лампочки, то используете электромагнитное поле (свет). Поле это позволяет эффективно обнаружить одну лампочку, но остаются еще две другие. Требуется найти некое дополнительное поле, несущее информацию от второй лампочки к органам чувств.
В ТРИЗ принято рассматривать следующие "технические" поля: механическое, акустическое, тепловое, химическое, электрическое, магнитное (МАТХЭМ). Попробуйте перебрать поля, чтобы найти подходящее к этой задаче.
Ну вот, теперь зацепили меня, ОК, как только найду решение отпишу в комментариях :)
ОтветитьУдалитьСмотрел я вечером на стену и думал каоке же может быть решение - жена предложила посмотреть на провода - возможно это правильное решение...
ОтветитьУдалитьОно самое простое, и даже возможно правильное, но блин уж очень простое!
Цитата: "...посмотреть на провода - возможно это правильное решение..."
ОтветитьУдалить==========
Посмотрели мы на провода. И что? Провода как провода. Чтобы провода не мешали, уберем их в стену. Теперь у нас скрытая проводка, провода не отвлекают. Есть закрытая дверь, рядом с ней три одинаковых выключателя. А за дверью три одинаковых лампочки.
Надо бы выбрать элемент в этой системе, которым мы можем управлять (стоя за дверью), изменять его параметры...
Лампы накаливания?
ОтветитьУдалитьПредположим для простоты, что у нас лампы накаливания. Потом можно задачу усложнить.
Удалить