суббота, 19 марта 2011 г.

Карточка №260 «Знай меру»

ИСТОЧНИК:
«Али-Баба и сорок разбойников», арабская народная сказка

СИТУАЦИЯ:
Али-Баба, заготовляя дрова, обнаружил в лесу клад, принадлежащий разбойникам и, недолго думая, прихватил домой два мешка с золотыми монетами. Его жена, Зейнаб, всю ночь проворочалась, раздумывая, как бы ей поточнее измерить, сколько золота раздобыл Али-Баба. Считать монеты – долго, да и не очень-то хорошо Зейнаб владела счетом. Наконец Зейнаб придумала, как ей быть. Она пришла к Фатиме, жене богатого брата Али-Бабы, и попросила у нее на время меру – специальный сосуд, которым обычно меряют крупу или зерно.

Любопытно стало Фатиме – что это Зейнаб собралась мерить, ведь всем известно, что в доме у них давно не водилось ни крупинки? А спрашивать Зейнаб она не желала: пусть Зейнаб не воображает, что Фатима интересуется ее делами. И она придумала способ узнать, не спрашивая. А что бы придумали вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Фатима должна видеть, что насыпает в меру Зейнаб, и не должна этого видеть.

РЕШЕНИЕ:
Фатима незаметно вымазала дно меры мёдом. Когда Зейнаб вернула ей меру, то хитрая Фатима сразу увидела прилипшую ко дну меры золотую монету.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать заранее»
Прием «посредник»
Стандарт 4.2.2

КОММЕНТАРИЙ:
Стандарт 4.2.2: если система или ее часть плохо поддается обнаружению, задачу решают переходом к внутреннему или внешнему комплексному веполю, вводя легко обнаруживаемые добавки.

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)
ТРИЗ - детям


Комментариев нет:

Отправить комментарий