ИСТОЧНИК:
*Альтшуллер
Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Тамбовское книжное издательство, 1961.
– С. 86-87.
СИТУАЦИЯ:
У
двухмоторных винтовых самолетов двигатели расположены на крыльях. Это
обусловлено тем, что винты имеют большой диаметр, что мешает придвинуть их
ближе к фюзеляжу. Наличие моторов предъявляет особые требования к прочности
крыльев, а более прочные крылья становятся более тяжелыми. Увеличивается и
лобовое сопротивление, ведь воздух во время движения давит на фюзеляж и два
двигателя.
Перед
окончанием Второй мировой войны немецкий конструктор Мессершмитт создал
истребитель «МЕ-262» с двумя турбореактивными тяговыми установками. Перед ним стояла
задача снизить лобовое сопротивление, но справиться с ней он в рамках
устоявшейся схемы расположения агрегатов не смог. Эта задача была решена при
постройке советского турбореактивного истребителя «МиГ-9». Что придумал главный
конструктор А. Микоян?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сопротивление
движению должно быть большим, потому что на самолете стоят два двигателя, и
сопротивление должно быть малым, чтобы увеличить скорость самолета.
РЕШЕНИЕ:
Микоян
просто-напросто убрал оба турбореактивных двигателя в фюзеляж. В итоге
получился один «лоб» сопротивления вместо трех у Мессершмитта. При одной и той
же мощности двигателей советский истребитель существенно превзошел немецкий
образец по скорости.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип местного качества:
в)
каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее
работе
КОММЕНТАРИЙ:
Немецкому
конструктору помешала инерция мышления: он находился под влиянием устоявшейся
схемы самолета. Винты в новой двигательной установке исчезли, но немецкие и английские
конструкторы по традиции упорно ставили двигатели на крылья.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в авиастроении
Комментариев нет:
Отправить комментарий