воскресенье, 24 июня 2018 г.

Карточка №684 «Мессер» против «МиГа»


ИСТОЧНИК:
*Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Тамбовское книжное издательство, 1961. – С. 86-87.

СИТУАЦИЯ:
У двухмоторных винтовых самолетов двигатели расположены на крыльях. Это обусловлено тем, что винты имеют большой диаметр, что мешает придвинуть их ближе к фюзеляжу. Наличие моторов предъявляет особые требования к прочности крыльев, а более прочные крылья становятся более тяжелыми. Увеличивается и лобовое сопротивление, ведь воздух во время движения давит на фюзеляж и два двигателя.

Перед окончанием Второй мировой войны немецкий конструктор Мессершмитт создал истребитель «МЕ-262» с двумя турбореактивными тяговыми установками. Перед ним стояла задача снизить лобовое сопротивление, но справиться с ней он в рамках устоявшейся схемы расположения агрегатов не смог. Эта задача была решена при постройке советского турбореактивного истребителя «МиГ-9». Что придумал главный конструктор А. Микоян?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сопротивление движению должно быть большим, потому что на самолете стоят два двигателя, и сопротивление должно быть малым, чтобы увеличить скорость самолета.

РЕШЕНИЕ:
Микоян просто-напросто убрал оба турбореактивных двигателя в фюзеляж. В итоге получился один «лоб» сопротивления вместо трех у Мессершмитта. При одной и той же мощности двигателей советский истребитель существенно превзошел немецкий образец по скорости.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе

КОММЕНТАРИЙ:
Немецкому конструктору помешала инерция мышления: он находился под влиянием устоявшейся схемы самолета. Винты в новой двигательной установке исчезли, но немецкие и английские конструкторы по традиции упорно ставили двигатели на крылья.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в авиастроении



Комментариев нет:

Отправить комментарий