суббота, 4 сентября 2010 г.

Карточка №15 «Папа у Вани силён… в мотивации»

ИСТОЧНИК: Л.Н.Толстой, «Косточка», рассказ

СИТУАЦИЯ:
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
   Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
   За обедом отец и говорит:
   – А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
   Все сказали:
   – Нет.
   Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
   – Нет, я не ел…»
Как выяснить, кто съел сливу?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
«Малолетний преступник» должен быть обнаружен для примерного наказания, и не должен быть обнаружен, поскольку сам он, опасаясь возможной расправы, не признается.

РЕШЕНИЕ:
   «…Тогда отец сказал:
   – Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
   Ваня побледнел и сказал:
   – Нет, я косточку бросил за окошко.
   И все засмеялись, а Ваня заплакал»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
С позиции «вепольного анализа» (по терминологии ТРИЗ) Ванин папа заменил одно «психологическое» поле (страх перед возможным наказанием) на более эффективное («страх смерти» или боязнь причинить неприятности родителям, которые будут переживать за «страдальца»)

КОММЕНТАРИЙ:
Типичная задача «на обнаружение». Требовалось выяснить, в чьем организме находится съеденная слива :) Решение в полном соответствии с ИКР: внешняя среда (Ваня) САМА сигнализирует о местонахождении искомого объекта… Использовано «эмоционально-мотивационное» поле на выходе (страх).

ТРИЗ "по-толстовски" :)
Пример можно с успехом использовать при обучении ТРИЗ младших школьников.





Комментариев нет:

Отправить комментарий