суббота, 7 мая 2011 г.

Карточка №309 «Взрывная сила мысли»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. Часть 1. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007.*
*Соболев Р. Как кино стало искусством. – Киев: Мистецтво, 1975.

СИТУАЦИЯ:
В кинофильме режиссера Антониони «Забриски пойнт» главная героиня – Дария – секретарша крупного босса, бросает ненавистный ей мир делячества и уезжает в уединенную долину. Через время она возвращается на виллу босса посмотреть, что там происходит. Дария идет по вилле, видит серию творящихся там безобразий и вдруг бежит прочь. Отъехав подальше, она оборачивается и мысленно взрывает виллу.

Проблема заключается в том, что кадр, показанный на экране, в самом себе заключает реальность. Если на экране взрыв – то это «реальный» взрыв по сюжету. Никакие наплывы, закрытые глаза героини и т.п. тут не помогут. Как же показать именно мысленность этого взрыва?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кадры взрыва должны быть реальными, чтобы соответствовать сюжету, и не должны быть реальными, чтобы показать, что эпизода в действительности не было.

РЕШЕНИЕ:
Сам эпизод должен быть «реальным», т.е. показан на экране, а его объединение с «чем-то» должно быть нереальным. Поскольку ничего подходяще-нереального в сугубо реалистическом фильме нет, то можно объединить этот эпизод «с самим собой», то есть повторить его несколько раз подряд. Будет очевидным, что несколько одинаковых взрывов одной и той же виллы подряд – нереальны, мысленны.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
У Антониони эпизод со взрывом повторяется десять раз.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах
ТРИЗ в кинематографии


Комментариев нет:

Отправить комментарий