суббота, 7 мая 2011 г.

Карточка №309 «Взрывная сила мысли»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. Часть 1. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007.*
*Соболев Р. Как кино стало искусством. – Киев: Мистецтво, 1975.

СИТУАЦИЯ:
В кинофильме режиссера Антониони «Забриски пойнт» главная героиня – Дария – секретарша крупного босса, бросает ненавистный ей мир делячества и уезжает в уединенную долину. Через время она возвращается на виллу босса посмотреть, что там происходит. Дария идет по вилле, видит серию творящихся там безобразий и вдруг бежит прочь. Отъехав подальше, она оборачивается и мысленно взрывает виллу.

Проблема заключается в том, что кадр, показанный на экране, в самом себе заключает реальность. Если на экране взрыв – то это «реальный» взрыв по сюжету. Никакие наплывы, закрытые глаза героини и т.п. тут не помогут. Как же показать именно мысленность этого взрыва?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кадры взрыва должны быть реальными, чтобы соответствовать сюжету, и не должны быть реальными, чтобы показать, что эпизода в действительности не было.

РЕШЕНИЕ:
Сам эпизод должен быть «реальным», т.е. показан на экране, а его объединение с «чем-то» должно быть нереальным. Поскольку ничего подходяще-нереального в сугубо реалистическом фильме нет, то можно объединить этот эпизод «с самим собой», то есть повторить его несколько раз подряд. Будет очевидным, что несколько одинаковых взрывов одной и той же виллы подряд – нереальны, мысленны.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
У Антониони эпизод со взрывом повторяется десять раз.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах
ТРИЗ в кинематографии


пятница, 6 мая 2011 г.

Карточка №308 «Ставки сделаны, господа!»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора

СИТУАЦИЯ:
Устроители казино в одном из американских городов были раздосадованы: некий не в меру удачливый посетитель сорвал огромный куш и предпочел не играть дальше, а забрать выигрыш. Не отдавать деньги, понятное дело, нельзя. Идти на уловки, пытаясь оспорить законность выигрыша? Это повредит престижу заведения. Выплата же денег равносильна крупному убытку казино. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Убыток для казино должен быть, поскольку казино обязано выплатить счастливчику выигранную сумму, и убытка быть не должно, потому что  основная цель бизнеса – получение прибыли.

РЕШЕНИЕ:
Казино, безусловно, выплатило игроку всю сумму, но немедленно запустило в СМИ и через «сарафанное радио» информацию о небывалом по размеру выигрыше. Число желающих повторить подвиг счастливчика оказалось таким большим, что в короткие сроки доходы казино существенно превысили досадный убыток.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Известно, что снаряд два раза в одну воронку не попадает. Вот только объяснять это тем, кто привык делать ставки в расчете на быстрый выигрыш, бесполезно…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


четверг, 5 мая 2011 г.

Карточка №307 «Книжкина больница» (1)

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора

СИТУАЦИЯ:
Не секрет, что многие бумажные издания имеют свойство разваливаться на отдельные листы после первого же прочтения. Самое главное при ремонте такой книги – надежное скрепление листов в блоке. Наиболее простое решение – проделать шилом, специальным пробойником или тонким сверлом отверстия под пару-тройку металлических скрепок по внутреннему полю листов.

Но иногда ширина внутреннего поля настолько мала, что соединенные скрепками листы не раскрываются во всю ширину текста – крепеж «наезжает» на буквы, трудно читать внутреннюю часть книжного текста. Делать отверстия у самого края листа – крепление будет ненадежным, при развороте книги листы обязательно порвутся в месте крепления. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Для надежного соединения листов отверстия под крепеж должны находиться как можно дальше от среза листа, а для полного раскрытия книжного разворота отверстия должны находиться у самого края листа.

РЕШЕНИЕ:
Вместо отверстий и скрепок в торцевой части бумажного блока обычной ножовкой по металлу делаются небольшие специальные пропилы – две-три пары, в зависимости от размеров блока. Пропилы в паре расположены под углом друг к другу (см. рисунок ниже). Каждая пара прорезей скрепляется прочной ниткой, спирально поднимающейся из глубины пропила к торцу блока. Такое крепление позволяет ремонтировать книги с достаточно узкими полями, когда другим образом скрепить листы проблематично.



ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип местного качества
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Описанный способ, впрочем, имеет ограниченное применение и годится лишь для книг толщиной в 10-15 мм.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в переплетном деле


среда, 4 мая 2011 г.

Карточка №306 «Сапожник Ксенофонт и император»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г.Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Византийская империя, Константинополь. Сапожник Ксенофонт не желал отдавать свою землю под храм Святой Софии до тех пор, пока стадион не отдаст ему императорские почести. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Стадион должен воздать Ксенофонту императорские почести, чтобы тот уступил свою землю под храм, и не должен воздать такие почести, потому что Ксенофонт всего лишь сапожник.

РЕШЕНИЕ:
Император Юстиниан разрешил это противоречие: стадион приветствовал Юстиниана, но одновременно и сапожника, который стоял к стадиону спиной рядом с императором.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Тщеславие – забавная штука. А сапожники - народ, похоже, капризный.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении



Император Юстиниан

вторник, 3 мая 2011 г.

Карточка №305 «Необходимая вещь»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Арнольд и Грегор, два неугомонных деловых партнера, готовясь к очередному космическому путешествию, приобрели по случаю бесценную вещицу – Конфигуратор. Этот агрегат умел синтезировать абсолютно любой предмет – от детали ракетного двигателя до еды. Но при первой же аварийной посадке на одной из планет выяснился неприятный момент: Конфигуратор мог произвести все что угодно, но только в одном экземпляре. А для починки обшивки корабля требовались, к примеру, десять совершенно одинаковых пластин из особого сплава. Как быть?

Компаньоны нашли компромиссное решение – они приказали машине изготовить оставшиеся пластины из других металлов, а когда подходящие металлы закончились, в дело пошла даже сверхпрочная керамика. Впрочем, оставалась еще одна проблема. Были разбиты четыре абсолютно одинаковые детали — хрупкие, тончайшей работы платы из стекла и проволоки. Заменители исключались. Как быть теперь? Что вы посоветуете?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Конфигуратор должен изготовить четыре абсолютно одинаковых детали, чтобы устранить поломку блока управления, и не должен их изготовить, поскольку не в состоянии воспроизводить одну и ту же вещь более одного раза.

РЕШЕНИЕ:
Не хочется лишать Читателя возможности самостоятельно пофантазировать. При большом желании всегда можно обратиться к источнику.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
Принцип копирования

КОММЕНТАРИЙ:
Арнольд и Грегор – персонажи нескольких рассказов Роберта Шекли, всякий раз попадающие в безвыходные ситуации и с честью из этих неприятностей выбирающиеся.

КАТЕГОРИЯ:
Развитие творческого воображения


понедельник, 2 мая 2011 г.

Карточка №304 «Чердак для ГРУ»

ИСТОЧНИК:
Суворов В., «Аквариум»

СИТУАЦИЯ:
Навигатор (руководитель венской резидентуры Главного разведывательного управления Генштаба МО СССР) давно положил глаз на чердачное помещение посольства. Очень удобное для шпионских нужд помещение. Наконец посол уступил Навигатору чердак, но с одним условием: там «авгиевы конюшни», очистишь своими силами – чердак твой.

Заглянул Навигатор на чердак и ахнул: все помещение завалено пачками книг, томами сочинений одного из руководителей советского государства. В свое время посольства в разных странах соревновались – кто больше сочинений Никиты Хрущева среди капиталистов распространит. Липовые отчеты и рапорта об успешном внедрении коммунистических идей шли наверх, а по чердакам посольств создавались книжные развалы…

Если просто так вывезти все эти тома из посольства – скандал будет: не чтят коммунисты своих прежних руководителей, да и руководство свое обманывают. Сжечь макулатуру во дворе посольства? Немыслимо. Всякий понимает, что если в посольстве государства жгут несколько тонн бумаги – быть войне. Сжигать понемногу? Так чердак и за год не очистишь. Что предпринять Навигатору, как очистить чердак от книг без вредных последствий?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сочинения Хрущева должны быть вывезены из посольства, чтобы очистить чердак, и они не должны быть вывезены, чтобы избежать скандала.

РЕШЕНИЕ:
Книги были ночью тайно загружены в специально присланный из Москвы пятитонный контейнер и вывезены за пределы Австрии как дипломатическая почта, которая, как известно, досмотру не подвергается. Ах, как бы удивились советские дипломатические курьеры, если бы узнали, что, попав в Братиславу, контейнер будет переправлен на первый советский военный аэродром, и там все его содержимое будет сожжено в печке…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Решение принесло и дополнительный положительный эффект – введение в заблуждение контрразведки противника. Местным спецслужбам придется теперь поломать голову – что за секрет такой огромный советская разведка у них из-под носа уволокла?.. Не иначе как кусок атомного реактора…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке


воскресенье, 1 мая 2011 г.

Карточка №303 «Искусство проводить допросы»

ИСТОЧНИК:
К/ф "Криминальный квартет" (СССР, 1989)

СИТУАЦИЯ:
Оперуполномоченному Сараеву предстоит снять с руководителя небольшой мастерской свидетельские показания по делу о крупных хищениях на обувной фабрике. Дело усложнялось тем, что вины за свидетелем нет, держится он уверенно – человек прожженный, имевший ранее опыт общения с милицией. Такого «на арапа» не возьмешь, упрётся, мол, ничего не знаю, помочь следствию ничем не могу. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Веский аргумент в пользу быстрой и правдивой дачи свидетельских показаний должен быть, чтобы быстро и без осложнений провести допрос, и аргумента быть не должно, поскольку свидетель к словесным аргументам нечувствителен.

РЕШЕНИЕ:
Опер Сараев разыгрывает небольшой спектакль. Доставленный в милицию свидетель якобы случайно видит Сараева в момент совершения им очередного допроса «с пристрастием»: в импровизированной «пыточной» к потолку вниз головой подвешен полуобнаженный страдалец, из которого при помощи резинового «демократизатора» выбиваются показания.

Сараев недовольно отчитывает дежурного, приведшего свидетеля по делу: «Ну куда ты так рано привел-то?..» И, обращаясь к свидетелю: «Слушай, Григорук, времени у меня мало, сам видишь – дела. Ты сядь, напиши на бумажке обо всех связях твоей мастерской с обувной фабрикой. И ничего не утаивай. …Да, слушай, ты про эти-то дела ничего не говори, – Сараев кивнул в сторону «пыточной», - а то неправильно поймут. Да и потом у тебя еще твой условный не кончился. Ну, давай, не буду мешать...»

Ошарашенный таким поворотом дела, Григорук поспешно начинает давать письменные показания по делу, в то время как за дверью истошно кричит напарник Сараева, высокохудожественно изображая допрос с применением третьей степени устрашения…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Принцип «посредника»
Психологический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Приведенный пример – облегченная и гуманизированная версия разрешения схожей ситуации, описанной нами ранее в Карточке №237 «Неприкасаемые: как получить признание?»Американцы не в пример жёстче работают – так ведь у них и преступность не такая благообразная, как у нас в советские времена…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности


суббота, 30 апреля 2011 г.

Карточка №302 «Идёт-гудёт зелёный шум»

ИСТОЧНИК:
Шанс на приключение. – Петрозаводск: Карелия. -  1991.*
*Химия и жизнь. - 1982. - №8. - с.95

СИТУАЦИЯ:
Существует множество способов защиты денежных купюр от подделки: водяные знаки, защитная полоса, специальные красители… В основном эти способы ориентированы на зрительный анализатор. Можно ли предложить иные способы распознавания подлинности банкнот, в которых задействованы другие органы чувств?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Защитные знаки на купюре должны быть, чтобы удостовериться в ее подлинности, и таких знаков быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.

РЕШЕНИЕ:
По одному из изобретений подлинность денежных банкнот предложено определять по спектру шума, издаваемого специальной «денежной» бумагой.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон согласования ритмики частей системы

КОММЕНТАРИЙ:
Действительно, качество бумаги – один из тех параметров купюр, который злоумышленникам сложнее всего подделать. Впрочем, известен способ подделки долларовых банкнот, при котором на купюрах низкого достоинства - скажем, в 1 доллар - смывается изображение и наносятся реквизиты, допустим, стодолларовой купюры. С технической стороны ничего невозможного тут нет – долларовые бумажки разного достоинства одинаковы по размерам. И хрустеть та "зелень" будет как надо - заслушаешься…

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)


пятница, 29 апреля 2011 г.

Карточка №301 «Отдача замучила?»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
При ходьбе или гонках на лыжах классическим стилем спортсмену нередко приходится сталкиваться с проблемой так называемой «отдачи»: в момент отталкивания ногой возможно проскальзывание лыжи назад. Традиционно эта неприятность решается так: под «колодку», то есть на скользящую поверхность лыжи под стопой, накладывается один или несколько слоев более «теплой» мази (обычно предназначенной для улучшения скольжения при более высокой температуре). Но и этот прием не всегда устраняет «отдачу». Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Поверхность лыжи должна быть скользкой для лучшего скольжения, и не должна быть скользкой для устранения проскальзывания при отталкивании ногой.

РЕШЕНИЕ:
В начале 80-х годов прошлого века мне в руки попали лыжи итальянского производства. Часть пространства под «колодкой» этих лыж – та, что соприкасается при отталкивании с поверхностью снега – конструктивно выполнена рифленой, подобно знакомой многим стиральной доске. Лыжи жесткие, с  прогибом, поэтому при скольжении вперед рифленая часть со снегом не соприкасается. Но как только лыжник начинает отталкиваться ногой, «стиральная доска» вгрызается в снег и препятствует проскальзыванию лыжи назад.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип местного качества
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Разумеется, при движении свободным («коньковым») ходом такие лыжи неприменимы. Впрочем, в те давние времена до изобретения Гунде Свана, взорвавшего спортивный мир применением техники конькового передвижения, оставалось еще несколько лет.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в спорте


четверг, 28 апреля 2011 г.

Карточка №300 «Крестики-нолики по-собачьи»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Бравый солдат, заручившийся волшебной поддержкой сказочных собак, послал одну из них во дворец за прекрасной принцессой. Чудо как хороша принцесса, не утерпел солдат, поцеловал ее - недаром он был молодчина-солдат.

Отнесла собака принцессу обратно, а как наступило утро и стали король с королевой чай разливать, рассказала принцесса, какой ей был нынче удивительный сон. Будто ехала она верхом на собаке, а солдат поцеловал ее. На следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину, наказали ей разузнать, было ли то в сон или въявь.

И вот ночью явилась собака, схватила принцессу и бросилась с ней со всех ног, а старуха фрейлина вдогонку. Как увидела фрейлина, что собака скрылась с принцессой в большом доме, подумала: “Ну, теперь-то я знаю, где и что!” - и поставила мелом большой крест на воротах. А потом отправилась домой спать.

Когда собака снова вышла от солдата с принцессой, она тут же заприметила крест и смекнула, в чем дело. Надо спасать солдата от неминуемого королевского гнева. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Крест на двери должен быть, поскольку фрейлина его уже поставила, и креста быть не должно, чтобы дом солдата нельзя было обнаружить.

РЕШЕНИЕ:
Не долго думая, находчивая собака взяла кусок мела и понаставила крестов на всех воротах в городе, и ловко сделала: теперь уж фрейлине никак не найти ворота дома, где живет солдат, раз на всех остальных тоже кресты…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
В точности такой же прием использовала Марджана, служанка Али-Бабы, чтобы сбить с толку злодеев, задумавших наказать героя сказки за то, что тот присвоил их золотой запас («Али-Баба и сорок разбойников», арабская народная сказка).

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям
Задача на обнаружение (точнее, обратная задача, – на маскировку)


среда, 27 апреля 2011 г.

Карточка №299 «Ксанф, выпей море!»

ИСТОЧНИК:
Телевизионный спектакль «Эзоп» (СССР, 1981)

СИТУАЦИЯ:
Греческий философ Ксанф попал в затруднительную ситуацию. Накануне вечером в его дворце было пиршество. И он прилюдно заявил, что сможет выпить море. И даже поспорил об этом, поставив на кон все свое имущество. Утром настало время отвечать за свои слова. Друзья пришли к Ксанфу и, указав на собственноручно подписанное Ксанфом обязательство, потребовали: «Ксанф, выпей море!» Либо философ выполнит свое обещание, либо по закону потеряет все свое имущество. Как быть Ксанфу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Обязательство должно быть выполнено, чтобы не вступить в конфликт с законом, и не должно  быть выполнено, чтобы сохранить имущество.

РЕШЕНИЕ:
У Ксанфа был мудрый раб Эзоп, который согласился спасти своего хозяина в награду за свободу. Вот что он посоветовал сказать: «Хорошо. Я выпью море… Только лишнюю воду я пить не буду. Вы сначала оградите это море от рек и ручьев, которые в него впадают…»

Действительно, формально, чтобы выпить только море, следует очистить его воды от других вод, не имеющих «морской» природы. Налицо вредный фактор, с которым надо бороться. Не лучше ли обратить вред в пользу, поставив оппонентам столь же невыполнимое условие?..

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
…Ксанф не освободил Эзопа от рабства, но это уже другая история.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в юриспруденции


вторник, 26 апреля 2011 г.

Карточка №298 «Колокол Чернобыля»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
При создании памятника жертвам Чернобыльской трагедии перед его автором стояла нелегкая задача. Замысел заключался в том, чтобы скульптурно изобразить колокол, символично отражающий памятный звон о погибших в трагедии, неизгладимым шрамом прошедшей через судьбы множества людей. Если выполнить колокол в виде выпуклого барельефа, то потребуется выбирать из каменной плиты слишком много материала. Сделать памятник плоским, просто нарисовав контуры колокола? Не слишком выразительно. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изображение колокола должно быть объемным, чтобы быть выразительным, и не должно быть объемным, потому что это потребует очень больших трудовых затрат.

РЕШЕНИЕ:
В Петрозаводске, в сквере возле собора Александра Невского, находится памятник «Колокол Чернобыля». На плоской каменной плите выбито углубление в виде колокола, так что создается впечатление, будто бы он был наполовину вдавлен в камень взрывом. Такой прием известен как контррельеф – это вид углубленного рельефа, представляющий собою «негатив» объемного изображения.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «сделать наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Сегодня исполняется 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Колокол Чернобыля звучит в наших сердцах…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах



понедельник, 25 апреля 2011 г.

Карточка №297 «Долг платежом зелен»

ИСТОЧНИК:
Суворов В., «Выбор»

СИТУАЦИЯ:
Конец 30-х годов прошлого века. Товарищ Сталин вынашивает грандиозные замыслы по распространению Мировой революции на страны Западной Европы. Насте Стрелецкой по прозвищу «Жар-птица» уготована роль будущей королевы Испании, ни больше, ни меньше. Внедрение Жар-птицы во враждебную среду проходит через остров Мальорка, где Настя оказалась без денег и документов. А деньги для инфильтрации ой как нужны, и деньги немалые.

При помощи новых друзей из числа бывших белогвардейцев Настя берет в оборот одного из должников банка «Балерика», которому она оказывает услуги по выбиванию безнадежных долгов. После проведения акции устрашения сеньор Хуан Червеза согласился расстаться со своими деньгами и погасить долг. Да вот незадача: вид у сеньора после общения с Настиной командой «не товарный», от воплей сосуды на лице полопались, да и сам он какой-то пришибленный.

Приди он с таким лицом в банк, чтобы снять со счета два чемодана денег, да еще и в сопровождении лихих «охранников», – сразу у банковских служащих вопрос возникнет: а по своей ли воле Вы, сеньор Хуан, сюда явились, не пахнет ли здесь криминалом и не пора ли звать полицию?.. Чек выписать? Но и при обналичивании чека вопрос может возникнуть: почему богатый человек сеньор Червеза платит какой-то оборванке огромные деньги? Как же Насте получить деньги с должника без лишних проблем?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Законное основание для получения с сеньора денег должно быть, чтобы не вызвать подозрений, и такого основания быть не должно, потому что его не имеется.

РЕШЕНИЕ:
      «…- Сеньору Хуану Червеза мы продадим произведение искусства. Продадим публично. Продадим на аукционе. На виду всего Парижа.
         - А неплохо придумано.
         - Понимаете? Мы продали - он купил. Никакого криминала. После того мы предъявляем чек в банке: отдайте наши денежки!
        - Он должен присутствовать на аукционе?
         - В том-то и дело: не должен. Богатые люди скупают шедевры через подставных лиц.
         - А цена?
         - Мы посадим в зал наших людей, они вздуют цену до той именно суммы, которую нам следует с сеньора содрать.
        - Все хорошо. Задержка за самой мелочью: где мы возьмем тот шедевр, который можно продать за миллионы франков?
         На это Настя улыбнулась таким счастьем, словно в глазах ее северное сияние полыхнуло:
         - За шедевром дело не станет. Шедевр я сотворю…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Так появился шедевр. Русский суперавангард. Картина Анастасии Стрелецкой "Вторая мировая война"... По серому холсту - две красные полосы. Одна над другой. А поперек, перечеркивая их, две черные. Концептуальный шедевр ушел с аукциона за 25 миллионов франков.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке
ТРИЗ в бизнесе


воскресенье, 24 апреля 2011 г.

Карточка №296 «Трон императора и Христос»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. Часть 1. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007.*
*Бродский Б. Связь времен. – М.: Дет. лит., 1974. – С.95-96

СИТУАЦИЯ:
Византией правил император. Власть его была огромной. Как и положено, он восседал на троне. Но Византия была не просто империей, а империей христианской. Высшим ее правителем считался сам Иисус Христос. По идее, именно он должен был бы восседать на троне. Но куда же тогда деваться императору? Ведь его власть не меньше, он богоравный. Что же делать в случаях, когда император должен предстать перед людьми, сидя на троне («в официальной обстановке»)?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Христос должен восседать на троне, потому что считается высшим правителем империи, и не должен восседать на троне – по понятным причинам.

РЕШЕНИЕ:
Трон делался двухместным: на одной половине восседал император, на другой – Иисус Христос. Но реально Христа на троне быть не могло. Поэтому на подушку клали большой крест.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Стандарт 3.1.1. (переход к бисистеме)

КОММЕНТАРИЙ:
Сегодня Светлое Христово Воскресение. Всех, кому это событие небезразлично, поздравляю с Пасхой.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах



Византия. Трон императора Максимилиана. VI век.

суббота, 23 апреля 2011 г.

Карточка №295 «Резиновый эфир»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора

СИТУАЦИЯ:
Эфирное время на телевидении стоит дорого. На 1-м канале в прайм-тайм, насколько мне известно, стоимость минуты эфирного времени для рекламодателей может достигать 1 млн. рублей и более. Но сутки не резиновые, а руководству канала надо и фильмом хорошим зрителя завлечь и время для рекламы выкроить – чем больше, тем лучше. Что тут можно усовершенствовать, где найти временной ресурс?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Дополнительное время в программе передач должно быть, чтобы, например, получить большую выгоду от размещения рекламы, и дополнительного времени быть не должно, поскольку оно не резиновое.

РЕШЕНИЕ:
Значительное время в фильмах, в особенности в лентах зарубежного производства, занимают титры. Действие давно закончилось, а титры так и тянутся бесконечной чередой на черном фоне. В конце концов, телевизионщики додумались, что можно разделить экран на две части: в верхней зритель досматривает картину, а в нижней в ускоренном темпе прокручиваются титры, которые практически никто не читает, но демонстрация которых, возможно, оговорена условиями проката.

Экономия времени при использовании описанного выше приема может быть весьма существенной. Так, в фильме «Матрица», к примеру, титры длятся около 6-ти минут.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип объединения
Принцип «проскока»
Функционально-идеальное моделирование (свертывание)
(При свертывании технологического процесса ставят цель ликвидировать операции, являющиеся носителями ненужных и вспомогательных, а по возможности и основных функций.)

КОММЕНТАРИЙ:
При кажущейся простоте и очевидности такого решения, в России, допустим, оно было внедрено сравнительно недавно – лишь несколько лет назад.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе
ТРИЗ и ТВ


пятница, 22 апреля 2011 г.

Карточка №294 «Незнакомка и гражданин начальник»

ИСТОЧНИК:
Телесериал «Гражданин начальник» (1 сезон, 6 серия)

СИТУАЦИЯ:
Следователь прокуратуры Пафнутьев столкнулся со сложной ситуацией. В одну из больниц города несколько месяцев назад попал пострадавший в ДТП молодой мужчина. Его собирали буквально по частям, после многочисленных операций изменилась до неузнаваемости даже его внешность. Кроме того, на его теле имелась ножевая рана.

Потерпевший, к счастью, выжил, но полностью утратил память о своей личности. Возможно, помочь с установлением личности потерпевшего могла бы молодая женщина, чья фотография находилась в его кармане. Это единственная зацепка. Но для начала надо найти эту самую женщину. Самое простое решение - опубликовать ее фото в прессе или на ТВ с прямым призывом оказать содействие в розыске. Но знающие эту особу люди могут посчитать, что ей грозят неприятности и не откликнутся. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Информация о розыске незнакомки должна быть опубликована в СМИ, чтобы установить ее личность, и не должна быть опубликована, чтобы не отпугнуть знающих ее людей.

РЕШЕНИЕ:
Пафнутьев дал задание одному из своих сотрудников опубликовать фото незнакомки в газете, сопроводив его подписью, заведомо не соответствующей действительности. Примерно так:

«Всеобщей любовью пользуется на кондитерской фабрике имени Миклухо-Маклая… Работает, мол, мастер «золотые руки»… Душа коллектива… Надежда предприятия… Когда снимок будет опубликован, наверняка найдутся люди, которые ее знают и не откажут себе в удовольствии позвонить в редакцию и спросить: «Эх вы, недоумки, ну какая это… Надя Притулина, когда имя ее – Настя Косых?!»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «сделать наоборот»
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Довольно быстро на редакцию газеты обрушился шквал звонков возмущенных читателей, обвинявших газету в непрофессионализме. Так было установлено, что незнакомкой оказалась Цыбизова Изольда Федоровна. Настолько редкое сочетание, что установить ее местонахождение большого труда не составило.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)