воскресенье, 9 марта 2014 г.

Карточка №460 «Лекарство для шпиона»


ИСТОЧНИК:
Юлиан Семенов, «Семнадцать мгновений весны», роман

СИТУАЦИЯ:
Выйдя из своего служебного кабинета, штандартенфюрер Штирлиц, он же советский разведчик Исаев, увидел, как по коридору управления несли хорошо знакомый ему чемодан, в котором хранился его передатчик. Еще не зная, как быть, Штирлиц последовал за двумя солдатами и выяснил, что чемоданчик предназначался штурмбанфюреру Рольфу. Наш разведчик, не долго думая, вошел следом, чтобы на месте выяснить, насколько он близок к провалу.

В ходе приятельского разговора с Рольфом штандартенфюрер выведал всё, что ему требовалось знать о передатчике и судьбе своих агентов. Можно было уходить. Но как быть, если вдруг Рольфа спросят, кто к нему приходил и зачем? Может выясниться, что в гостях у контрразведчика был некто Штирлиц, который подробно интересовался советским передатчиком. Зачем интересовался, с какой целью? Хлопот потом не оберешься…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Рольф должен запомнить, с какой целью к нему приходил Штирлиц, потому что убрать такое воспоминание нельзя, и не должен этого запомнить, чтобы Штирлиц не попал под подозрение.

РЕШЕНИЕ:
«Уже открыв дверь, Штирлиц хлопнул себя по лбу и засмеялся:

- Я стал склеротическим идиотом... Я ведь шел к тебе за снотворным. Все знают, что у тебя хорошее шведское снотворное.

Запоминается последняя фраза. Важно войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора. Теперь, думал Штирлиц, если Рольфа спросят, кто к нему заходил и зачем, он наверняка ответит, что заходил к нему Штирлиц и просил хорошее шведское снотворное. Рольф снабжал половину управления снотворным, - его дядя был аптекарь».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Психологический эффект
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственную нужную часть (свойство)
*Принцип «заранее подложенной подушки»:
а) компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами

КОММЕНТАРИЙ:
Штирлиц был прав, но лишь отчасти. В психологии известен относящийся к памяти так называемый «закон края». Он гласит, что лучше всего запоминается информация, представленная в самом начале и в самом конце информационного ряда. Поэтому Рольф в равной степени мог запомнить как интерес Штирлица к передатчику, так и достаточно искусственную и весьма «топорную» вставку про снотворное. Интерес к чемодану разведчику следовало убрать в середину беседы. Впрочем, кто мы такие, чтобы учить ремеслу признанного аса разведки?..

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке
ТРИЗ в психологии


воскресенье, 2 марта 2014 г.

Карточка №459 «Шапки долой»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
В марте 1953 года весть о смерти Сталина быстро облетела советские тюрьмы и лагеря. Для большинства зеков известие о кончине вождя было многообещающим событием, сулившим скорую амнистию. Но лагерные власти по указке сверху проводили траурные мероприятия, на которых заключенным предлагалось почтить память Сталина, снимая шапки. Надо было выполнить приказ, чтобы не подвергнуться наказанию, но бунтарский дух требовал выразить свои подлинные эмоции. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Снятая шапка должна быть символом траура, чтобы выполнить приказ надзирателей, и она не должна быть символом траура, поскольку для большинства заключенных смерть Сталина была радостным событием.

РЕШЕНИЕ:
Заключенные нередко послушно снимали шапки, но не мяли их горестно в руках, а радостно подбрасывали в воздух.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
В итоге противоречие было разрешено: приказ был выполнен и одновременно не был выполнен.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах


воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Карточка №458 «Крылья холопа»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Легенда гласит, что во времена Ивана Грозного некий холоп придумал слюдяные крылья, чтобы летать подобно птице. Забрался он на высокую колокольню, приладил к спине крылья, прыгнул и… убился. С той поры выражение «крылья холопа» часто употребляют, когда хотят отразить стремление подневольного человека к свободе.

Курсанты военного училища, в котором в давние времена довелось учиться автору блога, в сущности, были отчасти такими же подневольными «холопами», которые стремились получить любую возможность почувствовать себя свободными в жестких рамках армейской дисциплины. Нет, конечно же, каждый из них принял добровольное решение расстаться с прелестями вольной жизни. Но иногда так хотелось нарушить хоть один из множества запретов и ощутить глоток свободы.

Для курсанта «крыльями холопа» становились погоны. Устав жестко регламентировал требования к форменной одежде, не допуская отклонений от стандарта. Но обычные погоны, которые пришивались к парадному кителю, были далеки от совершенства. Они были слишком тонкими, плохо держали свою форму и со временем сминались ближе к вороту. Это делало внешний вид бойца не совсем аккуратным. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Погон должен быть прямым и жестким, чтобы внешний вид курсанта был идеальным, и погон должен быть мягким и изогнутым, потому что таков он по своей природе.

РЕШЕНИЕ:
Чтобы устранить этот недостаток, хитроумные курсанты перед выходом в очередное увольнение использовали особые вставки. Подходящие по размеру кусочки пластика или алюминия вставляли под погон, который после этого обретал жесткость и сохранял форму по всей своей длине.

Но в таком изобретении был и отрицательный момент. Перед выходом в увольнение старшина или дежурный офицер придирчиво проверял внешний вид курсантов и его соответствие уставу. Поэтому обнаруженные при осмотре вставки беспощадно удалялись, а курсант мог лишиться увольнения. Поэтому вставки устанавливались обычно после выхода за пределы контрольно-пропускного пункта.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип посредника:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудалимый) объект

КОММЕНТАРИЙ:
Но и в городе курсанта подстерегала опасность в виде армейского патруля. Ковырнет начальник патруля под погоном, выявит неуставную вставку – и прощай, свобода. Да еще и увольнений лишат на полгода. Возникает новое противоречие: вставка должна быть – вставки быть не должно.

Наиболее упертые нарушители устава нашли выход и из такой ситуации. Они вносили конструктивное изменение в сам погон. Для этого из полиэтиленовой пленки нарезали несколько листков, по размеру соответствующих погону. Такие же листки делали и из обычной газетной бумаги.

А дальше – дело техники. Накладывали полиэтилен на обратную сторону погона, сверху клали газетный листок и проглаживали горячим утюгом. Потом процедуру повторяли несколько раз. В результате получался слоеный пирог, который намертво схватывался с основанием погона, образуя с ним одно целое.

Подготовленное таким образом «изделие» нитками приматывали к боковой поверхности обычной бутылки, чтобы сделать его полукруглым в сечении. Когда погон остывал, он принимал идеальную форму, был достаточно жестким и не мялся. Вставка есть – вставки нет. Оставалось аккуратно пришить усовершенствованные «крылья холопа» на китель и смело лететь на поиски приключений.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


С Днем защитника Отечества!

воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Карточка №457 «Литр света»


ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Даже днем во многих филиппинских лачугах, не имеющих окон, стоит кромешная темнота. Электричество имеется, но оно настолько дорогое, что платить за него обитатели трущоб не в состоянии. Однако местные умельцы нашли простой и предельно дешевый способ освещения лачуг бедняков. Каковы должны быть особенности новейшей технологии, позволяющей обходиться без электроэнергии?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Лампочка должна быть, чтобы освещать помещение, и лампочки быть не должно, чтобы не платить за электричество.

РЕШЕНИЕ:
На помощь пришла обыкновенная пластиковая бутылка с водой. Пустую емкость продевают сквозь прорезь в металлической пластине. Теперь нужно наполнить бутылку хлорированной водой, чтобы не зацвела. Вот и все изобретение. Остается проделать в крыше отверстие по диаметру бутылки и наполовину просунуть туда новую лампу. Солнечные лучи, преломляясь в бутылке с водой, обеспечивают в комнате освещенность не хуже обычной лампочки мощностью 60 Вт. Этого вполне достаточно, чтобы заниматься уборкой и готовкой, не тратясь на электричество.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
*Физический эффект (преломление света)

КОММЕНТАРИЙ:
Ежемесячно на Филиппинах устанавливается несколько тысяч самодельных бутылочных ламп. Производство одного такого импровизированного светильника обходится всего в $1. К экономичной технологии проявляют интерес и другие страны. Это наглядно свидетельствует, что сильные идеи не всегда должны быть технологически сложными. Вот только как быть беднякам в тех странах, где количество солнечных дней в году не так велико, как на Филиппинах?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту



воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Карточка №456 «Умная галка и кувшин»

ИСТОЧНИК:
*Пчелкина Е.Л., Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2010. – С. 25.
*Толстой Л.Н., «Умная галка», рассказ

СИТУАЦИЯ:
«Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать ее…». Как быть птице?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Воды в кувшине должно быть много, чтобы галка могла до нее достать, и воды в кувшине должно быть мало, потому что таково условие задачи.

РЕШЕНИЕ:
«Тогда галка стала бросать в воду камушки. Вода поднялась, и галка смогла напиться».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Мобилизация ресурсов
*Принцип «посредника»
*Физический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
При помощи этого примера достаточно просто в ходе занятий по ТРИЗ можно объяснить детям понятие «ресурсы».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям


воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Карточка №455 «Голод не тетка»


ИСТОЧНИК:
Кинокомедия «12 стульев» (СССР, 1971)

СИТУАЦИЯ:
«Летом 1927 года в 11:30 с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки в Старгород вошел молодой человек». У него не было ни денег, ни ключа от квартиры, где деньги лежат, ни самой этой квартиры. В карманах путешественника можно было отыскать лишь портновский метр да маленькое зеркальце в красном футляре. Звали человека Остап Бендер.

Наш герой уже давно ничего не ел, поэтому с пристальным вниманием взирал на расположенные вдоль старгородских улиц продуктовые лавки. Одна из них, с многообещающей надписью «Вакханюк. Частная торговля», показалась Бендеру особенно лакомым кусочком. Но как раздобыть немного провизии, если за нее нечем заплатить?..

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Плата за продукты должна быть, потому что «за красивые глаза» в частной лавке не накормят, и платы за продукты быть не должно, потому что платить Остапу совершенно нечем.

РЕШЕНИЕ:
Через пару минут разгневанный хозяин лавки с возмущением спрашивал энергичного молодого человека в форменной фуражке, что это он делает возле его витрины и по какому такому праву. А Бендер, многозначительно продемонстрировав ошарашенному лавочнику уголок красного зеркальца, очень напоминавшего серьезное удостоверение, невозмутимо и сосредоточенно продолжал измерять витрину портновским метром вдоль и поперек.

Сообразив, чем может для него закончиться визит строгих контролирующих органов (а кто еще мог вести себя подобным образом?!), владелец лавки услужливо пригласил «инспектора» внутрь, чтобы договориться «по-хорошему». Как вы понимаете, очень скоро Великий Комбинатор гордо и независимо вышел из магазина, держа в руках пакет, наполненный снедью. Спокойствие, дарованное Бендером частному собственнику, оказалось приемлемой платой за обед.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» Известные пушкинские строки хорошо характеризуют описанные в примере отношения между опытным мошенником, виртуозно играющим на струнах человеческих пороков, и его жертвой.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии


воскресенье, 26 января 2014 г.

Карточка №454 «Бой местного значения»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «А зори здесь тихие» (СССР, 1972)

СИТУАЦИЯ:
1942 год, Карелия. Пять девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова должны обезвредить двоих немецких диверсантов, скрытно двигающихся в сторону Кировской железной дороги и Беломоро-Балтийского канала. Старшина определил, что путь врага лежит по узкой Синюхиной гряде, которую с двух сторон поджимают озера. Это кратчайшая дорога к месту проведения предполагаемой диверсии.

Неожиданно оказалось, что в схватку предстоит вступить не с двумя, а с шестнадцатью хорошо вооруженными и подготовленными фашистами. Принять бой – неминуемая гибель для нашего отряда. Самое лучшее, что можно предпринять – не пропустить диверсантов через гряду, а направить в обход, через Легонтово озеро. При этом противнику придется делать большой крюк, а за это время подоспеют на подмогу дополнительные силы. Но как заставить врага свернуть в сторону, если в распоряжении старшины лишь горстка молодых и необученных девчонок?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Диверсанты должны видеть отряд зенитчиц, чтобы из осторожности отвернуть в сторону от своего маршрута, и диверсанты не должны видеть отряд зенитчиц, потому что бойцов слишком мало, чтобы испугать врага.

РЕШЕНИЕ:
Старшина Васков рассудил так: «Немцы должны тихо и скрытно просочиться к своей цели. Поэтому нужно, чтобы они нас увидели, а мы их вроде и не заметили. Тогда они отойдут вокруг озера, а это – сутки ходьбы».

По предложению одной из девушек было решено инсценировать перед диверсантами работу бригады лесорубов. В самом деле, во время войны лес валят в основном женщины, так что это не должно вызвать у врага подозрений. Орудуя одним топором и палками, старшина со своим отрядом развернул бурную и шумную деятельность на пути следования диверсантов. Поняв, что незаметно здесь пройти не удастся, немцы отвернули в сторону.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие

КОММЕНТАРИЙ:
Вместо того чтобы незаметно наблюдать за действиями диверсионного отряда, наши бойцы сделали прямо противоположное – открыто и дерзко обозначили свое присутствие, сбив противника с толку.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 19 января 2014 г.

Карточка №453 «Военная хитрость Писарро»

ИСТОЧНИК:
Зиновьев А.А., Русский эксперимент. – М.: L'Age d’Homme — Наш дом, 1995.

СИТУАЦИЯ:
Можно ли иголкой убить слона? Да, если ударить в нужное место. Это правило подтверждает рассказанная философом и социологом Александром Зиновьевым история. По словам Зиновьева, в XVI веке испанский завоеватель Писарро с отрядом в 300 человек в считанные часы разгромил армию инков в Перу, насчитывавшую 300 тысяч человек. Как ему это удалось? Ведь инкам достаточно было просто пройти по отряду конкистадоров босыми ногами, чтобы втоптать их в землю.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Бой должен быть, чтобы испанцы могли победить инков, и боя быть не должно, потому что соотношение сил явно не в пользу завоевателей.

РЕШЕНИЕ:
Отважный Писарро бросился на вождя инков, которого все его подданные считали богом, и захватил его в плен. Инки, увидев, что это произошло безнаказанно, что кара с небес не последовала, сдались без всякого сопротивления.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип частичного или избыточного действия
а) если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить «чуть меньше» или «чуть больше» - задача при этом может существенно упроститься

КОММЕНТАРИЙ:
История гласит, что Писарро в этом сражении не потерял ни одного своего воина.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 12 января 2014 г.

Карточка №452 «Покорители океанских глубин»

ИСТОЧНИК:
*Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – С. 93.

СИТУАЦИЯ:
Швейцарский физик и изобретатель Огюст Пиккар был первым человеком, который поднялся выше всех в атмосфере и опустился на самую большую океанскую глубину. До него глубоководные погружения совершали на батисфере, которая представляла собой толстостенный металлический шар, прикрепленный на тросе к надводному судну. В случае обрыва этого троса акванавт подвергался смертельной опасности, ведь подняться на поверхность воды батисфера уже не могла.

Пиккар решил отказаться от «пуповины» и сделать возможным самостоятельное перемещение глубоководного аппарата по вертикали как вниз, так и вверх. Но здесь появилось противоречие. Чтобы самостоятельно всплыть, аппарат должен иметь тонкие стенки и быть объемным. Но чтобы на большой глубине его не расплющило давлением воды, аппарат должен быть компактным и иметь прочные толстые стенки. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Глубоководный аппарат должен быть большим и тонкостенным, чтобы самостоятельно всплыть, и аппарат должен быть маленьким и толстостенным, чтобы его не раздавило на большой глубине.

РЕШЕНИЕ:
Пиккар вышел из положения, прикрепив толстостенную капсулу малого размера к большому поплавку. Поплавок он наполнил жидкостью легче воды – бензином. Чтобы выровнять наружное давление с давлением бензина, в нижней части поплавка был сделан открытый люк. Океанская вода сама поджимала бензин как раз настолько, чтобы разница в давлении устранялась.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип дробления:
а) разделить объект на независимые части
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Принцип местного качества:
б) разные части объекта должны иметь разные функции

КОММЕНТАРИЙ:
Знаменитый спуск в Марианскую впадину изобретатель батискафа Огюст Пиккар не смог совершить сам, поскольку ему было уже 76 лет. Это рекордное погружение в январе 1960 года выполнил на батискафе «Триест» его сын Жак.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле


воскресенье, 5 января 2014 г.

Карточка №451 «Мороз не страшен»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С., Основы изобретательства. – Воронеж, 1964. – С. 173.

СИТУАЦИЯ:
В зимнее время подземные кабельные линии нередко подвергаются повреждениям, которые вызываются образованием в грунте так называемых морозобойных трещин. Как предотвратить это нежелательное явление?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Трещины в грунте должны быть, потому что их образование вызвано естественными природными причинами, с которыми невозможно бороться, и трещин в грунте быть не должно, чтобы предотвратить повреждение кабеля.

РЕШЕНИЕ:
Изобретатели предложили заранее рыть узкие прорези в виде «трещин» в стороне от трассы, по которой проложен кабель.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
Усиление вредного фактора  сильный изобретательский прием. Он часто означает, что нужно ускорить появление нежелательного явления, вызвав его заранее.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в коммунальном хозяйстве


воскресенье, 29 декабря 2013 г.

Карточка №450 «Столетние дубы и дворец»

ИСТОЧНИК:
*Пчелкина Е.Л., Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2010. – С. 41.
*Гин А.А., Задачки-сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002.

СИТУАЦИЯ:
«Увидел царь во время прогулки красивейшие дубы и повелел:
- Хочу, чтобы эти дубы около моего дворца росли!
Долго думали царские придворные, как перенести столетние дубы к царскому дворцу, и придумали…»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Столетние дубы должны появиться возле дворца, чтобы выполнить повеление царя, и не должны появиться возле дворца, потому что при пересадке они погибнут.

РЕШЕНИЕ:
Было решено не трогать уникальные деревья, а сделать наоборот: построить возле дубов новый дворец. Так стало возможным выполнить указание царя, сохранив многолетние деревья.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие

КОММЕНТАРИЙ:
Решение остроумное и нетривиальное, но можно ли считать его сильным и идеальным? Представьте себе, во что обойдется постройка нового дворца и сколько времени этот процесс займет… Не проще ли свергнуть взбалмошного и капризного царя-самодура?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям


воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Карточка №449 «Протез для шестеренки»


ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В., Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. – Кишинев: Лумина, 1988. – С. 44.

СИТУАЦИЯ:
Цитируем источник: «У массивной стальной шестерни привода экскаватора стерлись верхушки зубьев, всего на 1-2 миллиметра, но шестерня диаметром в несколько метров непригодна к работе. Как быть?»

Было бы идеально, если бы каждый зуб металлической шестерни вырос «сам». Но сам он этого делать не умеет, надо бы ему помочь. Как это сделать?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Зуб шестерни должен вырасти «сам», чтобы немного увеличиться в размере, и зуб не должен вырасти «сам», потому что для этого требуется дополнительный металл.

РЕШЕНИЕ:
Для решения задачи не хватает совсем немного металла, которого в избытке в самой шестерне. Просто нужно «перегнать» металл из одного места в другое. Контрольный ответ: зуб шестерни надо немного расплющить.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Мобилизация ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:
В Теории решения изобретательских задач существуют правила, позволяющие мобилизовать ресурсы. Хорошее решение, близкое к идеальному, можно получить, не вводя «со стороны» вещества и энергию, а использовав скрытые ресурсы самой системы. Для этого важно рассмотреть систему более внимательно, отбросив привычный и устоявшийся взгляд на нее.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в промышленности


воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Карточка №448 «Парковка по-корейски»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
В современном мегаполисе поиск свободного парковочного места может стать настоящей проблемой. Там, где большие по площади официальные парковки переполнены, водителю необходимо обладать орлиным зрением и развитым чутьем, чтобы отыскать свободное пространство для парковки автомобиля. Нужен простой метод, позволяющий быстро определить, где имеется свободное парковочное место. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Индикатор свободного места должен быть, чтобы водитель сразу мог определить место для парковки, и такого индикатора быть не должно, чтобы не усложнять систему и не нарушать закон стремления к идеальности.

РЕШЕНИЕ:
Южнокорейские изобретатели нашли остроумный, простой и дешевый способ индикации свободных парковочных мест. Для их обозначения используются надувные шарики в виде желтой стрелки, которые привязывают к асфальту. Занимая такое место, автомобиль бампером натягивает шарик, который опускается вниз. Когда машина покидает парковку, шарик сам поднимается вверх, где его очень легко заметить тем, кто занят поисками парковочного места.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
*Принцип «использование пневмо- и гидроконструкций»:
а) вместо твердых частей объекта использовать газообразные (например, надувные)…

КОММЕНТАРИЙ: 
Когда я смотрел видео в статье-источнике, то попытался представить, осуществимо ли такое решение в современных российских условиях. И почему-то в моих мысленных картинках яркий шарик-индикатор то лопается, то отрезается от веревки хулиганствующими злоумышленниками и взмывает высоко вверх…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту



воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Карточка №447 «Похищенное письмо»

ИСТОЧНИК:
Эдгар Аллан По, «Похищенное письмо», рассказ

СИТУАЦИЯ:
Из дома некой очень знатной молодой особы похищено письмо с компрометирующими ее сведениями. Точно известно, что письмо похитил с целью шантажа министр Д., подменив его другим конвертом. Нанятые сыщики тайно совершили обыск в доме господина Д., тщательно осмотрели все места, где можно было спрятать конверт. Было даже инсценировано ограбление министра на улице, но письмо так и не удалось обнаружить.

Префект полиции обратился за помощью к парижскому сыщику-любителю Огюсту Дюпену. Ознакомившись с обстоятельствами похищения письма, сыщик пришел к выводу, что письмо до сих пор в руках шантажиста, который имеет возможность воспользоваться им незамедлительно. После размышлений и логических сопоставлений Дюпен обнаружил и изъял письмо. Как ему удалось разгадать загадку?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Письмо должно быть надежно спрятано, чтобы исключить его утрату или кражу, и оно не должно быть надежно спрятано, чтобы можно было в любой момент им воспользоваться в целях шантажа.

РЕШЕНИЕ:
Злоумышленник не стал прятать письмо в тайник, а поместил его на самом видном месте – в сумочку для визиток, висящую на каминной полке в своей гостиной. Министр придал конверту неприглядный вид, вывернув его наизнанку и поставив сверху свою печать. Ни одному из сыщиков, обыскивавших дом министра, и в голову не пришло, что невзрачный надорванный конверт, небрежно засунутый в сумочку, и есть злополучное письмо, причинившее столько хлопот его неосмотрительной владелице.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Принцип «наоборот»:
в) перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть его

КОММЕНТАРИЙ:
Вот кое-что из размышлений сыщика-любителя:
« - Существует салонная игра, - продолжал Дюпен, - в которую играют с помощью географической карты. Один играющий предлагает другому найти задуманное слово - название города, реки, государства или империи - среди массы надписей, которыми пестрит карта. Новичок обычно пытается перехитрить своего противника, задумывая название, напечатанное наиболее мелким шрифтом, но опытный игрок выбирает слова, простирающиеся через всю карту и напечатанные самыми крупными буквами. Такие названия, как и чересчур большие вывески, ускользают от внимания из-за того, что они слишком уж очевидны…»

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение
ТРИЗ в криминалистике


воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Карточка №446 «В каменном мешке»

ИСТОЧНИК:
М/ф «Приключения капитана Врунгеля» (СССР, 1980)

СИТУАЦИЯ:
Во время участия в международной парусной регате капитан Врунгель и его команда не раз попадали в сложные ситуации. В одном из эпизодов их обманом захватили в плен бандиты. Пленников заперли в высокой башне. Крыша у тюрьмы отсутствует, но стены очень высокие и гладкие, вскарабкаться по ним не получится. Врунгель и его команда уселись на кучу сваленных тут же досок и стали в задумчивости наблюдать, как из водопроводного крана мерно падают капли воды. Как же им выбраться из тюрьмы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Подъемное устройство должно быть, чтобы выбраться из башни, и подъемного устройства быть не должно, потому что в тюрьме его нет.

РЕШЕНИЕ:
И тут капитана Врунгеля осенило. Он приказал помощникам соорудить из досок плот, а затем открыл на полную мощность водопроводный кран. Вода постепенно начала заполнять пространство внутри башни, и вместе с уровнем воды стал подниматься плот, на котором сидели герои мультфильма. Так Врунгель и его команда поднялись наверх, к своей свободе.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
*Принцип антивеса:
а) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой

КОММЕНТАРИЙ:
Конечно, в реальной жизни осуществить такое решение вряд ли удастся. И все же в этой сказочной ситуации капитан Врунгель в очередной раз проявил умение использовать подручные материалы, которые в Теории решения изобретательских задач именуют ресурсами.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям


воскресенье, 24 ноября 2013 г.

Карточка №445 «Купи слона!»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Работа продавца бывает очень сложна. Тем, кто потом и кровью зарабатывает себе на жизнь прямыми продажами, нередко приходится идти на всевозможные ухищрения и уловки, чтобы склонить несговорчивого клиента к покупке. Самые большие трудности начинаются, когда процесс переходит в стадию заключения сделки. Очень важно, чтобы потенциальный покупатель ответил на предложение о покупке согласием. Можно ли повысить вероятность такого согласия, используя психологические приемы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Согласие на покупку должно быть, чтобы продавец смог продать вещь, и согласия на покупку быть не должно, поскольку покупатель еще не принял окончательного решения о покупке.

РЕШЕНИЕ:
Для повышения эффективности прямых продаж широко используется заимствованный из психологии прием «накопление согласия». Смысл техники состоит в том, чтобы изначально ставить перед клиентом вопросы, на которые тот естественным образом отвечает «да». Как только человек несколько раз ответил на вопросы утвердительно, у него возникает установка продолжать в том же духе и соглашаться с высказываниями собеседника.

Если человек сразу ответил «нет», то сказать «да» ему в очередной раз будет труднее. Поэтому подбирать вопросы для накопления согласия надо аккуратно – они должны быть по возможности нейтральными и не относящимися прямо к объекту покупки. И только накопив не менее трех «да», следует переходить к главному вопросу, который может звучать по-разному, но по сути своей отражает заветную мысль продавца: «Ты ведь отдашь мне свои деньги, дружище?..».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Психологический эффект
*Принцип частичного или избыточного действия:
а) если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить «чуть меньше» или «чуть больше» - задача при этом может существенно упроститься

КОММЕНТАРИЙ:
Прием накопления согласия может быть с успехом использован не только в коммерции, но и в повседневном общении. Вот только злоупотреблять им не следует, ведь люди бывают очень чувствительны к тому, что в отношении них проводится явное и неприкрытое манипулирование.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе
ТРИЗ в психологии


воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Карточка №444 «Однажды в театре»

ИСТОЧНИК:
Шоу «Две звезды», эфир от 22 февраля 2013 года.

СИТУАЦИЯ:
В эфире программы «Две звезды» Михаил Боярский припомнил случай, когда как-то раз в драматическом театре ведущая актриса, исполнявшая в спектакле главную роль, простудилась и могла говорить лишь тихим голосом. Средства усиления речи использовать нельзя. Неужели придется отменить спектакль? Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Голос актрисы должен быть тихим, поскольку она простужена, и голос не должен быть тихим, чтобы зрители могли его слышать.

РЕШЕНИЕ:
Вся труппа, занятая в спектакле, стала просто говорить тише, подстроившись под голос актрисы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
*Согласование параметров элементов системы

КОММЕНТАРИЙ:
При решении изобретательской задачи методами ТРИЗ всегда важно найти в системе элемент, который в большей степени поддается управлению (изменению). С ним-то и необходимо работать.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах


воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Карточка №443 «Самообразование на форсаже»

ИСТОЧНИК:
Джек Лондон, «Мартин Иден», роман

СИТУАЦИЯ:
Мартин Иден – обычный работяга, бывший моряк, вышедший из самых низов буржуазного общества. Случайно познакомившись с девушкой из состоятельной семьи, Мартин решает любым путем достичь успеха, стать своим в высшем свете и тем самым добиться расположения избранницы.

Осуществлять свои планы молодой человек начинает с самообразования, твердо решив поскорее стать высокооплачиваемым писателем. Для этого ему необходимо в совершенстве освоить родную английскую речь. Нелегкое задание для человека, который пока еще с трудом может связно выразить свои мысли и не знает значений многих слов. Как ускорить овладение языком, если кроме самообразования приходится регулярно отвлекаться на различные бытовые дела, а на счету каждая минута?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Списки с заучиваемыми словами должны все время быть перед глазами, чтобы быстро их выучить, и не должны постоянно быть перед глазами, потому что надо часто отвлекаться на быт.

РЕШЕНИЕ:
Мартин Иден повсюду в квартире поместил листки с выписанными на них словами, их значениями и правильным произношением. Такие шпаргалки были прикреплены к зеркалу, чтобы учить слова, бреясь, причесываясь или одеваясь, а также к кухонной стене возле керосиновой лампы – чтобы осваивать язык во время приготовления пищи или мытья посуды. Списки регулярно обновлялись, каждое встретившееся ему новое слово Мартин выписывал, чтобы затем прикрепить к зеркалу или стене.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип периодического действия:
в) использовать паузы между действиями для другого действия
*Принцип непрерывности полезного действия:
б) устранить холостые и промежуточные ходы

КОММЕНТАРИЙ:
Человеку, активно занимающемуся творчеством, приходится изыскивать резервы времени, которого постоянно не хватает. Очень часто многие полезные действия, например, освоение иностранного языка, можно совмещать с выполнением повседневных рутинных операций. Для начала достаточно прикрепить к обычным бытовым предметам самоклеящиеся бумажки с обозначающими эти предметы иностранными словами.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении
Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ)


воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Карточка №442 «Пленники Алькатраса»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Скала» ("The Rock", США, 1996)

СИТУАЦИЯ:
Действие фильма «Скала» разворачивается на острове Алькатрас, где раньше находилась тюрьма для особо опасных преступников. Остров захватывают террористы, завладевшие химическим оружием и угрожающие привести его в действие. Чтобы обезвредить террористов, на остров послан специалист ФБР по химическому оружию Стенли Гудспид и бывший узник Алькатраса Патрик Мэйсон, хорошо знающий расположение тюремных помещений.

Попытка незаметно проникнуть на остров сорвалась, оба героя оказались в руках террористов. Гудспид и Мэйсон очутились за решетками одиночных камер. Гудспид вслух недоумевает, как Мэйсону в свое время удалось выбраться из этой тюрьмы, ведь чтобы открыть решетчатую дверь камеры, нужно опустить рычаг, расположенный в тюремном коридоре. Мэйсон наглядно демонстрирует Гудспиду, как, находясь за решеткой, отпереть дверь.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мэйсон должен надавить на рычаг, чтобы открыть дверь в камеру, и не должен надавить на рычаг, потому что находится за решеткой.

РЕШЕНИЕ:
Мэйсон сплел из обивки матраса веревку, к концу которой привязал колесо от тюремной кровати. Раскрутив с внешней стороны решетки груз, он со второй попытки ловко накинул его на нужный рычаг и потянул на себя. В результате рычаг, открывающий дверь в камеру, откинулся вниз.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудалимый) объект

КОММЕНТАРИЙ:
В фильме трюк, проделанный Мэйсоном, выглядит очень гладким и эффектным. Но, очевидно, чтобы выполнить его в реальных условиях, нужна невероятная ловкость.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту


воскресенье, 27 октября 2013 г.

Карточка №441 «Хищник начинает и проигрывает»


ИСТОЧНИК:
Х/ф «Хищник» ("Predator", США, 1987)

СИТУАЦИЯ:
Майор Алан «Датч» Шеффер (Арнольд Шварценеггер) в ходе специальной операции в Центральной Америке потерял весь свой отряд. По ходу фантастического боевика выясняется, что спецназовцам противостоит Хищник – представитель высокоразвитой гуманоидной цивилизации, для которой наша Земля – всего лишь охотничьи угодья, а люди - добыча.

Раса Хищников обладает одной особенностью – они видят мир в инфракрасном изображении. Зрение их чувствительно к температуре воспринимаемого объекта. Поэтому все попытки Шеффера замаскироваться обычным образом ни к чему не приводят. Чтобы победить в противостоянии, спецназовцу нужно придумать, каким образом обмануть «тепловидящего» Хищника и скрыть от него свое присутствие. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Защитный костюм у Шеффера должен быть, чтобы скрыться от инфракрасного зрения Хищника, и защитного костюма быть не должно, потому что взять его негде.

РЕШЕНИЕ:
Спасаясь от преследования, Шеффер с трудом выбирается на берег реки, измазанный с ног до головы грязью. Догоняющий его Хищник, к удивлению Шеффера, не замечает жертву на берегу и уходит. Догадавшись, что его спас слой грязи, облепившей тело, Шеффер сознательно использует эту естественную защиту от инфракрасного зрения в ходе дальнейшего противостояния с инопланетным монстром.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудалимый) объект

КОММЕНТАРИЙ:
Решение, спасшее ему жизнь, Шеффер нашел случайно. И все же надо отдать должное его наблюдательности и изобретательности.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле