ИСТОЧНИКИ:
Г.Архангельский, «Картотеки в организации времени»
М.С.Рубин, «Личные картотеки – фундамент творчества»
В.И.Тимохов, «Проект «Картотека Волшебников»
Е.А.Климов, «Введение в психологию труда»
Иные общедоступные источники:
Б.Г.Ананьев, «Человек как предмет познания»
В.А.Ганзен, «Системные описания в психологии»
СИТУАЦИЯ:
Проблема классификации объектов исследования, составления и ведения картотек существует не только в ТРИЗ.
Примеры классификаций (навскидку):
Цитаты по ситуации:
«…Карточки с информацией - нехитрое изобретение, без которого очень трудно провести исследование, написать книгу или научную работу, эффективно решать изобретательские задачи»
М.С.Рубин
«…Первая же проблема, с которой Вы столкнетесь при сборе картотеки - по какой тематике отбирать информацию. Мы, безусловно, не решим этот вопрос вместо Вас. Сделаем иначе: устроим что-то вроде вернисажа тем для картотек…»
М.С.Рубин
«…Ведение картотек имеет один большой недостаток – слишком кропотливая работа. Я по своему складу предпочитаю более вольное парение мысли. Поэтому картотеки пока пребывают в зачаточном состоянии, ожидая или того момента, когда вольное парение мыслей у меня иссякнет и потребует подкрепления черновой работой, или – когда кто-нибудь присоединится к моим исследованиям и захочет поработать над картотеками…»
Г.Архангельский
ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Картотека должна быть, чтобы упорядочить информацию… и картотеки быть не должно, поскольку отсутствуют единые критерии классификации «картируемых» объектов, да и работа по составлению картотеки сложна и кропотлива.
РЕШЕНИЕ:
Готовый «контрольный» ответ у автора этих строк отстутствует.
По моему скромному мнению, целесообразно внимательно присмотреться к следующим трем типам классификации, авторами которых являются Е.А.Климов, Б.Г.Ананьев, В.А.Ганзен.
- "человек - живая природа" (Ч-ЖП),
- "человек - техника" (Ч-Т),
- "человек - человек" (Ч-Ч),
- "человек - знаковая система" (Ч-ЗС),
- "человек - художественный образ" (Ч-ХО).
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы:
- гностические (распознать, определить)
- преобразующие (обработать, обслужить)
- изыскательские (изобрести, придумать)
Тип профессии по предмету труда. | Гностические (распознать, определить). | Преобразующие (обработать, обслужить). | Изыскательские (изобрести, придумать). |
Человек - природа. | Ботаник ;) | Ветеринар | Биоинженер |
Человек - техника. | Наладчик станков с ЧПУ | Водитель, слесарь | Изобретатель, Инженер |
Человек - знаковая система. | Графолог | Архивариус, библиотекарь | Программист |
Человек -художественный образ. | Литературный критик. | Актёр | Художник, дизайнер |
Человек - человек. | Психолог | Учитель, врач | Режиссёр |
…...............................................................
1. "Человек - живая природа" (П)
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
2. "Человек - техника" (и неживая природа) (Т)
Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами.
Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами.
Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
4. "Человек - знаковая система" (3)
Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
(Аналог в ТРИЗ – «исследовательские» задачи - С.М.)
Примеры:
в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.
2. Преобразующие профессии (П)
(Аналог в ТРИЗ – задачи на «изменение» - С.М.)
Примеры:
в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
3. Изыскательские профессии (И)
(Аналог в ТРИЗ – «исследовательские» задачи? - С.М.)
Примеры:
в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
в типе "человек - знаковая система" - программист, математик;
в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.
Источник: http://www.fio.vrn.ru/2007/3/2.html
………………………………………………………………………………..
2. «…Работая на психологическом факультете ЛГУ, Б.Г.Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.
В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.
Он выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека:
- индивид (биологическая особь),
- субьект деятельности (психология труда)
- личность (социализированный индивид, субъект и объект исторического процесса),
- индивидуальность.
Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида…»
3. В.А.Ганзен предложил использовать в психологии универсальный способ системного описания объектов (SПВЭИ), который включает:
- субстрат (S),
- пространственные характеристики объекта (П)
- временные характеристики объекта (В)
- энергетические характеристики (Э)
- информационныt характеристики (И)
По мнению В.А.Ганзена, такая схема описания позволяет полно и структурированyо описать любой объект, подлежащий исследованию. Вероятно, такая модель системного описания может быть с успехом применена к любым системам, в том числе и к проблеме классификации в ТРИЗ (например, при составлении картотеки)
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
не определен
не определен
Переход к бисистеме и полисистеме?
Использование «информационного ресурса» в смежных с ТРИЗ областях (психология труда, общая психология…)
КОММЕНТАРИЙ:
Приведенные выше три модели классификации при большом желании можно свести в своеобразный трехмерный «морфологический ящик». Своеобразная «классификационная полисистема». Возникающий при этом «нежелательный эффект» (НЭ): система может получиться громоздкой. Впрочем, этот недостаток можно попробовать устранить переводом такой системы в «программный вид».
Значительно проще использовать «бисистему», применив для классификации картотеки любые два из приведенных методов «попарно». Такая модель могла бы выглядеть примерно так:
Тип профессии по предмету труда. | Гностические (распознать, определить). (Г) | Преобразующие (обработать, обслужить). (П) | Изыскательские (изобрести, придумать). (И) |
Ч-П или 1 | (Ч-П)+Г или 1Г | (Ч-П)+П | Ч-П)+И |
Ч-Т или 2 | (Ч-Т)+Г или 2Г (и т.д.) | Ч-Т | . Ч-Т… |
Ч-ЗС или 3 | (Ч-ЗС)+ Г | Ч-ЗС… | Ч-ЗС… |
Ч-ХО или 4 | Ч-ХО)+Г | Ч-ХО… | Ч-ХО… |
Ч-Ч или 5 | Ч-Ч… | Ч-Ч… | Ч-Ч… |
Другая возможная «классификационная комбинация»:
Предмет труда/Объект познания | Индивид (особь) (Ин) | Субъект деятельности (С) | Личность (член общества) (Л) | Индивидуальность (И) |
Ч-П или 1 | ||||
Ч-Т или 2 | Раздел картотеки: «Персоналии изобретателей» Код раздела: 2И вариант: (Ч-Т)+И (всего лишь пример) | |||
Ч-ЗС или 3 | ||||
Ч-ХО или 4 | ||||
Ч-Ч или 5 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий