пятница, 10 сентября 2010 г.

Карточка №41 «Дела сердечные, картотечные» (1)

ИСТОЧНИКИ:
Г.Архангельский, «Картотеки в организации времени»
М.С.Рубин, «Личные картотеки – фундамент творчества»
В.И.Тимохов, «Проект «Картотека Волшебников»
Е.А.Климов, «Введение в психологию труда»
Иные общедоступные источники:
Б.Г.Ананьев, «Человек как предмет познания»
В.А.Ганзен, «Системные описания в психологии»

СИТУАЦИЯ:
Проблема классификации объектов исследования, составления и ведения картотек существует не только в ТРИЗ.

Примеры классификаций (навскидку):

Цитаты по ситуации:
«…Карточки с информацией - нехитрое изобретение, без которого очень трудно провести исследование, написать книгу или научную работу, эффективно решать изобретательские задачи»
М.С.Рубин

«…Первая же проблема, с которой Вы столкнетесь при сборе картотеки - по какой тематике отбирать информацию. Мы, безусловно, не решим этот вопрос вместо Вас. Сделаем иначе: устроим что-то вроде вернисажа тем для картотек…»
М.С.Рубин

«…Ведение картотек имеет один большой недостатокслишком кропотливая работа. Я по своему складу предпочитаю более вольное парение мысли. Поэтому картотеки пока пребывают в зачаточном состоянии, ожидая или того момента, когда вольное парение мыслей у меня иссякнет и потребует подкрепления черновой работой, или – когда кто-нибудь присоединится к моим исследованиям и захочет поработать над картотеками…»
Г.Архангельский


ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Картотека должна быть, чтобы упорядочить информацию… и картотеки быть не должно, поскольку отсутствуют единые критерии классификации «картируемых» объектов, да и работа по составлению картотеки сложна и кропотлива.

РЕШЕНИЕ:
Готовый «контрольный» ответ у автора этих строк отстутствует.

По моему скромному мнению, целесообразно внимательно присмотреться к следующим трем типам классификации, авторами которых являются Е.А.Климов, Б.Г.Ананьев, В.А.Ганзен.

1. «…Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:
  • "человек - живая природа" (Ч-ЖП), 
  • "человек - техника" (Ч-Т), 
  • "человек - человек" (Ч-Ч), 
  • "человек - знаковая система" (Ч-ЗС), 
  • "человек - художественный образ" (Ч-ХО).
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы:
- гностические (распознать, определить)
- преобразующие (обработать, обслужить)
- изыскательские (изобрести, придумать)

Тип профессии по предмету труда.
Гностические (распознать, определить).
Преобразующие (обработать, обслужить).
Изыскательские (изобрести, придумать).
Человек - природа.
Ботаник ;)
Ветеринар
Биоинженер
Человек - техника.
Наладчик станков с ЧПУ
Водитель, слесарь
Изобретатель, Инженер
Человек - знаковая система.
Графолог
Архивариус, библиотекарь
Программист
Человек -художественный образ.
Литературный критик.
Актёр
Художник, дизайнер
Человек - человек.
Психолог
Учитель, врач
Режиссёр
Источник: http://msk.treko.ru/show_dict_444
…...............................................................

1. "Человек - живая природа" (П)

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. 

    
2. "Человек - техника" (и неживая природа) (Т) 

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами.  

3. "Человек - человек" (Ч)


Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
    
4. "Человек - знаковая система" (3)

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. 
    
5. "Человек - художественный образ" (X)


Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. 
    
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" -знание)
(Аналог в ТРИЗ – «исследовательские» задачи - С.М.)
 Примеры: 
    в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; 
    в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; 
    в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; 
    в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; 
    в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.


2. Преобразующие профессии (П)
(Аналог в ТРИЗ – задачи на «изменение» - С.М.)
Примеры: 
    в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; 
    в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; 
    в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; 
    в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; 
    в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.


3. Изыскательские профессии (И)
(Аналог в ТРИЗ – «исследовательские» задачи? - С.М.)
Примеры: 
    в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; 
    в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; 
    в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли; 
    в типе "человек - знаковая система" - программист, математик; 
    в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.
    
………………………………………………………………………………..

2. «…Работая на психологическом факультете ЛГУ, Б.Г.Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.

В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:

1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.

Он выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека:
- индивид (биологическая особь),
- субьект деятельности (психология труда)
- личность (социализированный индивид, субъект и объект исторического процесса),
- индивидуальность.

Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида…»

3. В.А.Ганзен предложил использовать в психологии универсальный способ системного  описания объектов (SПВЭИ), который включает:
- субстрат (S),
- пространственные характеристики объекта (П)
- временные характеристики объекта (В)
- энергетические характеристики (Э)
- информационныt характеристики (И)


По мнению В.А.Ганзена, такая схема описания позволяет полно и структурированyо описать любой объект, подлежащий исследованию. Вероятно, такая модель системного описания может быть с успехом применена к любым системам, в том числе и к проблеме классификации в ТРИЗ (например, при составлении картотеки)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: 
не определен
Переход к бисистеме и полисистеме?
Использование «информационного ресурса» в смежных с ТРИЗ областях (психология труда, общая психология…)

КОММЕНТАРИЙ:
Приведенные выше три модели классификации при большом желании можно свести в своеобразный трехмерный «морфологический ящик». Своеобразная «классификационная полисистема». Возникающий при этом «нежелательный эффект» (НЭ): система может получиться громоздкой. Впрочем, этот недостаток можно попробовать устранить переводом такой системы в «программный вид».

Значительно проще использовать «бисистему», применив для классификации картотеки любые два из приведенных методов «попарно». Такая модель могла бы выглядеть примерно так:

Тип профессии по предмету труда.
Гностические (распознать, определить).

(Г)
Преобразующие (обработать, обслужить).

(П)
Изыскательские (изобрести, придумать).

(И)
Ч-П или 1
(Ч-П)+Г или 1Г
(Ч-П)+П
Ч-П)+И
Ч-Т или 2
(Ч-Т)+Г или 2Г (и т.д.)
Ч-Т
. Ч-Т…
Ч-ЗС или 3
(Ч-ЗС)+ Г
Ч-ЗС…
Ч-ЗС…
Ч-ХО или 4
Ч-ХО)+Г
Ч-ХО…
Ч-ХО…
Ч-Ч или  5
Ч-Ч…
Ч-Ч…
Ч-Ч…

Другая возможная «классификационная комбинация»:
Предмет труда/Объект познания
Индивид (особь)
(Ин)
Субъект деятельности
(С)
Личность
(член общества)
(Л)
Индивидуальность
(И)
Ч-П или 1




Ч-Т или 2



Раздел картотеки: «Персоналии изобретателей»
Код раздела: вариант:
 (Ч-Т)+И
(всего лишь пример)
Ч-ЗС или 3




Ч-ХО или 4




Ч-Ч или  5





 Итак, Уважаемый Читатель, это была всего лишь информация к размышлению; карточка не завершена и, по всей вероятности, будет иметь продолжение. Приглашаю к совместному обсуждению всех заинтересованных лиц. :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий